Раздел 7. Скорбят ли Ангелы о бедствиях своих подопечных?

С седьмым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Ангелы скорбят о бедствиях своих подопечных. В самом деле, [в Писании] сказано: «Послы для мира горько плачут» (Ис. 33, 7). Но плач — это признак печали и скорби. Следовательно, Ангелы скорбят о бедствиях своих подопечных.

Возражение 2. Далее, Августин говорит, что «несчастье человека состоит в неповиновении ему его же самого»11. Но потеря охраняемого происходит против воли Ангела-хранителя. Следовательно, Ангелы скорбят о потере людей.

Возражение 3. Далее, насколько скорбь противоположна радости, настолько же покаяние противоположно согрешению. Но Ангелы, как сказано, радуются даже одному покаявшемуся [грешнику] (Лк. 15, 7). Следовательно, они скорбят о впавшем в согрешение праведнике.

Возражение 4. Кроме того, в глоссе Оригена на текст: «Начатки их, которые они дают..» и т. д. (Чис. 18, 12) сказано: «Ангелы приводятся на суд в том случае, если люди отпадают по соб-

ственной вине или вследствие их небрежения». Но вполне естественно печалиться о бедствиях, в результате которых тебя приводят на суд. Следовательно, Ангелы печалятся о людских грехах.

Этому противоречит следующее: нет совершенного счастья там, где присутствуют печаль и скорбь, ибо сказано [в Писании]: «Смерти не будет уже. Ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр. 21, 4). Но счастье Ангелов совершенно. Следовательно, у них нет причины для скорби.

Отвечаю: Ангелы не печалятся по поводу людских согрешений и мук. Ведь печали и скорби, согласно Августину, связаны с теми вещами, которые происходят вопреки нашим желаниям12. Но ничто в мире не происходит вопреки желаниям Ангелов и других блаженных, поскольку их желания целиком совпадают с порядком божественного правосудия, а в мире не случается ничего такого, что не было бы произведено или попущено божественным правосудием. Таким образом, ничто в мире не происходит вопреки желаниям блаженных. Далее, как сказал Философ, просто произвольным является то, чего люди хотят в конкретных обстоятельствах и в определенное время, но если взять это безотносительно, то может оказаться, что никакой произвольности тут нет; так, вообще-то моряк отнюдь не хочет выбрасывать имущество за борт, но [во время бури] он может этого захотеть в связи с угрожающей его жизни опасностью13. Поэтому, как говорится далее, такие поступки следует считать скорее произвольными, чем непроизвольными. Таким образом, в безотносительном смысле Ангелы не желают грехов и страданий своим подопечным, но они желают исполнения порядка божественного правосудия в том, что [порою] бывает связанным со страданиями некоторых людей или с попущением им согрешить.

Ответ на возражение 1. Эти слова Исайи могут быть истолкованы буквально как сказанные о послах Езекии, плачущих из-за слов Рабсака, о чем сказано ниже (Ис. 37, 2 и далее). Если же слова «послы для мира» понимать аллегорически, то речь идет об апостолах и проповедниках, плачущих о человеческих согрешениях. А если использовать анагогическое толкование и [под «послами для мира»] понимать блаженных Ангелов, то в таком случае это выражение является метафорой и указывает на то, что в безотносительном смысле Ангелы желают спасения человечества (ведь в этом смысле мы можем приписывать страсти Богу и Ангелам).

Ответ на возражение 2 явствует из вышесказанного.

Ответ на возражение 3. И в покаянии человека, и в его согрешении у Ангелов одна и та же причина для радости, а именно исполнение порядка божественного Провидения.

Ответ на возражение 4. Ангелы приводятся на суд над людскими грехами не как обвиняемые, а как свидетели, дабы обличать человеческие пороки.