Сентябрь

1 сентября

Под контролем Бога

«Да будет благословенно Имя Божие от века до века! У Бога — мудрость и сила! Одни времена Он сменяет другими, одних царей свергает — других на царство ставит, наделяет мудрых мудростью и разумных – знанием» (Дан.2:20,21, ИПБ; см. также Дан.2).

Вот иудейский пленник, спокойный и выдержанный, стоит перед властелином одной из самых могущественных империй мира. Он начинает свою речь с того, что умаляет себя и превозносит Бога как Источник всякой мудрости. На тревожный вопрос царя: «Можешь ли ты сказать мне сон, который я видел, и значение его?» он ответил: «Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни»…

При чтении летописей истории человечества на первый взгляд создается впечатление, что развитие народов, возвышение и падение империй зависит от воли и доблести человека; представляется, что ход событий в значительной степени определяет его сила, амбиции или прихоти. Но в Слове Божьем занавес поднимается, и мы видим во всех действиях и противодействиях людей, столкновениях интересов, сил и стремлений, как милосердный Бог тихо и терпеливо осуществляет Свою волю…

Внимательно читая Божье Слово, можно видеть в истории народов буквальное исполнение Божественного пророчества. Вавилон, раздробленный и растерзанный, наконец окончательно пал, ибо в дни благополучия его цари мнили себя независимыми от Бога и приписывали всю славу своего царства человеческим достижениям… Последующие царства отличались еще большей испорченностью и развратом, нравственный упадок там был еще непоправимее.

Власть, которой пользуется всякий земной властелин, дается ему Небом, и его успех зависит от того, как он ее использует… Признание действия этих принципов в проявлении силы Того, Кто «низлагает царей и поставляет царей», означает понимание философии истории (Пророки и цари, с. 494-502).

2 сентября

Величайший гражданин Вавилона

«Но есть на небесах Бог, открывающий тайны, Он-то и показал царю Навуходоносору, что случится в конце времен» (Дан.2:28, ИПБ; см. также Дан.2:13- 30).

Когда вышел указ об истреблении всех мудрецов Вавилонского царства за то, что они не смогли пересказать или истолковать забытый царем сон, Даниил обратился к Господу. Навуходоносор потребовал не только истолковать сон, но и пересказать его… Мудрецы заявили царю, что это невозможно, ни один монарх не требовал подобного от своих подданных. Царь пришел в ярость и поступил подобно всем людям, которые имеют огромную власть и необузданные страсти. Он решил предать смерти всех мудрецов, а поскольку Даниил и его друзья входили в их число, то их ждала та же участь… (Сыновья и дочери Бога, с. 216).

Даниил был исполнен духом Иисуса Христа и умолял о том, чтобы вавилонским мудрецам сохранили жизнь. Последователи Христа не имеют качеств сатаны, которому доставляет удовольствие огорчать и мучить Божье творение. Они обладают духом своего Учителя, провозгласившего: «Я пришел отыскать и спасти потерянное. Не праведных пришел Я призвать, а грешников к покаянию». Сегодня мы видим, как люди в церквах в своем религиозном рвении причиняют боль, притесняют и уничтожают тех, кто не служит Богу в соответствии с их представлениями. Если бы Даниил обладал такими же качествами, он сказал бы Ариоху: «Эти мужи, претендующие на звание мудрецов, на самом деле обманывают царя. У них нет тех познаний, о которых они заявляют, поэтому должны быть уничтожены. Они бесчестят Бога Небес, служат идолам, и их жизнь ни в коей мере не славит Бога. Пусть они умрут! А меня отведи к царю, и я все ему истолкую».

Божья преобразующая благодать проявилась в действиях Его слуги, и он искренно просил сохранить жизни тех самых людей, которые потом тайно строили козни, желая погубить его. Эти мужи завидовали Даниилу, поскольку он обрел благоволение царей и знати и его почитали как величайшего гражданина Вавилона (Письмо 90,1894 г.).

3 сентября

Четверо в печи

«Если нашему Богу, Которому мы служим, будет угодно спасти нас из пылающей печи и из твоих рук, о царь, — Он спасет нас)! (Дaн.3.17, ИПБ)

Господь не забыл о Своих детях. Как только Его свидетели были брошены в печь, Спаситель лично явился им и пребывал вместе с ними в огне. В присутствии Господина жары и холода пламя огня утратило свою истребляющую силу.

Со своего царского престола Навуходоносор наблюдал за происходящим, надеясь увидеть, как пламя уничтожит тех, кто осмелился его ослушаться. Но вдруг ощущение победы покинуло его. Вельможи, стоявшие вблизи, увидели, как он побледнел и, вскочив с трона, внимательно вглядывался в пылающее пламя. Обернувшись к своим приближенным, царь тревожно спросил: «Не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?. Вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию».          

Откуда языческий царь мог знать, каким был Сын Божий? Иудейские пленники, занимавшие высокие посты в Вавилоне, своей жизнью свидетельствовали об истине. Когда их спрашивали, на чем основывается их вера, они отвечали без колебания. Они ясно и просто представляли принципы праведности, неся людям знание о Боге, Которому служили. Они рассказывали о Христе, грядущем Искупителе, поэтому в облике четвертого, ходящего среди огня, царь узнал Сына Божьего…

Тот, Кто пребывал с героями-евреями в раскаленной печи, не оставит Своих последователей нигде. Его постоянное присутствие утешит и поддержит их. Во время скорби -невиданной с тех пор, как существуют люди на Земле, — Его избранный народ будет непоколебим. Сатана вместе со всем своим воинством зла не сможет погубить самого слабого из святых Божьих. Могущественные ангелы защитят их, и ради них Бог явит Себя как «Бог богов», могущий всегда спасать всех, доверяющих Ему (Пророки и цари, с. 508-513).

4 сентября

Навуходоносор унижен

«Все живущие на земле – ничто. По воле Своей распоряжается Он и воинством небесным, и жителями земли. Никому не отвести от себя Его, руку; никто не посмеет спросить у Него: Что Ты делаешь? » (Дaн.4:32, ИПБ; см. также Дан.4).

Последний сон, который Бог дал Навуходоносору, и связанный с ним опыт царя содержат жизненно важные уроки для всех, кто имеет отношение к Божьей работе. Царь был обеспокоен своим сном, ибо он определенно предвещал несчастье, и никто из мудрецов не брался его истолковать. Верный Даниил пред стал пред царем не для того, чтобы льстить или превратно истолковать сон в стремлении снискать благоволение царя. На него была возложена торжественная обязанность сообщить царю Вавилона истину…

Навуходоносор не принял во внимание посланную Небом весть. Через год после данного предостережения, расхаживая по своему дворцу, он сказал сам в себе: «Вот он, великий Вавилон, силой власти моей воздвигнутый…» Бог Небес читал сердце царя и слышал, как он восхваляет самого себя… «С неба раздался голос: «Царства своего ты лишаешься! Быть тебе отлученным от общества людского, жить среди диких животных; питаться травой, как скоту… Пройдут так семь лет, и ты познаешь, что власть над царством человеческим в руках Всевышнего: кому Он пожелает, тому и дает его»». И тотчас над Навуходоносором совершился приговор» (Ревью энд Геральд, 8 сентября 1896 г.).

В течение семи лет Навуходоносор приводил в глубочайшее изумление своих подданных; в течение семи лет на глазах у всех он находился в унизительном состоянии. Затем разум вернулся к нему, и он, в смирении обращая взор к Небесному Богу, признал, что это Божественная рука наказала его. Он перед всеми признал свою вину и величайшую милость Божью, благодаря которой выздоровел…

Теперь исполнилось намерение Бога о том, чтобы величайшее царство в мире прославило Его. Всенародное признание милосердия, благости и авторитета Бога стало последним поступком Навуходоносора, записанным на страницах священной истории (Пророки и цари, с. 520, 521).

5 сентября

Даниил-Божий вестник

«Но другие правители и сатрапы стали следить за тем, как он вел царские дела, и искать повода для обвинения Даниила в каком-либо беззаконии. Но они не могли найти за ним никакой вины, никакого порока: он был верен царю во всем и не допускал небрежности, да и порочности в нем не было» (Дан.6:4, ИПБ, см. также Дан.7-12).

Даниил, премьер-министр одного из самых могущественных царств на Земле, в то же время был и пророком Божьим, получающим свет небесного вдохновения. Его обуревали те же страсти, что и нас, но Священное Писание рисует его как безупречного мужа. Его деловые операции, скрупулезно проверенные врагами, также были безупречны. Даниил — пример того, кем может стать каждый деловой человек, если его сердце обращено к Богу и посвящено Ему, если все его побуждения праведны в очах Божьих…

Непоколебимо верный Богу, демонстрирующий невозмутимое самообладание, Даниил в силу своего благородства и неизменной честности, будучи еще молодым человеком, приобрел «милость и благорасположение» языческого начальника, на попечении которого находился… Он быстро поднялся до положения премьер-министра Вавилонского царства. В период, когда цари сменяли друг друга, когда царство пало и установилась новая мировая империя, Даниил был настолько мудрым и талантливым государственным деятелем, настолько безупречно тактичным, вежливым, великодушным и принципиальным, что даже его врагам пришлось признать: «…никакого предлога и погрешностей не могли найти, потому что он был верен».

Люди оказали Даниилу честь занимать ответственное положение в государстве и ведать тайнами царства, правившего тогдашним миром; Бог оказал ему честь, сделав его Своим посланником и открыв ему многие тайны грядущих веков. Замечательные пророчества, записанные Даниилом в главах 7 -12 книги, носящей его имя, не были полностью понятны даже ему самому, но прежде чем завершился труд всей его жизни, он получил блаженное заверение, что «B последнее время», в заключительный период истории мира он восстанет для получения своего жребия …

Мы можем, подобно Даниилу и его товарищам, жить ради того, что истинно, благородно и вечно. Усвоив в этой жизни принципы Царства нашего Господа и Спасителя… мы сможем приготовиться, дабы при Его Пришествии вместе с Ним вступить во владение этим Царством (Пророки и цари, с. 546-548).

6 сентября

Бог послал Своего ангела

«Тогда… царь велел привести Даниила и бросить его в яму со львами, а Даниилу сказал: «Да спасет тебя твой Бог, Которому ты преданно служишь!»» (Дан.6:16, ИПБ; см. также Дан.6:11-28).

Даниил занимал высокое положение. Сонм обвиняющих падших ангелов возбудил в сатрапах и начальниках зависть и ревность… Эти агенты сатаны пытались сделать верность Даниила Богу поводом для его уничтожения…

Царь же не догадывался, что против Даниила замышляют зло. Хорошо зная о царском указе, Даниил, тем не менее, преклоняется перед Богом своим, и «окна его были открыты». Он считает молитвы к Богу настолько важными, что скорее готов пожертвовать жизнью, чем отказаться от них (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 295, 296).

Бог не помешал врагам Даниила бросить его во львиный ров. Он позволил злым ангелам и нечестивцам до определенного момента осуществлять свой злой умысел, но лишь для того, чтобы сделать избавление Своего слуги более замечательным, а поражение врагов истины и праведности более полным… Благодаря мужеству этого одного человека, который предпочел выбрать истину, а не политику, сатана должен был потерпеть поражение, а имя Божье возвеличиться и прославиться.

Рано утром на следующий день царь Дарий поспешил ко рву и, подойдя к нему, жалобным голосом воскликнул: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?».

Пророк сразу же ответил: «Царь! вовеки живи! Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне».

Во львином рву Даниил был тем же Даниилом, который предстоял перед царем как главный его вельможа и как пророк Всевышнего. Человек, полагающийся на Бога, в часы тяжелейших испытаний останется таким же, как и во дни благополучия, когда его озаряют свет и милость Бога и благосклонность людей… Сила, всегда готовая избавить от телесных страданий и боли, готова спасти человека и от большего зла, давая возможность слуге Божьему сохранять чистоту при любых обстоятельствах и по благодати Божьей одержать победу (Пророки и цари, с. 543-545).

7 сентября

Разделяя бремя ответственности

«Обратился я к Владыке, Богу своему, с неотступными просьбами, пребывал в молитве и стал поститься в рубище, посыпая голову пеплом. Я молился и исповедовался Господу, Богу своему» (Дан.9:3,4, ИПБ; см. также Дан.9:1-14)          

Ощущая ответственность за Израиль, Даниил заново изучал пророчества Иеремии. Они были ясны — ясны настолько, что по находившимся в книгах свидетельствам он понял «число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима» (Дан.9:2).

С верой, основанной на вернейшем пророческом слове, Даниил умолял Господа о скорейшем исполнении этих обетований. Он молился о том, чтобы было возвеличено Его имя. В своей молитве пророк причислял себя к тем, кто не соответствовал намерениям Божьим, и исповедал их грехи как свои личные (Пророки и цари, с. 554,555).

О, какая это была молитва, вышедшая из уст Даниила! Какое было проявлено смирение души! Какое тепло небесного огня заметно в словах, восходящих к Богу! Небо ответило на эту молитву, послав к Даниилу своего вестника. В наши дни молитвы, возносящиеся таким же образом, будут приняты Богом. «Много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Как в древние времена во время возношения молитвы огонь ниспадал с неба и поглощал жертву на жертвеннике, так и в ответ на наши молитвы небесный огонь проникнет в наши души. Мы обретем свет и силу Святого Духа… (Дабы мне познать Его, с. 271).

Не должны ли мы, подобно Даниилу, взывать к Богу при великой нужде? Я обращаюсь к тем, кто верит, что мы живем в самый последний период земной истории. Я умоляю вас разделить бремя ответственности за наши церкви, школы и учреждения. Тот же самый Бог, Который услышал молитву Даниила, услышит и наши молитвы, когда мы придем к Нему в раскаянии. Наши нужды также безотлагательны, наши трудности также велики, и нам нужна такая же целеустремленность. Верой мы должны возложить наше бремя на великого Носителя бремен. Необходимо, чтобы в наше время сердца людей были так же глубоко тронуты, как и в то время, когда молился Даниил (Ревью энд Геральд, 9 февраля 1897 г.).

8 сентября

Божья действующая рука

«Пастырем Своим назову Я Кира, он исполнит волю Мою, скажет об Иерусалиме: «Отстройте город!», о Храме: «Заложите его основания!»» (Ис.44:28, ИПБ; см. также Езд.1; Ис.45:1-6) .

У Господа есть Свои средства. Его рука действует. Когда пришло время заново отстроить Его храм, Бог побудил Кира как Своего помощника осмыслить пророчества и вернуть иудейскому народу свободу (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 1175. Комментарий Э. Уайт).

Избавление Даниила из львиного рва Бог использовал для того, чтобы про извести благоприятное впечатление на Кира Великого…

Когда царь увидел произнесенные более чем за сто лет до его рождения слова о том, каким образом будет взят Вавилон; когда он прочел послание, обращенное к нему Властелином всей Вселенной… его сердце было глубоко тронуто и он решил выполнить возложенную на него Божественную миссию. Он отпустит иудеев и поможет им восстановить храм Иеговы. «По всему царству» было разослано распоряжение Кира, он объявлял о своем желании обеспечить возвращение евреев и восстановление их храма…

Весть об указе достигла самых отдаленных уголков царства, и повсюду она вызывала неподдельное чувство радости в сердцах всех детей рассеяния. Многие, подобно Даниилу, изучали пророчества и умоляли Бога вступиться за Сион…

Зоровавелю… Кир поручил возглавить тех, кто возвращался в Иудею, его помощником был первосвященник Иисус. Долгое путешествие через пустыню окончилось благополучно, и счастливый народ… сразу же принялся за восстановительные работы (Пророки и цари, с. 557-559).

Всемогущий Господь Бог царствует. Все цари, все народы принадлежат Ему, находятся под Его господством и правлением. Его возможности бесконечны. Мудрец заявляет: «Ручьям подобно сердце царя в руке Господа: куда пожелает Он, туда его и направит» (Притч.21:1, ИПБ). Те, от чьих действий зависят судьбы народов, находятся под бдительным, неусыпным оком Того, Кто дарует «спасение царям» (Пс.143:10) (Библейский комментарий АСД, т. 4, с. 1170. Комментарий Э. Уайт).

9 сентября

Препятствия

«Ибо кто может считать день сей маловажным..?» (Зах.4:10; см. также Езд.4:6-24).

При восстановлении дома Господня 30ровавелю приходилось преодолевать всевозможные трудности. С самого начала противники ослабляли «руки народа Иудейского» И препятствовали «ему в строении»; и «сильною вооруженною рукою остановили работу их» (Езд.4:4,23). Но Господь вступился за строителей и теперь обратился к Зоровавелю через пророка, говоря: «Кто ты, великая гора пред Зоровавелем? ты равнина»

На протяжении всей истории народа Божьего перед теми, кто старался исполнить намерения Неба, часто возникали колоссальные, казавшиеся почти непреодолимыми, затруднения. Господь допускает такие препятствия как испытание веры. Когда со всех сторон нас окружают препятствия, именно тогда и следует беззаветно довериться Богу и силе Его Духа. Проявление живой веры означает возрастание духовной силы и развитие непоколебимого доверия. Именно так душа становится побеждающей силой. Там, где имеется вера, все препятствия, воздвигнутые сатаной на пути христианина, будут устранены, ибо небесные силы придут к нему на помощь. «И ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20).

Начать с пышности и хвастовства — это мирской путь, Божественный же путь — сделать маловажный день началом славной победы истины и праведности. Иногда Господь воспитывает Своих служителей, посылая им разочарования и кажущиеся неудачи. Его цель состоит в том, чтобы они научились побеждать трудности.

Часто люди падают духом перед возникающими трудностями и препятствиями. Но если они начатую жизнь твердо сохранят до конца, Бог расчистит перед ними путь… Перед неустрашимым духом и непоколебимой верой Зоровавеля огромные горы сложностей превратятся в равнины, а его руки, заложившие основание, «и окончат его» (Пророки и цари, с. 594,595).

10 сентября

Ездра-учащийся и учитель

«Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень, и исполнять его» (Езд.7:10).

Будучи потомком Аарона, Ездра получил священническое образование и, кроме того, был знаком с трудами волхвов, астрологов и мудрецов Мидо-персидского царства. Но он не был доволен своим духовным состоянием. Ездра страстно стремился жить в полном согласии с Богом; он жаждал обладать мудростью для осуществления Божественной воли… Это побудило его обратиться к серьезному тщательному изучению истории народа Божьего, записанной пророками и царями. Он исследовал исторические и поэтические книги Библии, желая узнать, почему Бог допустил разрушение Иерусалима и пленение Своего народа язычниками…

Ездра изучал постановления, данные на горе Синай и в течение всего долгого периода странствования народа в пустыне. И по мере того как он все больше и больше узнавал о Божьем отношении к Своим детям и постигал святость данного на Синае Закона, его охватывало волнение. Он пережил новое глубокое обращение и решил досконально ознакомиться с подробностями священной истории, чтобы потом с помощью этого знания принести благословение и свет своему народу.

Ездра сделал все, чтобы подготовиться к той работе, которая, как он верил, ему предстояла. Он искренне искал Бога, дабы стать мудрым учителем в Израиле. Чем больше его разум и воля подчинялись Божественному контролю, тем явственнее становились в его жизни принципы истинного освящения, которые в последующие годы формировали не только молодежь, искавшую его наставлений, но и всех, кто с ним общался…

Ездра стал Божьим глашатаем, обучающим окружающих небесным принципам… Находился ли он при дворе мидо-персидского царя или в Иерусалиме, его основной работой было учить. Чем больше он делился с другими усвоенными им истинами, тем больше развивалась его способность к труду. Он стал благочестивым, полным рвения человеком. Для мира этот человек был Божьим свидетелем, живым доказательством того, что библейская истина обладает силой облагораживать жизнь (Пророки и цари, с. 608, 609).

11 сентября

Знание требует действий

«Ездра… был книжник, сведущий в законе Моисеевом, который дал Господь, Бог Израилев» (Езд.7:6).

Более двух тысяч лет прошло с тех пор, как Ездра «расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень, и исполнять его» (Езд.7:10), однако время не умалило влияние его благочестивого примера. На протяжении веков повествование о его самоотверженной жизни вдохновляло многих «изучать закон Господень, и исполнять его».

Ездрой руководили возвышенные святые побуждения; во всем, что бы он ни делал, им двигало чувство глубокой любви к людям. Милосердное и чуткое отношение Ездры к согрешившим — намеренно или по неведению — может послужить уроком для тех, кто стремится произвести преобразование…

Не существует ничего, что могло бы ослабить или утвердить Закон Иеговы. Каким он был, таким и остается. Он всегда был и всегда будет святым, справедливым, добрым и совершенным. Он не может быть ни отменен, ни изменен. «Возвеличить» или «обесчестить» его — это только людские разговоры…

Христианам необходимо готовиться к тому, что вскоре обрушится на мир ошеломительно и неожиданно; это приготовление должно заключаться в тщательном изучении Слова Божьего и в упорном стремлении привести свою жизнь в соответствие с его требованиями. Чрезвычайно важные вопросы вечности требуют от нас большего, чем религии воображений, религии слов и формы, где истина не допускается во внутренний двор нашего сердца…

Если святые мужи Ветхого Завета так ярко свидетельствовали о своей верности, то разве не должны те, над кем сияет свет, накопленный за все столетия, нести более сильное свидетельство о силе истины? (Пророки и цари, с. 623-626).

Не должен ли пример Ездры научить нас правильно распоряжаться знанием Писания? Жизнь этого слуги Божьего должна вдохновить нас служить Господу сердцем, умом и силой. Каждому из нас поручена работа, и она может быть выполнена только посредством посвященных усилий. Первым делом мы должны задаться целью познать требования Божьи, а затем выполнять их. Действуя так, мы сможем сеять семена истины, которые принесут плод в жизнь вечную (Библейский комментарий АСД. т. 3, с. 1134. Комментарий Э. Уайт).

12 сентября

Бог-их Защитник

«А просить у царя пеших воинов и всадников для защиты в пути от врагов я постыдился, ведь мы сказали царю: Бог наш действует во благо всем, кто к Нему прибегает, а могучий гнев Его — на всех; кто Его оставил»» (Езд.8:22, ИПБ; см. также Езд.7,8).

Вера Ездры в то, что Бог совершит для Своего народа величайшую работу, побудила его рассказать Артаксерксу о своем желании возвратиться в Иерусалим, чтобы пробудить в народе интерес к изучению Божьего Слова и помочь своим братьям в восстановлении святого города. Слова Ездры, свидетельствующие о его полном доверии Богу Израилеву, единственно Который может защитить Свои народ и позаботиться о нем, произвели на царя глубокое впечатление… Он сделал его специальным представителем Мидо-персидского царства и наделил широкими полномочиями для достижения целей, которые были у него на сердце…

Таким образом, детям рассеяния снова была дана возможность возвратиться в землю, с обладанием которой были связаны обетования дому Израилеву…

Им предстояло провести в дороге несколько месяцев. Они взяли с собой жен, детей и имущество, а также множество даров для храма и служения в нем. Ездра знал, что на пути их будут подстерегать враги, готовые ограбить и убить его и его народ, однако он не попросил у царя никакой вооруженной охраны…

Ездра и его спутники видели в этом возможность возвеличить имя Бога перед язычниками. Вера в силу живого Бога окрепла бы, если бы израильтяне теперь сами полностью доверились Божественному водительству. Поэтому они решили всецело положиться на Бога. Они не попросили никакой вооруженной охраны, не желая дать язычникам какой-то повод приписать человеку славу, принадлежащую только Богу нельзя было позволить, чтобы в сознании их языческих друзей возникло какое-либо сомнение в том, насколько искренне Божии народ полагается на Него… Только помня Закон Божий и стремясь повиноваться ему, они могли получить защиту… «Итак, мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас» (Пророки и цари, с. 609-616).

13 сентября

Священная задача

«Владыко, Господи, внемли слухом Своим мольбе слуги Своего… Даруй ныне успех слуге Своему, и да будет милостив ко мне этот человек!» (Неем.1:11, ИПБ; см. также Неем.1).

Неемия, один из еврейских пленников, занимал почетное положение и пользовался большим влиянием при персидском дворе. Будучи виночерпием у царя, он мог беспрепятственно входить к нему… Через этого мужа… Бог намеревался излить благословения на Свой народ в земле их отцов…

Этот преданный Израилю муж узнал, что положение Иерусалима, избранного города, весьма тяжелое. Возвратившиеся туда пленники терпели преследования и поругания. Восстановительным работам мешали, служению в храме препятствовали, и народ жил в постоянной тревоге, так как большая часть городской стены по-прежнему лежала в развалинах…

Неемия часто Изливал душу перед Богом, печалясь за свой народ. Но вот во время молитвы в его душе созрело святое решение. Он решил: если ему удастся заручиться согласием царя и получить необходимую помощь для доставки всех нужных орудий и материалов, тогда он смог бы взять на себя задачу восстановления стен Иерусалима…

Четыре месяца Неемия выжидал удобного момента, чтобы представить царю свою просьбу… Перед ним стояла священная задача, для осуществления которой он должен был просить помощи у царя. Неемия понимал, что многое зависит от того, сможет ли он представить это дело так, дабы получить одобрение царя и заручиться его поддержкой. «Я помолился, — говорит он, — Богу небесному». В своей короткой молитве Неемия предстал перед Царем царей и заручился силой, способной изменить человеческое сердце так, как река изменяет свое течение.

Возможность молиться так, как это сделал Неемия в момент отчаяния, может использовать каждый христианин в обстоятельствах, когда невозможна иная форма молитвы… Во время неожиданных затруднений и опасности человек может взывать о помощи к Тому. Кто с клятвой обещал прийти на помощь Своим верным детям, когда бы они ни обратились к Нему. При любых обстоятельствах, в любых условиях душа, обремененная горем и заботой или одолеваемая жестокими искушениями, может найти поддержку, помощь и уверенность в неизменной любви и силе Бога, хранящего Свои завет (Пророки и цари, с. 628-632).

14 сентября

Человек действия

«Царю было угодно отпустить меня. Я назвал срок» (Неем.2:6, ИПБ; см. также Неем.2:1-8).

Пока Неемия умолял Бога о помощи, он сам не сидел сложа руки, поскольку не считал, что на этом его обязанности заканчиваются. Проявив выдающееся благоразумие и предусмотрительность, Неемия начал все необходимые организационные приготовления, без которых его предприятие не могло увенчаться успехом…

Пример этого святого человека должен быть уроком для народа Божьего в том, что ему необходимо не только молиться с верой, но также с верностью и прилежанием трудиться. Как много трудностей мы встречаем, как часто препятствуем действию Провидения в нашу пользу, ибо рассматриваем благоразумие, предусмотрительность и усердие как качества незначительные и не имеющие отношения к религии! Это серьезная ошибка. Наша обязанность — развивать и проявлять каждую способность, которая делает нас более эффективными тружениками Бога. Сегодня, как и во дни Неемии, для успеха святых предприятий также необходимы тщательно разработанные планы… Мужи молитвы должны быть и мужами действия. Те, кто готов и желает действовать, найдут для этого возможности и средства. Неемия не полагался на неопределенность. Средства, в которых испытывал недостаток, он просил у тех, которые имели возможность их дать…

Господь все еще влияет на сердца царей и правителей, склоняя их принимать решения в пользу Своего народа. Трудящимся для Него необходимо воспользоваться помощью, которую Бог дает им, побуждая людей жертвовать для продвижения Его дела… Эти люди, возможно, не имеют никакой симпатии к делу Божьему, не верят во Христа и не знакомы со Словом Божьим, но из-за этого их дары не следует отвергать…

Пока мы находимся в этом мире и пока Дух Божий работает среди людей, нам необходимо принимать блага и отдавать их другим. Мы должны нести миру свет истины, как она представлена в Священном Писании, и принимать от мира то, что Бог побуждает его сделать ради Своего дела… О, если бы христиане могли более полно осознать, что их привилегия и обязанность состоят в том, дабы, придерживаясь правильных принципов, воспользоваться каждой данной Небом возможностью для распространения Царства Божьего в этом мире! (Южный страж, 15 марта 1904 г.)

15 сентября

Будем строить!

«Я поведал им о благодеющей мне руке Бога моего… Тогда они твердо решили и укрепились в этом благом намерении: «Непременно будем строить!»» (Неем.2:18, ИПБ; см. также Неем.2:9-20).

Сердце пришедшего издалека посетителя сжималось при виде разрушенных укреплений его любимого Иерусалима. Не таким ли представляется состояние Церкви Христовой небесным ангелам? Подобно жителям Иерусалима, мы привыкли к существующему злу и часто миримся с ним, не пытаясь что-либо исправить. Но как на эти пороки реагируют существа, просвещенные Божественным светом? Не скорбят ли они, подобно Неемии, при виде разрушенных стен и сожженных огнем ворот? (Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1136. Комментарий Э. Уайт).

Неемия запасся царским повелением, требующим, чтобы жители сотрудничали с ним в восстановлении стен города, но он не хотел прибегать к власти. Напротив, он желал завоевать доверие и понимание народа, зная, что единство сердец и рук крайне необходимо для предстоящей работы (Пророки и цари, с. 637).

Сегодня Церковь нуждается в Неемиях, в мужах, которые не только могут молиться и проповедовать, но чьи молитвы и проповеди подкреплены решительной и энергичной целеустремленностью… Успех, сопровождавший усилия Неемии показывает, чего можно достичь молитвой, верой и мудрой энергичной деятельностью… Дух, проявленный руководителем, в значительной мере отразится в действии народа. Если руководители заявляют, что верят в торжественные важные истины, данные для испытания этого мира, но не проявляют пылкого стремления, чтобы приготовить народ устоять в день Господень, надо полагать, что церковь будет беззаботной, бездеятельной и любящей удовольствия (Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1137. Комментарий Э. Уайт).

Неемия был реформатором, великим человеком, появившимся в важное время. Столкнувшись со злом и всякого рода противостоянием, он ощутил прилив мужества и рвения. Его энергия и решительность вдохновляли жителей Иерусалима; сила и мужество вытеснили слабость и разочарование. Его святая цель, возвышенная надежда, радостная посвященность работе распространялись на остальных. Люди заражались энтузиазмом своего лидера, и каждый человек становился Неемией в своей сфере деятельности, укрепляя руки и сердце своего ближнего (там же).

16 сентября

Непричастные

«Следом работали жители Текоа, но знать Текоа не подставила спину, отказалась трудиться для Господа своего» (Неем.3:5. ИПБ; см. также Неем.3.)

Священники среди первых начали действовать с присущими Неемии рвением и искренностью. Благодаря своему влиянию эти мужи могли способствовать продвижению дела или же, наоборот, препятствовать ему, но их готовность служить общему благу, проявленная с самого начала, немало содействовала успеху. Большинство князей и начальников Израиля также благородно исполнили свой долг, и мы находим почетное упоминание об этих верных мужах в Божьей книге. Знатнейшие же из фекойцев «не наклонили шеи своей поработать для Господа своего». Память об этих ленивых рабах покрыта позором и служит предостережением для всех поколений.

В каждом религиозном движении находятся люди, которые хотя и не отрицают, что это дело Божье, но все же держатся в стороне, отказываясь приложить усилия, чтобы помочь. Им не мешало бы помнить о том, что на Небе все записывается в книге, в которой ничего не упущено и нет ошибок; согласно этим записям их и будут судить. Там отмечена всякая упущенная возможность в служении Богу и там же увековечено каждое деяние веры и любви.

По сравнению с воодушевляющим влиянием Неемии пример знатнейших фекойцев не имел большого значения. В основном весь народ был охвачен чувством патриотизма и рвения. Способные и влиятельные мужи организовали представителей различных сословий в группы, и каждый, возглавлявший такую группу, отвечал за строительство определенной части стены, а о некоторых сказано, что они строили «против дома своего».

Теперь, когда началась настоящая работа, энергия Неемии также не ослабевала. С неусыпным вниманием он следил за строительством, руководил рабочими, замечая недостатки и решая чрезвычайные ситуации… Среди многочисленных занятий Неемия не забывал об источнике своей силы. Его сердце постоянно возносилось к Богу, великому Руководителю всего. «Бог Небесный, — восклицал Неемия, — Он благопоспешит нам!» И эти слова эхом раздавались повсюду, воодушевляя всех строителей стены (Пророки и цари, с.638-640).

17 сентября

Нечестивый союз

«Бог наш сразится за нас!» (Неем.4:20, ИПБ; см. также Неем.4).

Восстановление оборонительных сооружений Иерусалима не обошлось без неприятностей. Сатана без устали старался возбудить недовольство и вызвать разочарование… Но насмешки и издевательства, противостояние и угрозы, казалось, только увеличивали решимость Неемии и обостряли его бдительность. Он предвидел все опасности борьбы с врагами, но по-прежнему оставался неустрашимым. «И мы молились Богу нашему, — говорит он, — и ставили против них стражу днем и ночью»…

Возле Неемии всегда находился трубач, а в разных местах стены стояли священники со священными трубами. Порой дела вынуждали людей расходиться в стороны, но когда им угрожала опасность, подавался сигнал сбора. «Так производили мы работу, — говорит Неемия, — и половина держала копья от восхода зари до появления звезд»… Неемия и его помощники не уклонялись от трудностей и утомительного служения. Ни днем, ни ночью, ни даже во время короткого перерыва, отведенного для сна, они не снимали свою одежду и не выпускали из рук оружие.

Противостояние и разочарование, с которым встречались строители во дни Неемии со стороны открытых врагов и мнимых друзей, — типичный опыт, который познают все, кто трудится для Господа сегодня. Христиане испытываются не только яростью, презрением и жестокостью врагов, но и безразличием, непостоянством, теплым состоянием и предательством со стороны тех, кто называет себя друзьями и помощниками…

Сатана использует всякого непосвященного человека для исполнения своих намерений. Среди людей, считающих себя сторонниками дела Божьего, есть и те, кто объединился с Его врагами и таким образом подвергает Его дело нападкам со стороны самых злейших врагов. Даже некоторые из искренних поборников дела Божьего могут ослабить руки Его слуг тем, что выслушивают противников Господа, а затем пересказывают их клевету, хвастовство и угрозы и сами наполовину верят в это… Ответом нашей веры сегодня должны быть слова Неемии: «Бог наш будет сражаться за нас», ибо это дело Божье и ни один человек не в силах помешать его окончательному успеху (Пророки и цари, с. 641-645).

18 сентября

Помните бедных

«А если и случится такое, что в одном из ваших городов, в той земле, которую Господь, Бог ваш, дарует вам, обеднеет один из братьев ваших, тогда не оставайся безучастным и скупым не будь к бедному брату своему. Нет, ты щедрость свою прояви и охотно дай ему взаймы столько, сколько нужно ему» (Втор.15:7,8, ИПБ; см. также Неем.5:1-13).

После возвращения из вавилонского плена богачи Иудеи поступали вопреки всем этим повелениям. Когда бедные нуждались в деньгах, чтобы выплатить царскую подать, они одалживали их у богатых, а те брали за это высокие проценты. Беря в залог землю бедняков, они постепенно ввергали неудачливых должников в крайнюю нищету. Многие были вынуждены продавать в рабство своих сыновей и дочерей, и казалось, что нет надежды на лучшее, нет возможности выкупить своих детей и земли; нет впереди ничего, кроме постоянно растущего отчаяния, вечной нужды и рабства. Однако они принадлежали к тому же народу, были детьми того же завета, что и их богатые соотечественники…

Когда Неемия услышал об этом жестоком притеснении, его душа исполнилась сильного негодования … Он видел, что насильственное вымогательство можно искоренить, лишь безоговорочно поддержав справедливость. С присущей ему энергией и решительностью он начал действовать, чтобы облегчить положение своих ближних.

Тот факт, что притеснителями были богачи, чья поддержка была крайне необходима в работе по восстановлению города, ничуть не повлиял на Неемию. Он сурово порицал князей и правителей и затем при большом стечении народа изложил Божье требование по этому вопросу…

Это событие прошлого содержит в себе важный урок. «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1Тим.6:10). В нашем столетии все охвачены страстным стремлением к наживе… Мы все были должниками Божественной справедливости, и нам нечем было оплатить свой долг. Тогда Сын Божий, сжалившись над нами, заплатил за наше искупление. Он обнищал, чтобы мы обогатились Его нищетой. Проявляя щедрость по отношению к бедным, мы тем самым можем доказать, что искренно благодарны за оказанную нам милость (Пророки и цари, с. 647-652).

19 сентября

«Не могу сойти»

«Я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошел к вам» (Неем.6:3; см. также Неем.6).

Неемия был избран Богом, поскольку был готов сотрудничать с Ним в качестве восстановителя развалин… Когда он увидел, что люди руководствуются неверными принципами, то не остался сторонним наблюдателем и не промолчал. Он не давал людям повода полагать, что занимает неправильную позицию. Неемия всегда твердо и непреклонно выступал на стороне правды (Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1135. Комментарий Э. Уайт).

Все замыслы князя тьмы направлены на то, чтобы склонить Божьих слуг к союзу с приспешниками сатаны… Подобно Неемии, они должны твердо отвечать: «Я занят большим делом; не могу сойти». Божьи работники могут безопасно продолжать свой труд, и пусть их усилия опровергнут всякую ложь, которую из-за злобы замышляют враги с целью повредить им. Подобно строителям стен Иерусалима, им не следует отвлекаться от своего дела, невзирая ни на какие угрозы или насмешки…

С приближением времени конца сатана с величайшей силой обрушит свои искушения на Божьих работников. Он будет подстрекать людей насмехаться над «строящими стену» и оскорблять их. Но если строители сойдут вниз, чтобы отразить нападки врага, это лишь замедлит их работу. Они должны стараться расстроить планы врагов, но не позволять, чтобы что-то отвлекало их от труда. Истина сильнее заблуждений, и правда восторжествует над неправдой… В непоколебимой преданности Неемии делу Божьему и в столь же непоколебимом доверии Богу кроется секрет того, почему враги не смогли поймать его в свои сети. Праздная душа становится легкой добычей искушения, но в жизни того, кто имеет перед собою благородную цель и занятие, поглощающее все его внимание, зло не находит себе плацдарма…

Бог предусмотрел для нас Свою помощь в любой критической ситуации, в которой человеческих ресурсов недостаточно. Он посылает Святого Духа, чтобы помочь в любом затруднении, укрепить нашу надежду и веру, просветить разум и очистить сердце. Он дает возможности и открывает пути для работы. Если народ Божий будет следить указаниям Его провидения и преисполнится готовности сотрудничать с Ним, он увидит огромный успех (Пророки и цари, с. 659, 660).

20 сентября

Построить

«Твои потомки отстроят древние руины, ты возродишь основанное былыми поколениями. Скажут о тебе: «Он стены павшие восстановил, улицы сделал пригодными для жилья!»» (Ис.58:12, ИПБ).

Для осуществления преобразований, таких необходимых в нашей сегодняшней жизни, мы нуждаемся в людях, которые бы, подобно Ездре и Неемии, не смягчали и не оправдывали грех, но непоколебимо отстаивали честь Божьего имени. Те, на ком лежит бремя этой работы, не будут молчать, когда творится зло, и не будут скрывать его под покрывалом притворной доброты. Они будут помнить, что Бог нелицеприятен и что проявленная к некоторым суровость может оказаться милостью для многих. Также будут помнить, что в людях, порицающих грех, должен всегда проявляться дух Христов.

В своей работе Ездра и Неемия смирились перед Богом, исповедуя свои грехи и грехи народа и умоляя опрощении так, будто они и сами были виновны в них… Неемия не был ни священником, ни пророком, да он и не притязал ни на какое высокое звание. Он был реформатором, поставленным в ответственный момент. Он определил для себя цель — примирить свой народ с Богом. Вдохновленный этой величайшей задачей, Неемия отдал все силы для ее достижения… Соприкасаясь со злом и противостоянием истине, он занял такую решительную позицию, что народ с новым рвением и мужеством принялся за дело …

Работа по восстановлению Иерусалима и реформы, произведенные вернувшимися на родину пленниками под руководством Зоровавеля, Ездры и Неемии, символизируют работу духовного возрождения, которая должна быть произведена в последние дни земной истории… Остаток народа Божьего, стоящий перед миром как реформатор, должен показать всем, что Закон Божий является основанием всех истинных реформ и что суббота четвертой заповеди должна оставаться памятником творения, вечным напоминанием о Божьей силе. Необходимость повиновения всем заповедям Десятисловия надо представить ясными и определенными словами. Движимые любовью Христа, дети Божьи должны сотрудничать с Ним, застраивая пустыни. Они должны стать восстановителями развалин, возобновителями путей для населения (Пророки и цари, с. 675-678).

21 сентября

Один из великих Божьих мужей

«Ибо он будет велик в глазах Господа, не будет пить ни вина, ни хмельных напитков и преисполнится Духом Святым еще до рождения своего» (Лк.1:15, ИПБ, см. также Лк.1:13-24,57-80).

Спаситель утверждал, что в небесном списке великих людей нет более выдающегося, чем Иоанн Креститель. Порученная ему работа требовала не только физической энергии и выносливости, но и высших качеств ума и души.

Правильное физическое воспитание, как подготовка к совершению это и работы, было так важно, что высший небесный ангел был послан к родителям ребенка с вестью наставления (Служение исцеления, с. 379) .

Они должны были верно сотрудничать с Богом в формировании у Иоанна такого характера, который подготовил бы его к выполнению порученной Богом роли… Иоанн был сыном старости, ребенком, рожденным чудесным образом, и родители могли рассуждать так: коль скоро он должен выполнить особую миссию для Господа, то Господь Сам позаботится о нем. Но родители так не думали; они переехали в уединенную сельскую местность, где их сыну не грозили искушения городской жизни и не было соблазна ослушаться родительских советов и наставлений (Воспитание детей, с. 23).

В пустыне Иоанн мог с готовностью отказать себе во всем, контролировать свой аппетит и одеваться с естественной простотой. В пустыне не было ничего, что могло бы отвлекать его ум от размышления и молитвы. Сатана имел доступ к Иоанну даже после того, как Иоанн закрыл всякий возможный путь, через который мог войти враг человеческих душ. Но привычки жизни Иоанна были настолько чистыми и естественными, что он мог различить врага, обладая силой духа и решимостью характера, чтобы противостоять ему.

Перед Иоанном была открыта книга природы с ее неисчерпаемым изобилием различных наставлений. Он искал Божьего благоволения, поэтому Святой Дух почил на нем и зажег в его сердце горячее желание совершить великую работу — призывать людей к покаянию, к возвышенной и святой жизни. Посредством лишений и трудностей своей уединенной жизни Иоанн подготовился так контролировать свои физические и интеллектуальные силы, что мог среди людей при окружавших его обстоятельствах стоять так же непоколебимо, как скалы и горы, окружавшие его в пустыне на протяжении тридцати лет (Дух пророчества, т. 2, с. 47).

22 сентября

В духе Илии

«Это он, исполненный духом и силой Илии, будет идти впереди Господа, чтобы примирить отцов с детьми своими, а непокорных привести к образу мыслей праведных, приготовить народ, который был бы угоден Господу» (Лк.1:17. ИПБ; см. также Лк.1:5-23).

Бог призвал сына Захарии к великому служению, самому великому из когда-либо порученных людям… Иоанну надлежало стать вестником Иеговы, принести людям Божий свет и дать новое направление их мыслям. Он должен был запечатлеть в их сознании святость Божьих предписаний и убедить в том, что они нуждаются в Его совершенной праведности. Несущий такую весть сам должен быть святым. Он должен быть храмом, в котором обитает Дух Божий. Для исполнения своей миссии Иоанну надлежало иметь крепкое телосложение, обладать интеллектуальной и духовной силой. Поэтому ему необходимо было контролировать свои влечения и страсти. Ему необходимо было настолько контролировать все свои силы, чтобы среди людей при окружавших его обстоятельствах стоять так же непоколебимо, как скалы и горы, окружавшие его в пустыне.

Во дни Иоанна Крестителя широко распространились страсть к наживе и любовь к роскоши и всему показному. Чувственные наслаждения, чревоугодие и пьянство приводили к физическим заболеваниям и вырождению, притупляли духовное восприятие и снижали чувствительность ко греху. Иоанну надлежало стать реформатором. Его воздержанный образ жизни и простая одежда должны были стать живым укором тем, кто предавался излишествам. Таким образом, наставление, данное ангелом от небесного престола родителям Иоанна, — это урок воздержания…

Подготавливая путь для Первого пришествия Христа, он олицетворял тех, кто должен приготовить людей ко Второму пришествию нашего Господа. Люди мира сего потворствуют своим похотям, В нем изобилуют заблуждения. Растет число ловушек, расставляемых сатаной, чтобы губить души. Всем, кто желает совершать святыню в страхе Божьем, следует усвоить уроки воздержания и самообладания. Влечения и страсти должны находиться под контролем высших сил разума. Самодисциплина крайне важна для обретения умственной силы и духовной проницательности, которая сделает нас способными понимать и соблюдать священные истины Слова Божьего. Вот почему воздержание занимает важное место в деле приготовления ко Второму пришествию Христа (Желание веков, с. 100,101).

23 сентября

Прямое свидетельство

«Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль» (Ам.4:12; см. также Лк.1:80; Мф.3:1-6).

Живя в пустыне, Иоанн Креститель был научен Самим Богом. Он познавал откровения Божьи в природе. Под водительством Святого Духа исследовал свитки пророков. Днем и ночью предметом его исследования был Христос, он размышлял о Нем до тех пор, пока его разум, сердце и душа не наполнились славным видением. Иоанн взирал на Царя в красоте Его и терял из виду свое «я». Иоанн созерцал величие святости и понимал, насколько он неумелый и слабый. Он должен был возвещать именно Божью весть. Силой и праведностью Бога он должен был стоять, возвещая весть. Иоанн готов был идти вперед как вестник Неба, не благоговея перед человеческим, поскольку взирал на Божественное…

Иоанн провозглашал свою весть, не подкрепляя ее сложными аргументами или запутанными теориями. Потрясающий, суровый и в то же время исполненный надежды, его голос слышался из пустыни: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»… Неграмотные крестьяне и рыбаки из близлежащих мест, римские воины из казарм Ирода, препоясанные мечами военачальники, готовые подавить любую попытку к восстанию, что могло закончиться беспорядками, алчные мытари, покинувшие свои конторы, фарисействующие священники из синедриона — все слушали, как зачарованные. И всякий… уходил… до глубины души осознавая свою греховность…

В наш век, непосредственно перед Вторым пришествием Христа на облаках небесных, должна быть совершена та же работа, которую выполнял Иоанн. Бог призывает людей, способных подготовить народ к тому, чтобы устоять в великий день Господа … Мы, как верующие в скорое Пришествие Христа, должны нести такую весть: «Приготовься к сретению Бога твоего» (Ам.4:12). Наше свидетельство должно быть столь же прямым, как и свидетельство Иоанна. Он обличал царей за их беззаконие. Хотя жизнь его подвергалась опасности, Иоанн без всяких колебаний возвещал Слово Божье. Так же верно должны совершать свою работу и мы в наш век.

Чтобы нести весть, подобную возвещаемой Иоанном, мы должны иметь такой же духовный опыт, как он. Та же работа должна быть совершена в нас. Нам необходимо взирать на Бога и, созерцая Его, потерять из виду свое «я» (Служители Евангелия, с. 54, 55).

24 сентября

Жертва живая

«Так что призываю вас, братья: памятуя о милосердии Божием, отдайте себя полностью Богу как жертву живую, Ему посвященную и для Него угодную — в том будет истинное духовное служение ваше» (Рим.12:1, ИПБ; см. также Лк.1:13-15; 3:1-9).

В течение ряда лет Господь обращает внимание Своего народа на реформу здоровья. Это одно из важных звеньев в деле приготовления к Пришествию Сына Человеческого. Иоанн Креститель вышел в духе и силе Илии, чтобы приготовить путь Господу…

Иоанн отделился от друзей и роскошной жизни. Простота его одежды, сотканной из верблюжьей шерсти, была постоянным обличением излишеств и хвастовства как иудейских священников, так и народа в целом. Его вегетарианское питание, состоявшее из акрид и дикого меда, было обличением царившего повсюду невоздержания и чревоугодия… Готовящие путь для Второго пришествия Христа представлены в образе верного Илии, как и Иоанн в духе Илии готовил путь для Первого пришествия Христа. Необходимо постоянно поднимать великую тему реформы… Возвещение вести должно сопровождаться воздержанием во всем, чтобы отвратить детей Божьих от идолопоклонства, чревоугодия, излишества в одежде и прочих вещах.

В противовес сумасбродным и пагубным для здоровья привычкам, свойственным людям в наш растленный век, надо говорить народу о самоотречении, смирении и воздержании, то есть о добродетелях, требующихся от праведных, которых Бог особо ведет и благословляет… Не найти главнее причины физического и морального вырождения, чем пренебрежение этим важным вопросом. Те, кто потворствует своему аппетиту и страстям, закрывая глаза для света из-за опасения, что увидят греховные слабости, которые не желают оставить, виновны перед Богом. Кто отворачивается от света в одном каком-либо случае, тот ожесточает свое сердце и начинает пренебрегать светом и в других вопросах. Кто нарушает нравственный долг в части питания и одежды, тот готовит путь для нарушения Божьих требований в вопросах вечности. Наши тела принадлежат не нам. Бог предъявляет на нас Свои права и требует, чтобы мы заботились о жилище, которое Он нам дал, и представили Ему тела наши в жертву живую, святую и благоугодную (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 61-63).

25 сентября

Готовый уступить

«Вот Агнец Божий! Греху мира сего кладет Он конец!» (Ин.1:29, ИПБ; см. также Мф.3:1-12).

Некоторое время влияние Иоанна Крестителя на народ было сильнее власти правителей, священников и вельмож. И если бы он объявил себя Мессией и поднял восстание против Рима, священники вместе с народом собрались бы под его знамя. Сатана был готов внушить Иоанну Крестителю честолюбивые стремления, свойственные завоевателям в этом мире. Но Иоанн, сознавая свой проповеднический успех, твердо противостоял соблазну. Направленное на него внимание он перенаправлял на Кого-то Иного. Вскоре он заметил, что его популярность идет на спад по сравнению с растущей известностью Спасителя. День за днем толпа, окружавшая Иоанна, редела…

Ученики Иоанна пришли к нему с жалобами: «Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане, и о Котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему». Этими словами сатана искушал Иоанна. Хотя миссия Иоанна близилась к концу, он все же мог помешать работе Христа. И если бы Иоанн пожалел себя и выразил горечь или досаду по поводу того, что кто-то его превзошел, он посеял бы семена раздора, возбудил бы среди своих учеников ревность и зависть и мог бы серьезно помешать распространению Благой вести.

Иоанн по своей природе имел слабости и недостатки, свойственные всем людям, но прикосновение Божественной любви преобразило его. Он жил в атмосфере, не оскверненной эгоизмом и честолюбием, и был совершенно не завистлив… Ему доставляло радость наблюдать за успехом работы Спасителя…

Взирая с верой на Спасителя, Иоанн достиг высот самоотречения. Он не старался привлечь людей к себе, но направлял их мысли все выше и выше, пока они не обретали покой у Агнца Божьего. Сам он был только гласом вопиющего в пустыне и ныне с радостью соглашался умолкнуть и оставаться в тени, лишь бы люди обратились к Свету жизни. Верные своему призванию вестники Божьи не будут искать себе почестей. Любовь к себе растворится в любви ко Христу (Желание веков, с. 178, 179).

26 сентября

«Я должен умаляться»

«Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин.3:29,30; см. также Ин.3:23-36).

На каждом этапе земной истории у Бога были представители, посредством которых Он продвигал Свое дело… Иоанн Креститель родился и был призван для особой миссии: приготовить путь Господу (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1115. Комментарий Э. Уайт).

Когда после начала служения Христа ученики Иоанна пришли к пророку, сетуя, что все люди следуют за новым Учителем, Иоанн показал, насколько ясно понимал свою связь с Мессией и как рад приветствовать Того, Кому он приготовил путь (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 333) ..

Иоанн был призван стать реформатором в своем народе. Из-за этого существовала опасность, что его ученики сосредоточат на нем свое внимание… и упустят из виду, что он был лишь орудием в руках Божьих. Но служения Иоанна было недостаточно, чтобы заложить основание христианской Церкви… По окончании его миссии должна быть совершена другая работа, которую его свидетельство не могло завершить. Ученики Иоанна не понимали этого. Увидев, что Христос начал Свое служение, они стали завидовать и выказывать недовольство.

И ныне существует такая же опасность. Бог призывает человека, чтобы он выполнил определенную работу, и, когда тот совершит все, на что способен, Господь призывает других для продолжения начатого. Но многие, подобно ученикам Иоанна, думают, что успех всего дела зависит от того, кто его начал. Когда внимание сосредоточивается не на Божественном факторе, а на человеке, в сердце закрадывается зависть и это вредит делу Божьему. Человек, которого чрезмерно чтят, испытывает искушение стать самонадеянным. Он не осознает свою зависимость от Бога. Люди приучаются обращаться за советом к человеку… и теряют связь с Богом.

Работа Божья не должна иметь образ и отпечаток человека. Время от времени Бог призывает к служению различных людей, через которых может лучше всего осуществлять Свои намерения. Блаженны те, кто готов смириться, говоря вместе с Иоанном Крестителем: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Желание веков, с. 181, 182).

27 сентября

Что сделало Иоанна Крестителя великим?

«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф.11:11; см. также Мф.11:7-15).

Что именно сделало Иоанна Крестителя великим? Он закрывал свой ум для множества традиций, представленных учителями иудейской нации, и открывал его мудрости, нисходящей свыше (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 445).

Иоанн Креститель едва ли подошел бы на роль предвестника Христа, если бы вместе с великими мужами нации преподавал в школах Иерусалима. Он ушел в пустыню, где обычаи и учения человеческие не могли влиять на его разум и где он мог поддерживать беспрепятственное общение с Богом (Основы христианского воспитания, с. 123).

Иоанн Креститель исполнился Духом Святым от чрева матери, и если когда-либо жил такой человек, на которого не оказывал тлетворного влияния его век, то Иоанн, безусловно, был таковым. Однако Иоанн Креститель не осмеливался полагаться на свои силы; он отделился от родственников и друзей, чтобы его природные наклонности не стали для него сетью. Он не становился на путь искушения, дабы не подвергать себя ненужному риску, и не жил там, где роскошь и даже обычные жизненные удобства могли развить у него стремление к легкой жизни или угождению своим прихотям, дабы не ослаблять свои умственные и физические силы…

Иоанн Креститель переносил в пустыне тяготы и одиночество отшельнической жизни. Там он мог сохранить священное осознание величия Бога, изучая Его великую книгу природы… Такова была атмосфера, рассчитанная на то, чтобы человек мог усовершенствовать нравственную культуру и постоянно пребывать в страхе Господнем. Иоанн, предтеча Христа, избегал греховных бесед и тлетворного влияния этого мира. Он боялся, что его совесть притупится и тогда грех не будет казаться ему таким греховным. Он предпочел жить в пустыне, лишь бы не подвергать опасности свою душу. Не должен ли этот пример и нас чему-то научить? Ведь Христос уважал Иоанна и сказал о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 108, 109).

28 сентября

В тюрьме ради Христа

«Вы ведь ради Христа удостоены высокой чести не только верить в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29, ИПБ; см. также Мф.11:1-6; 14:3).

Иоанн Креститель был первым глашатаем Царства Христова и первым пострадал за него… Его окружали тюремные стены: он был заключен в крепость… Неделя проходила за неделей, а ничего не изменялось. И тогда от-чаяние и сомнение овладели им… Одно их удивляло: если этот новый Учитель действительно Мессия, почему Он не освободит Иоанна?..

Подобно ученикам Спасителя, Иоанн не понимал природы Царства Христова. Он ожидал, что Иисус займет престол Давида. Но время шло, а Спаситель не претендовал на царскую власть, поэтому Иоанн все больше и больше недоумевал и смущался… Бывали моменты, когда нашептывания демонов угнетали душу и его охватывал сильный страх. А может быть, столь долгожданный Освободитель еще не пришел?..

Но все же вера Иоанна Крестителя во Христа не поколебалась… Он решил послать к Иисусу двух своих учеников, надеясь, что беседа со Спасителем укрепит их веру… Ученики пришли к Иисусу с вопросом: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?»… Спаситель не сразу ответил на вопрос. Пока ученики стояли, удивленные Его молчанием, убогие и несчастные подходили к Нему в надежде на исцеление… Исцеляя, Он одновременно наставлял людей…

Так прошел день, в течение которого ученики Иоанна видели и слышали все. Наконец Иисус подозвал их и повелел рассказать Иоанну о том, чему они были свидетелями… Доказательство Божественности Христа проявил ось в особом сострадании к нуждающимся людям…

Возвратившись, ученики все рассказали Иоанну — и этого оказалось достаточно… Деяния Христа не только обнаруживали в Нем Мессию, но и показывали, каким образом должно быть установлено Его Царство … Осознав яснее сущность Христовой миссии, он [Иоанн] покорился Богу, что бы ни ожидало его впереди, жизнь или смерть, — лишь бы послужить делу, которому он так предан (Желания веков, с. 214-218).

29 сентября

Самая высокая честь

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить — напротив, бойтесь Того, Кто и душу, и тело может погубить а огне» (Мф.10:28, ИПБ; см. также Мф.14:3-12).

Для многих судьба Иоанна Крестителя окружена глубокой тайной. Они спрашивают: «Почему он должен был томиться и умереть в тюрьме?» Человеческий разум не способен постигнуть эту тайну, но она никогда не поколеблет нашего доверия Богу, если мы вспомним, что Иоанн был соучастником страданий Христовых…

Иисус ничего не предпринял для освобождения Своего слуги. Он знал, что Иоанн выдержит это испытание. Спаситель с радостью пришел бы к Иоанну и осветил тюремный мрак Своим присутствием, но отдать Себя в руки врагов и тем самым подвергнуть опасности Свою собственную миссию Он не мог. Господь охотно освободил бы Своего верного слугу. Но Иоанн должен был испить чашу мученичества ради тех тысяч людей, которым в грядущих веках предстояло идти на смерть. И когда последователи Иисуса будут томиться в одиночных тюремных камерах или погибать от меча, на виселице… когда им будет казаться, что они оставлены Богом и людьми, мысль о том, что Иоанн Креститель, верность которого засвидетельствовал Христос, пережил то же самое, будет поддерживать их.

Сатане было позволено оборвать земную жизнь посланника Божьего, но жизнь, «сокрытую со Христом в Боге», губитель не мог отнять (Кол.3:3). Возрадовался сатана, что смог огорчить Христа, но он не победил Иоанна. Смерть только сделала его навсегда недоступным для искушений…

Бог всегда ведет Свой народ единственно возможным путем — таким, какой люди избрали бы сами, если бы видели конец от начала и славу той цели, к которой они продвигаются как соработники Бога. Ни Енох, взятый на Небо, ни Илия, вознесшийся туда на огненной колеснице, ничем не превосходили Иоанна Крестителя, одиноко умершего в темнице. Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп.1:29). Из всех благословений, какие только Небо может даровать людям, соучастие в страданиях Христовых является наивысшим выражением доверия и высокой честью (Желания веков, с. 223-225).

30 сентября

Верный свидетель

«Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. И многие там уверовали в Него» (Ин.10:41,42).

Возвещая Захарии о рождении Иоанна, ангел сказал: «Он будет велик пред Господом» (Лк.1:15). А что означает величие с точки зрения Неба? Ничего общего с тем, что мир считает таковым: ни богатство, ни положение, ни благородное происхождение, ни ум, рассматриваемые сами по себе… Бог ценит нравственное достоинство. Любовь и целомудрие для Него превыше всего. Когда перед посланниками синедриона, перед народом и своими учениками Иоанн, держась в тени, указал всем на Иисуса как на Обетованного Мессию, он был велик в очах Божьих. Его бескорыстное восхищение служением Христа — это наивысший образец благородства, когда — либо явленного человеком…

Жизнь Иоанна была жизнью скорби, и только служение приносило ему радость. Его голос редко раздавался где-либо, кроме пустыни. Одиночество стало его уделом, и ему не суждено было видеть плоды своих трудов. Он был лишен преимущества находиться рядом со Христом, в присутствии Божественной силы, сопровождающей более великий свет. Ему не было дано увидеть слепых прозревшими, больных -исцеленными и мертвых — восставшими к жизни. Он был лишен света, сиявшего в каждом слове Спасителя, которое проливало славу на пророческие обетования. Самый меньший ученик, который видел могущественные дела Иисуса и слышал Его слова, имел в этом смысле больше преимуществ, чем Иоанн Креститель, поэтому и сказано, что такой ученик больше Иоанна (Желания веков, с. 219, 220).

Иоанну не было дано низводить огонь с Небес или воскрешать мертвых, как это делал пророк Илия, или простирать жезл власти во имя Бога, как это делал Моисей. Он был послан для того, чтобы возвестить о Пришествии Спасителя и призвать людей приготовиться к этому событию. Свою миссию он исполнил настолько точно, что, вспоминая его слова об Иисусе, люди могли подтвердить: «Все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно». И такое свидетельство о Господе призван нести каждый ученик Христа (там же).