Раздел 5. От самого ли рождения сопровождает человека его Ангел-хранитель?

С пятым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Ангел-хранитель не назначается человеку от самого его рождения. В самом деле, как говорит апостол, Ангелов посылают «на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1, 14). Но люди имеют наследовать спасение только после крещения. Следовательно, Ангел-хранитель назначается человеку с момента не рождения, а крещения.

Возражение 2. Далее, люди охраняются Ангелами постольку, поскольку Ангелы их просвещают и наставляют. Но нельзя наставлять новорожденных, поскольку те еще не умеют пользоваться разумом. Следовательно, Ангелы не назначаются охранять детей от самого их рождения.

Возражение 3. Далее, ребенок обладает разумной душой не только после, но и некоторое время до своего рождения. Но не похоже, чтобы Ангел назначался охранять ребенка еще до его рождения, поскольку в это время его еще не допускают к причастию. Следовательно, Ангелы не назначаются охранять людей от самого их рождения.

Этому противоречат слова Иеронима, сказавшего, что «к каждой душе приставлен свой Ангел, дабы хранить ее от ее рождения».

Отвечаю: как заметил Ориген, относительно этого существует два мнения. Так, одни утверждали, что Ангел-хранитель назначается при крещении, другие — что при рождении9. Последнее мнение разделял и Иероним, и не без основания. В самом деле, те преимущества, которые даруются Богом человеку как христианину, даруются в момент его крещения, например, получение евхаристии и т. п. А те, которые даруются Богом человеку как разумному существу, даруются ему в момент его рождения, поскольку именно тогда он обретает свою природу. К такого рода преимуществам надлежит относить и охранение Ангелами. Поэтому Ангел-хранитель назначается человеку от самого его рождения.

Ответ на возражение 1. Ангел посылается на служение, которое, понятно, будет наиболее действенным тогда, когда [подопечный] имеет наследовать спасение, но это в том случае, если мы рассматриваем [служение с точки зрения] конечного следствия попечительства Ангела, каковым и является наследование. Однако из этого вовсе не следует, что другие лишены служения Ангелов, пусть и не настолько действенного, чтобы привести их к спасению, но достаточно действенного, чтобы отвести множество зол.

Ответ на возражение 2. Попечение определено к просвещению посредством наставления в том, что касается его конечного и главного следствия. Однако есть немало других следствий, вполне совместимых с младенчеством, например, отражение демонов и предотвращение телесных и духовных бедствий.

Ответ на возражение 3. Пока ребенок находится в материнском чреве, он еще не полностью отделен, но, будучи некоторым образом внутренне связанным, все еще является ее частью подобно тому, как висящий на дереве плод является частью дерева.

Поэтому с определенной степенью вероятности можно сказать, что Ангел-хранитель матери хранит и ребенка в ее чреве. А вот когда он рождается и отделяется от матери, тогда ему как говорит вышеупомянутый Иероним, и назначается отдельный Ангел-хранитель.