Раздел 2. Наличествуют ли в телесной материи какие-либо семенные силы?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в телесной материи нет никаких семенных сил. В самом деле, силовая причинность подразумевает своего рода духовный порядок. Но в телесной материи

ничто не существует духовно, но только лишь — материально, то есть согласно модусу того, в чем оно есть. Следовательно, в телесной материи нет никаких семенных сил.

Возражение 2. Далее, Августин говорит, что демоны добиваются определенных результатов благодаря использованию скрытого движения неких семян, о наличии которых в материи им известно6. Но что касается пространственного движения, то в этом смысле используются не силы, а тела. Поэтому неразумно утверждать, что будто бы в телесной материи наличествуют семенные силы.

Возражение 3. Далее, семена являются активными началами. Но в телесной материи не может быть никаких активных начал, поскольку, как было сказано выше (1), материя не в состоянии действовать. Следовательно, в телесной материи нет никаких семенных сил.

Возражение 4. Кроме того, нам говорят о несомненности существования «причинных сил»7, которых, похоже, вполне достаточно для производства вещей. Но семенные силы и причинные силы — это разные вещи, поскольку чудеса находятся за пределами возможностей семенных сил, но [отнюдь] не за пределами возможностей причинных сил. Поэтому неразумно утверждать, что будто бы в телесной материи наличествуют семенные силы.

Этому противоречит сказанное Августином о том, что «помимо всех произведенных телесным и видимым способом вещей, существуют еще и некоторые семена, сокровенно покоящиеся в телесных вещах этого мира»8.

Отвечаю: как правило, вещи именуются по тому, что в них наиболее совершенно, и так как из всей телесной природы наиболее совершенными являются живые тела, то слово «природа» перешло от живых существ ко всем естественным вещам. В самом деле, как говорит Философ, изначально слово «природа» применялось для указания на возникновение живых существ, которое называется «рождением», а поскольку живое существо возникает из сращенного с возникающим и тем, из чего оно возникает, начала, как [например] плод [возникает] от дерева и ребенок от матери, то слово «природа» стало также использоваться применительно к любому существующему в движимом началу движения9. Но очевидно, что активными и пассивными началами возникновения живых существ являются семена, из которых и

возникают живые существа. Поэтому Августин назвал все являющиеся началами естественного возникновения и движения активные и пассивные силы «семенными силами».

Эти активные и пассивные силы могут быть рассмотрены с точки зрения нескольких порядков. Итак, как говорит Августин10, в первую очередь и изначально они суть «идеи типов», находящиеся в Слове Бога. Во-вторых, они находятся в элементах мира, в которых они были сотворены разом в начале как «универсальные причины». В-третьих, они находятся в вещах, которые — каждая в свое время — производятся универсальными причинами, например, в этом вот растении или в этом вот животном, как «частные причины». В-четвертых, они находятся в «семенах», которые происходят от животных и растений. И при этом последние так относятся к последующим частным следствиям, как первоначальные универсальные причины — к первым произведенным следствиям.

Ответ на возражение 1. Указанные активные и пассивные силы природных вещей называют «причинными» не в связи с их нахождением в телесной материи, а, скорее, в связи с их происхождением, поскольку они суть следствия причинных идей.

Ответ на возражение 2. Эти активные и пассивные силы находятся в некоторых частях телесных вещей, и в том случае, когда их использование [демонами] ради достижения некоторых результатов сопряжено с пространственным движением, о демонах можно говорить как об использующих семена.

Ответ на возражение 3. Мужское семя является активным порождающим началом животного. Однако и привносимое [в этот процесс] пассивное женское начало может быть названо «семенем». Таким образом, словом «семя» охватываются как активные, так и пассивные начала.

Ответ на возражение 4. Из слов Августина, сказанных им об этих семенных силах, нетрудно заключить, что они в то же время являются и причинными силами, поскольку семя — это своего рода причина. В самом деле, он говорит, что «подобно тому, как мать беременна будущим потомством, точно так же и все мироздание беременно причинами будущих вещей»11. А вот «идеи типов», которые вполне можно называть «причинными силами», в строгом смысле слова «семенными силами» быть не могут, потому что семя — это не отделенное начало, и еще потому, что чудеса не происходят за пределами возможностей причин-

ных сил. И точно так же ни одно из чудес не происходит за пределами возможностей пассивных сил, всеянных в творение таким образом, что они могут быть использованы ради любой цели согласно Божественному изволению. Однако чудеса, по общему мнению, происходят за пределами возможностей естественных активных сил и тех пассивных потенций, которые определяются таким активным силам, и именно это имеется в виду когда говорится, что они происходят за пределами возможностей семенных сил.