Август

1 августа

Древнее и современное колдовство

«Вот что говорит Господь, — сказал Илия Царю: — »Ты послал гонцов вопросить Баал-Зевува, божество Экрона. Разве нет Бога в Израиле — вопросить Его, что Он скажет? За это не встанешь ты с постели, на которой лежишь, на ней ты и умрешь» (4Цар.1:16, ИПБ; см. также 4Цар.1:2-17).

Еще во времена царствования своего отца Охозия стал свидетелем чудесных деяний Всевышнего. Он видел ужасные свидетельства, данные Богом отступившему Израилю, о том, как Он относится к отвергающим Его Закон. Охозия вел себя так, словно те страшные реалии были всего лишь пустыми сказками. Вместо того чтобы смирить свое сердце пред Богом, он поклонялся Ваалу, пока наконец не осмелился совершить самый дерзкий нечестивый поступок…

В настоящее время таинства языческого культа заменены тайными обществами и спиритическими сеансами, таинствами и чудесами спиритических медиумов. Тысячи людей, отказываясь принять свет Божьего Слова и Святого Духа, охотно принимают откровения медиумов…

Почти все течения спиритизма возглавляют люди, претендующие на умение исцелять болезни… Даже в наш христианский век немало встречается тех, кто вместо того, чтобы доверять силе живого Бога и умению квалифицированных докторов, обращаются к целителям…

Израильский царь, отвернувшись от Бога, чтобы просить помощи у злейшего врага своего народа, тем самым засвидетельствовал язычникам, что он больше доверяет их идолам, нежели Богу Небес. Мужчины и женщины таким же образом бесчестят Бога, когда отворачиваются от Источника силы и мудрости и просят помощи или совета у темных сил…

Люди, занимающиеся сатанинской магией, могут хвалиться тем, что получают огромные преимущества, но доказывает ли это, что их образ действия мудрый или безопасный? Что из того, что продлится жизнь? Что из того, что будет приобретена временная выгода? Принесет ли пользу в конечном счете пренебрежение Божьей волей? Все эти мнимые приобретения в итоге обернутся невосполнимой потерей. Мы не можем безнаказанно, без вреда для себя разрушить ни одно ограждение, которое Бог возвел вокруг Своего народа, защищая его от сатанинской силы (Пророки и цари, с. 209-212).

2 августа

Верность в малом

«Кто верен в малом, тот верен и в большом» (Лк.16:10, ИПБ; см. также 4Цар.19:19-21).

Бог повелел Илии помазать вместо себя другого пророка. «Елисея же — сына Сафатова… помажь в пророка вместо себя» (3Цар.19:16), — сказал Он, и, повинуясь этому повелению, Илия отправился искать Елисея…

Отец Елисея был богатым землевладельцем, который, несмотря на господствующее отступничество, вместе со всем своим домом не преклонил колени перед Ваалом. В его доме чтили Бога и правилом повседневной жизни была непоколебимая вера древнего Израиля. В такой обстановке прошли ранние годы Елисея. В сельской тишине, наставляемый Богом, учащийся у природы и привыкающий к дисциплине через полезный труд, он научился жить незатейливо, повиноваться родителям и Богу, что и сделало его впоследствии пригодным для высокого положения, которое ему предстояло занять.

Елисей был призван стать пророком тогда, когда вместе со слугами своего отца пахал поле. Елисей всегда охотно брался за любую работу, которая была под рукой. В нем замечательным образом сочетались умение руководить и кротость человека, готового в любой момент послужить другим. Несмотря на свой Спокойный мягкий характер, он был энергичен и тверд. Честный, верный, Елисей любил и боялся Бога, а в простом ежедневном труде приобрел целеустремленность и благородство характера, постоянно возрастая в благодати и познании. Сотрудничая с отцом в домашних делах, он учился сотрудничать с Богом.

Проявляя верность в малом, Елисей готовился нести большую ответственность. Изо дня в день он приобретал опыт, необходимый для более обширной и возвышенной работы… Никто не знает, к чему его готовит Господь, но все должны быть уверены, что верность в малом свидетельствует о готовности к более высоким обязанностям. Каждый наш поступок является выражением нашего характера, и только тому, кто, выполняя повседневные обязанности, проявил себя «делателем неукоризненным», Бог может оказать честь, поручив более высокое служение (Пророки и цари. с. 217, 218).

3 августа

Почему Елисей?

«Недостоин Меня тот, кто любит отца или мать больше, чем Меня, и тот, кто любит сына или дочь больше, чем Меня; и кто не берет своего креста и не следует за Мной — тоже недостоин Меня» (Мф.10:37,38, ИПБ; см. также 3Цар.19:19-21).

Когда согласно Божественному повелению Илия отправился искать себе преемника и проходил полем, на котором пахал Елисей, он бросил на плечи молодого человека плащ посвящения… Елисей… принял это как знак, что Бог призвал его стать преемником Илии… Елисей должен был все взвесить и решить: последовать ли этому призванию или отказаться от него. Если бы его стремления были привязаны к дому и преимуществам, он был волен остаться. Но Елисей понял, что значит его призвание… Ни за какие мирские радости он не желал отказаться от возможности стать Божьим вестником или от преимущества сотрудничать с Его слугой… Не колеблясь, он оставил дом, где его так любили, и пошел с пророком, чтобы разделить его трудную жизнь (Пророки и цари, с. 219, 220).

Многие считают свою жизнь бесполезной и не приближающей наступление Царства Божьего, если она напрямую не связана с религиозной деятельностью… Поскольку могут послужить только в малом, они считают это оправданием полной бездеятельности. Такие люди глубоко ошибаются. Человек может активно участвовать в служении Богу, когда валит лес, расчищает землю или пашет. Мать, воспитывающая своих детей для Христа, служит Богу так же верно, как и проповедник за кафедрой.

Многие, страстно мечтая обладать особыми талантами чтобы совершать великую работу, в то же время пренебрегаю; делом, которое так и просится к ним В руки и которое превратило бы их жизнь в .приятное благоухание… Успех зависит не столько от таланта, сколько от энергии и желания трудиться. Не выдающиеся таланты делают нас способными благоугодно служить Богу, а добросовестное выполнение повседневных обязанностей, чувство удовлетворения всем, чем мы располагаем, и неподдельная искренняя заинтересованность в благополучии окружающих. В самой скромной повседневной работе можно проявить настоящее мастерство. Самые обыденные дела, верно и с любовью выполняемые, приобретают в глазах Бога особенную красоту (там же, с. 219).

4 августа

Все на алтарь

«Тот, кто, положив руку на плуг, оглядывается назад, непригоден для Царства Божия» (Лк.9:62, ИПБ).

Не каждого из нас просят служить подобно Елисею, не всем предложено продать то, что они имеют. Однако Бог хочет, чтобы на первое место мы ставили Его дело и чтобы в нашей жизни не было ни одного дня, когда мы не совершили бы нечто для продвижения Его дела на Земле. Он не требует одинакового служения от всех. Один призван трудиться в чужой земле, другой — поддерживать своими средствами евангельский труд. Бог принимает приношение каждого. Но мы должны посвятить Ему всю свою жизнь, все свои стремления. Люди, готовые принести такую жертву, услышат голос Неба и будут ему послушны…

Вначале от Елисея требовалось немногое; тем не менее его обыденные обязанности и составляли его обучение. Сказано, что он поливал воду на руки Илии, своему господину. Он был готов делать все, что Бог повелевал ему, на каждом шагу учась скромности и служению … Живя с Илией, Елисей не был свободен от искушений. На его долю выпало много испытаний, но в любой критической ситуации он полагался на Бога. Его искушали воспоминания о покинутом им доме, однако, всякий раз он старался отогнать от себя подобные мысли. Положив руку на плуг, он решил не оборачиваться назад и, пройдя проверку и испытания, остался верен оказанному доверию…

Когда Елисей сопровождал пророка… его вера и решимость еще раз были испытаны. И в Галгале, и в Вефиле, и в Иерихоне Илия предлагал ему возвратиться… Но… он решил не отступать от намеченной цели… И… Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя.

Не земной славы и не высокого положения среди великих мира сего просил Елисей. Он страстно желал получить в обильной мере Святого Духа, щедро излитого Богом на того, кто вот-вот должен удостоиться чести быть взятым живым на Небо. Он знал: ничто, кроме покоящегося на Илии Духа, не может приготовить его занять то место в Израиле, на которое его призвал Бог. Поэтому Елисей просил: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». (Пророки и цари, с. 221-227).

5 августа

Приемник Илии

«И еще скажу вам тайну: не все мы умрем, но все преобразимся. Свершится это быстро, во мгновение ока, при последней трубе. Вострубит она, и мертвые воскреснут нетленными, мы же окажемся преображенными» (1Кор.15:51,52, ИПБ: см. также 4Цар.2:1-15).

В пустыне одинокий и разочарованный Илия говорил, что жить ему уже довольно, и просил Бога о смерти. Но Бог в Своем милосердии не исполнил его просьбу. Илии еще предстояла великая работа, и после ее выполнения он не должен погибнуть разочарованным и одиноким. Не в могилу должен был сойти пророк, а вместе с Божьими ангелами вознестись в присутствие Его славы.

Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои. и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде. и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее. И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли» (4Цар.2:12-15).

Когда Господь в Своем провидении находит нужным отстранить от работы тех, кого раньше наделил мудростью, тогда Он укрепляет и помогает их преемникам, если те желают обращаться к Нему за помощью и ходить Его путями. Они могут быть еще мудрее, чем их предшественники, ибо могут воспользоваться их опытом и многому научиться на их ошибках (Пророки и цари, с. 218).

Илия, как человек силы, был Божьим орудием в истреблении огромного зла… В качестве преемника Илии нужен был тот, кто, терпеливо и заботливо наставляя, мог бы вести Израиль безопасными путями. Раннее Воспитание Елисея под Божьим руководством приготовило его к этой миссии…

Характер проявляется в каждом поступке, и только тот, кто выказывает себя «делателем неукоризненным» (2Тим.2:15) в малом, удостоится доверия Бога в большем (Воспитание, с. 60, 61).

6 августа

Загрязнение и очищение

«Он вышел к источнику и высыпал туда соль со словами: «Вот что говорит Господь: «Я исцеляю эту воду! Не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия»» (4Цар.2:21, ИПБ; см. также 4Цар.2:19- 22).

Бросая соль в горькие воды, Елисей тем самым преподал тот же урок, который спустя несколько столетий Спаситель дал Своим ученикам, сказав: «Вы — соль земли» (Мф.5:13). Соль, брошенная в загрязненную воду, очистила источник, принесла жизнь и благословение там, где раньше царила пагуба и смерть. Сравнивая Своих детей с солью, Бог желал показать, что намерен сделать их причастниками Своей благодати, дабы они, в свою очередь, участвовали в спасении окружающих…

Чтобы соль могла сохранить продукт от порчи, она должна быть тщательно перемешана с ним и проникнуть в него. Таким же образом через личные контакты спасительная сила Евангелия достигает сердец людей. Невозможно спастись целым коллективом, каждый человек спасается самостоятельно. Личное влияние человека — великая сила, которая должна подкреплять влияние Христа… делать все возможное, чтобы приостановить разложение мира… возвысить, облагородить жизнь и характер окружающих силой своего безукоризненного примера, искренней веры и любви.

Загрязненный источник символизирует собой душу, находящуюся вдали от Бога… Грех разрушает всего человека, искажает разум, развращает воображение и приводит к деградации все способности души. Во всем ощущается отсутствие чистой религии и святости сердца. Обращающая сила Божья не произвела преобразования характера.

Сердце, принявшее Слово Божье, не похож: на озеро, воды которого испаряются … Оно подобно быстрой реке, которая постепенно становится все глубже и шире, пока наконец ее живительные воды не разольются по всей земле… Так происходит и с истинным чадом Божьим. Религия Христа проявляется как животворный, всепроникающий принцип, как живая, действенная духовная энергия. Когда сердце открывается для небесного влияния истины и любви, тогда эти принципы становятся подобны потоку в пустыне, принося плодородие туда, где сейчас бесплодие и смерть (Пророки и цари, с. 231-234) .

7 августа

Осуждение грубости

«Перед седовласым вставай, почитай старца, благоговей перед Богом твоим, Я – Господь» (Лев.19:32, ИПБ; см. также 4Цар.2:23-25)

Елисей был человеком кротким и мягким, но случай, произошедший с ним по дороге в Вефиль, где его осмеяли вышедшие из города нечестивые молодые люди, говорит о том, что он мог быть и суровым. Эти молодые люди слышали о вознесении Илии и сделали данное торжественное событие предметом насмешек. Увидев Елисея, они закричали ему вслед: «Иди, плешивый! иди, плешивый!» Услышав их насмешки, пророк обернулся и под вдохновением Всемогущего произнес на них проклятие. Этих детей постигло Божье наказание. «И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребенка» (4Цар.2:23,24).

Если бы Елисей оставил насмешку без внимания, то чернь и впредь позволяла бы себе насмехаться и поносить его, а миссия пророка, заключавшаяся в том, чтобы наставлять и спасать народ в час серьезной опасности, потерпела бы крах. Этот единственный случай проявления страшной суровости снискал ему всеобщее уважение на всю оставшуюся жизнь. В течение пятидесяти лет он входил и выходил вефильскими воротами, странствовал по стране из города в город, встречался с толпами праздной, грубой, распутной молодежи, но никто не насмехался над ним и не относился легкомысленно к его званию пророка Всевышнего…

Почтительность, которой так недоставало насмешникам Елисея, является добродетелью, и ее необходимо тщательно лелеять. Каждого ребенка необходимо научить относится к Богу с надлежащим почтением. Его Имя никогда нельзя произносить легкомысленно или бездумно. Ангелы, произнося его, прикрывают свои лица. С каким же благоговением мы, падшие, грешные существа, должны произносить это Имя!..

Вежливость также является одним из даров Духа, и все должны ее развивать. Она обладает способностью смягчать характер людей, которые без нее становятся грубыми и черствыми. Люди, называющие себя последователями Христа, но в то же время проявляющие грубость, неучтивость и невежливость, так и не научились у Иисуса. Их искренность и честность могут не вызывать сомнений, но эти качества не могут возместить отсутствие доброты и вежливости (Пророки и цари, с. 235-237).

8 августа

Стол в пустыне

«Господь же заботится о благоговеющих перед Ним, полагающихся на милость Его, чтобы спасать их от смерти и в голодное время помочь им выжить» (Пс.32:18,19, ИПБ; см. также 4Цар.4:38-44).

Подобно Спасителю человечества, прообразом Которого он был, Елисей в своем служении людям сочетал исцеления с проповедью. В течение своего продолжительного эффективного труда Елисей верно и неутомимо старался способствовать развитию и продвижению важной воспитательной работы, проводимой в пророческих школах … Это произошло во время посещения пророческой школы в Галгале, где пророк сделал отравленное блюдо вполне пригодным для употребления…

Там же, в Галгале, когда в той земле уже свирепствовал голод, Елисей накормил сто человек небольшим даром, принесенным ему человеком «из Ваалшалиши». Он принес хлебный начаток — двадцать ячменных хлебцев и сырые зерна в шелухе»…

Какую милость проявил Христос через Своего посланника, накормив голодных! Так снова и снова, быть может, не всегда столь явным и заметным образом, Господь Иисус заботится о нуждах людей…

Только благодать Божья способна превратить малое в изобилие. Рука Бога может увеличить любую малость во сто крат. Из Своих ресурсов Он способен накрыть стол и в пустыне. Прикосновением Своей руки Бог может увеличить скудный запас еды и сделать ее достаточной для всех. Именно Его сила умножала хлеб и зерно в руках пророческих сынов…

Когда Господь поручает выполнить какую-то работу, люди не должны раздумывать, благоразумно это будет или нет, или же предугадывать результаты своих усилий. Может показаться, что запасов в их руках не хватит для удовлетворения нужд, но в руках Бога этого будет более чем достаточно. Слуга «подал им, И они насытились, и еще осталось, по слову Господню»…

Дар, принесенный Господу с благодарностью и молитвой о Его благословении, Он умножит так же, как умножал пищу для пророческих сынов и уставшего народа (Пророки и цари, с. 240-243).

9 августа

Ребенок-миссионер

«Однажды во время набега арамеи взяли в плен девочку из земли израильской, и та стала прислуживать жене Неемана» (4Цар.5:2. ИПБ; см. также 4Цар.5:1-4).

Будучи рабыней, живя вдали от родного дома, эта маленькая девочка, тем не менее, была свидетелем Божьим. Сама того не сознавая, она выполняла замысел Бога, для осуществления которого Он избрал Израиль Своим народом. Работая в доме хозяина-язычника, девочка глубоко сочувствовала его болезни и, вспомнив совершенные Елисеем чудесные случаи исцеления, сказала своей госпоже: «О, если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его!» Она знала, что Елисей обладал небесной силой, и верила, что и Нееман может быть исцелен благодаря этой силе.

Жизнь девочки-рабыни в языческом доме и ее поведение там — неоспоримое свидетельство того, какую силу имеет раннее воспитание детей в родительском доме. Отцам и матерям оказано самое величайшее доверие в воспитании детей и заботе о них. Родителям приходится иметь дело с самим основанием привычек и характера своих детей. От их личного примера, от их воспитания во многом зависит будущее детей.

Счастливы те родители, жизнь которых является подлинным отражением Божественного характера, когда все обетования и заповеди Божьи пробуждают в детях признательность и благоговение. Счастливы те родители… которые, приучая ребенка любить их, доверять и повиноваться им, в то же самое время учат их любить Отца Небесного, доверять и повиноваться Ему. Родители, давшие своим детям такой дар, наделили их более драгоценным сокровищем, чем все богатства мира, — сокровищем, которое пребывает вечно.

Мы не знаем, к какому служению будут призваны наши дети. Их жизнь может пройти и под родительским кровом. Возможно, они будут заниматься обычными житейскими делами или же станут проповедниками Евангелия в языческих странах, но чем бы они ни занимались, все в одинаковой мере призваны быть Божьими миссионерами, нести благодать в мир (Пророки и цари, с. 244, 245) ..

Тот, Кто послал… маленькую еврейскую девочку на помощь сирийскому военачальнику Нееману, сегодня посылает мужчин, женщин и молодежь как Своих представителей к тем, кто нуждается в Божественной помощи и водительстве (Служение исцеления, с. 473).

10 августа

Божии пути

«Мои мысли — не то, что ваши мысли, пути Мои — не то. что ваши пути, — говорит Господь. — Как небо высоко над землей, так пути Мои выше ваших путей, и мысли Мои — ваших мыслей» (Ис.55:8.9. ИПБ; см. также 4Цар.5:5-14).

Нееман-сириянин обратился за советом к пророку Божьему, как ему исцелиться от отвратительной болезни — проказы. Нееману было велено пойти и семь раз окунуться в Иордане. Почему же он сразу не последовал совету Елисея, Божьего пророка? » Обидевшись и разочаровавшись, он вышел из себя и в ярости отказался последовать простому совету пророка Божьего. «Я, — сказал он, — думал, что он выйдет, станет, и призовет имя Господа, Бога своего, и возложит руку свою на то место, и снимет проказу. Разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? Разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе». Его раб сказал: «Отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист»» (4Цар.5:11-13). Да, этот знатный человек считал ниже своего достоинства пойти к скромной реке Иордан и омыться. Реки, которые он упомянул и где желал бы омыться, по обоим берегам были украшены деревьями и рощами, а в этих рощах стояли идолы. Множество людей стекалось на берега этих рек, чтобы поклониться своим божествам-идолам, поэтому Нееману, чтобы омыться в их водах, не нужно было проявлять смирения. Но для выполнения специального указания пророка необходимо было смирить свой гордый и высокомерный дух. Охотное послушание дает желаемый результат. Нееман омылся и выздоровел (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 309, 310).

Наши планы не всегда являются Божьими планами… По Своей чуткой заботе и любви к нам Тот, Кто понимает нас лучше, чем мы сами понимаем себя, часто не позволяет нам эгоистично стремиться к удовлетворению своих честолюбивых замыслов… Он просит нас отдать Ему многое, но, послушавшись Его, мы лишь отказываемся от того, что препятствует нам на пути к Небу…

В будущей жизни раскроются тайны, которые здесь досаждали нам и огорчали нас. Мы увидим, что наши, казалось бы, неуслышанные молитвы и неоправдавшиеся надежды были для нас величайшими благословениями (Служение исцеления, с. 473).

11 августа

Не в огненной колеснице

«Вновь услышал я голос с неба: «Напиши: «Блаженны отныне мертвые, в Господе почившие»». «Воистину так, — говорит Дух, — пусть успокоятся они после трудов своих, ибо следуют за ними дела их» (Откр.14:13, ИПБ; см. также 4Цар.13:14-20).

Елисею не было дано последовать за своим господином в огненной колеснице. Господь допустил, чтобы продолжительная болезнь надолго приковала его к постели. В течение томительных часов человеческой слабости и страдания его вера твердо покоилась на обетованиях Божьих, и он всегда видел вокруг себя небесных посланцев утешения и мира. Как на вершинах Дофаима пророк видел небесное воинство, огненные колесницы Израиля и всадников, охраняющих его, так и теперь осознавал присутствие сочувствующих ангелов, и это придавало ему сил. В течение всей своей жизни он сохранял непоколебимую веру, и по мере продвижения в познании провидения и милосердия Бога его вера переросла в полное доверие Господу; поэтому, когда смерть призвала его, он был готов отдохнуть от своих трудов…

С полной уверенностью Елисей мог сказать: «Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня. (Пс.48:16). С радостью он мог засвидетельствовать: «A я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию». (Иов 19:25). «А я в правде буду взирать на лицо Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим». (Пс.16:15) (Пророки и цари, с. 263, 264).

Христос называет Своими всех, кто уверовал во имя Его. Животворная сила Духа Христова, пребывающего в смертном теле, связывает каждую верующую душу с Иисусом Христом. Верующие во Христа дороги Его сердцу, ибо жизнь их сокрыта со Христом в Боге…

Каким славным будет утро воскресения! Какая это будет чудесная сцена, когда Христос придет, чтобы стать объектом восхищения всех уверовавших! Все, принявшие со Христом Его страдания и унижения, станут соучастниками Его славы. Благодаря воскресению Христа из мертвых, каждый верующий святой, почивший в Иисусе, выйдет из своей темницы с торжеством. Воскресший святой воскликнет: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55) (Избранные вести, т. 2, с. 271, 272).

12 августа

Сопротивляющийся пророк

«Ступай немедля в великий город Ниневию и предостереги живущих там: ждет их возмездие, ибо беззакония их дошли до небес и они перед очами Моими!» (Иона 1:2, ИПБ).

Ниневия, какой бы нечестивой она ни была, не полностью погрузилась в беззакония. Тот, Кто «видит всех сынов человеческих. (Пс.32:13)… видел в этом городе множество людей, которые стремились к чему-то лучшему и возвышенному… Бог открылся им самым очевидным образом, чтобы по возможности привести их к покаянию.

Для осуществления этой задачи был избран пророк Иона… Если бы пророк беспрекословно повиновался Богу, он избежал бы многих горьких переживаний и получил бы обильные благословения. Однако Бог не оставил Иону в его отчаянии. Через многие испытания и посланные Богом необыкновенные происшествия у пророка должна была возродиться уверенность в Боге и Его безграничной силе спасать…

Еще раз слуге Божьему поручили предостеречь Ниневию… Войдя в город, Иона начал проповедовать, говоря: «Еще сорок дней — и Ниневия будет разрушена!» (Иона 3:4). На каждой улице раздавался его голос, предостерегающий город о грядущем бедствии.

Его весть звучала не напрасно. Слова Ионы передавались из уст в уста, пока наконец все жители города не услышали потрясающее предостережение. Дух Божий запечатлел эту весть в каждом сердце, многих привел в трепет из-за их грехов и побудил к раскаянию в глубоком смирении… Это предотвратило их гибель, Бог Израилев был возвеличен во всем языческом мире, и Его Закон стали почитать. Лишь через много лет Ниневия стала добычей окружающих народов, поскольку забыла Бога и возгордилась…

Это урок для Божьих вестников сегодня, когда современные города нуждаются в познании сущности и намерений истинного Бога так же, как в свое время древняя Ниневия… Единственный город, который будет стоять вечно, — это город, художник и строитель которого Бог… Господь Иисус призывает людей со святым рвением стремиться приобрести бессмертное наследие (Пророки и цари, с. 265-274).

13 августа

Существует предел

«Вот уже оставляет Господь место пребывания Своего, чтобы воздать живущим на земле за беззакония их, и тогда явит земля, кровь пролитую, не скроет уже убитых на ней» (Ис.26:21, ИПБ).

Наш Бог есть Бог милосердия. С долготерпением и чутким состраданием относится Он к нарушителям Его Закона… Но есть предел, когда Божественное терпение исчерпывается и непременно должны последовать Божьи суды. Господь долготерпелив к людям и городам, милосердно предостерегая их, чтобы уберечь от Своего гнева, но наступит время, когда мольбы о милости уже не будут больше слышны…

Для мира скоро наступит время такой великой скорби, что никакие человеческие средства не исцелят ее. Дух Божий постепенно оставляет Землю. Бедствия на море и на суше следуют одно за другим. Как часто мы слышим о землетрясениях, ураганах, разрушениях, причиненных пожарами и наводнениями, с огромным числом жертв, с колоссальным материальным ущербом! Несомненно, эти бедствия происходят в результате действия стихийных, нерегулируемых, неподвластных контролю человека сил природы, но во всем этом можно увидеть Божью цель. Этими и другими средствами Он стремится пробудить в мужчинах и женщинах осознание надвигающейся на них опасности.

Вестники Божьи в больших городах не должны разочаровываться из-за нечестия, несправедливости, развращенности, с которыми они сталкиваются, провозглашая миру радостную весть спасения… В каждом городе, утопающем в насилии и преступлениях, есть много таких людей, которые при правильном наставлении могут стать последователями Иисуса… Сегодня к жителям Земли обращена Божья весть: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:44)… Мы стоим на пороге величайшего кризиса всех веков…

Сгущаются тучи гнева Божьего, и устоят только те, кто откликнулся на зов милости, как это сделали жители Ниневии под влиянием проповеди Ионы, и кто освятил себя повиновением законам Божественного Повелителя. Только праведники будут укрыты со Христом в Боге, пока не пройдет пагуба (Пророки и цари, с. 275-278).

14 августа

«Пошли меня»

«И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня» (Ис.6:8; см. также Ис.6:1-10).

Исаия, еще молодой человек, был призван на пророческое служение при тяжелых обстоятельствах и разочаровании. Его стране угрожало страшное бедствие. Нарушив Закон Божий, иудейский народ лишился Божественной защиты, и ассирийские войска готовились напасть на Иудейское царство. Но опасность, исходящая от внешнего врага, была не самой большой неприятностью. Слуга Господа сильнее всего отчаивался, видя испорченность Божьего народа. Своим отступлением и восстанием иудеи навлекали на себя Божьи суды. Юный пророк, призванный возвещать им весть предостережения, знал, что столкнется с упорным сопротивлением… Задача казалась Исаии почти безысходной …

Подобные мысли теснились в уме пророка, когда он стоял в притворе святого храма. Внезапно врата и внутренняя завеса в храме как бы приподнялись или отодвинулись, И Исаии было позволено заглянуть во Святое святых, куда не имела права ступить даже нога пророка. Перед его глазами предстало видение Иеговы, сидящего на престоле высоком и превознесенном, а края риз Его наполняли храм. По обеим сторонам престола парили серафимы; на двух крыльях они летали, двумя в благоговении закрывали свои лица, а еще двумя закрывали ноги…

Никогда раньше Исаия не имел такого полного представления о величии Иеговы и Его совершенной святости; он сознавал, что, будучи немощным и недостойным человеком, должен погибнуть в присутствии Бога. «Горе мне! — воскликнул он. — Погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис.6:3,5). Но один из серафимов подлетел к юноше, чтобы подготовить его к выполнению великой миссии. Он коснулся его уст горящим углем с жертвенника, сказав: «Вот, это коснулось уст твоих, И беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». И когда Бог вопросил: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?», Исаия ответил со святой уверенностью: «Вот я, пошли меня» (Ис.6:7,8) …

Пророк получил силу для предстоящего труда (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 749-751).

15 августа

Истинное или ложное смирение?

«Восклицая, они вторили друг другу: «Свят, свят, свят Господь Воинств, вся земля исполнена славы Его!» (Ис.6:3, ИПБ; см. также Ис.6:1-4).

Эти святые существа пели, восхваляя и прославляя Бога неоскверненными грехом устами. Контраст между немощной хвалой, которую он [Исаия] привык воздавать Творцу, и пламенной хвалой серафимов, поразил и смирил пророка…

Пока он слушал пение ангелов… слава, бесконечная сила и непревзойденное величие Господа прошли перед его взором, и он был впечатлен до глубины души. В свете этого несравненного сияния, явившего, насколько он мог вынести, откровение Божественного характера, его собственная внутренняя нечистота предстала перед ним с поразительной ясностью. Сами его слова казались ему отвратительными.

Так, когда слуге Божьему позволяется созерцать славу Бога Небесного, как Он открывается человечеству, когда он сознает хоть отчасти чистоту Святого Израилева, он в тревоге признает порочность своей души вместо того, чтобы хвалиться собственной святостью. В глубоком смирении Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами»… Это не напускное смирение и рабское самобичевание, проявление которых в глазах многих кажется добродетелью. Такое ложное смирение является насмешкой над истинным и исходит из сердца, полного гордости и самопревозношения. Многие, кто считает себя недостойным только на словах, бывают разочарованы, если другие не восхищаются ими и не оценивают их за подобное поведение. Но признание пророком своей греховности было искренним (Библейский комментарий АСД, т. 4, с.1140. Комментарий Э. Уайт).

Находящиеся перед престолом и взирающие на славу Божью серафимы исполнены таким благоговейным трепетом что даже на мгновенье не могут взглянуть на самих себя с самодовольством или восхищением собой и друг другом. Их слава и хвала принадлежат Господу воинств… С полным удовлетворением они восхваляют Бога; находясь в Его присутствии и будучи согреваемы Его одобрительной улыбкой, они не нуждаются ни в чем другом. В отражении Его образа, совершении Его служения и поклонении Ему они достигают своих наивысших целей (там же).

16 августа

Горящий уголь

«Тогда один из серафимов подлетел ко мне, держа щипцами горящий уголь с жертвенника. Он коснулся им уст моих и сказал: »Теперь, когда коснулось это уст твоих, вина твоя удалена и грех твой прощен»» (Ис.6:6,7, ИПБ; см. также Ис.6:1-10).

Исаия обличал грехи окружающих, но теперь ощутил на себе то же осуждение, какое произносил на других. До этого он довольствовался холодным, безжизненным ритуалом в своем поклонении Богу. Он осознал это только тогда, когда увидел в видении Господа. Его собственные мудрость и таланты предстали такими незначительными при виде святости и величия святилища. Каким недостойным он был! Каким не подходящим для священного служения!

Данное Исаии видение показывает состояние Божьего народа в последние дни. У них есть преимущества посредством веры созерцать служение в Небесном Святилище. «Открылся Храм Божий, что в небесах, и явился взору ковчег завета в Храме Его». Взирая глазами веры на Святое святых и видя служение Христа в Небесном Святилище, они понимают, что являются людьми с нечистыми устами — теми, чьи уста часто пустословят и чьи таланты не были освящены и не используются во славу Божию. Они вполне могут отчаяться, сопоставив свои слабости и свою недостойность с чистотой и красотой славного характера Христа. Но если они, подобно Исаии, примут отпечаток, который Господь желает наложить на их сердце, если смирят свои души перед Богом, для них остается надежда. Над престолом возвышается радуга обетования, и работа, выполненная для Исаии, будет совершена в них. Бог ответит на прошения, исходящие из кающегося сердца (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 1139. Комментарий Э. Уайт).

Пусть горящий уголь с жертвенника коснется наших уст. Мы хотим услышать обращенные к нам слова: «Вина твоя удалена и грех твой прощен» (там же, с. 1140).

Горящий уголь символизирует очищение. Если он касается уст, ни одно скверное слово больше не сорвется с них (там же, с. 1141).

17 августа

Белый как снег

«Ибо так говорит Высокий, Вознесенный, Живущий вечно, Чье имя свято: «я живу на высоком и святом месте, а также с теми, чей дух сокрушен и смирен. Я даю жизнь смиренным, оживляю дух сокрушенных»» (Ис.57:15, ИПБ; см. также Ис.6:1-10).

В видении, данном Исаии во дворе храма, он получил ясное представление о характере Бога Израилева. «Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святой имя Его» явился ему в несравненном величии, однако пророку было дано понять сострадательный характер своего Господа…

Созерцая Бога, пророк… не только увидел свое ничтожество, но его смиренному сердцу было дано заверение в полном прощении, которое дается даром, и он стал измененным человеком. Он видел своего Господа. Он смог узреть красоту Божественного характера. Теперь он представлял собой свидетельство перемены, происходящей в результате встречи с Безграничной Любовью. С того момента им овладело страстное желание видеть заблудший Израиль освобожденным от гнета греха и наказания. «Во что вас бить еще, — спрашивает пророк, — придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю»… Бог, Которому они якобы служили, но характер Которого не понимали, был представлен им как Великий Исцелитель духовных болезней…

Сердце Безграничной Любви обращено к тем, кто сознает, что бессилен освободиться из сетей сатаны, и Он милостиво обещает укрепить таковых, дабы они начали служить Ему. «Не бойся, — просит Он, — ибо я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей»…

Дорогой читатель, ты избрал свой собственный путь? Ты ушел далеко от Бога? Ты желал насыщаться плодами беззакония только для того, чтобы обнаружить, что они превращаются в пепел у тебя на устах?.. Вернись в дом твоего Отца. Он приглашает тебя, говоря: «Обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя». «Приклоните ухо ваше, и придите ко Мне; послушайте, и жива будет душа ваша» (Пророки и цари, с. 314-320).

18 августа

Для всех

«И придут посланцы из Египта, и Куш возденет руки свои к Богу» (Пс.67:32, ИПБ).

В течение всего своего служения Исаия постоянно свидетельствовал о замыслах Божьих для язычников. Другие пророки ранее также упоминали об этих Божественных намерениях, но они часто оставались непонятыми. Поэтому Исаии было дано сделать абсолютно понятной жителям Иудеи истину о том, что к Израилю Божьему будет причислено множество тех, кто не был потомком Авраама по плоти. Данное учение не соответствовало теологии того времени, однако Исаия бесстрашно возвещал все, что ему было поручено Богом, и таким образом вселял надежду в сердца многих жаждавших духовных благословений, которые были обещаны семени Авраама…

Часто казалось, что израильтяне либо не желают, либо неспособны понять Божьи намерения для язычников. Однако именно с этой целью они были отделены и упрочены как независимая нация среди остальных народов Земли. Авраам, их отец, получивший вначале обетование завета, был призван оставить свое родство и отправиться в другую землю, где мог бы нести свет язычникам. Хотя он получил обетование, что потомство его будет так многочисленно, как морской песок на берегу, однако не для эгоистичных целей ему надлежало стать родоначальником великого народа… «И благословлю тебя, — сказал Иегова, — и возвеличу имя твое… и благословятся в тебе все племена земные»…

Бог не признает никаких различий по национальному, расовому или кастовому признаку… Христос пришел разрушить всякую стену разделения, устранить всякую преграду во дворах храма, дабы каждая душа имела свободный доступ к Богу. Его любовь настолько широка, глубока и полна, что проникает всюду. Она освобождает из-под сатанинского влияния тех, кто был обманут, и ставит их перед престолом Божьим, окруженным радугой обетования. Во Христе нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного (Пророки и цари, с. 367-370).

19 августа

Иеремия

«Благо тому, кто спокойно ожидает спасения от Господа» (Плач 3:26, ИПБ).

Вреди тех, кто с надеждой ожидал, что проводимые Иосией преобразования приведут к духовному возрождению, был Иеремия, еще в юности призванный стать пророком…

В юном Иеремии Бог видел преданного своему делу человека, который будет твердо отстаивать истину, невзирая на сильное сопротивление… «Не говори: «я молод»; — повелел Господь Своему избранному вестнику, — ибо ко всем, к кому пошлю Я тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтоб избавлять тебя»…

В течение сорока лет Иеремии предстояло свидетельствовать перед народом об истине и праведности. В годы несравнимого отступничества он должен был в своей жизни и характере показывать пример служения истинному Богу. Во время ужасной осады Иерусалима он должен был стать глашатаем Иеговы (Пророки и цари, с. 407, 408).

Робкий и застенчивый по природе, Иеремия стремился к покою и тишине уединенной жизни, где ему не приходилось бы наблюдать, как его любимый народ закоренел в своем нераскаянии. Его сердце разрывалось при виде страшных последствий греха…

Благодаря опыту, приобретенному в дни юности и в течение всех последующих лет служения, Иеремия понял, что «Не в воле человека путь его, что не во власти идущего давать направление стопам своим». Он научился молиться: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем, чтобы не умалить меня» (Иер.10:23,24).

Когда он, вынужденный пить из чаши скорбей и муки, в своем бедствии был искушен сказать: «Погибла сила моя и надежда моя на Господа», тогда вспомнил, как Бог охранял его и заботился о нем, поэтому победоносно воскликнул: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось… Господь — часть моя, говорит душа моя, итак, буду надеяться на Него» (Там же, с. 419-421).

20 августа

Рехавиты

«А рехавитам Иеремия сказал: «… за то, что вы внимали заповедям Йонадава, отца вашего, и соблюдали все заповеди его, и поступали так, как он повелел вам, за это, — говорит Господь Воинств, Бог Израиля, — из поколения в поколение потомки Йонадава, сына Рехава, вовек будут совершать служение перед лицом Моим»» (Иер.35:18,19, ИПБ; см. также Иер.35:1-19).

Бог повелел Иеремии собрать рехавитов в доме Божьем, в одной из внутренних комнат, поставить перед ними вино и предложить им выпить. Иеремия сделал все, как указал Господь. «Но они сказали: мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина ни вы, ни дети ваши вовеки» (Иер.35:6)…

«И было слово Господне к Иеремии: так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: иди и скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: неужели вы не возьмете из этого наставление для себя, чтобы слушаться слов Моих? говорит Господь. Слова Ионадава, сына Рехавова, который завещал сыновьям своим не пить вина, выполняются, и они не пьют до сего дня, потому что слушаются завещания отца своего» (ст. 12-14). Здесь Бог противопоставляет послушание рехавитов непослушанию и неповиновению Его народа, не желавшего принимать Его обличений и предостережений… Рехавиты получили похвалу за свою готовность и желание слушаться, тогда как народ Божий отказался принимать обличения от своих пророков (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 174,175).

Если достойны исполнения требования доброго и разумного отца, стремящегося уберечь своих потомков от последствий невоздержания, то Божий авторитет должен поддерживаться с настолько большим благоговением, насколько Он более свят, чем человек. Наш Творец и Повелитель, безграничный в Своем могуществе, страшный в суде, старается любыми средствами помочь человеку осознать свои грехи и раскаяться. Устами Своих слуг Бог предупреждает о грозящей опасности неповиновения. Он посылает предостережения и обличает грех. Только благодаря Его милости и неустанной заботе Его избранных вестников народ Божии пользуется благословениями. Господь не будет защищать и охранять тех, кто отвергает Его советы и обличения. Он может на некоторое время отсрочить Свои суды, однако не может всегда воздерживаться от действий (Пророки и цари, с. 425, 426).

21 августа

Честь Иеговы восстановлена

«С ним сила человеческая, а с нами — Господь, Бог наш, Он поможет нам и сам будет за нас сражаться». Речь Езекии, царя иудейского, ободрила народ» (2Пар.32:8, ИПБ; см. также 2Пар.32:1-23).

В первые годы своего царствования Езекия продолжал платить ассирийцам дань по договору, заключенному Ахазом. Тем временем царь, посоветовавшись «с князьями своими и с военными людьми своими, делал все возможное для защиты царства…

И вот решающий час наконец наступил. Ассирийские войска, одерживая одну победу за другой, вторглись в Иудею… Иудее оставалось надеяться только на Господа. Всякая возможность помощи из Египта была отрезана, и поблизости не было народов, которые могли бы протянуть им дружескую руку… Сеннахирим написал письма, «в которых поносил Господа, Бога Израилева, и говорил против Него такие слова: как боги народов земных не спасли народов своих от руки моей, так Бог Езекии не спасет народа Своего от руки моей».

Когда царь иудейский получил такое язвительное письмо, он взял его с собой в храм, «развернул… пред лицом Господним» и с твердой верой молился о помощи свыше, дабы таким образом все народы Земли могли узнать, что Бог евреев жив и по-прежнему царствует (стих 14). Честь Иеговы была под угрозой, только Он мог спасти иудейский народ…

Езекия не был оставлен без надежды. Исаия послал сказать ему: «Так говорит Господь, Бог Израилев: о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал»… В ту же ночь пришло избавление. «Пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч»…

Бог евреев победил надменных ассирийцев. Честь Иеговы была восстановлена в глазах окружающих народов. В Иерусалиме народ был исполнен святой радостью. Их горячие молитвы об избавлении были смешаны с самыми искренними слезами раскаяния. В великой нужде они полностью доверились Божьей спасающей силе, и Он не обманул их ожиданий (Пророки и цари, с. 350-362).

22 августа

Божественное исцеление

«»Господи, вспомни, как я верен был Тебе и от всего сердца делал то, что в Твоих глазах было праведно». Горько заплакал тут Езекия» (4Цар.20:3, ИПБ; см. также 4Цар.20:1-11; Ис.38:1-8).

Когда царствование Езекии достигло наибольшего расцвета, царь внезапно был поражен неизлечимой болезнью. Никто не мог помочь смертельно заболевшему царю. Последняя надежда на выздоровление, казалось, исчезла, когда к нему явился пророк Исаия со следующими словами: «Так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо ты умрешь, не выздоровеешь» (Ис.38:1).

Будущее представлялось беспросветно мрачным, однако царь еще мог в молитве обратиться к Тому, Кто всегда был с ним, как «прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Пс.45:2). «И отворотился Езекия лицом своим к стене, и молился Господу»…

Тот, милосердие Которого «Не истощилось», услышал молитву Своего слуги. «Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя»… Обрадованный пророк возвратился к царю со словами уверения и надежды. Посоветовав Езекии положить на больное место пласт из смокв, Исаия передал ему послание Божественного сострадания и заботы (Пророки и цари, с. 340-342).

Желающие исцелиться по молитве не вправе пренебрегать доступными лечебными средствами. Использование данных Богом средств, чтобы смягчить боль и помочь природе в ее работе по восстановлению организма, не означает отречение от веры… Бог дал нам силу постигать законы жизни. Это знание доступно нам, чтобы мы могли пользоваться им. Нам следует употребить все средства для восстановления здоровья, использовать все, что только может принести пользу, действуя в согласии с законами природы. После вознесения молитвы за выздоровление больного мы можем работать с еще большей энергией, благодаря Бога за то, что у нас есть возможность сотрудничать с Ним и просить Его благословения в использовании средств, которые Он Сам дал нам (Служение исцеления, 231, 232).

23 августа

Что они видят?

«Исаия спросил: «А что они видели в твоем дворце?» На это Езекия ответил: «Все, что только есть в моем дворце я показал им все свои сокровища, какие только мог показать» (Ис.39:4, ИПБ; см. также 4Цар.20:1-19).

Визит послов в его страну стал для Езекии испытанием признательности и преданности… Если бы Езекия мудро воспользовался предоставленной ему возможностью засвидетельствовать о могуществе, благости и милосердии Бога Израилева, тогда рассказ послов был бы подобен свету, пронизывающему мрак. Но Езекия возвысил себя над Господом воинств. «Не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его»…

Ошибка Езекии, заключавшаяся в том, что он не был верен своему долгу… содержит серьезный урок для всех. Мы должны гораздо больше, чем это обычно делаем, рассказывать о наших драгоценных опытах, о милости и благости Бога, о неизмеримых глубинах любви Спасителя. Когда сознание и сердце преисполнятся любовью Божьей, тогда нетрудно говорить о том, что наполняет нашу духовную жизнь. Великие мысли, благородные порывы, глубокое понимание истины, самоотверженные стремления, горячее стремление к благочестию и святости найдут свое выражение в словах, открывающих подлинное сокровище сердца.

Люди, с которыми мы ежедневно общаемся, нуждаются ‘В нашей помощи и наставлении. Они, возможно, находятся в таком душевном состоянии, что вовремя сказанные слова будут словно гвоздь, забитый в нужном месте. Завтра некоторые из них могут оказаться там, где мы больше никогда их не встретим. Какое же влияние мы оказываем на ближних, которые, подобно нам, являются странниками в этом мире? (Пророки и цари, с. 346-348).

Что ваши друзья и знакомые видят в вашем доме? Не показываете ли вы им вместо сокровищ благодати Христовой вещи, которые обветшают от употребления? Или же вы делитесь с людьми, с которыми общаетесь, новыми мыслями о характере и делах Христа?.. О, если бы те, для кого Бог совершил чудо, воздавали Ему славу и рассказывали о Его великих делах! Но как часто люди, ради которых трудится Бог, уподобляются Езекии, забывая о Подателе всех получаемых ими благословений (Знамения времени, 1 октября 1902 г.).

24 августа

Вера и Божьи обетования

«Посмотри на человека надменного, нет у него в душе правды, а праведный своей верою жить будет» (Авв.2:4, ИПБ).

В годы, предшествовавшие воцарению Иосии, и в начале его правления верные иудеи задавались вопросом: исполнятся ли когда-либо Божьи обетования, данные древнему Израилю?..

Эти мучительные вопросы озвучил пророк Аввакум. Видя положение своих верных Богу современников, он выразил тяготивший душу вопрос: «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь?»… И затем с верой, поднимающейся над мрачной перспективой будущего и твердо полагающейся на драгоценные обетования, полные любви Бога к Его детям, пророк добавляет: «Мы не умрем» (Авв.1:12). С этими словами, выражающими его веру, он предал свою судьбу и судьбу каждого искреннего израильтянина в руки милосердного Бога…

Вера, поддерживающая Аввакума, а также всех святых и праведных в те тяжелые дни суровых испытании, и сегодня поддерживает Божий народ. В самые мрачные часы жизни, при самых ужасных обстоятельствах христианин должен всей душой полагаться на Источник всякого света и силы. Изо дня в день его надежда и мужество могут обновляться через веру в Бога. «Праведный своею верою жив будет»…

Мы должны лелеять и взращивать в себе такую веру, какую проявляли пророки и апостолы, — веру, полагающуюся на Божьи обетования, ожидающую избавления в определенное Богом время и избранным Им способом. Вернейшее пророческое слово исполнится окончательно при славном Пришествии нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа как Царя царей и Господа господствующих… Вместе с пророком, который пытался ободрить Иудею во время небывалого отступничества, твердо скажем: «А Господь — во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его!» (Aвв.2:20). Будем всегда хранить в нашей памяти утешительные слова: «Ибо видение относится еще к определенному времени, и говорит о конце, и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится» (Пророки и цари, с. 384-388).

25 августа

Слишком пьян

«На седьмой день пира царь, развеселившийся от вина, повелел… привести к нему царицу Астинь в царском венце, что; бы показать ее красоту народу и правителям, ведь она была очень красива» (Есф.1:10,11, ИПБ; см. также Есф.1:1-12).

Когда от царя пришло такое повеление, Астинь не выполнила его, ибо знала о безмерном употреблении вина и о том, что Артаксеркс находился под воздействием опьяняющего напитка. Ради блага своего мужа и собственного блага она решила не покидать своего места на пиру для женщин в царском доме (Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1139. Комментарий Э. Уайт).

Царь был не в себе, его рассудок был затуманен вином, когда он послал за царицей, чтобы присутствующие на пиру и разгоряченные вином мужчины могли рассматривать ее красоту. Царица поступила по чистой совести.

Астинь отказалась подчиниться повелению царя, полагая, что, протрезвев, тот одобрит ее действия. Но у царя были неблагоразумные советники. Они считали, что подобные вольности со стороны женщины портят ее (там же).

Какое бы высокое положение ни занимали мужчины, они подотчетны Богу. Огромная власть, которой обладают цари, часто ведет к непомерному превозношению. А бессмысленные клятвы, произносимые для того, чтобы утверждать законы, попирающие куда более высокие законы Божьи, ведут к великой несправедливости.

Случаи потакания своим прихотям, подобные описанному в первой главе книги Есфирь, не прославляют Бога. Тем не менее Господь совершает Свою волю через людей, которые ведут окружающих по неверному пути. Если бы Бог не простер Свою сдерживающую руку, происходило бы много противоестественного. Но Бог побуждает людей исполнять Его намерения, даже если человек, через которого Он действует, продолжает поступать неправильно. И Господь совершает Свои планы через людей, которые не принимают Его уроков мудрости. В руке Бога находится сердце каждого земного правителя, и Он управляет им по Своей воле, как водами реки (там же).

26 августа

Для такого времени

«И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф.4:14: см. также Есф.3-7).

Был назначен определенный день, когда все иудеи должны быть уничтожены, а их имущество разграблено. Царь полностью не сознавал, какие последствия повлечет за собой исполнение подобного приговора. Сам сатана, невидимый вдохновитель этого заговора, изо всех сил старался стереть с лица Земли тех, кто сохранял познание об истинном Боге… Указ мидян и персов не подлежал отмене; казалось, не было никакой надежды — все израильтяне были обречены на погибель.

Но козни врага были разбиты Силой, господствующей над сынами человеческими. Согласно Божьему провидению, Есфирь — иудеянка, чтущая Бога Всевышнего, стала царицей Мидо-персидского царства. Мардохей был ее ближайшим родственником. В таком отчаянном положении они решили умолять Ксеркса о своем народе. Есфирь должна была рискнуть явиться перед ним как ходатай. «Кто знает, — говорил Мардохей, — не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Стих 14).

Создавшееся положение требовало от Есфири решительных и быстрых действий, однако и она, и Мардохей понимали: если Бог не совершит для них нечто великое, все их усилия обречены на провал. Поэтому Есфирь назначила время, когда решила обратиться к Богу, Источнику своей силы. «Пойди, — повелела она Мардохею, — собери всех Иудеев, находящихся в Сузах, и поститесь ради меня… и я со служанками моими буду также поститься и потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть – погибну» (Пророки и цари, с. 600, 601).

К каждому дому, каждой школе, каждому родителю, учителю и ребенку, которым открыт свет Евангелия, в это тяжелое время обращен вопрос, заданный еще царице Есфири в критический момент истории Израиля: «И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского? (Воспитание, с. 263).

27 августа

Человеческие постановления против Божиих

«На небе же произошла воина: архангел Михаил и ангелы его теснили дракона, а он со своими ангелами яростно сопротивлялся» (Откр.12:7, ИПБ; см. также Есф.3).

Через царицу Есфирь Господь совершил великое избавление Своего народа. Когда казалось, что уже ничто не может спасти израильтян, Есфирь и помогавшие ей женщины постом, молитвой и своевременными действиями нашли выход из положения и принесли спасение своему народу (Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1140. Комментарий Э. Уайт).

Тяжелые испытания, перенесенные народом Божьим во дни Есфири, характерны не только для того времени… Дух, в прошлые века побуждавший людей преследовать истинную Церковь, будет таким же образом действовать и в будущем по отношению к тем, кто верен Богу… Указ, который издадут в конце против Остатка народа Божьего, будет очень похож на указ Артаксеркса против иудеев. Сегодня враги истинной Церкви видят в небольшой группе соблюдающих субботу Мардохея, сидящего у ворот. Почитание Божьим народом Его Закона служит постоянным упреком для тех, кто отбросил страх Божий и попирает Его субботу…

Сильные мира сего объединятся с беззаконниками и низкими людьми, чтобы действовать против Божьих детей. Богатые, талантливые, образованные люди, объединившись между собой, будут презирать их. Преследующие их правители, служители, члены церкви составят против них заговор.

В устных выступлениях и в печати похвалой, угрозами и насмешками они постараются уничтожить их веру. Ложными представлениями о народе Божьем и гневными обращениями они будут возбуждать ярость людей против них. Не имея возможности возразить защитникам библейской субботы: «Так говорит Писание~, они прибегнут к насильственным законам. Чтобы приобрести популярность и покровительства, законодатели уступят требованиям и издадут указ о воскресном дне. Но боящиеся Бога не могут принять закон, попирающий принципы Десятисловия. На этом поле боя и разыграется последняя великая битва между истиной и заблуждением, но нам не нужно теряться в догадках относительно ее исхода. Сегодня, как и во дни Есфири и Мардохея, Господь защитит Свой народ и Свою истину (Пророки и цари, с. 605, 606).

28 августа

Четыре юноши в Вавилоне

«Этим четырем молодым людям Бог даровал знание и понимание всякой письменности, особую мудрость» (Дан.1:17, ИПБ; см. также Дан.1:1-15).

Даниил и его товарищи имели преимущество правильного воспитания и образования в раннем детстве, но эти блага сами по себе не могли бы сделать их тем, кем они стали. Пришло время, когда они должны были действовать самостоятельно, когда их судьба зависела от их личного поведения. Тогда они решили быть верными урокам, усвоенным в детстве (Вести для молодежи, с. 243).

Каким было дело всей жизни этих благородных евреев! Они даже не помышляли о своем высоком предназначении, когда прощались с родными местами. Верные и непоколебимые, они доверились Божественному руководству настолько, что Бог через них мог достичь Своей цели (Воспитание, с. 57).

Даниилу и его друзьям в Вавилоне в молодости, очевидно, больше повезло, чем Иосифу в ранние годы жизни в Египте. Но все же их характер подвергался не менее суровым испытаниям. Из относительно скромного домашнего иудейского очага эти юноши царского рода попали в самые великолепные города, ко двору могущественного монарха, затем были отобраны для обучения особой царской службе. В этом роскошном дворце с испорченными нравами их окружали сильные искушения… Указание о том, чтобы они питались с царского стола, было выражением царского расположения к ним и заботы об их благосостоянии. Однако царская пища была посвящена идолам, и, приняв щедрость монарха, эти юноши присоединились бы к почитанию его ложных богов (там же, с. 54, 55).

История Даниила и его юных товарищей записана на страницах Священного Слова для блага молодых людей всех грядущих поколений. Рассказывая об их верности принципам воздержания, Бог сегодня обращается с призывом ко всем юношам и девушкам. Он призывает их принять драгоценные лучи света, просвещающие их в вопросе христианского воздержания, и правильно относиться к законам здоровья (Вести для молодежи, с. 243).

29 августа

Источник мудрости

«Да даст тебе Господь мудрости и благоразумия и да утвердит: тебя над Израилем, чтобы ты хранил закон Господа, Бога твоего». (1Пар.22:12, ИПБ; см. также Дан.1:17-21).

В познании вавилонской мудрости Даниил и его товарищи во многом обогнали своих сверстников, но это познание пришло к ним не случайно… Они постоянно пребывали в связи с Источником всякой мудрости, и основой их образования было познание Бога. Они с верой просили дать им мудрость и жили в соответствии со своими молитвами. Юноши поместили себя туда, где Бог мог благословить их. Они избегали всего, что ослабило бы их силы, и использовали всякую возможность для получения знаний во всех областях. Они придерживались таких правил жизни, которые способствовали укреплению их интеллекта. Одна-единственная цель руководила ими в приобретении знаний — прославить Бога… Чтобы достойно представлять истинную религию среди ложных языческих религий, юноши должны были обладать ясностью ума и совершенствовать христианский характер. Сам Бог был их Учителем. Постоянно молясь, добросовестно относясь к учебе, поддерживая непрерывную связь с Невидимым, они ходили с Богом подобно Еноху.

Истинный успех в любом труде не является результатом удачи, случая или судьбы. Это действие Божьего провидения, вознаграждение за веру и благоразумие, мужество и усердие. Замечательные умственные способности, высокая нравственность обретаются не по воле случая. Бог предоставляет человеку возможности, а успех зависит от того, как он ими воспользуется…

Его благодать дана нам, чтобы .производить и хотение, и действие., но она не заменяет наших усилий. Подобно тому как Господь сотрудничал с Даниилом и его товарищами, Он будет сотрудничать со всеми, кто старается исполнить Его волю. Наделяя их Святым Духом, Он укрепит каждое истинное намерение, каждое благородное решение. Все, идущие путем послушания, столкнутся с многочисленными препятствиями. Коварная, могущественная сила будет тянуть их к земному, но Господь в состоянии разрушить все, что может нанести поражение Его избранным. Его силой они способны победить всякое искушение и преодолеть любую трудность (Пророки и цари, с. 486, 487).

30 августа

Никаких компромиссов

«Тех, кто чтит Меня, буду чтить и Я». (1Цар.2:30, ИПБ; см. также Дан.1:17-21).                     

В том, что произошло с Даниилом и его товарищами, мы видим пример торжества принципа над искушением угождать своему аппетиту. Это показывает нам, что посредством религиозных принципов молодые люди способны восторжествовать над плотскими похотями и оставаться верными Божьим требованиям, даже если это будет стоить им великой жертвы.

А что, если бы Даниил и его товарищи пошли на компромисс с языческими чиновниками и подчинились давлению обстоятельств, приняв привычные для вавилонян пищу и питие? Это единственное отступление от принципа ослабило бы их способность к различению добра и зла, а также от-вращение ко злу. Потворство аппетиту повлекло бы за собой ослабление физической и духовной силы, ясности ума. Один неверный шаг, возможно, привел бы к другим таким шагам, пока их связь с Небом не была бы разорвана, и они не оказались бы побеждены искушением…

Так как Даниил с непоколебимым доверием полагался на Бога, на нем почил дух пророчества. В то время как люди учи-ли его правилам дворцовой жизни, Бог учил его читать тайны будущих веков и открывать грядущим поколениям через образы и символы удивительные события, которые произойдут в последние дни (Молодежный руководитель, 25 июня 1903 г.).

Бог задумал, чтобы человек постоянно совершенствовался, изо дня в день достигая новых вершин совершенства. Он будет помогать нам, если мы сами будем стараться помочь себе. Наша надежда на счастье и в этой жизни, и в будущей зависит от нашего совершенствования в земной жизни. Нам нужно всегда остерегаться даже на шаг приближаться к невоздержанию.

Дорогая молодежь, Бог призывает вас совершить дело, которое по благодати Его вы можете сделать… Проявляйте чистоту вкусов, склонностей и привычек, как это делал Даниил. Бог вознаградит вас спокойствием духа, ясным умом, здравым суждением, тонким восприятием. Нынешняя молодежь, принципы которой тверды и непоколебимы, будет благословлена здоровьем тела, ума и души (Молодежный руководитель, 9 июля 1903 г.).

31 августа

Свидетели

«Нет, подобно атлету, я не щажу свое собственное тело и его порабощаю, чтобы, возвестив Благую Весть другим, самому не оказаться отвергнутым» (1Кор.9:27, ИПБ; см. также Дан.1).

Как Бог призвал Даниила быть Его свидетелем в Вавилоне, так Он призывает и нас, дабы сегодня мы были Его свидетелями в мире. Он желает, чтобы мы показали людям принципы Его Царства и в незначительных, и в важных жизненных делах. Многие ждут, что им будет поручена великая работа, и теряют возможность ежедневно проявлять свою верность Богу. Изо дня в день они пренебрегают исполнением повседневных жизненных обязанностей от всего сердца…

В жизни истинного христианина нет ничего незначительного; в глазах Всемогущего важна каждая обязанность. Господом точно определена любая возможность служения. Неиспользованные способности учитываются также, как и использованные. Мы будем судимы за то, что должны были сделать, но не сделали, поскольку не применили наши силы для прославления Бога.

Благородный характер не возникает случайно, он не приобретается благодаря особым милостям или дарам Провидения. Он является результатом самодисциплины, подчинения низших сил высшим, посвящения своего «я» на служение Богу и человеку…

Тело является важнейшей средой, где, формируя характер, развиваются ум и душа. Поэтому враг человеческих душ и направляет свои искушения на то, чтобы ослабить и уничтожить наши физические силы…

Тело должно подчиняться высшим силам человека. Желания должна контролировать воля, которая, в свою очередь, должна находиться под Божественным контролем. Царственная власть разума, освященная Божественной благодатью, должна занять главенствующее место в жизни. Интеллект, физическая крепость и продолжительность жизни зависят от неизменных законов. Повинуясь этим законам, человек может одержать победу над самим собой, над своими наклонностями, над… «мироправителями тьмы века сего» и «духами злобы поднебесных» (Пророки и цари, с. 487-489).