Ноябрь

1 ноября

Говорит Петр

«»А вы? — спросил Он их. — За кого вы Меня принимаете?» »Ты — Мессия, Сын Бога Живого!» — ответил Симон Петр» (Мф.16:15,16, ИПБ; см. также Мф.16:13-20).

С самого начала Петр уверовал, что Иисус — Мессия. Многие из тех, кто был обращен в результате проповеди Иоанна Крестителя и принял Христа, начали сомневаться относительно миссии Иоанна, когда он был заключен в темницу и казнен; а теперь они сомневались в том, что Иисус был Мессией, Которого они так долго ожидали … Но Петр и его товарищи остались Ему верны. Непостоянство тех, кто вчера прославлял, а сегодня проклинал, не уничтожило веры истинных последователей Спасителя…

Петр выразил веру двенадцати. Однако ученики были все еще далеки от понимания миссии Христа. Сопротивление и заблуждение священников и старейшин хотя и не могли отвратить их от Христа, но все же вызывали у них большое недоумение… Время от времени драгоценные лучи света, исходящего от Иисуса, озаряли их, однако часто ученики были похожи на блуждающих во тьме. Но в тот день, прежде чем они столкнутся лицом к лицу с великим испытанием их веры, Святой Дух почил на них в силе. На некоторое время их взоры отвратились от «видимого», чтобы созерцать «невидимое» (2 Кор. 4:18). Они увидели славу Сына Божьего в человеческом облике…

Истина, которую исповедал Петр, является основанием веры христиан. Сам Христос провозгласил эту истину вечной жизнью. Но обладание данным знанием не являлось поводом для самопрославления. Петру она была открыта не благодаря его мудрости или добродетели. Человечество никогда не сможет самостоятельно обрести знания Божественного. «Он превыше небес — что можешь сделать? глубже преисподней — что можешь узнать?» (Иов 11:8). Только дух усыновления может открыть нам глубины Божьи, ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку… А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии» (1Кор.2:9,10) (Желание веков, с. 411, 412).

2 ноября

Во власти сатаны

«Иисус повернулся и ответил Петру: «С глаз Моих уйди, искуситель! Камень преткновения ты для Меня, ибо не о Божьем ты думаешь, а о человеческом»» (Мф.16:23, ИПБ; см. также Мф.16:21- 25).

Сатана всегда встает на пути между душой человека и Богом… Этот изложенный Петру урок следует внимательно изучить (Письмо 65, 1894 г.).

Петр не желал видеть крест в служении Иисуса. Впечатление, которое произвели его слова, было противоположным тому, какое Христос желал произвести на умы Своих последователей, поэтому Спаситель был вынужден произнести один из самых строгих упреков, который когда-либо исходил из Его уст…

Сатана пытался привести Иисуса в уныние и отвратить Его от Его миссии; а Петр в своей слепой любви высказал соблазн. Автором этой мысли был князь. За этим импульсивным воззванием скрывалось его подстрекательство … Он пытался обратить взор Петра на земную славу, чтобы тот не мог созерцать креста, на который Иисус желал направить его взгляд. Через Петра сатана вновь искушал Иисуса. Но Спаситель не поддался этому искушению. Он размышлял о Своем ученике. Сатана встал между Петром и его Учителем, чтобы сердце ученика не было тронуто сценой унижения Христа, которое Он будет испытывать вместо него. Слова, сказанные Христом, относились не к Петру, а к тому, кто пытался разделить его с Искупителем. «Отойди от Меня, сатана». «Более не вставай между Мною и Моим заблуждающимся слугой. Не препятствуй Мне лицом к лицу встретиться с Петром, чтобы Я мог открыть ему тайну Моей любви».

Для Петра этот урок был горьким. Он медленно учился тому, что путь Христа на Земле пролегал через мучение и унижение. Этот ученик отрекся от дружбы со своим Господом во время Его страданий. Но, пребывая в горниле испытания, он должен был познать ее благословения. Много лет спустя, когда его тело согнулось под бременем прошедших лет и трудов, он писал: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1Пет.4:12,13) (Желание веков, с. 415, 416).

3 ноября

Петр усвоил урок

«Симон, Симон! Сатана просил, и ему дозволено просеять вас, как пшеницу. Но Я молился о тебе, чтобы ты не потерял свою веру; и когда ты всем сердцем обратишься к Богу, укрепи в вере и братьев твоих» (Лк.22:31,32, ИПБ; см. также Лк.22:31-34).

Отважный, агрессивный и самоуверенный, смышленый и готовый действовать, скорый на расплату и все же великодушный в прощении, Петр часто ошибался и часто получал упреки. Однако Христос признавал и одобрял его сердечную верность и посвященность Ему. Терпеливо, с особенной любовью Спаситель обращался со Своим импульсивным учеником, стараясь сдерживать его самонадеянность и научить его смирению, послушанию и доверию. Но урок был усвоен только частично… Снова и снова звучало предостережение: «Ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк.22:34). Опечаленное, любящее сердце ученика произнесло признание: «Господи! с Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти» (Лк.22:33)…

Когда в зале суда были произнесены слова отречения, когда любовь и преданность Петра, пробужденные от взгляда Спасителя, преисполненного сожаления, любви и печали, направили его в сад, где Христос плакал и молился; когда его слезы раскаяния падали на землю, увлажненную каплями крови при агонии Господа, тогда слова Спасителя: «Я молился о тебе»… были единственной поддержкой для его души. Христос, предвидя его грех, не покинул его в отчаянии.

Если бы направленный на Петра взгляд Иисуса выражал осуждение вместо жалости; если бы, предсказывая его грех, Он не выразил надежды, — какой непроглядной была бы тьма, окружившая Петра…

Тот, Кто не оградил от страданий Своего ученика, не оставил его одного в мучениях. Его любовь не прекратится и не покинет. Люди, которые сами подвержены злу, склонны обращаться грубо с искушаемыми и ошибающимися. Они не могут читать сердце, не знают его борьбу и боль. Им нужно научиться делать замечание с любовью, исцелять причиненные раны, высказывать предостережения, выражая надежду…

Преобразование Петра было чудом Божественной нежности. Это жизненный урок для всех, кто стремится следовать по стопам Великого Учителя (Воспитание, с. 88-91).

4 ноября

Просьба любящей матери

«Победителя посажу с Собою на престоле Моем — так и Я, победив, сел с Отцом Моим на престол Его» (Откр.3:21, ИПБ: см. также Мф.20:20- 28).

Иаков и Иоанн через свою мать выразили просьбу о том, чтобы им было позволено занять самые почетные места в Царстве Христа. Несмотря на многократные наставления Христа относительно природы Его Царства, эти молодые ученики все еще лелеяли надежду о Мессии, Который сядет на престоле и придет к власти как Царь в соответствии с желаниями людей…

Но Спаситель ответил: «Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?» Они вспомнили Его загадочные слова указывающие на испытания и страдания, но все же уверенно ответили: «Можем». Они считали для себя величайшей честью доказать свою верность Господу, разделив с Ним все испытания, с которыми Он столкнется.

«Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься», — провозгласил Христос … Иакову и Иоанну предстояло стать причастниками Христовых страданий — одному была уготована быстрая смерть от меча; другому суждено было дольше всех других учеников следовать за своим Учителем, трудясь, терпя поношения и гонения. «Но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую, — продолжал Иисус, — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцом Моим» (Мф.20:21-23)…

В Божьем Царстве должности не приобретаются посредством фаворитизма. Их невозможно заслужить или получить как произвольную награду. Они являются плодами характера. Венец и престол — это знаки достигнутого положения: знаки победы над самим собой посредством благодати нашего Господа Иисуса Христа…

Ближе всего ко Христу будет стоять тот, кто глубже всех испытал на себе силу Его самоотверженной любви — любви, которая «не пре возносится, не гордится… не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» (1Кор.13:4,5); любви, которая побуждает ученика, как побуждала нашего Господа, отдавать все, жить, трудиться и жертвовать ради спасения человечества даже перед лицом смерти (Деяния апостолов, с. 541-543).

5 ноября

Возлюбленный ученик

«А мы любим благодаря тому, что сначала Он возлюбил нас» (1Ин. 4:19, ИПБ).

Иоанн выделен среди других апостолов как «ученик, которого любил Иисус» (Ин.21:20)… Он получил много знаков доверия и любви Спасителя. Он был одним из трех, кому было позволено стать свидетелем славы Христа на горе Преображения и Его агонии в Гефсимании; на его попечение наш Господь отдал Свою мать в последние часы страдания на кресте (Деяния апостолов, с. 539).

Иоанн по своей натуре был человеком, страстно искавшим любви, сочувствия и дружеского общения. Он всегда старался быть ближе к Иисусу, садился рядом с Ним, склонял свою голову Ему на грудь. Как цветок впитывает солнце и росу, так он впитывал Божественные свет и жизнь (Воспитание, с. 87).

Глубокие пламенные чувства привязанности Иоанна к Учителю являлись не причиной любви Христа к нему, а ее следствием. Иоанн хотел стать подобным Иисусу, и под преобразующим влиянием любви Христа он стал кротким и скромным. Его «я» было сокрыто в Иисусе. Более всех своих товарищей Иоанн покорился силе этой удивительной жизни… Иоанн познал Спасителя на личном опыте. Уроки Учителя были запечатлены в его сердце. Когда он свидетельствовал о благодати     Спасителя, его простой язык был красноречивым, исполненным любви, которой было пропитано все его естество.

Глубокая любовь Иоанна ко Христу побуждала его всегда         быть рядом с Ним. Спаситель любил всех двенадцать учеников, но Иоанн среди них был наиболее восприимчивым. Он был моложе остальных и с более детской доверчивостью открыл свое сердце Иисусу. Таким образом, он был в большем согласии со Христом и через него людям было передано глубочайшее духовное учение Спасителя…   

Иоанн мог говорить о любви Отца, как никто другой из Его учеников. Он открывал своим ближним то, что чувствовал сам, являя в своем характере Божественные качества…    Преобразовавшая его красота святости отображалась на его лице христоподобным сиянием. С любовью и восхищением он созерцал Спасителя до тех пор, пока его собственным желанием не стало уподобиться Христу, иметь тесные отношения с Ним и пока в его характере не отразился характер Учителя (Деяния апостолов, с. 544, 545).            

6 ноября

Иоанн и Иуда — противоположности

«Кто говорит, что в Нем пребывает, тот и жить должен так, как Христос жил» (1Ин.2:6, ИПБ).            

Жизнь ученика Иоанна — пример истинного освящения. За годы близкого общения со Христом Спаситель не раз предупреждал и предостерегал его, и он принимал эти обличения. Когда перед Иоанном была явлена Божественная сущность Христа, он увидел собственные недостатки и в результате этого откровения смирился… Сила и нежность, величие и кротость, твердость и терпение, которые он видел в повседневной жизни Сына Божьего, наполняли его      душу восторгом. Он подчинил свой обидчивый, честолюбивый нрав преобразующей силе Христа, и Божественная любовь изменила его характер.

Опыт ученика Иуды разительно отличался от освящения, произошедшего в жизни Иоанна… Иоанн искренне боролся со своими недостатками, а Иуда действовал вопреки своей совести и поддавался искушению, все более и более укореняясь в греховных привычках…

Иоанн и Иуда представляют две группы людей, называющих себя последователями Христа. Оба ученика имели одинаковые возможности познавать Божественный Образец и следовать Ему. Оба близко общались с Иисусом и имели преимущество слушать Его учение. У каждого из них были серьезные изъяны в характере, и оба имели доступ к Божественной благодати, преобразующей характер. Но если один в смирении учился у Иисуса, то другой проявил себя только как слушатель слова, а не исполнитель. Один, ежедневно умерщвляя свое «я» И побеждая грех, освящался истиной; другой, сопротивляясь преобразующей силе благодати и потворствуя эгоистичным желаниям, оказался в рабстве у сатаны.

Преобразование характера, происходящее в жизни — Иоанна, всегда является результатом общения со Христом. В характере человека могут быть явные изъяны, но, когда он становится истинным учеником Христа, сила Божественной благодати преобразует и освящает его. Взирая на славу Господню, как в зеркале, он преображается от славы в славу, пока не уподобится Тому, Кого любит (Деяния апостолов, с. 557-559).

7 ноября

Порабощенный деньгами

«После того один из двенадцати, по имени Иуда Искориот, пошел к первосвященникам и сказал: «Что дадите вы мне если выдам вам Его?» Они заплатили ему тридцать серебряных монет» (Мф.26:14,15, ИПБ; см. также Мф.26:14-16, 47-49; 27:3-8).

Иуда по природе был очень сребролюбивым человеком; но он не всегда был настолько безнравственным, чтобы совершить такой поступок, как этот. Однако этот ученик поощрял в себе порочный дух корыстолюбия до тех пор, пока он не стал главным мотивом его жизни. Любовь к мамоне превзошла в нем любовь ко Христу. Сделавшись рабом одного порока, он отдался во власть сатане…

Ученики высоко ценили Иуду, и он имел огромное влияние на них. Он сам был высокого мнения о собственных достоинствах и смотрел на своих братьев как на значительно уступающих ему в суждении и способностях. Он считал, что они не видят своих возможностей и не используют обстоятельств. Церковь никогда не будет преуспевать с такими недальновидными лидерами. Петр был импульсивным, действовал необдуманно. Иоанн, бережно хранивший сокровища истины, которые исходили из уст Христа, был, по мнению Иуды, плохим финансистом. Матфей, научившийся благодаря своему занятию аккуратности во всем, был очень скрупулезен в отношении честности, а также постоянно размышлял над словами Христа и настолько увлекался ими, что, как думал Иуда, не был способен разумно и предусмотрительно вести дела. Так Иуда оценивал всех учеников и льстил себе, полагая, что Церковь часто оказывалась бы в замешательстве и испытывала бы затруднения, если бы не его деловые качества (Желание веков, с. 716, 717).

История Иуды представляет собой печальный конец жизни, которую Бог мог бы удостоить чести. Если бы Иуда умер накануне своего последнего путешествия в Иерусалим, его считали бы человеком, достойным занять место среди двенадцати, о котором бы сильно сожалели. Отвращение, преследующее Иуду на протяжении столетий, не постигло бы его, если бы не качества, явленные им в конце жизненного пути. Но его характер был открыт всему миру с определенной целью. Это было предупреждением для всех, кто, подобно ему, обманывает священное доверие… Он предал Господа славы на поругание и смерть за тридцать сребреников цену раба (так же, с. 716).

8 ноября

Возможность для всех

«Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но тот лишь, кто исполняет волю отца Моего Небесного» (Мф.7:21, ИПБ).

Не всякий, называющий себя работником Христа, является истинным учеником. Среди тех, кто носит Его имя и даже причислен к Его сотрудникам, некоторые не являют Иисуса в своем характере… До конца времени среди пшеницы будут расти плевелы…

По Своей милости и долготерпению Бог снисходительно относится к упрямым и даже вероломным. Среди избранных Христом апостолов был предатель Иуда. Стоит ли удивляться или поражаться, что сегодня среди Его работников есть вероломные люди? Если Сердцеведец мог терпеливо относиться к тому, кто, как Он знал, станет Его предателем, то с каким терпением следует нам относиться к заблуждающимся!

И не все — даже те, кто кажется заблуждающимся более всех, — такие, как Иуда. Петр, импульсивный, опрометчивый и самоуверенный, часто оказывался в менее выгодном свете, чем Иуда. Спаситель укорял его чаще других. Но каким служением и самопожертвованием была отмечена его жизнь! Какое она несет свидетельство о силе Божьей благодати! (Служение исцеления, с. 493).

Иисус приблизил к Себе Иуду и импульсивного Петра не потому, что Иуда был алчным, а Петр вспыльчивым, но чтобы они научились от Него, их великого Учителя, и стали, подобно Ему, бескорыстными, кроткими и смиренными сердцем. Он видел нечто доброе в этих обоих мужах. Иуда владел способностями финансиста и мог оказать большую услугу Церкви, если бы сохранил в сердце уроки, преподанные Христом, Который осуждал всякую корысть, обман и алчность даже в жизненных мелочах (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 486).

Мир не вправе сомневаться в истинности христианства на том основании, что в Церкви находятся недостойные люди; также и христианам не следует впадать в уныние из-за этих лжебратьев. Как было в ранней Церкви? Анания и Сапфира присоединились к ученикам. Симон волхв был крещен… Иуда Искариот был причислен к апостолам. Искупитель не хочет потерять ни одну душу. Его опыт с Иудой записан, чтобы явить Его долготерпение к испорченной человеческой природе; и Он просит нас быть такими же терпеливыми, как Он (Наглядные уроки Христа, с. 72, 73).

9 ноября

Знал только Иисус

«Сын Человеческий пойдет путем, предсказанным в Писании, но горе тому человеку, который предаст Сына Человеческого! Лучше было бы тому человеку не родиться!» (Мф.26:24, ИПБ; см. также Мф.26:14- 30; Ин.13:1-17).

Ученики не подозревали о замыслах Иуды. Только Иисус знал тайну, но не разоблачил его. Иисус переживал за его душу… Его сердце рыдало: «Как оставлю тебя?» Иуда чувствовал сдерживающую силу этой любви. Когда руки Спасителя омывали его грязные ноги и вытирали их полотенцем, сердце Иуды трепетало вновь и вновь, побуждая его здесь и сейчас исповедать свой грех. Но он не смирился. Вместо того чтобы раскаяться, он ожесточил свое сердце. Прежние побуждения, на мгновение оставившие его, вновь овладели им. Теперь Иуду оскорбляло, что Христос омывает ноги Своим ученикам. Если Иисус мог так унизиться, думал он, значит Он не может быть Царем Израиля. Все его надежды на мирские почести временного царства рухнули. Иуда убедился: следуя за Христом, ничего не приобретешь… Им овладел демон, и он решил довести до конца дело, на которое согласился, и предать своего Господа (Желание веков, с. 645).

Иуда-предатель присутствовал на священном служении. Он принял от Иисуса символы Его ломимого Тела и пролитой Крови. Он слышал слова: «Сие творите в Мое воспоминание». И, находясь в присутствии Агнца Божьего, предатель вынашивал свои мрачные планы и зловещие мысли о мщении (там же, с. 653).

Во время Пасхальной вечери Иисус доказал Свою Божественность, разоблачив намерение предателя. Он с нежностью послужил Иуде наряду с другими учениками. Но он пренебрег и этим последним призывом любви. И тогда участь Иуды была решена. Ноги, которые омыл Христос, повели отступника по пути предательства (там же, с. 720).

До этого шага Иуда еще не перешел черту и имел возможность раскаяться. Но когда он оставил своего Господа и других учеников, окончательное решение было принято. Он переступил черту (там же, с. 654, 655).

Как много тех, кто сегодня, подобно Иуде, предает своего Господа! (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1102. Комментарий Э. Уайт).

10 ноября

Маловерный ученик

«Столько времени Я был с вами, — ответил Иисус, — и ты все еще не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца. Как можешь ты говорить: «Покажи нам Отца»?» (Ин.14:9, ИПБ; см. также Ин.14:1-11; 6:5-14).

Во главе одной из групп, на которые делились апостолы, был Филипп. Он стал первым, кому Иисус прямо повелел: «Следуй за Мной»… Филипп был знаком с учением Иоанна Крестителя и слышал, как тот назвал Христа Агнцем Божьим. Филипп искренне искал истину, но оказался очень недоверчивым… Хотя голос с Неба провозгласил Христа Сыном Божьим, но для Филиппа Он был Иисусом, сыном Иосифовым, из Назарета (см. Ин.1:45). Во время насыщения пяти тысяч этот ученик также проявил недостаток веры. Чтобы испытать его, Иисус спросил: «Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?»… И в последние часы перед распятием слова Филиппа свидетельствовали о его маловерии… Какое неподатливое сердце, какая слабость в вере у ученика, который три года находился рядом с Иисусом! (Желание веков, с. 292, 293).

Он желал, чтобы Христос явил Отца в телесном виде, но во Христе Бог уже явил Себя. «Возможно ли, — сказал Христос, — что после того, как вы ходили со Мной, слышали Мои слова, были свидетелями чуда насыщения пяти тысяч, исцеления больного ужасной проказой, возвращения к жизни Лазаря, ставшего добычей смерти, тело которого подверглось разложению, вы до сих пор не знаете Меня? Возможно ли, что вы не узнали Отца в делах, которые Он совершает через Меня?»… Ни один человек не может увидеть внешний облик Бога. Только Христос может представить Отца человечеству (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1141, 1142. Комментарий Э. Уайт).

К счастью, в противоположность неверию Филиппа, Нафанаил имел детскую веру. Он был в высшей степени искренним человеком, чья вера полагалась на невидимую реальность. Тем не менее Филипп был учеником в школе Христа, и Божественный Учитель терпеливо относился к его неверию и ограниченности. Когда Святой Дух излился на учеников, Филипп стал учителем согласно Божественному повелению. Он хорошо знал то, о чем говорил, и учил с уверенностью, убеждавшей слушателей (Желание веков, с. 293).

11 ноября

На вражеской территории

«Поэтому и тот, кому кажется, что он твердо стоит, пусть смотрит, как бы ему не упасть» (1Кор.10:12, ИПБ).

Когда Христос накануне предательства Иуды предупреждал Своих учеников: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь», Петр с уверенностью заявил: «Если и все соблазнятся, но не я» (Мк.14:27,29). Петр не подозревал об опасности. Самоуверенность сбила его с пути. Он думал, что способен противостоять искушению; но всего через несколько часов его постигло испытание, и он клялся и божился, отрекаясь от своего Господа (Наглядные уроки Христа, с.152).

Петр не желал, чтобы его узнали. Напустив на себя равнодушный вид, он зашел на территорию врага и стал легкой добычей для искушения. Если бы его призвали сражаться за своего Учителя, он был бы мужественным воином; но когда на него указали с презрением, он проявил малодушие. Многие, кто не уклоняется от активной борьбы за Господа, отрекаются от своей веры в результате высмеивания. Общаясь с теми, кого им следует избегать, они становятся на путь искушения. Они провоцируют врага, чтобы он искушал их, поэтому вынуждены говорить и поступать так, в чем никогда не были бы виновны при других обстоятельствах. Ученик Христа, который в наши дни скрывает свою веру, боясь страданий или осуждения, отрекается от своего Господа так же, как это сделал Петр в зале суда (Желание веков, с. 712).

Когда пение петуха напомнило ему о словах Христа, Петр, потрясенный содеянным, повернулся и посмотрел на своего Учителя. В тот момент Христос взглянул на Петра, и в этом печальном взгляде, в котором смешались любовь и сострадание к нему, Петр постиг самого себя. Он вышел и горько заплакал. Взгляд Христа разбил его сердце. Для Петра наступил решительный момент, и он глубоко раскаялся в своем грехе… Теперь самоуверенность покинула его. Никогда более он не произносил хвастливых слов…

Петр пал из-за самодостаточности, но благодаря покаянию и смирению он смог вновь обрести твердую опору для своих ног. Опыт Петра может ободрить каждого кающегося грешника (Наглядные уроки Христа, с. 152-155).

12 ноября

Наконец обращенный

«Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» (Ин.21:17; см. также Ин.21:15-19).

Этот проницательный вопрос был необходим в случае с Петром, как необходим он и в нашем случае. Дело восстановления никогда не будет совершено, если не достичь корней зла. Если горький корень продолжает расти и осквернять многих, напрасно обрезать выходящие от него побеги. Необходимо достигнуть глубины скрытого греха…

Когда в третий раз Христос спросил Петра: «Любишь ли ты Меня?», испытание достигло глубины его души. Осудивший сам себя, Петр упал на Камень, говоря: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя».

Этот труд предстоит совершить каждой душе, которая обесчестила Бога и опечалила сердце Христа, отвергнув истину и праведность. Если искушаемая душа выдерживает процесс испытания и собственное «я» не пробуждается к жизни, чтобы чувствовать обиду и оскорбление во время испытания, тогда этот испытывающий нож обнаруживает, что душа действительно умерла для собственного «я» и ожила в Боге.

Некоторые утверждают: если душа оступилась и пала, она никогда не может снова занять прежнее положение; но представленный нам случай опровергает это… Поручая Петру попечение о душах, за которые Он отдал Свою жизнь, Христос предоставил ему самое сильное доказательство Его уверенности в восстановлении Петра. И ему было поручено «пасти» не только «овец», но и «ягнят», а это более обширная и деликатная работа, тем не менее она была поручена ему (Библейский комментарий АСД, т. 5, с. 1152. Комментарий Э. Уайт).

Петр покорился до такой степени, что мог понять слова Христа, и, не проявляя более сомнения, некогда неугомонный; хвастливый, самоуверенный ученик смирился и раскаялся. Он в самом деле последовал за своим Господом — за Господом, от Которого отрекся. Мысль о том, что Христос не оставил и не отверг его, была для Петра светом, утешением и благословением. Он знал, что может выбрать способ распятия, и решил быть распятым вниз головой. И тот, кто настолько близко стал соучастником страданий Христа, также станет соучастником в Его славе, когда Он «сядет на престоле славы Своей» (там же).

13 ноября

Каиафа

«»И не одежды, а сердца свои разрывайте!» Вернитесь к Господу, Богу вашему!» (Иоиль 2:13, ИПБ; см. также Мф.26:57-65).

Среди иудеев существовал обычай раздирать одежды в случае смерти друзей, но священники не должны были соблюдать эту традицию… Все, что носил священник, должно было быть целым и без недостатка. Эти прекрасные служебные одежды представляли собой характер великой Реальности — Иисуса Христа. Для Бога приемлемым может быть только совершенство — в одежде и отношении, в слове и духе. Он свят, Его слава и совершенство должны быть представлены посредством земного служения… Ограниченный человек может раздирать свое сердце, проявляя дух смирения и раскаяния. Бог заметит это. Но священнические одежды нельзя раздирать, ибо это искажает представление о небесном (Желание веков, с. 708, 709).

Когда Христос объявил Себя Сыном Божьим, Каиафа в притворном ужасе разодрал свою одежду и обвинил Святого в богохульстве (Библейский комментарий АСД. т. 5, с. 1104. Комментарий Э. Уайт).

Он сделал именно то, что Господь запретил делать. Находясь под осуждением Бога, он вынес приговор Христу как богохульнику… Священническая одежда, которую он разодрал, чтобы впечатлить народ своим отвращением ко греху богохульства, покрывала сердце, полное нечестия (там же, с.1105).

Как отличался истинный Первосвященник от лживого и развращенного Каиафы! Христос стоял перед ложным первосвященником, будучи чистым и непорочным, без тени греха. Христос печалился о преступлении каждого человека. Он понес даже вину Каиафы, зная о лицемерии в его душе, когда он притворно раздирал свою одежду. Христос не раздирал Своей одежды, но сердце Его разрывалось на части. Его облачение — человеческая плоть — было разодрано, когда Он висел на кресте, будучи носителем греха всего человечества (там же).

Сегодня многие из называющих себя христианами находятся в опасности, раздирая свои одежды посредством внешнего проявления покаяния, в то время как их сердца не смягчены и не покорены Богу. По этой причине многие продолжают оступаться в своей христианской жизни. Внешнее проявление печали говорит об осознании вины, однако их покаяние не такое, какое им следовало бы пережить (там же, с. 1104, 1105).

14 ноября

Пилат

«Видя, что ничего не помогает и даже начинается мятеж, Пилат велел принести воды и, умыв руки свои перед народом, сказал: «Не повинен в крови я Этого Человека. Смотрите сами!»» (Мф.27:24, ИПБ; см. также Мф.27:11-26).

Если бы Пилат с самого начала проявил твердость, отказавшись осудить человека, которого нашел невиновным, он бы разорвал роковую цепь, сковавшую его угрызениями совести и чувством вины до конца жизни. Если бы он поступил согласно своим правильным побуждениям, иудеи не осмелились бы диктовать ему свою волю. Христа все равно казнили бы, но в этом не был бы повинен Пилат. Однако правитель предпринимал шаг за шагом, заглушая свою совесть. Он отказался вынести справедливый беспристрастный приговор и теперь оказался практически беспомощным в руках священников и правителей. Его колебания и нерешительность свидетельствовали о его крахе (Желание веков, с. 732).

В страхе и самоосуждении Пилат взглянул на Спасителя. Из огромного множества обращенных к нему лиц только на Его лице было спокойствие. Казалось, вокруг Его головы сияет мягкий свет. Пилат сказал в своем сердце: «Он – Бог». И, повернувшись к толпе, правитель произнес: «Я чист от Его крови. Возьмите Его и распните. Но… я заявляю, что Он — праведник. Пусть Тот, Кого Он называет Своим Отцом, судит вас, а не меня за то, что совершается теперь». А Иисусу он сказал: «Прости меня, что я поступаю так. Я не могу спасти Тебя»…

Пилат желал освободить Иисуса. Но он видел, что не может сделать это и одновременно сохранить свое почетное положение. Чтобы не потерять мирскую власть, он решил принести в жертву невинную жизнь. Как много людей подобным образом жертвует принципом, чтобы избежать утрат или страданий! Совесть и чувство долга указывают один путь, а своекорыстие — другой…

Пилат подчинился требованиям толпы. Чтобы не потерять свое положение, он предал Иисуса на распятие. Но… то, чего он боялся, постигло его впоследствии. Он лишился всех почестей и высокого поста; терзаемый укорами совести и муками уязвленной гордости, вскоре после распятия Христа Пилат покончил с собой. Итак, всех, кто идет на компромисс с грехом, постигнут скорбь и погибель. «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч.14:12) (там же, с. 738).

15 ноября

Несущий крест

«И когда они вели Его на казнь, то остановили некоего человека по имени Симон родом из Кирены, который возвращался в то время с поля, и возложили на него крест, чтобы он нес его за Иисусом» (Лк.23:26, ИПБ; см. также Мф.27:26- 33).

Едва Иисус вышел за ворота дома Пилата, как на Его избитые, кровоточащие плечи возложили приготовленный для Вараввы крест. Он пронес эту ношу лишь несколько метров, после чего от потери крови, чрезмерной усталости и боли упал на землю, потеряв сознание. Как только Иисус пришел в Себя, на Его плечи снова взвалили крест и заставили идти вперед. Шатаясь, Он прошел несколько шагов, неся Свой тяжелый груз, но затем словно мертвый упал на землю. Священники и правители не испытывали никакого сострадания к своей страдающей жертве, но видели, что Он не может нести орудие пытки. Перед ними стояла задача найти того, кто унизился бы и понес крест к месту казни (Недатированные рукописи, с.127).

Толпа, сопровождавшая Спасителя на Голгофу, насмехалась над Ним и поносила Его, поскольку Он не мог нести деревянный крест. Все видели слабые, колеблющиеся шаги Христа, но сострадание не появилось в сердцах тех, кто с каждым шагом все более оскорблял и мучил Сына Божьего.

Чужестранец Симон Киринеянин, пришедший в город издалека, слышит насмешки и сквернословия толпы; до него доносятся презрительные повторяющиеся возгласы: «Дорогу Царю Иудейскому!». При виде этой сцены он останавливается в изумлении. В то время как Симон выражает сострадание в словах и поведении, его замечают и заставляют взять крест, который слишком тяжел для Христа… Неся деревянный крест на Голгофу, Симон таким образом добровольно взял крест Христа, чтобы всегда охотно нести эту ношу. Его вынужденная помощь, которую он оказал Христу, неся Его крест на Голгофу, с печалью и ужасом созерцая происходящее и зрителей вокруг креста, — все это стало средством, привлекшим его сердце к Иисусу. Каждое слово, сошедшее с уст Христа, запечатлелось в его душе… И сердце Симона уверовало (Рукопись 103, 1897 г.).

16 ноября

«Помяни меня»

«И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк.23:42; см. также Лк.23:13-44).

Иисус в Его агонии на кресте получил одно великое утешения. Это была молитва раскаявшегося разбойника… Этот человек не был закоренелым преступником. Он был совращен с истинного пути в результате порочных связей… Он видел и слышал Иисуса, обратился посредством Его учения, но священники и правители отвратили его от Него. Стремясь заглушить голос совести, несчастный все глубже и глубже погружался в пучину греха, пока не был арестован, осужден как преступник и приговорен к смерти на кресте.

И в зале суда, и по пути на Голгофу этот разбойник был рядом с Иисусом. Он слышал, как Пилат заявил: «Я не нахожу в Нем никакой вины» (Ин.19:4). Он отметил Его Богоподобие и сострадательное прощение Своих мучителей… У него снова появилось убеждение, что это — Христос. Обернувшись к своему приятелю-преступнику, он говорит: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?» Умирающим разбойникам больше нечего было бояться людей. Но одному из них не давало покоя убеждение, что следует бояться Бога и будущего, приводившего его в трепет. И теперь его запятнанная грехом жизненная история подходит к завершению…

Осужденный за свое преступление, разбойник теряет надежду и впадает в отчаяние; однако теперь у него возникают незнакомые приятные мысли. Он вспоминает все, что слышал об Иисусе… Святой Дух озаряет его разум и постепенно выстраивается цепочка доказательств. В Иисусе, избитом, осмеянном, висящем на кресте, он видит Агнца Божьего, Который берет на Себя грех мира. Надежда смешивается со страданиями в голосе, когда эта безнадежная умирающая душа взывает к умирающему Спасителю. «Помяни меня, Господи, — взывает он, — когда приидешь в Царствие Твое!»

Ответ приходит быстро. Мягкий, мелодичный, полный любви, сострадания и силы голос произнес: «Истинно говорю тебе ныне же: будешь со Мною в раю»… Для раскаявшегося разбойника наступил совершенный мир от осознания Божьего одобрения (Желание веков, с. 749-751).

17 ноября

Больше не тайные друзья

«Потом Иосиф из Аримафеи попросил Пилата разрешить ему забрать тело Иисуса. Иосиф был учеником Иисуса (хотя и тайным из-за страха перед властями иудейскими). Получив согласие Пилата, он пошел на место казни и взял тело Иисуса. Пришел также и Никодим — тот самый, который в первый раз приходил к Иисусу ночью. Принес он смирну, смешанную с алоэ, всего около ста фунтов» (Ин.19:38, 39, ИПБ см. также Ин.19:38-42).

Ни Иосиф, ни Никодим не приняли открыто Спасителя во время Его жизни на Земле. Эти мужи. знали; что такой шаг способствовал бы их исключению из синедриона, а они надеялись с помощью своего влияния защитить Иисуса во время заседаний синедриона. Какое-то время казалось, что им это удается, но лукавые священники, видя их благосклонность ко Христу, расстроили их планы. Иисус был осужден и предан на распятие в их отсутствие. И теперь, когда Он был мертв, Иосиф и Никодим больше не скрывали своей привязанности к Нему. Они смело пришли на помощь ученикам, боявшимся открыто назвать себя последователями Христа…

Никодим, увидев вознесенного на кресте Иисуса, вспомнил Его слова, высказанные ночью на горе Елеонской: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14-15).

В ту субботу, когда Христос лежал в могиле, у Никодима была возможность поразмышлять. Теперь его разум озарил более ясный свет и сказанные Иисусом слова больше не были непостижимыми. Никодим чувствовал, что многое потерял, не объединившись со Спасителем во время Его земной жизни. Теперь он вспоминал события Голгофы. Молитва Христа за Своих убийц и Его ответ умирающего разбойника взывали к сердцу ученого члена синедриона. Снова он взирал на Спасителя в Его агонии, снова слышал Его последний победоносный возглас: «Совершилось!» вновь видел он колеблющуюся землю, потемневшее небо, разорванную завесу, содрогавшиеся камни, и его вера укрепилась навсегда.

Каждое событие, погасившее надежды учеников, убедило Иосифа и Никодима в Божественности Иисуса. Их страхи были побеждены мужественной, твердой, непоколебимой верой (Желание веков, с. 773-776).

18 ноября

Фома сомневающийся

«А Иисус сказал ему: «Ты поверил, что увидел Меня? Блаженны те, кто поверил, не видев» Ин.20:29, ИПБ; см. также Ин.20:19-29).

Когда Иисус впервые встретился с учениками в верхней горнице [после воскресенья], Фомы с ними не было. Он слышал рассказы других, и ему было дано предостаточно доказательств относительно воскресения Иисуса. Однако его сердце наполняли уныние и неверие… Он решил не верить, и в течение всей недели размышлял над своим несчастьем, которое казалось еще мрачнее в сравнении с надеждой и верой его братьев… Он горячо любил своего Господа, но позволил зависти и неверию овладеть своим разумом и сердцем (Желание веков, с. 806,807).

Фома твердо и самоуверенно заявил, что не поверит, пока не вложит свои пальцы в раны от гвоздей и свою руку в бок, пронзенный, беспощадным копьем…

Когда Иисус снова встретился со Своими учениками, Фома был среди них… И Господь предоставил ему доказательства, которых он просил (Ранние произведения, с.188).

Сердце Фомы радостно забилось, и он бросился к ногам Иисуса, восклицая: «Господь мой и Бог мой!» Иисус принял это признание, хотя мягко обличил его неверие…

Многие из тех, кто, подобно Фоме, ждет, пока будут устранены все причины для сомнения, никогда не смогут получить желаемое. Они постепенно утверждаются в неверии…

В Своем обращении с Фомой Иисус преподал урок Своим последователям. Его пример показывает, как мы должны обращаться с теми, чья вера слаба и кто проявляет сомнения. Иисус не засыпал Фому упреками, не вступил с ним в полемику. Он открыл Себя сомневавшемуся. Фома был в крайней степени неблагоразумен, выдвигая условия своей веры, но Иисус Своей великодушной любовью и тактичностью устранил все эти препятствия. Упреками редко можно победить неверие… Пусть же Иисус в Своей любви и милости откроется как распятый Спаситель, и из многих некогда непокорных уст послышится признание Фомы: «Господь мой и Бог мой!» (Желание веков, с. 807, 808).

19 ноября

Религиозная свобода

«Но Петр и Иоанн ответили им: «Разве справедливо пред Богом слушать вас больше, чем Его? Судите сами. Можем ли мы молчать о том, что видели и слышали?!»» (Деян.4:19,20, ИПБ; см. также Деян.4:1-22).

На следующий день после исцеления хромого [Деян.3] Анна и Каиафа вместе с другими высокопоставленными лицами в храме собрались на суд, и узники [Петр и Иоанн] были приведены к ним. В этой самой комнате и перед некоторыми из этих же людей Петр позорно отрекся от своего Господа. Он отчетливо вспомнил об этом, когда его самого привели на суд. Теперь ему представилась возможность исправить свое малодушие…

Однако порывистый и самоуверенный Петр, который отрекся от Христа в час Его величайшей нужды, резко отличался от Петра, представшего теперь на суд перед синедрионом. После своего падения он обратился. Теперь Петр был не гордым и хвастливым, а скромным и не полагающимся на свои силы. Исполненный Святым Духом, он с Его помощью надеялся удалить пятно позора своего отступничества, прославляя имя, от которого однажды отрекся (Деяния апостолов, с. 62, 63).

На требование не говорить больше ничего во имя Иисуса ученики ответили: «Судите, справедливо ли пред Богом — слушать вас более, нежели Бога?» — вот принцип, который так бесстрашно отстаивали ученики и за который боролись приверженцы Евангелия во дни Реформации…

Этот принцип мы должны твердо отстаивать и в наше время. Знамя истины и религиозной свободы, которое высоко держали основатели Церкви, возвещающей Евангелие, и Божьи свидетели в течение последующих столетий, в последнем конфликте передано в наши руки… Мы должны признавать земное правительство как назначенное Богом и учить повиноваться ему в пределах законных требований, воспринимая это как священный долг. Но когда его требования противоречат требованиям Бога, мы должны повиноваться более Богу, чем людям. Божье Слово необходимо ставить выше любого человеческого закона. Слова «Так говорит Господь» нельзя аннулировать ради выражений: «Так говорит церковь» или «Так говорит государство». Венец Христа должен возвышаться над коронами земных правителей (там же, с. 68, 69).

20 ноября

Неправильное отношение к обетам Богу

«Когда даешь обет Господу, Богу твоему, не медли с его исполнением; Господь, Бог твой, не преминет спросить с тебя — удерживать обещанное грешно» (Втор.23:21, ИПБ; см. также Деян.4:32; 5:11).

Короткая, но внушающая страх история Анании и Сапфиры записана вдохновенным пером на благо всем, называющим себя последователями Христа. Этот важный урок недостаточно прочно утвердился в сознании нашего народа… Это очевидное доказательство Божьего карающего правосудия является устрашающим и должно побуждать всех испытывать страх и трепет, дабы не повторять грехов, навлекших такое наказание…

Анания и его жена Сапфира имели преимущество слышать Евангелие, проповедуемое апостолами… Пребывая под прямым воздействием Божьего Духа, они пообещали отдать Господу определенное имущество; но когда больше не находились под этим небесным влиянием, впечатление ослабло и они начали сомневаться и уклоняться от выполнения данного ими обещания… Сначала супруги лелеяли алчность, а потом, стесняясь того, что их братья узнают о нежелании их эгоистичных душ выполнить торжественное обязательство перед Богом и отдать Господу торжественно посвященное Ему, они пошли на обман… Будучи изобличены во лжи, они понесли наказание в виде мгновенной смерти (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 462, 463).

Этот пример Божественного отвращения к алчности, обману и лицемерию был дан как сигнал опасности не только для ранней Церкви, но и для всех последующих поколений… Когда Святой Дух влияет на сердце и человек произносит обет отдать определенную сумму, обещавший уже не имеет прав на эту святую долю. Обещания подобного рода, данные людям, рассматриваются как обязательные. Разве данные Богу обеты не должны считаться более обязательными?..

Многие чрезмерно тратят деньги на потакание своим прихотям. Мужчины и женщины принимают во внимание собственные наслаждения и удовлетворяют свой вкус, в то время как Богу нехотя приносят скудные приношения. Они забывают, что придет день, когда Бог потребует строгий отчет о том, как были использованы Его блага, и что Господь больше не примет скудные пожертвования, которые они опускали в сокровищницу, как Он не принял приношение Анании и Сапфиры (Деяния апостолов, с. 74,75).

21 ноября

Мученическая смерть за Христа

«Все сидевшие в Синедрионе не сводили со Стефана глаз, и его лицо казалось им подобным лику ангела» (Деян.6:15, ИПБ; см. также Деян.6,7).

Стефан, главный над семью дьяконами, был глубоко благочестивым человеком, обладающим сильной верой… Он был очень активным в деле Христа и смело провозглашал свою веру. Образованные раввины и законоучители вступили с ним в открытую полемику, будучи уверенными в легкой победе. Однако «Не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил»…

Когда священники и правители увидели силу, сопровождавшую проповедь Стефана, они исполнились злобы и ненависти… [Они] схватили Стефана и привели на заседание синедриона для судебного разбирательства…

Там присутствовал Савл из Тарса, который взял на себя роль главного обвинителя Стефана. Призвав на помощь все свое незаурядное красноречие и логику раввинов, Савл попытался убедить народ, что Стефан проповедует ложные и опасные учения; однако в Стефане он увидел человека, полностью понимающего Божье намерение относительно распространения Евангелия среди всех народов…

На окружавших его жестоких лицах узник читал свою участь, но оставался непоколебим. Он не боялся ни смерти, ни разъяренных священников, ни возбужденной толпы. Происходящее исчезло из его поля зрения. Перед ним приоткрылись небесные врата, заглянув через них, он увидел славу Божьих обителей и Христа, Который, казалось, только что поднялся с престола, готовый поддержать Своего слугу (Деяния апостолов, с. 97-101).

Во все времена избранных Божьих вестников поносили и преследовали, но благодаря их страданиям широко распространялось познание о Боге… Когда благородный красноречивый Стефан был побит камнями… это не помешало делу Евангелия. Небесный свет, озаривший его лицо, Божественное сострадание, выраженное в его предсмертной молитве, были словно острые стрелы осуждения для стоявшего рядом с ним фанатичного члена синедриона, и Савл, гонитель-фарисей, стал избранным сосудом для возвещения имени Христа среди язычников, и царей, и сынов Израилевых (Нагорная проповедь Христа, с. 33, 34).

22 ноября

Только для одного человека

«Ангел Господень, явившись Филиппу, сказал: «Встань и иди на юг по той пустынной дороге, что ведет из Иерусалима в Газу». Филипп поднялся и пошел» (Деян.8:26, 27, ИПБ; см. также Деян.8:26-40).

Обратите внимание, сколько усилий было затрачено только на одного человека-ефиоплянина (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 57).

Ефиоплянин имел хорошую репутацию и большое влияние на окружающих. Бог видел, что, обратившись, он принесет другим полученный свет и окажет сильное влияние в пользу Евангелия. Ангелы Божьи сопровождали этого искателя истины и влекли его к Спасителю. С помощью Святого Духа Господь свел его с тем человеком, который мог привести его к свету.

Филипп получил указание подойти к ефиоплянину и объяснить ему пророчество, которое тот читал. «Подойди. — сказал Дух, — и пристань к сей колеснице»… Когда он слушал объяснение Священного Писания, в его сердце пробуждался интерес; а когда ученик закончил говорить, ефиоплянин был готов принять данный ему свет. Его высокое положение в мире не было для него оправданием, чтобы отречься от Евангелия…

Ефиоплянин представляет большую группу людей, нужда-ющихся в том, чтобы их научили такие миссионеры, как Филипп, — те, кто услышит голос Бога и пойдет туда, куда Он укажет. Многие, читая Писания, не могут уразуметь их истинного смысла. По всему миру мужчины и женщины с тоской взирают на Небеса. Души, жаждущие света, благодати и Святого Духа, изливают молитвы, слезы и прошения. Многие находятся на пороге Царствия Божьего и ждут, когда их пригласят туда.

Ангел направил Филиппа к тому, кто искал свет и был готов принять Евангелие. И сегодня ангелы будут направлять стопы тех работников, которые позволят Святому Духу освятить их уста, очистить и облагородить их сердца (Деяния апостолов, с.107-109).

Тот, Кто послал Филиппа к ефиопскому вельможе, Петра — к римскому сотнику, а маленькую еврейскую девочку — на помощь сирийскому военачальнику Нееману, сегодня посылает мужчин, женщин и молодежь как Своих представителей к людям, нуждающимся в Божественной помощи и водительстве (Служение исцеления, с. 473).

23 ноября

Тавифа

«В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян.9:36; см. также Деян.9:36-42).

В Иопии, недалеко от Лидды, жила женщина по имени Тавифа, которую многие любили за ее добрые дела. Она была достойной ученицей Иисуса, и жизнь ее изобиловала добрыми деяниями. Тавифа знала, кто нуждался в удобной одежде, а кто в сочувствии, и бескорыстно служила бедным и несчастным…

«Случилось в те дни, что она занемогла и умерла»… Услышав, что Петр находится в Лидде, верующие послали к нему вестников… «Когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними»…

Сердце апостола наполнилось сочувствием, когда он увидел их печаль. Затем, дав указание, чтобы плачущие друзья покинули комнату, Петр преклонил колени и горячо молился Богу о том, чтобы Тавифа вернулась к жизни и была здорова… Тавифа приносила много пользы Церкви, и Бог счел необходимым вернуть ее из царства врага, чтобы ее умения и энергия могли еще быть благословением для других, а также чтобы, благодаря проявлению Его силы, дело Христа укрепилось (Деяния апостолов, с. 131, 132).

Пусть дети и молодежь научатся из Библии тому, как Бог ценит ежедневную работу труженика… Пусть они вспомнят о плотнике Иисусе и изготовителе палаток Павле, которые связывали труд ремесленника с высочайшим служением человеческое с Божественным. Пусть прочтут о мальчике, чьи пять хлебов использовал Спаситель для удивительного чуда насыщения множества народа; о швее Тавифе, возвращенной к жизни, чтобы она продолжала шить одежду для бедных; о мудрой женщине, описанной в Притчах, которая «добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками» … и «длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся»…

О такой женщине Бог говорит: она «достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее и да прославят у ворот дела ее!» (Притч.31:30,31) (Воспитание, с. 217).

24 ноября

Без национальных барьеров

«Молитвы твои и милостыни твои приняты Богом, и Он помнит о них. Теперь пошли людей своих в Иоппию за человеком по имени Симон, которого зовут также Петром. Он гостит сейчас у Симона-кожевника, дом которого у моря» (Деян.10:4-6, ИПБ; см. также Деян.10).

Точность указаний, отметивших даже профессию человека, у которого остановился Петр, показывает, что Небо осведомлено о жизненной истории и деле человека на каждом этапе его жизни. Богу известны переживания и усилия скромного труженика, как и царя, восседающего на престоле (Деяния апостолов, с. 133, 134).

Мое сердце исполняется нежностью, когда я читаю об интересе, проявленном Господом к Корнилию. Корнилий занимал высокое положение как военачальник римской армии, но он жил в строгом согласии с полученным светом. Господь послал к нему с Небес особого вестника, а с помощью другого вестника дал указания Петру посетить Корнилия и принести ему свет (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 79) .

Корнилий с радостью повиновался видению (Деяния апостолов, с. 134).

Таким образом, Евангелие достигло чужеземцев, сделав их согражданами святых и членами Божьего Царства. Обращение Корнилия и его дома было первыми плодами жатвы, которую необходимо было собрать. Из этого дома дело благодати широко распространилось по всему языческому городу.

Сегодня Бог ищет души как высокопоставленных, так и занимающих скромное положение. Господь желает объединить в Своей работе по всему миру многих людей, подобных Корнилию. Они симпатизируют Божьему народу, но этих людей крепко держат узы, связывающие их с миром. От них требуется нравственное мужество, чтобы встать на сторону Христа. Следует приложить особые усилия в борьбе за эти души, находящиеся в огромной опасности из-за их обязанностей и связей (там же, с. 139, 140).

Из повествования о Корнилии мы узнаем, что Бог будет направлять каждого, желающего Его водительства. Он вел Корнилия. Он пробудил сердце Своего слуги через молитву. Господь приготовил Корнилия к принятию света Его истины и предпочел просветить разум Корнилия через того, кто уже принял свет свыше (В небесных обителях, с. 322).

25 ноября

По всему миру

«Теперь я действительно понимаю, что Бог беспристрастен, — открыв уста, заговорил Петр. — Угоден Ему всякий, кто чтит Его и поступает по правде, из какого бы народа тот ни был» (Деян.10:34, ИПБ; см. также Деян.10).

Петр… был призван Богом принести Евангелие Корнилию…

До сих пор никто из учеников не проповедовал Евангелие язычникам. В их умах все еще существовала стена разделения, разрушенная смертью Христа, и их труд ограничивался только иудеями, поскольку они считали, что благословения Евангелия не распространяются на язычников. Теперь Господь пытался открыть Петру всемирный размах Божественного плана…

Как осторожно действовал Господь, преодолевая предрассудки в отношении язычников, прочно укоренившиеся в сознании Петра в результате его иудейского воспитания! С помощью видения о полотне и его содержимом Он пытался освободить разум апостола от этих предрассудков и преподать ему важную истину о том, что на Небе нет лицеприятия; что как иудеи, так и язычники одинаково драгоценны в Божьих глазах; что через Христа язычники могут стать причастниками благословений и привилегий Евангелия…

Он [Петр] с нежеланием принимал возложенное на него обязательство, однако не осмелился ослушаться… Когда Петр указал присутствующим [Корнилию, его родственникам и друзьям] на Христа как на единственную надежду грешника, он сам более полно понял смысл показанного ему видения и его сердце загорелось духом представленной им истины…

Когда братья в Иудее услышали, что Петр ходил в дом язычника и проповедовал собравшимся там людям, они были удивлены и оскорблены. Они боялись, что такое, как им казалось, вызывающее поведение будет препятствием для его проповеди…

Петр изложил перед ними всю суть дела… Убежденные в том, что поведение Петра было прямым исполнением Божьего плана и что их предрассудки и чувство исключительности резко противоречили духу Евангелия, они прославили Бога, говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деяния апостолов, с. 132-142).

26 ноября

Ангел-хранитель

«Придя в себя, Петр сказал: «Теперь я точно знаю, что Господь послал ангела Своего и избавил меня от рук Ирода»» (Деян.12:11 , ИПБ; см. также Деян.12:1-19).

Наконец назначили день казни Петра, но молитвы верующих по-прежнему возносились к Небу. А в то время как в ревностных просьбах о помощи были выражены все их усилия и переживания, Божьи ангелы наблюдали за апостолом, заключенным в тюрьму…

Ирод по этому случаю предпринял усиленные меры предосторожности… Чтобы исключить всякую возможность освобождения, Петра стерегли шестнадцать воинов, сменяя друг друга и карауля его день и ночь. В тюремной камере апостол был помещен между двумя воинами; руки его были прикованы двумя цепями, каждая к запястью одного из воинов. Он не мог сделать ни одного движения без их ведома. Двери темницы были тщательно заперты и усиленно охранялись, поэтому исключал ась всякая возможность побега или освобождения посредством человеческой помощи. Однако крайняя нужда человека — это возможность для Бога… Ирод поднял руку против Всемогущего и должен был потерпеть полное поражение. Посредством Своего могущества Бог собирался спасти драгоценную жизнь, которую иудеи планировали погубить… Чтобы спасти Петра, Небо послало могущественного ангела (Деяния апостолов, с. 145, 146).

Господства и власти на Небесах наблюдают за борьбой, которую рабы Божьи ведут при весьма неблагоприятных обстоятельствах. Христиане, сплоченные вокруг знамени своего Искупителя и подвизающиеся добрым подвигом веры, одерживают новые победы, обретают новую славу. Все небесные ангелы служат смиренному верующему Божьему народу. И когда работники воинства Господнего на Земле исполняют свои песни хвали, небесный хор присоединяется к ним, воздавая хвалу Богу и Его Сыну…

Истинные Божьи дети могут рассчитывать на сотрудничество с небесными существами. Невидимые воинства света и силы сопровождают кротких и смиренных, которые верят в Божьи обетования и возлагают на них свое упование. Херувимы, серафимы и ангелы, намного превосходящие человека силой, стоят одесную Бога; «Все они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (там же, с. 154).

27 ноября

Связаны с Небом

«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8).

Опыты Филиппа, которому ангел с Небес повелел идти туда, где он встретил искателя истины; Корнилия, которого посетил ангел с вестью от Бога; Петра, которого ангел вывел в безопасное место из темницы и спас от смерти, — все это показывает, насколько тесно связаны Небо и Земля.

Повествования об этих встречах с ангелами призваны поддерживать силу и мужество Божьих тружеников. И сегодня, как и во дни апостолов, небесные вестники, проходя от края и до края Земли, стараются утешить скорбящих, защитить нераскаявшихся, завоевать сердца людей для Христа. Мы не можем видеть их лично, тем не менее они пребывают с нами, направляя, наставляя и защищая нас.

Небо приближено к Земле посредством таинственной лестницы, основание которой прочно утверждено на Земле, а верхний конец достигает престола Безграничного. Ангелы постоянно восходят и нисходят по этой сияющей великолепием лестнице, вознося молитвы нуждающихся и опечаленных к Небесному Отцу, а сынам человеческим принося благословение и надежду, ободрение и помощь. Эти ангелы света создают вокруг души небесную атмосферу, направляя нас к невидимому и вечному. Мы не можем разглядеть их облик нашим обычным зрением… Только духовный слух может уловить гармонию небесных голосов …

Господь поручает Своим ангелам спасать Своих избранных от бедствии, ограждать их от «язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень» (Пс.90:6).

Вновь и вновь ангелы говорили с людьми, подобно тому, как человек разговаривает с другом, и приводили их в безопасное место. Вновь и вновь ободряющие слова ангелов возрождали упавший дух верующих и, вознося их над земными вещами, побуждали верой созерцать белые одежды, венцы; победоносные пальмовые ветви, которые получат победители, когда соберутся вокруг огромного белого престола (Деяния апостолов, с. 152, 153).

28 ноября

У ворот Дамаска

«Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян.9:3,4; см. также Деян.9:1-9).

Веру и опыт галилейских учеников, сопровождавших Иисуса, в деле проповеди Евангелия дополнили пламенная энергия и умственные способности раввина из Иерусалима. Римский гражданин, родившийся в языческом городе, иудей не только по происхождению, но и по воспитанию, патриотической посвященности и религиозным убеждениям, получивший образование в Иерусалиме у самых знаменитых раввинов и обученный всем законам и преданиям отцов, Савл из Тарса всецело разделял гордость и предубеждения своей нации. Еще в молодости он стал почетным членом синедриона. На него смотрели как на многообещающего человека, рьяного защитника древней веры.

В богословских школах Иудеи Слово Божье было оставлено без внимания ради человеческих домыслов, оно было лишено своей силы толкованиями и преданиями раввинов… С ярой ненавистью к римским угнетателям иудеи лелеяли стремление восстановить свое национальное превосходство силой оружия. Последователей Иисуса, чья весть о мире настолько противоречила их честолюбивым замыслам, они ненавидели и предавали смерти. В этих преследованиях Савл был одним из самых безжалостных неутомимых гонителей…

У ворот Дамаска видение Распятого полностью изменило его жизнь. Гонитель стал учеником, учитель — учащимся. Мрачные дни, проведенные в уединении в Дамаске, были словно годы в его переживаниях. Ветхозаветные Писания, сохранявшиеся в памяти, были его учебником, Христос — Учителем (Воспитание, с. 64, 65).

Павел не считал, что принес огромную жертву, променяв фарисейство на Евангелие Иисуса Христа… Когда Павел обнаружил, что идет по неверному пути, он, следуя Божественному свету, объединился с людьми, которых, как некогда считал, должен был стереть с лица земли… Павел возвещал Христа, жил Христом и претерпел ради Него мученическую смерть (Рукопись 41, 1894 г.).

29 ноября

Из Савла в Павла

«Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? И Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян.9:6; см. также Деян.9:10-22).

В удивительном обращении Павла мы видим чудесную силу Бога… Иисус, Чье имя он больше всего ненавидел и презирал, явился Павлу с целью остановить его искреннюю, но, тем не менее, безумную деятельность, чтобы сделать это, казалось бы, безнадежное орудие избранным сосудом для провозглашения Евангелия язычникам… Свет небесного сияния лишил Павла зрения, однако Иисус, великий Исцелитель слепых, не возвращает ему способность видеть. Он отвечает на мольбу Павла такими словами: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян.9:6). Иисус мог не только исцелить слепоту Павла, но и простить ему грехи, и сообщить о его обязанности, открывая его дальнейший образ действий. От Христа исходит всякая власть и милосердие, но Он не позволил Павлу в его обращении к истине пережить опыт в независимости от недавно организованной Его Церкви на Земле.

Изумительный свет, данный Павлу во время того события, удивил и поразил его. Он был полностью покорен. Эту часть труда за Павла не смог бы сделать ни один человек, однако еще оставалась работа, которую могли и должны были совершить слуги Христа. Иисус направляет Павла к Своим представителям в Церкви, чтобы те объяснили, в чем заключается его долг. Таким образом, Он наделяет созданную Им Церковь властью и полномочиями. Христос совершил работу откровения и убеждения, и теперь Павел был в состоянии учиться у тех, кому Бог поручил преподавать истину. Христос направляет Павла к Своим избранным слугам, объединяя его со Своей Церковью. Те самые люди, которых Павел намеревался уничтожить, должны были стать его наставниками в той самой религии, которую он презирал и преследовал…

К Анании был послан ангел, который повелел ему пойти в определенный дом, где Савл молился о водительстве в том, что ему следовало делать дальше … Вместо Христа Анания касается глаз Савла, чтобы к нему вернулось зрение; вместо Христа возлагает руки на него, молится во имя Христа — и Савл получает Святого Духа (Свидетельства для Церкви, т. 3, с.429-433).

30 ноября

Эпизод в Аравии

«Не пошел и в Иерусалим, к тем апостолам, что уже до меня несли это служение, но отравился в Аравию и затем вернулся в Дамаск» (Гал.1:17, ИПБ; см. также Гал.1:11-18).

Жизни Павла угрожала опасность, и он получил от Бога повеление на некоторое время покинуть Дамаск. Он отправился в Аравию, и там, в относительном уединении, у него появилась прекрасная возможность для общения с Богом и размышлений. Павел желал пребывать наедине с Богом, исследовать свое сердце, пережить более глубокое раскаяние, приготовиться через молитву и изучение к участию в деле, казавшемся ему слишком великим и слишком важным, дабы он за него взялся. Павел был апостолом, избранным не людьми, а Богом, и его миссия среди язычников была ясно обозначена.

Находясь в Аравии, он не общался с апостолами. Павел ревностно, всем сердцем искал Бога, приняв решение не успокаиваться до тех пор, пока не убедится, что его покаяние принято и его великий грех прощен. Он не переставал бороться, пока не убедился, что Иисус будет с ним в его предстоящем служении. Павел должен был всегда носить в своем теле знаки славы Христа — в своих глазах, ослепленных небесным светом, а также он желал постоянно носить с собой уверенность в том, что его поддерживает благодать Христа. Апостол установил тесную связь с Небом, и Спаситель общался с ним, утверждая его в вере, наделяя мудростью и благодатью (История спасения, с. 274, 275).

Все, кого учит Господь, нуждаются во времени молитвенного уединения для исследования собственного сердца, для общения с природой и Богом… Они нуждаются в личном опыте познания Божьей воли. Мы должны лично слушать Его обращение к нашему сердцу. Когда смолкают все другие голоса, когда в тишине и ожидании мы стоим перед Ним, тогда молчание души делает голос Бога более отчетливым… Среди спешащей толпы и напряженного ритма жизни обновленная таким образом душа будет окружена атмосферой света и мира. Она будет получать новый прилив физических и умственных сил. Ее жизнь будет источать благоухание, являя Божественную силу, которая достигнет человеческих сердец (Служение исцеления, с. 58).