Раздел 4. Каждый ли человек имеет своего Ангела-хранителя?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Похоже, что не каждый человек имеет своего Ангела-хранителя. В самом деле, о Христе сказано, что Он сделался «подобным человеку и по виду став, как человек» (Филип. 2, 7). Если бы, таким образом, каждый человек имел своего

ангела-хранителя, то и Христос также имел бы своего Ангела-хранителя. Но подобный вывод кажется нелепым, поскольку Христос возвышеннее любого Ангела. Следовательно, не каждый человек имеет своего Ангела-хранителя.

Возражение 2. Далее, самым первым человеком был Адам. Но вряд ли у него был свой Ангел-хранитель, по крайней мере в состоянии невинности, когда он не подвергался никаким опасностям. Следовательно, не каждый человек имеет своего Ангела-хранителя.

Возражение 3. Далее, Ангелы назначаются для охранения людей, дабы, взявши за руки, вести их к жизни вечной, благословлять их на добрые дела и защищать от нападений демонов. Но люди, предопределенные к проклятью, никогда не достигнут жизни вечной. Также и неверующие, хотя они время от времени и творят добро, творят его не должным образом, ибо имеют превратные намерения (ведь, согласно Августину, «намерения направляются верой»). Кроме того, пришествие антихриста произойдет, как сказано, «по действию Сатаны» (2 Фес. 2, 9). Следовательно, Ангелы придаются для охранения не всех людей.

Этому противоречит авторитет вышеупомянутого Иеронима (2), который сказал, что «к каждой душе приставлен свой Ангел, дабы хранить ее».

Отвечаю: человек, пока он находится в своем нынешнем состоянии, как бы стоит на дороге, по которой начинается его странствие к небу. На этой дороге его подстерегает множество опасностей — как изнутри, так и извне, согласно сказанному: «Расставили ловушки на путях моих». И потому как следующим опасной дорогой людям назначается охрана, точно так же и каждому человеку, пока он странствует [в этом мире], назначается свой Ангел-хранитель. Когда же он достигнет конца свого странствия, то у него уже не будет более Ангела-хранителя, но в царстве [Небесном] рядом с ним будет Ангел, с которым он будет разделять господство, а в аду — демон, который будет его карать.

Ответ на возражение 1. Христос как человек направлялся непосредственно Словом Божьим и потому не нуждался в Ангеле-хранителе. Опять-таки, в отношении Своей души Он был достигнувшим, хотя в отношении Своего чувственного тела Он был странником. В этом последнем отношении Он должен был иметь

ангела, но не хранителя — как если бы тот мог быть выше Его, а служителя — поскольку тот был ниже Его. Поэтому и сказано [в Писании]: «Се, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф. 4, 11).

Ответ на возражение 2. В состоянии невинности человек не подвергался опасностям изнутри, поскольку внутренне обладал праведным упорядочением, о чем уже было сказано (95, 1, 3). Однако опасность, как показали последующие события, подстерегала его извне в виде ловушек демонов. По этой причине он нуждался в Ангеле-хранителе.

Ответ на возражение 3. Как предопределенные, неверующие и даже антихрист не лишены внутренней поддержки со стороны природного разума, точно так же они не лишены и внешней поддержки, предоставляемой Богом всему человечеству, а именно Ангелов-хранителей. И хотя получаемая ими оттуда помощь не приводит их через добрые дела к жизни вечной, тем не менее она способствует их защите от некоторых зол, которые могли бы повредить и им, и другим. Ведь даже демоны частично удерживаются Ангелами-хранителями о того вреда, который они бы хотели причинить. И подобным же образом и антихрист не сумеет наделать столько бед, сколько бы он хотел.