Октябрь

1 октября

«Пойди и посмотри»

«Филипп разыскал Нафанаила и сказал ему: «Мы нашли Того, о Ком Моисей написал в Законе и предсказали пророки: Иисуса, сына Иосифа, из Назарета!»» (Ин.1:45, ИПБ; см. также Ин.1:29-51).

Филипп позвал Нафанаила… Если бы Нафанаил полагался на водительство раввинов, он никогда не обрел бы Иисуса. Только посмотрев сам и рассудив, он стал Его учеником. Так случается и сегодня со многими, кого предрассудки удерживают от блага. Все было бы совсем по-другому, если бы они «пошли и посмотрели»…

Подобно Нафанаилу, нам необходимо самим исследовать Божье Слово и молиться о просвещении Святым Духом. Видевший Нафанаила под смоковницей увидит и нас в потаенном месте молитвы. Ангелы из обителей света близки к тем, кто в смирении ищет Божественного водительства.

С призванием Иоанна, Андрея, Симона, Филиппа и Нафанаила было положено основание христианской Церкви. Иоанн [Креститель] направил двух своих учеников ко Христу. Затем один из них, Андрей, нашел своего брата и позвал его к Спасителю. Далее был призван Филипп, который отправился искать Нафанаила. Эти примеры должны научить нас, насколько важно личное усилие, личное обращение к нашим родственникам, друзьям и соседям…

Многие нуждаются в служении любящих христианских сердец. Многие погибшие души могли бы быть спасены, если бы их ближние — обыкновенные мужчины и женщины — приложили личные усилия для этого. Многие ожидают, чтобы к ним обратились лично. В своей семье, по соседству, в городе, в котором мы живем, есть для нас, как миссионеров Христа, работа. Если мы христиане, эта работа будет для нас удовольствием. Как только человек обращается, у него появляется желание сообщить другим о том, какого драгоценного Друга он обрел в Иисусе. Спасительная и освящающая истина не может быть скрыта в его сердце…

С тех пор как Иисус вознесся на Небо, Его ученики являются Его представителями среди людей, и один из наиболее успешных путей приобретения душ для Христа — являть Его в своей повседневной жизни… Последовательная жизнь в которой проявляется кротость Иисуса, — это сила в мире’ (Желания веков, с. 139-142).

2 октября

Под смоковницей

«Иисус увидел идущего к Нему Haфанаила и сказал о нем: «Вот подлинно израильтянин, в коем хитрости нет»» (Ин.1:47. ИПБ; см. также Ин.1:45-51).

Нафанаил слышал, как Иоанн [Креститель], указывая на Спасителя, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29). Нафанаил посмотрел на Иисуса, но был разочарован внешним видом Искупителя мира. Разве мог Тот, Кто нес на Себе следы бедности и тяжелого труда, быть Мессией? Иисус был тружеником, Он тяжко трудился с простыми работниками, и Нафанаил ушел. Но он не составил для себя окончательного мнения о характере Иисуса. Он опустился на колени под смоковницей, вопрошая Бога, действительно ли этот Человек является Мессией. Пока он был там, к нему пришел Филипп и сказал: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но слово «Назарет» вновь пробудило недоверие, и Нафанаил ответил: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Он был исполнен предубеждения, однако Филипп не стал его разубеждать, а просто сказал: «Пойди и посмотри»…

Не следовало бы и нам пойти под смоковницу и вопрошать Бога о том, что есть истина? Не будет ли око Божие на нас, как на Нафанаиле? Нафанаил поверил Господу и воскликнул: «Равви! Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев» (Избранные вести, т. 1, с. 414, 415).

Его неверие было развеяно, и вера, твердая, сильная, неизменная, овладела его душой. Иисус похвалил доверчивость и веру Нафанаила.

Многие люди пребывают в том же состоянии, что и Нафанаил. Они охвачены предубеждениями и неверием, поскольку никогда не соприкасались ни с особыми истинами для этих последних дней, ни с обладающими ими людьми, и потребуется всего лишь присутствие в собрании, наполненном Духом Христа, чтобы развеять их неверие. Неважно, с чем нам предстоит встретиться, с каким противодействием, с какими усилиями, направленными на то, чтобы отвратить души от небесной истины; мы должны разглашать нашу веру, дабы искренние души могли видеть, слышать и лично убедиться. Наше дело — говорить, как Филипп: «Пойди и посмотри». Мы не исповедуем доктрин, которые нам хотелось бы утаить (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 37, 38).

3 октября

Отданы в учение Христу

«Иисус сказал им: «Пойдемте со Мной, и Я сделаю вас ловцами душ человеческих». Они сразу же оставили сети и последовали за Ним» (Мк.1:17, 18, ИПБ; см. также Мк.1:16- 20).

Эти рыбаки из Галилеи были простыми необразованными людьми, но Христос, Свет миру, с преизбытком обладал способностью приготовить их к тому положению, для которого Он их избрал. Спаситель не презирал образование, ибо культура интеллекта является благословением, если она пребывает под водительством любви Божьей и предана служению Ему. Однако Он оставил без внимания мудрецов Своего времени, ибо они были столь самоуверенны, что не могли сочувствовать страдающему человечеству и стать соработниками Мужа из Назарета. В своем фанатизме они с презрением отнеслись к тому, чтобы учиться у Христа. Господь Иисус стремится к сотрудничеству с теми, кто станет беспрепятственным каналом для принятия Его благодати…

Иисус избрал необразованных рыбаков, потому что они не усвоили науки, традиций и ошибочных обычаев того времени. Они обладали природными дарованиями, были смиренными и готовыми учиться — людьми, которых Он мог обучить для Своего дела. Среди простых людей есть много таких, которые терпеливо совершают круг ежедневных занятий, не сознавая, что обладают способностями, которые, будучи приведены в действие, поставили бы их наравне с самыми почитаемыми людьми мира. Чтобы разбудить эти дремлющие возможности, необходимо прикосновение искусной руки. Именно таких людей призвал Иисус быть Его соработниками, дав им преимущество общения с Ним. Никто из великих людей мира не учился у такого Учителя. Пройдя обучение у Спасителя, ученики не были более невежественными и невоспитанными. И умом, и характером они стали подобны Ему, и люди сразу узнавали, что они были с Иисусом (Желание веков, с. 249, 250).

Тот, Кто призвал рыбаков из Галилеи, все еще призывает людей для Своего служения. И Он хочет явить через нас Свою силу так же, как через первых учеников. Какими бы несовершенными и грешными мы ни были, Господь предлагает нам сотрудничать с Ним и стать учениками Христа. Он приглашает нас пройти Божественное обучение, чтобы, объединившись со Христом, МЫ Могли совершать дела Божьи (там же, с. 297).

4 октября

«Следуй за Мною»

«После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним» (Лк.5:27,28; см. также Лк.5:27-32).

Из римских чиновников самыми ненавистными в Палестине были мытари. Чужеземные власти облагали иудеев налогами, и это раздражало их, напоминая об утраченной независимости. Сборщики податей являлись… вымогателями, обогащавшимися за счет народа. На иудея, который принимал эту должность от римлян, смотрели как на предателя своего народа. Его презирали как отступника, причисляя к разряду самых подлых и низких людей общества.

К этому сословию принадлежал и Левий Матфей, призванный на служение Христу вслед за четырьмя учениками у Генисаретского озера. Фарисеи судили о Матфее по его должности но Иисус Видел, что сердце этого человека открыто для истины. Матфей слушал учение Спасителя. Когда обличающий Дух Божии открыл ему его греховное состояние, у него появилось страстное желание искать помощи у Христа. Но он привык к недоступности раввинов и даже не предполагал, что столь великий Учитель обратит на него внимание.

Однажды, сидя в своей конторе по сбору пошлин, этот мытарь увидел приближающегося Иисуса. Как же велико было его удивление, когда он услышал сказанные ему слова: «Следуй за Мной».

Матфей, «оставив все, встал и последовал за Ним». Он не колебался, не задавал вопросов и не думал о том, что меняет прибыльную должность на бедность и лишения. Он довольствовался тем, что будет с Иисусом, сможет слушать Его слова и объединиться с Ним в Его работе…

Матфею в его богатстве, Андрею и Петру в их бедности было предложено одно и то же испытание; каждый из них явил одно и то же посвящение. В момент успеха, когда сети были полны рыбы и притягательность привычной жизни была сильнее всего, Иисус попросил учеников у моря оставить все ради евангельского труда. Так испытывается каждая душа относительно того, чего желает больше — земных благ или общения со Христом (Желание веков, с. 272,273).

5 октября

Господь принимает мытарей

«Верности Я хочу, а не жертвы, и познания Бога — более, чем всесожжений!» (Ос.6:6, ИПБ; см. также Мф.9:9-13).

Призвание Матфея как одного из учеников Христа вызвало огромное возмущение. Для духовного учителя избрать мытаря одним из своих непосредственных служителей было оскорблением религиозных, общественных и национальных обычаев (Желание веков, с. 273).

Своим исполненным благодарности смирением Матфей желал показать признательность за оказанную ему честь, поэтому, позвав своих партнеров по бизнесу, соучастников в удовольствиях и грехах, он устроил для Спасителя большой пир. Если Иисус призвал его, столь греховного и недостойного, то Он определенно примет его прежних товарищей, которые, по мнению Матфея, были более достойными, чем он сам. Матфей очень желал, чтобы они стали соучастниками милости и благодати Христа. Он хотел, дабы они познали, что Христос… не презирает и не ненавидит мытарей и грешников. Он желал, чтобы они познали Христа как благословенного Спасителя…

Иисус никогда не отвергал приглашения на такой пир. Перед Ним всегда стояла цель: сеять семена истины в сердцах Своих слушателей, чтобы в радушной беседе привлечь сердца к Себе. В каждом Своем поступке Христос преследовал цель, а урок, преподнесенный Им в данном случае, был своевременным и целесообразным. Посредством этого поступка Он провозгласил, что допускает к Себе даже мытарей и грешников (Библейский комментарий АСД. т. 5, с. 1120. Комментарий Э. Уайт).

Фарисеи видели, что Христос сидит и ест с мытарями и грешниками… Эти самодовольные мужи, не чувствовавшие нужды в помощи, не могли оценить деятельность Христа. Занятая ими позиция не давала им возможности принять спасение, которое Он пришел даровать. Они не пожелали идти к Нему, чтобы иметь жизнь. Несчастные мытари и грешники чувствовали свою нужду в помощи, поэтому приняли наставления и поддержку, которую, как они знали, Христос мог дать им (Знамения времени, 23 июня 1898 г.).

Для Матфея пример Иисуса на этом пиру был постоянным уроком. Презираемый мытарь стал одним из самых посвященных евангелистов, в своем служении он твердо шел по стопам своего Учителя (Желание веков, с. 275).

6 октября

Иуда

«Однако есть среди вас такие, кто не верит», с самого начала знал Иисус, кто не верит в Него и кто Его предаст» (Ин.6:64, ИПБ; см. также Ин.6:64-71).

В то время, когда Иисус готовил Своих учеников к посвящению, явился некий никем не званный человек. Это был Иуда Искариот, утверждавший, что он – последователь Христа… Иуда веровал, что Иисус — Мессия, и надеялся, присоединившись к апостолам, занять высокое положение в новом царстве…

Ученики очень хотели, чтобы Иуда был принят в их число. Он обладал внушительной внешностью, проницательностью, способностью руководить, и они рекомендовали его Иисусу как человека, который может оказать Ему большую помощь в Его миссии… Последующая история жизни Иуды покажет им, насколько опасно придавать значение житейским соображениям в решении вопроса о пригодности людей к работе Божьей…

Однако, присоединившись к ученикам, Иуда не остался безразличным к красоте характера Христа. ~H чувствовал воздействие Божественной силы, привлекавшей души к Спасителю… Спаситель читал сердце Иуды. Он видел глубины беззакония, в которые погрузится Иуда, если не будет освобожден Божьей благодатью. Приблизив к Себе этого человека, Иисус дал ему возможность изо дня в день соприкасаться с потоками Его бескорыстной любви. Если бы он открыл свое сердце Христу, Божественная благодать изгнала бы из него эгоизм и даже Иуда мог бы стать подданным Царства Божьего.

Бог принимает людей такими, какие они есть… и готовит их для Своего служения, если они хотят быть послушными и учиться у Него. Они избраны не потому, что совершенны, а потому, что, несмотря на все их несовершенство, они способны через познание истины и воплощение ее в жизнь с помощью благодати Христа преобразиться в Его образ.

Иуда имел те же возможности, что и прочие ученики. Он слушал те же драгоценные уроки, но воплощение истины в жизнь, как того требовал Христос, не соответствовало желаниям и намерениям Иуды. Он не собирался отказываться от своих понятий, чтобы принять небесную мудрость (Желание веков, с. 293-295) .

7 октября

Нет оправдания

«Страсть к деньгам — корень всех зол. В погоне за ними иные отошли от веры и тем обрекли себя на страшные муки» (1Тим.6:10, ИПБ).

С какой любовью Спаситель обращался с тем, кто должен был стать Его предателем! Иисус в Своем учении подробно объяснял принципы благотворительности, которые подрывали алчность в самой ее основе. Он показывал Иуде отвратительную сущность жадности, и неоднократно ученик сознавал что речь идет о его характере и его грехе. Но он не желал признать и оставить свою порочность. Вместо того чтобы сопротивляться искушениям, Иуда в своей самонадеянности продолжал мошенничать… Иисус не обличал его резко за алчность, но с Божественным терпением снисходил к этому грешнику, хотя и давал ему понять, что читает в его сердце, как в открытой книге. Он представлял перед ним высочайшие побуждения к праведной жизни, и Иуде, отвергнувшему небесный свет, не будет оправдания (Желание веков, с. 295).

Сатана играет в игру жизни           с каждой душой. Он знает, что практическое сострадание — это проверка чистоты и бескорыстия сердца поэтому будет предпринимать всевозможные усилия чтобы закрыть наши сердца для нужд других людей… Он введет многое чтобы воспрепятствовать проявлению любви и расположения. Именно так он погубил Иуду. Иуда постоянно строил планы личной выгоды. В этом смысле он изображает большую группу людей нашего времени, именующих себя христианами. Поэтому нам необходимо исследовать его случай. Мы так же близки ко Христу, как и он. Однако если, как это было с Иудой, общение со Христом не делает нас одним целым с Ним, если оно не производит в наших сердцах искреннего сострадания к тем, за кого Христос отдал Свою жизнь, значит мы находимся в тои же опасности, что и Иуда…

Нам нужно остерегаться первого отступления от праведности, ибо одно прегрешение, одна упущенная возможность проявить дух Христа открывает дверь последующим отступлениям, пока ум не подчинится вражьим принципам. Если лелеять дух эгоизма он становится поглощающей страстью, которую ничто не может покорить, кроме силы Христа. (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 264,265).

8 октября

Сеятель раздора

«Но не так должно быть у вас пусть тот, кто хочет стать главным среди вас, будет вам слугой. И кто хочeт быть среди вас первым, пусть будет вам рабом» (Мф.20:26,27, ИПБ).

С появлением Иуды в среду учеников вошел дух антагонизма… Им руководила надежда на эгоистичную выгоду в земном царстве, которое, как он ожидал, установит Христос. Иуда признавал Божественную силу любви Христа, но не подчинил себя ее верховенству. Он продолжал вынашивать собственные суждения и мнения, склонность к критике и осуждению. Побуждения и действия Христа, которые часто были выше его разумения, вызывали в нем неодобрение и сомнение, а его собственные сомнения и амбиции передавались ученикам. Многие их споры за верховенство, их недовольство методами Христа были большей частью порождаемы Иудой (Воспитание, с. 91).

Он вносил споры и обманчивые мнения, повторяя аргументы книжников и фарисеев против требований Христа… Он представлял отрывки из Писания, не связанные с проповедуемыми Христом истинами. Эти отрывки, лишенные согласованности, озадачивали учеников … Однако все это Иуда делал так, что казалось, будто он поступает честно. И когда ученики искали доказательство в защиту слов великого Учителя, Иуда почти незаметно направлял их в другое русло…

Во всем, что Христос говорил Своим ученикам, было такое, с чем Иуда не соглашался в своем сердце… Однако Иуда не оказывал открыто противодействия, поэтому казалось, что он не сомневался в учении Спасителя. Он не прибегал открыто к ропоту до времени пира в доме Симона. Когда Мария помазала ноги Спасителя, Иуда проявил свою жадность. От упрека Иисуса его дух, казалось, преисполнился желчностью и злобой. У язвленная гордость и жажда мести разрушили все барьеры, и им овладела алчность, которой он так долго потакал. Такое случается с каждым, кто упорствует во грехе. Следы порочности, с которыми не борются и которые не побеждают, откликаются на искушение сатаны, и душа оказывается в плену по его воле (Желание веков, с. 719, 720).

9 октября

Единство в многообразии

«Двенадцати из них [которых Он назвал апостолами] положил быть всегда с Ним, чтобы посылать их проповедовать» (Мк.3:14, ИПБ; см. также Мк.3:13-19).

В первых учениках было заметное различие. Им предстояло стать учителями мира, и они представляли собой различные типы характеров. Левий Матфей — мытарь, призванный от активной деловой жизни и раболепства перед Римом. Фанатик Симон — бескомпромиссный враг имперской власти. Порывистый, самонадеянный, отзывчивый Петр со своим братом Андреем. Иуда — безупречный, способный и подлый. Филипп и Фома — верные и ревностные, однако медленные сердцем, чтобы верить. Иаков младший и Иуда — менее известные среди братьев, но мужи сильные, категоричные как в своих проступках, так и в добродетелях. Нафанаил – по-детски искренен и доверчив, а также честолюбивые, с любящими сердцами сыны Зеведеевы…

Четверым из двенадцати учеников предстояло сыграть главную роль, каждому в своей сфере. Готовя их к этому, Христос учил учеников, предвидя все. Иакову было суждено вскоре умереть от меча; Иоанн дольше всех братьев должен был следовать за своим Учителем в труде и гонении; Петр стал пионером в преодолении вековых барьеров и учил языческий мир; а Иуда, который мог в служении превзойти своих братьев, вынашивал в душе замыслы, о результатах которых даже не подозревал (Воспитание, с. 85, 86).

Чтобы успешно выполнять труд, к которому они были призваны, этим ученикам, так сильно отличающимся врожденными качествами характера, воспитанием и жизненными привычками, нужно было прийти в единство в чувствах, мыслях и поступках. Такое единство было целью Христа… Суть Его труда для них выражена в молитве к Отцу: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин.17:21) (там же, с. 86).

Апостолы Господа не отличались ничем, что могло бы их прославить. Было очевидно, что успехом своего служения они обязаны только Богу. Жизнь этих людей, сформированный ими характер и великие дела, которые Господь совершил через них, — свидетельство того, что Он сделает для всех, кто послушный и готов учиться (Желание веков, с. 250).

10 октября

Ни один не был идеальным

«Но сокровище это мы носим в хрупких глиняных сосудах, чтобы ясно было, что все превосходящая сила эта не нам принадлежит, но Богу» (2Кор.4:7, ИПБ).

Когда Иисус призвал учеников на Его служение, у каждого из них имелись серьезные недостатки. Даже Иоанн, который был ближе всего смиренному и кроткому [Учителю], не отличался кротостью и уступчивостью. Его вместе с Иаковом называли «сынами громовыми». Когда они были с Иисусом, любое пренебрежение, выраженное по отношению к Нему, вызывало у них негодование и воинственный дух. Плохой нрав, мстительность, критический настрой — все это было присуще любимому ученику. Он был гордым и честолюбивым, желая стать первым в Царстве Божьем. Но изо дня в день он видел чуткость и великодушие Иисуса, так отличавшиеся от его вспыльчивости, слышал Его наставления о смирении и терпении. Он открыл свое сердце Божественному влиянию и стал не только слушателем, но и исполнителем слов Спасителя. Его «я» было сокрыто во Христе. Он научился нести иго и бремя Христа.

Иисус порицал Своих учеников, Он предупреждал и предостерегал их, но Иоанн и его братья не покинули Его. Они избрали Иисуса, несмотря на Его порицания. Спаситель не ушел от них, несмотря на их слабости и ошибки. Они продолжали до конца разделять Его испытания и постигать уроки из Его жизни. Благодаря тому, что они взирали на Христа, их характер преображался…

Своими представителями среди людей Христос избирает не непавших ангелов, а человеческие существа, людей с такими же страстями, как и у тех, кого они стремятся спасти…

Будучи сами в опасности, они знакомы с угрозами и трудностями пути, поэтому призваны обращаться к тем, кто находится в подобной опасности. Есть души, смущенные сомнением, обремененные немощами, слабые в вере и неспособные постичь Невидимого; но друг, которого они могут видеть, приходящий к ним вместо Христа, может стать связующим звеном для укрепления их трепещущей веры в Спасителя.

Мы должны быть соработниками небесных ангелов, представляя Иисуса миру (Желание веков, с. 295-297).

11 октября

Сомнения и вопросы

«Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь!» (Мф.14:27: см. также Мф.14:22-33).

Ученики, «вошедши в лодку, отправились на ту сторону моря в Капернаум». С недовольными сердцами они оставили Иисуса… Они роптали, поскольку им не было позволено провозгласить Его Царем, и укоряли себя в том, что так легко подчинились Его повелению…

Их умами и сердцами начало овладевать неверие. Любовь к почестям ослепила их… Неужели Христос никогда не утвердит Свою власть как Царь? Почему Он, обладающий такой силой, не явит Свою истинную сущность и не облегчит их путь? Почему Он не спас Иоанна Крестителя от насильственной смерти? Так размышляли ученики, пока не погрузились в полный духовный мрак. «Возможно, Иисус — действительно обманщик, как уверяли фарисеи?» — спрашивали они себя.

В тот день ученики стали свидетелями сотворенных Христом чудес. Казалось, что Небо сошло на Землю. Память об этом драгоценном славном дне Должна была наполнять их верой и надеждой. Если бы они от избытка чувств начали беседовать друг с другом об этом, то не впали бы в искушение… Их мысли были сумбурными и безрассудными. И Господь послал им нечто иное, чтобы взволновать их души и занять мысли. Бог часто поступает так, когда люди сами себе создают трудности и взваливают на себя бремена…

На них надвигалась неистовая буря, а они не были готовы к этому… Они забыли о своем недовольстве, неверии, нетерпении. Каждый старался сделать все возможное, чтобы лодка не затонула… Они гребли изо всех сил до четвертой стражи ночи, а потом усталые люди смирились с тем, что погибнут. В буре и темноте море показало их беспомощность, и они страстно желали присутствия своего Учителя.

Иисус не забыл их… В ту минуту, когда они поверили, что погибают, луч света осветил таинственную фигуру, приближающуюся к ним по воде… Их любимый Учитель оборачивается, от Его голоса исчезает их страх: «Ободритесь; это Я, не бойтесь» (Желание веков, с. 380, 381).

12 октября

Тайная беседа

«Он — не за дела праведные, сколько бы мы их ни совершили, но по Своей милости — спас нас очищающей силой возрождения и обновления Духом Святым» (Тит.3:5, ИПБ; см. также Ин.3:1-21).

Никодим занимал высокое ответственное положение в еврейском народе. Высокообразованный, обладающий выдающимися талантами, он был уважаемым членом синедриона. Учение Иисуса глубоко затронуло его, как и многих других людей…

Никодим очень хотел побеседовать с Иисусом, но боялся открыто пойти к Нему… Он ждал, когда город погрузится в тишину, И тогда пошел к Иисусу…

«Равви! — сказал он, — мы знаем, что Ты — Учитель, пришедший от Бога»… Он намеревался произнести речь, выражающую уверенность, но на самом деле его слова свидетельствовали о неверии. Он не признавал Иисуса Мессией, считая его только посланным Богом Учителем…

Иисус взглянул на собеседника, словно читая его душу. Обладающий безграничной мудростью, Он видел перед Собой искателя истины… Иисус перешел прямо к сути дела и сказал торжественно, однако с доброжелательностью: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Ин.3:3)…

Никодим слышал проповеди Иоанна Крестителя о покаянии и крещении… Но даже проникновенная весть Крестителя не привела его к осознанию собственной греховности. Он был строгим фарисеем и гордился своими добрыми делами. Его глубоко уважали за великодушие и щедрость при пожертвованиях на храмовое служение, Никодим был уверен в благосклонности Бога по отношению к нему. Но теперь он вздрогнул при мысли, что Небесное Царство слишком безупречно для него, дабы он мог лицезреть его в своем нынешнем состоянии…

Будучи израильтянином по праву рождения, Никодим считал, что место в Царстве Божьем ему обеспечено, поэтому не испытывал нужды в переменах. Вот почему он так удивился словам Спасителя. Никодим был раздражен тем, что слова Господа относились к нему. Фарисейская гордость боролась в нем с искренним желанием узнать истину (Желание веков, с.167-171).

13 октября

Как веяние ветра

«Уверяю тебя, — ответил Иисус, — кто не родится от воды и Духа, тот не сможет войти в Царство Божие!» (Ин.3:5, ИПБ; см. также Ин.3:1-21).

Никодим был потрясен и в равной степени возмущен этими словами. Он считал себя не только человеком умным, но также набожным и религиозным… Он не мог согласовать это учение об обращении с собственным пониманием религии. Никодим не мог найти для себя убедительного объяснения этому учению, но Иисус с помощью метафоры показал, что процесс обращения не поддается логическому объяснению. Иисус указал ему на факт, что он не может увидеть ветер, но может ощутить его действие. Возможно, Никодим никогда не сможет объяснить процесс обращения, однако сможет ощутить его влияние. Он слышал шум ветра, веющего, где хочет, и мог видеть его последствия. Действующая сила не была открыта взору… Никакие умозаключения даже самых образованных мужей не могут описать действие Святого Духа на человеческие умы и характеры; но они могут увидеть влияние, оказываемое на их жизнь и поступки…

Никодим не желал принять истину, поскольку не понимал всего, что связано с действием Божьей силы, однако он принимал факты, связанные с природными явлениями, хотя и не всегда мог объяснить или даже понять их. Как и другие люди во все времена, Никодим считал точное соблюдение внешней формы и обрядов более необходимым для религии, чем глубокое воздействие Духа Божьего (Ревью энд Геральд, 5 мая 1896 г.).

Возможно, мы, как и Никодим, обольщаем себя мыслью, что живем правильно, не совершаем безнравственных поступков и не имеем потребности подобно неосвященному грешнику смирять сердце перед Богом. Но когда исходящий от Христа свет осветит наши души, мы увидим, насколько они нечисты; мы заметим эгоистичность наших побуждений, нашу вражду против Бога, осквернившую каждый наш жизненный поступок. Потом мы осознаем, что наша праведность на самом деле подобна запачканной одежде и что только Кровь Христа может очистить нас от скверны греха и обновить наши сердца по Его подобию (Путь ко Христу, с. 28, 29).

14 октября

Родившийся вновь

«Но истине следует во всем, что он делает, тот к Свету тянется, и тогда явным становится: все, что делает он, в послушании Богу делает» (Ин.3:21, ИПБ; см. также Ин.3:1-21).

Никодим пришел к Господу, желая вступить с Ним в дискуссию, но Иисус открыл ему основные принципы истины. В сущности, Он сказал Никодиму: «Ты нуждаешься не столько в теоретическом знании, сколько в духовном возрождении; ты нуждаешься не в удовлетворении своего любопытства, а в обновлении сердца»…

Никодим увидел, что самое строгое соблюдение только буквы Закона применительно к внешней жизни не дает никому право войти в Небесное Царство. С точки зрения окружающих, жизнь Никодима была праведной и достойной уважения. Но в присутствии Христа он почувствовал, что его сердце осквернено, а жизнь нечестива… Когда Спаситель объяснил Никодиму, что значит рождение свыше, ему очень захотелось, чтобы в нем произошла эта перемена… Иисус ответил на невысказанный вопрос: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»…

Никодим понял урок и сохранил его в памяти. Он исследовал Писания по-новому: не для обсуждения теории, а чтобы обрести спасение души. Как только подчинился водительству Святого Духа, он начал созерцать Царство Небесное…

Некоторое время Никодим не признавал Христа публично, но наблюдал за Его жизнью и размышлял над Его учением. На совете синедриона он не раз разрушал замыслы священников уничтожить Его…

После вознесения Господа, когда ученики Христа были рассеяны вследствие гонений, Никодим смело выступил вперед. Он жертвовал средства на поддержание молодой Церкви, которая, как надеялись иудеи, должна была исчезнуть со смертью Христа. Во времена опасности тот, кто некогда был осторожным и сомневающимся, стоял твердо, как скала, и укреплял веру учеников, предоставляя средства для продвижения работы по распространению Евангелия. Его презирали и преследовали те, кто прежде с почтением относился к нему. Он потерял мирские блага, но не поколебался в вере, зародившейся в нем во время той ночной беседы с Иисусом (Желание веков, с. 171-177).

15 октября

Противостояние у колодца Иакова

«Но кто выпьет воды, которую Я дам ему, забудет тот, что такое жажда. Вода которую дам Я, станет тем неиссякающим ключом, который будет бить в нем на всем пути его к вечной жизни» (Ин.4:14, ИПБ; см. также Ин.4:4-42).

Вернувшись из Иудеи, где Его служение принесло мало плода, Иисус присел отдохнуть у колодца Иакова… — Он ослабел и устал, однако не пренебрег возможностью поговорить с женщиной, хотя она была иностранкой, чуждой Израилю, и жила в открытом грехе (Желание веков, с.194).

Слова Иисуса произвели на самарянку огромное впечатление… Она осознала, что жажду ее души никогда не сможет утолить вода из колодца близ города Сихарь. Ничто, с чем она до этого сталкивалась, не пробуждало в ней такого возвышенного стремления. Иисус убедил женщину, что читает тайны ее жизни; однако она чувствовала, что Он был ее Другом, испытывающим к ней сострадание и любовь. Хотя Его чистота осуждала ее грех, Он не произнес ни единого слова осуждения, а рассказал ей о Своей благодати, способной обновить душу…

Оставив свой кувшин, она вернулась в город, чтобы сообщить весть другим… Переполненная радостью, она спешила поделиться с другими обретенным драгоценным светом.

«Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала, — говорила она жителям города. — Не Он ли Христос?» Ее слова коснулись их сердец. У нее было новое выражение лица, весь ее облик изменился. Они захотели увидеть Иисуса (там же, с. 189, 191).

Как только самарянка нашла Спасителя, она привела к Нему других, оказавшись более эффективной миссионеркой, чем Его ученики… Их мысли были сосредоточены на великой работе, которую им предстояло выполнить. Они не видели, что прямо рядом с ними жатва уже созрела. Но благодаря женщине, которую они презирали, весь город пришел послушать Спасителя…

Эта женщина представляет действие практической веры во Христа. Каждый истинный ученик рождается для Царства Божьего как миссионер. Всякий, пьющий живую воду, становится источником жизни. Получатель становится подателем (там же, с. 195).

16 октября

От сомнения к вере

«»Неужели не уверует из вас никто, не увидев знамений и чудес?» — отозвался на эту просьбу Иисус» (Ин.4:48, ИПБ; см. также Ин.4:46-54).

Подобно вспышке молнии слова Спасителя обнажили перед царедворцем все его помышления. Он понял, что искал Иисуса из эгоистичных побуждений. Его шаткая вера проявилась в нем в своем настоящем свете. Огорченный до глубины души, он понял, что сомнение может стоить жизни его сыну. Он осознал, что находится в присутствии Того, Кто может читать мысли и для Кого нет ничего невозможного. Жестоко страдая, он взмолился: «Господи! приди, пока не умер сын мой». Его вера ухватилась за Христа, подобно Иакову, когда в борьбе с ангелом он воскликнул: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня!» (Быт.32:26).

Подобно Иакову, он одержал победу. Спаситель не может оттолкнуть душу, которая взывает к Нему в своей великой нужде. «Пойди, — сказал Иисус, — сын твой здоров». Царедворец оставил Спасителя, преисполненный мира и радости, которых никогда еще не испытывал. Он не только поверил, что его сын исцелен, но… уверовал во Христа как Своего Искупителя…

Подобно отчаявшемуся отцу, мы часто ищем Иисуса, желая обрести какие-то земные блага; и наша уверенность в Его любви строится на том, удовлетворена ли наша просьба. Спаситель желает даровать нам большие благословения, нежели мы просим; Он медлит с ответом на нашу просьбу, дабы показать нам порочность нашего сердца и нашу глубокую нужду в Его благодати. Он хочет, чтобы мы избавились от эгоизма, побуждающего нас искать Его. Признавая свою беспомощность и крайнюю нужду, мы должны полностью довериться Его любви.

Царедворец хотел сначала увидеть, что его просьба исполнена, а потом уже уверовать. Но он должен был принять слово Иисуса о том, что его просьба услышана и благословения дарованы. Нам также необходимо усвоить этот урок (Желание веков, с. 198-200).

Близок день, когда сатана… совершит множество чудес, чтобы утвердить веру всех, кто ищет такого рода свидетельства. Каким ужасным будет положение тех, кто закрывает глаза на свет истины и требует чудес, чтобы утвердиться в обмане! (Евангелизм, с. 594).

17 октября

«Я не достоин»

«Воистину, ни у кого в Израиле не нашел Я такой веры» (Мф.8:10 ИПБ; см. также Мф.8:5-13).

Сотник не сомневался в силе Спасителя… Он не видел Спасителя, но вести о Нем вселили в него веру… В учении Христа, о котором он слышал от других, сотник нашел то, в чем нуждалась его душа. Всем своим существом он откликнулся на слова Спасителя. Но, считая себя недостойным приблизиться к Иисусу, он обратился к иудейским старейшинам, чтобы те попросили Иисуса исцелить его слугу (Желание веков, с. 315).

По пути к дому сотника Иисус получает послание от самого командира: «Не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» (Лк.7:6).

Тем не менее Спаситель продолжает Свой путь, и вот сотник сам приходит подтвердить свое послание и объясняет: «Потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то., и делает». (Лк.7:7,8; Мф.8:8,9).

«Как ты веровал, — сказал Христос, — да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час!» (Мф.8:13).

Иудейские старейшины похвалили сотника при беседе со Христом, поскольку он проявил благорасположение к «народу нашему. Он достоин, — говорили они, — потому что построил нам синагогу». Сотник же сказал о себе: «Я не достоин». (Служение исцеления, с. 63-65).

Благодать Христа тронула его сердце. Он видел свое недостоинство и все же не побоялся попросить о помощи. Он уповал не на свое благочестие, его аргументом была его великая нужда. Его вера ухватилась за Христа. Сотник верил в Него не только как в Чудотворца, но как в Друга и Спасителя человечества.

Каждый грешник может прийти ко Христу таким же образом… Перестав полагаться на собственные силы, мы можем       взирать на Голгофский крест, повторяя:

«Я плату за себя не предложу, на крест Твой лишь надежду возложу» (Желание веков, с. 317).      

18 октября

Бог ненавидит касты

«И так для каждого, без различия: для иудея и для язычника, Господь ведь у всех у нас один, и богатства Его довольно для всех, кто в молитве призывает Его; ибо каждый, кто призовет имя Господне, будет спасен» (Рим.10:12,13, ИПБ; см. также Мф.15:21-28).

«И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется» (Мф.15:22). Жители этой местности происходили от древней ханаанской расы. Они были идолопоклонниками, и евреи презирали и ненавидели их. К этому народу принадлежала и женщина, которая подошла к Иисусу. Она была язычница…

Христос не сразу ответил на просьбу женщины. Он принял эту представительницу презираемого народа так, как ее приняли бы иудеи… Женщина еще убедительней представляла свое дело, склоняясь к ногам Христа и восклицая: «Господи! помоги мне»…

Она сразу же покоряется Божественному влиянию Христа и безоговорочно верит, что Он может удовлетворить ее просьбу. Женщина молит о крохах, падающих со стола Господина. Если она может воспользоваться преимуществами собак. то согласна, чтобы к ней относились, как к собаке. Никакие национальные или религиозные предубеждения или гордыня не влияют на ее поведение, и она немедленно признает Иисуса Искупителем, могущим исполнить все, о чем она просит Его.

Спаситель удовлетворен. Он испытал ее веру в Него… Посмотрев на нее с жалостью и любовью. Он говорит: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час». Бес больше не мучил ее…

Женщина-сирофиникиянка с верой перешагнула границу, разделявшую иудеев и язычников. Не разочаровываясь; не обращая внимания на внешние признаки, которые могли побудить ее засомневаться, она доверилась любви Спасителя. Христос желает, чтобы мы так же доверяли Ему. Благословения спасения даны каждой душе. Ничто, кроме собственного выбора человека, не может помешать ему стать причастником обетования во Христе через Евангелие.

Бог ненавидит касты. Он отвергает все подобное. Все люди имеют одинаковую ценность в Его глазах (Желание веков, с. 399-403).

19 октября

Личное прикосновение

«Исцелена буду, если хоть к одежде Его прикоснусь» (Мф.9:21, ИПБ; см. также Лк.8:41-48).

Эти слова произнесла несчастная женщина, которая двенадцать лет страдала от болезни, превратившей ее жизнь в бремя. Все свои средства она потратила на врачей и лекарства, а в результате ее болезнь была объявлена неизлечимой. Но когда она услышала о Великом Целителе, ее надежда вновь ожила… Снова и снова она напрасно пыталась приблизиться к Нему (Служение исцеления, с. 59).

Женщина уже пришла в отчаяние, когда Иисус, пробираясь сквозь толпу, оказался близ того места, где она стояла… Но среди всеобщего смятения невозможно было поговорить с Ним, можно было лишь мельком взглянуть на Него… Когда Иисус проходил мимо, она бросилась вперед и успела коснуться только края Его одежды. И в тот же миг почувствовала, что исцелилась. В этом единственном прикосновении сосредоточилась вся ее вера, и в одно мгновение на смену боли и немощи пришла сила, свидетельствующая о совершенном здоровье.

С благодарностью в сердце она попыталась удалиться из толпы, но неожиданно Иисус остановился… Спаситель мог отличить прикосновение веры от случайных прикосновении не внимательной толпы. Такое доверие нельзя было оставить незамеченным… Видя, что скрываться бесполезно, женщина, трепеща, выступила вперед и бросилась к Его ногам. Со слезами благодарности она поведала о своих страданиях и о том, как почувствовала облегчение. Иисус ласково сказал ей: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя: иди с миром». Он не оставил никаких оснований для суеверий относительно того, что исцеляющая сила исходит от простого прикосновения к Его одеждам. Исцеление совершилось не через внешний контакт с Ним, но через веру, ухватившуюся за Его Божественную силу…

Так и в духовной сфере. Обычный разговор о религии, молитва без духовной жажды и живой веры ничего не дают. Формальная вера во Христа, принимающая Его только как Спаси-теля мира, не может принести исцеление душе … Недостаточно знать о Христе: мы должны верить в Него! Вера может помочь нам только тогда, когда мы принимаем Его как своего Спасителя и уповаем на Его заслуги (Желание веков, с. 343-347).

20 октября

Чего не достает мне?

«Один из начальников спросил Его: «Учитель добрый, что я должен делать, чтобы получить жизнь вечную?»» (Лк.18:18, ИПБ; см. также Лк.18:18-27).

Молодой человек, спросивший Иисуса, что ему делать, дабы наследовать жизнь вечную, получил ответ: «Соблюди заповеди» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 219, 220).

Характер Бога выражен в Его Законе; и для того, чтобы ты был в согласии с Богом, каждое твое действие должно сообразовываться с принципами Его Закона…

В ответ на слова: «Соблюди заповеди, юноша спрашивает: «Какие?»… Христос говорил о Законе, данном на Синае. Он перечисляет некоторые заповеди второй скрижали Декалога…

Молодой человек ответил без колебания: «Все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» Его представление о Законе было поверхностным и неосновательным. По человеческим меркам он обладал безупречным характером. В большой мере его внешняя жизнь была свободной от вины; он искренне думал, что его послушание было совершенным. Однако молодой человек испытывал тайный страх, что не все было верно в его отношениях с Богом. Этим и вызван его вопрос: «Чего еще недостает мне?»

«Если хочешь быть совершенным, — сказал Христос, — пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение».

Любящий себя является нарушителем Закона. Это и хотел Иисус открыть молодому человеку, поэтому предложил ему испытание, которое выявило в его сердце эгоизм. Спаситель показал ему пятно пор ока в его характере. Молодой человек не стремился к дальнейшему просвещению. Он лелеял идола в своей душе; его богом был этот мир. Он заявлял, что соблюдает заповеди, но был лишен основы, составляющей дух и жизнь всего Закона. У него не было истинной любви к Богу и человеку. Недостаток в этом означал недостаток во всем, что могло подготовить его войти в Небесное Царство. Из-за любви к себе и мирским благам он не находился в гармонии .с принципами Неба (Наглядные уроки Христа, с. 391, 392).

21 октября

Он не выдержал испытания

«Иисус же взглянул на него и. исполнившись любовью к нему, сказал: «Одного тебе не хватает: пойди и продай все, что есть у тебя, и раздай деньги нищим, вот тогда у тебя будет сокровище на небе, а затем приходи и следуй за Мной!»» (Мк.10:21, ИПБ; см. также Мк.10:17-27).

Христос посмотрел в глаза молодому человеку, как бы читая его жизнь и изучая его характер. Он полюбил его, и Ему очень хотелось наделить его миром, благодатью и радостью, что существенно изменило бы его характер…

С каким искренним сильным желанием Спаситель наблюдал за этим юношей, ожидая, что он откликнется на приглашение Божьего Духа!.. Начальник быстро понял, что имел в виду Христос, и сильно опечалился… Слишком велик казался риск — отказаться от видимых земных сокровищ ради невидимых небесных сокровищ. Он отверг предложенную ему вечную жизнь, ушел прочь и с тех пор поклонялся этому миру.

Тысячи людей проходят через это тяжелое испытание, выбирая между Христом и миром. Многие избирают мир. Подобно богатому юноше, они отворачиваются от Спасителя, говоря в своем сердце: «Я не желаю, чтобы этот Человек был моим Руководителем»… Всем следует поразмышлять, что означает желать оказаться на Небе и при этом отвернуться от него, отклонив выдвинутые условия. Подумайте, что значит — сказать Христу: «Нет!» Начальник ответил: «Нет, я не могу отдать Тебе все!» Не говорим ли мы то же самое?..

Имение этому начальнику было вверено только для того, чтобы он мог показать себя верным управителем. Он должен был раздать все эти блага нуждающимся. И сегодня Бог дает людям средства, таланты и возможности, чтобы они могли стать Его орудиями в деле помощи бедным и страдающим. Человек, использующий вверенные ему дары согласно замыслу Божьему, становится соработником Спасителя…

Тем, кто подобно молодому начальнику занимает высокое положение и обладает большим имением, может показаться слишком великой жертвой оставить все, чтобы последовать за Христом. Но так должен поступать всякий, желающий стать Его учеником. Ничто меньшее, чем послушание, не может быть принято. Суть учения Христа сводится к отказу от своего «я» (Желание веков, с. 519-523).

22 октября

Он сделал все правильно

«Ведь Сын Человеческий пришел взыскать и спасти потерянное» (Лк.19:10, ИПБ; см. также Лк.19:1-10).

Начальник мытарей 3акхей был иудеем, но соотечественники ненавидели его. Его высокое положение и богатство были вознаграждением за занятие, к которому они питали отвращение, отождествляя с несправедливостью и вымогательством. Однако этот богатый сборщик податей не был настолько ожесточенным мирским человеком, каким казался. Под маской поглощенности земными заботами и гордости скрывалось сердце, поддающееся Божественному влиянию.

3акхей слышал об Иисусе… В этом начальнике мытарей пробудилось стремление к лучшей жизни… Он чувствовал себя грешником в глазах Бога. Но то, что он слышал об Иисусе, зажгло в его сердце надежду. Покаяние и преобразование жизни было возможным даже для него… Закхей сразу же последовал завладевшему им убеждению и начал возмещать убытки тем, кому причинил зло.

Он уже начал исправлять свои ошибки, когда по Иерихону пронеслась весть о том, что в город входит Иисус. И Закхей решил увидеть Его… В присутствии множества людей «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему» (Желание веков, с. 552-555).

Некоторые люди не имели достаточно возможностей, они шли путем заблуждения, поскольку не знали лучшего пути. Таких людей озарят лучи света. Слово Божье придет к ним, как слова Христа к 3акхею: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19:5); и у тех, которые казались безнадежно очерствевшими грешниками, сердца окажутся нежными, как у детей, ибо Христос соблаговолил заметить их. Многие отвратятся от ужасных заблуждений и греха и займут место тех, кому были даны все возможности и преимущества, но кто не оценил их должным образом. Они будут признаны драгоценными Божьими избранниками; и когда Христос войдет в Свое Царство, они будут стоять у Его престола (Наглядные уроки Христа, с. 236).

23 октября

Богатый человек и Бог

«Если он отдаст должнику залог, возвратит награбленное, станет поступать по заповедям, дарующим жизнь, не делая ничего нечестивого, — ему будет сохранена жизнь, не умрет он!» (Иез.33:15, ИПБ; см. также Лк.19:1-10).

Как только 3акхей поддался влиянию Святого Духа, он отверг все, что противоречило честности. Покаяние не является истинным, если не совершает преобразования. Праведность Христа — это не покрывало, скрывающее неисповеданный и не оставленный грех…

Оставляя неправедные дела, осквернявшие ее жизнь, каждая обращенная душа, подобно Закхею, засвидетельствует, что Христос вошел в ее сердце. Как и начальник мытарей, такой человек докажет свою искренность, возместив убытки пострадавшим…

Если мы причинили кому-либо ущерб в результате нечестной сделки… то должны исповедать наш грех и возместить убыток, насколько это в наших силах. Будет правильно, если мы возместим не только то, что взяли, но также прибыль, которую этот человек, правильно и мудро используя свои деньги, мог получить за то время, пока они были в нашем распоряжении.

Спаситель сказал Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему». Благословение получил не только Закхей, но и все его домашние… Презираемые раввинами и прихожанами, они были отлучены от синагоги. Но теперь, будучи самой почитаемой семьей во всем Иерихоне, они собрались дома вокруг Божественного Учителя и слушали слова жизни.

Спасение приходит к человеку именно тогда, когда он принимает Христа как личного Спасителя. Закхей принял Иисуса не только как временного Гостя в своем доме, но как Того, Кто будет жить в храме его души (Желание веков, с. 555,556).

Когда богатый молодой начальник отвернулся от Иисуса, ученики удивились словам Учителя: «Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» (Мк.10:24,26). Они спрашивали друг друга: «Кто же может спастись?» Теперь они убедились в истинности слов Христа: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27). Они увидели, как по благодати Божьей богатый может войти в Его Царство (Там же, с. 555).

24 окгя6ря

Она отдала все

«Тогда Иисус, подозвав учеников Своих сказал им: «Поверьте Мне, эта бедная вдова положила больше всех, кто клал деньги в сокровищницу. Ибо все они от избытка своего положили, а она, при всей своей бедности, положила все, что было у нее на жизнь»» (Мк.12:43,44, ИПБ).

Иисус находился во дворе, где стояли ящики для пожертвований, и наблюдал за теми, кто клал в них свои дары. Многие богачи приносили большие суммы и преподносили их с великим хвастовством. Иисус с печалью смотрел на них, но ничего не сказал об их щедрых приношениях. Через некоторое время Его лицо просияло, когда Он увидел бедную вдову, робко подходившую к сокровищнице, словно опасаясь быть замеченной… Выбрав подходящий момент, она торопливо опустила в ящик свои две лепты и поспешила прочь. Но, делая это, она привлекла внимание Иисуса, Который устремил на нее пристальный взгляд.

Спаситель подозвал Своих учеников и обратил их внимание на бедность вдовы. Потом до нее донеслись Его слова одобрения… Ее глаза наполнились слезами радости, когда она поняла, что ее поступок был отмечен и оценен… Иисус понимал ее мотив. Вдова верила, что служение в храме было установлено Богом, поэтому старалась сделать все возможное, дабы поддержать его. Она сделала все, что могла, ее поступок должен был стать памятником на все времена и радостью для нее в вечности. Она принесла дар от всего сердца; ценность этого приношения определялась не стоимостью монеты, а любовью к Богу и интересом к Его работе, побуждавшими к действию.

Богатые приносили дар от избытка своего, многие из них делали это, чтобы люди их увидели и похвалили. Их огромные пожертвования не лишали их комфорта и даже роскоши. С их стороны не было никакой жертвы, и ценность их даров не могла сравниться с даром вдовы… Ее пример самопожертвования оказывал влияние на тысячи сердец во всех странах и во все времена. Он послужил призывом и для богатых, и для бедных, благодаря их пожертвованиям ценность ее дара увеличилась. Лепта вдовы, благословленная Богом, стала источником великих дел. Так бывает с каждым даром и с каждым поступком, которые были принесены и совершены с искренним желанием прославить Бога. Это согласуется с намерениями Всемогущего. Невозможно измерить ценность добрых плодов, которые они приносят (Желание веков, с. 614-616).

25 октября

В заботах и суете

«Господь ответил ей: «Марфа, Марфа! Ты заботишься о многом, а нужно только одно; Мария же избрала наилучшее, и этого у нее не отнимут»» (Лк.10:41,42, ИПБ; см. также Лк.10:38-42).

Когда Христос преподавал Свои чудные уроки, Мария, внимательная и преданная слушательница, сидела у Его ног. При случае Марфа, занятая приготовлением еды, подошла ко Христу и сказала: «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Это случилось, когда Христос первый раз посетил Вифанию. Спаситель и Его ученики только что проделали утомительный путь пешком из Иерихона. Марфа заботилась об их удобствах и в своих хлопотах забыла об учтивости, которую нужно было проявлять к Гостю…

«Одно», В чем нуждалась Марфа, — это спокойный, посвященный дух, глубокое стремление приобрести знания о будущем, вечной жизни и благодати, необходимой для духовного роста. Ей следовало меньше заботиться о временном и больше — о вечном. Иисус хотел научить Свой народ не упускать ни единой возможности приобретать знание, которое умудрит их ко спасению. Дело Христа нуждается в старательных и деятельных тружениках. Для таких, как Марфа, с их усердием и готовностью к активной религиозной работе, существует огромное поле деятельности. Но пусть они сначала посидят вместе с Марией у ног Иисуса. Пусть старательность, предприимчивость и энергичность будут освящены благодатью Христа; тогда жизнь станет непреодолимой силой к добру (Желание веков, с. 525).

Причина, по которой молодых и даже зрелых людей столь легко ввести в искушение и грех, заключается в том, что они не изучают Слово Божье и не размышляют над ним должным образом. Проявленный в жизни и характере недостаток твердости, решительной силы воли является результатом пренебрежения священными наставлениями Божьего Слова. Люди не прилагают серьезных усилий, направляя ум к тому, что будет побуждать к чистым, святым помыслам и отвлекать их от всего нечистого и ложного. Немногие избирают благую часть и сидят у ног Иисуса, как Мария, чтобы учиться у Божественного Учителя. Немногие хранят Его слова в сердце, как сокровище, и применяют их в жизни (Служение исцеления, с. 458).

26 октября

Дар любви

«Что она могла, то и сделала» (Мк.14:8, ИПБ; см. также Мф.26:3-13; Ин.12:1-8).           

Симон из Вифании считался учеником Иисуса. Он был одним из немногих фарисеев, открыто присоединившихся к последователям Христа. Признавая Иисуса Учителем и надеясь, что Он мог быть Мессией, Симон все же не принял Его как Спасителя. Его характер не был изменен; он не отказался от своих принципов.

Симон был исцелен от проказы, и это привлекло его к Иисусу. Желая выразить свою благодарность, он во время последнего посещения Христом Вифании устроил для Него и Его учеников пир… За столом рядом со Спасителем с одной стороны сидел Симон… а с другой — Лазарь… Марфа прислуживала за столом, а Мария внимательно прислушивалась к каждому слову, исходящему из уст Иисуса. По Своей милости Иисус простил ее грехи, вызвал ее возлюбленного брата из могилы, и сердце Марии было наполнено благодарностью. Она слышала, как Иисус говорил, что приближается Его смерть, и в своей глубокой любви и скорби желала проявить к Нему почтение. Пожертвовав огромными личными средствами, она купила алавастровый сосуд «мира из нарда чистого, драгоценного», чтобы умастить им тело Иисуса. Но теперь многие заявляли, что Он вскоре будет коронован. Ее скорбь сменилась радостью, и Мария горела желанием первой почтить Господа. Разбив сосуд, она вылила его содержимое на голову и ноги Иисуса; после этого, склонившись, оросила Его ноги слезами и вытерла их своими длинными вьющимися волосами…

Иуда смотрел на эти действия с большим недовольством… Он спросил: «Для чего бы не продать это миро за триста динаров и не раздать нищим?»… За столом послышался ропот: «К чему такая трата?»… Мария услышала осуждающие слова… Она хотела удалиться, как вдруг послышался голос Господа: «Оставьте ее; что ее смущаете?»… Возвысив Свой голос над ропотом недовольных, Иисус сказал: «Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить; а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла: предварила помазать Тело Мое к погребению» (Желание веков, с. 557-560).

27 октября

Благоухание распространяется

«Поверьте Мне, во всем мире, где бы ни возвещалась Благая Весть, будет сказано и о том, что она сделала, в добрую память о ней» (Мк.14:9, ИПБ; см. также Мк.14: 1-11).

Благоухающий дар, которым Мария думала помазать мертвое тело Спасителя, она возлила на Него живого. Во время погребения его благоухание наполнило бы только гробницу, а теперь этот дар обрадовал сердце Иисуса, Который убедился в ее вере и любви. Иосиф из Аримафеи и Никодим не предложили дара Иисусу при Его жизни. С горькими слезами они принесли свои благовония к Его холодному бесчувственному телу. Женщины, принесшие благовония к гробнице, увидели, что их старания были напрасны, ибо Он воскрес. Но Мария выказала свою любовь к Спасителю, когда Он мог оценить ее преданность, — она помазала Его для погребения. И когда тьма великого испытания объяла Его, Он вспоминал об этом поступке как о залоге любви, которую будут питать к Нему искупленные в вечности.

Многие и сегодня свои самые дорогие дары приносят мертвым… Нежность, признательность, преданность — все расточается перед тем, кто уже не видит и не слышит. Лучше бы эти слова были произнесены тогда, когда усталая душа человека так нуждалась в них, когда он мог слышать и чувствовать. Каким драгоценным оказался бы тогда их благоухающий дар!..

Христос сказал Марии, какое значение имел ее поступок… Он подчеркнул: «Она приготовила Меня к погребению». Подобно тому как алавастровый сосуд, разбившись, наполнил весь дом благоуханием, так и Христу предстояло умереть, Его тело ,должно было сокрушиться; но Он восстанет из гроба, и благоухание Его жизни наполнит Землю… Глядя в будущее, Спаситель с уверенностью говорил, что Евангелие будет про-поведано по всему миру. И до тех пор, пока будет распространяться Благая весть, дар Марии будет распространять свое благоухание, а сердца людей будут благословляемы через ее самоотверженный поступок. Царства будут восставать и распадаться, имена монархов и завоевателей забудутся, но поступок этой женщины будет увековечен на страницах священной истории. И до периода, когда «времени уже не будет» разбитый алавастровый сосуд будет повествовать о щедро и любви Бога к падшему человечеству (Желание веков, с. 560, 563).

28 октября

Нет ничего слишком драгоценного

«Нами движет ведь любовь Христова» (2Кор.5:14, ИПБ; см. также Лк.7:36-50).

Христос радовался искреннему желанию Марии исполнить волю Господа. Он одобрил обилие чистых чувств, которые Его ученики не понимали и не хотели понять. Желание Марии исполнить это служение для ее Господа было более ценным для Христа, чем весь драгоценный елей во всем мире, ибо таким образом она выразила свою признательность Искупителю мира. Ее побуждала любовь Христа. Непревзойденное совершенство Христова характера пленило ее душу. Это миро было символом любви дарителя, внешним проявлением любви, питаемой небесными источниками до тех пор, пока она не будет переливаться через край.

Поступок Марии был уроком, в котором нуждались ученики, дабы осознать, что проявление их любви ко Христу было бы приятно Ему. Он был для них всем, а они не понимали, что скоро лишатся Его присутствия и уже не смогут выразить свою благодарность за Его великую любовь. Одиночество Христа, разделенного с небесными обителями и живущего как человек, не было должным образом понято и оценено учениками…

Только потом к ним пришло запоздалое осознание того, что они могли бы совершить для Иисуса, выражая любовь и благодарность своих сердец… Когда Иисуса больше не было с ними… они начали понимать, каким образом могли оказывать Ему знаки внимания, чтобы принести радость Его сердцу. Теперь они винили не Марию, а самих себя. О, если бы они могли вернуть назад их осуждающие слова, их высказывания о том, что нищие более достойны дара, нежели Христос. Снимая с креста израненное тело своего Господа, они терзались угрызениями совести.

Такая же нужда ощущается в нашем мире и сегодня. Лишь немногие осознают, Кем Христос является для них. Если бы люди понимали это, тогда проявлялась бы великая любовь Марии и помазание совершалось бы щедро. Дорогое миро не было бы названо пустой тратой. Ничто не считалось бы слишком дорогим, чтобы отдать Христу; самоотречение и самопожертвование не считались бы слишком великими, чтобы проявить их ради Него (Желание веков, с. 564, 565).

29 октября

Изменение сердца Симона

«Нет тебе поэтому, кто бы ни был ты, извинения, коли судишь других; ибо, другого судя, ты ведь и себя осуждаешь, потому что и ты, других осуждающий, то же самое делаешь» (Рим.1:1, ИПБ; см. также Лк.7:36-50).

Критика Иуды по поводу дара Марии повлияла на Симона, хозяина дома. Поведение Иисуса удивило его. Его фарисейская гордость была задета. Он знал, что многие из гостей смотрят на Христа с разочарованием и недовольством. Симон сказал в своем сердце: «Если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница».

Исцелив Симона от проказы, Христос спас его от мучительной жизни. Но теперь Симон уже сомневался, был ли Спаситель пророком… «Иисус ничего не знает об этой женщине, так свободно выражающей свои чувства, — размышлял он, — иначе Он не позволил бы ей прикасаться к Нему»…

Подобно Нафану, обратившемуся к Давиду, Христос сокрыл свое замечание в притче. Он предоставил возможность хозяину дома осудить самого себя. Симон ввел в грех женщину, которую теперь презирал. Он был очень несправедлив к ней.» Но Симон считал себя более праведны,, чем Мария, и Иисус хотел показать ему, насколько велика была на самом деле его вина. Господь желал открыть Симону, что его грех был тяжелее ее грехов, как и долг в пятьсот динариев превосходит долг в пятьдесят…

Равнодушие и пренебрежение Симона по отношению к Спасителю показали, как мало он ценит обретенную им милость. Он думал, что оказывает честь Иисусу, пригласив Его в свой дом, но теперь увидел себя таким, каким был на самом деле… Его религия сводилась к фарисейским формальностям… В то время как Мария была прощенной грешницей, он оставался непрощенным грешником. Строгий принцип справедливости, который он хотел применить к Марии, осудил его самого.

Симон был тронут добротой Иисуса, Который не стал открыто обличать его перед всеми гостями. С ним не обошлись так, как он хотел, чтобы поступили с Марией… Суровое обличение ожесточило бы сердце Симона, и он не пришел бы к покаянию. Но снисходительное предостережение убедило его в собственной ошибке. Он увидел величину своего долга перед Господом. Он смирил свою гордость, покаялся, и надменный фарисей стал преданным самоотверженным учеником (Желание веков, с. 566-568).

30 октября

Христос видит наши возможности

«Вот Я и говорю тебе, что прощены ей грехи ее многие, и свидетельство тому — ее сильная любовь ко Мне. Кому же мало прощается, тот и любит мало» (Лк.7:47, ИПБ; см. также Лк.7:36-50).

На Марию смотрели как на великую грешницу, однако Христос знал обстоятельства ее жизни. Он мог бы погасить всякую искру надежды в ее душе, но не сделал этого. Именно Он избавил ее от отчаяния и погибели. Семь раз она слышала, как Он запрещал демонам, владевшим ее сердцем и умом. Она слышала Его усердные мольбы к Отцу о ней. Мария знала, как отвратителен грех для Обладавшего незапятнанной чистотой, и Его силой она победила.

С человеческой точки зрения ее положение было безнадежным, однако Христос видел, что Мария имеет склонность к добру. Он видел лучшие черты ее характера. План искупления наделил человечество великими возможностями. Эти возможности должны были осуществиться и в жизни Марии. Через Его благодать она стала причастницей Божеского естества. Некогда падшая, чей разум был обиталищем демонов, приблизилась к Спасителю, общаясь с Ним и служа Ему. Это была Мария, сидевшая у Его ног и учившаяся у Него. Именно Мария вылила на Его голову драгоценный елей помазания и омыла Его ноги своими слезами. Мария стояла у креста и следовала за Ним до гробницы. Она раньше всех пришла ко гробу после Его воскресения. Мария первая провозгласила о воскресшем Спасителе.

Иисус знает обстоятельства каждой души. Вы можете говорить: «Я грешник, великий грешник». И вы можете быть таковым. Но чем вы хуже, тем больше нуждаетесь в Иисусе. Он никогда не отвернется ни от одной плачущей, сокрушающейся души. Он никому не рассказывает всего, что мог быть открыть, а приглашает каждую трепещущую душу воспрянуть духом. Иисус охотно простит всех, приходящих к Нему за прощением и восстановлением … Сегодня Он стоит у жертвенника курений, представляя перед Богом молитвы всех, кто умоляет Его о помощи.

Души, обращающиеся к Нему в поиске убежища, Иисус превозносит над обвинителями и клеветниками. Ни один человек или злой ангел не могут обвинить эти души. Христос соединяет их со Своим Богочеловеческим естеством. Они стоят рядом с великим Искупителем греха в свете, исходящем от Божьего престола (Желание веков, с. 568).

31 октября

Петр обернулся назад

«Зачем же ты усомнился, маловерный?» (Мф.14:31, ИПБ; см. также Мф.14:23-33).

Глядя на Иисуса, Петр идет уверенно. Но когда, довольный собой, оборачивается, чтобы посмотреть на своих товарищей в лодке, он отводит свой взгляд от Спасителя. Ветер свирепствует. Волны бушуют… На мгновение Христос был скрыт от его взора, и его вера ослабевает. Он начинает тонуть. Но в это время Петр отводит глаза от свирепых волн, грозящих смертью, и, устремляя взор на Иисуса, кричит: «Господи! спаси меня». Иисус сразу же хватает протянутую руку и говорит: «Маловерный! зачем ты усомнился?»

Петр идет рядом со своим Учителем, держась за Его руку, и они вместе входят в лодку. Но теперь Петр покорен и молчалив. Ему нечем хвалиться перед своими братьями, ведь из-за своего неверия и желания возвыситься он чуть не погиб. Отведя свой взгляд от Иисуса, он потерял опору и начал тонуть.

Как часто мы похожи на Петра, когда к нам приходит беда! Мы смотрим на волны, вместо того чтобы устремлять свой взор на Спасителя. Наши шаги становятся неуверенными, а волны гордости захлестывают наши души. Иисус повелел Петру идти к Нему не для того, чтобы тот погиб. Он призывает нас следовать за Ним вовсе не для того, чтобы потом оставить нас …

В том происшествии на море Христос хотел показать Петру его слабость — показать, что его безопасность находится в постоянной зависимости от Божественной силы. Среди бури искушений Петр мог безопасно идти, только в полном самоотречении доверившись Спасителю. Именно в том, в чем Петр считал себя сильным, он был слаб. И до тех пор, пока не понял, в чем же его слабость, он не мог осознать своей потребности в зависимости от Христа. Если бы Петр усвоил урок, преподанный ему Иисусом во время бури на море, то смог бы выдержать испытание, которое должно было его постичь.

Изо дня в день Господь наставляет Своих детей. Через обстоятельства повседневной жизни Он приготавливает их к более важной роли, которую Его Провидение предназначило для них. От того, как проходим повседневные испытания будет зависеть, победим мы или потерпим поражение во время великого кризиса нашей жизни (Желание веков, с. 381, 382).