Декабрь

1 декабря

Павел возвеличивает крест

«Ибо я положил себе, когда был у вас забыть обо всем, кроме Иисуса Христа. Иисуса Христа распятого… Слово мое, моя проповедь не мудростью доводов убеждали вас — то было явление сипы Духа» (1Кор.2:2-4. ИПБ; см. также Деян.17:15-33-18:4).

В обычай Павла входило использовать в своей проповеди ораторский стиль. Он обладал способностью выступать перед царями, перед знатными и учеными мужами Афин, а его интеллектуальные навыки часто приносили ему пользу в приготовлении пути для Евангелия. Апостол пытался осуществить это в Афинах, отвечая красноречием на красноречие, философией — на философию, логикой — на логику, однако так и не смог достичь желанного успеха. Впоследствии он пришел к выводу, что существует нужда в чем-то большем, чем человеческая мудрость. Бог… Он должен был получить силу из высшего источника. Чтобы Павел мог обличать и обращать грешников, в его работе должен был присутствовать Дух Божий, Который освящал бы всякое духовное развитие (Библейский комментарий АСД. т. 6. с. 1084. Комментарий Э. Уайт).

Для Павла крест имел величайшее значение. С тех пор как отказался от преследования учеников распятого Назорея, он непрестанно прославлял крест… Он на собственном опыте знал: когда грешник постигает любовь Отца, открытую в жертве Его Сына, и подчиняется Божественному Влиянию, тогда происходит изменение сердца и Христос становится для него все во всем.

Обратившись, Павел исполнился страстным желанием помочь своим соотечественникам увидеть в Иисусе из Назарета Сына живого Бога, Который может преобразовать и спасти человека. С этого момента его жизнь была посвящена стремлению явить любовь и силу Распятого… Апостол не ограничивался общественными выступлениями, ибо не всех можно было достичь подобным образом. Он посещал больных и опечаленных, утешал страждущих и ободрял угнетенных. И во всем, что говорил и делал. он возвеличивал имя Иисуса…

Павел понимал, что его сила не в нем самом, но в присутствии Святого Духа, милостивое влияние Которого наполняло его сердце… Собственное «я» было сокрыто, а Христос был явлен и возвеличен (Деяния апостолов, с. 245-251).

2 декабря

Евангелист

«Я всегда старался и буду стараться впредь ничем вас не обременять» (2Кор.11:9, ИПБ; см. также Деян.18:1-3; 20:34; 1Фес.1:6-9).

Павел изготовлял палатки и этим ремеслом поддерживал себя. Трудясь, он рассказывал о Евангелии людям, с которыми соприкасался, и обратил многие души от заблуждения к истине. Он не упускал возможности говорить о Спасителе и помогать находящимся в трудной ситуации (Письмо 107.1904).

История апостола Павла доказывает, что физический труд не может быть унизительным, что его нельзя считать несовместимым с истинным величием и подлинным достоинством характера христианина. По мнению апостола, его изнуренные тяжелым трудом руки никоим образом не приуменьшали силы его трогательных призывов — здравомыслящих, рассудительных и красноречивых… Эти изнуренные тяжелым трудом руки, которые Павел показывал людям, свидетельствовали о том, что он никого не обременяет и обходится без финансовой поддержки… Временами он также поддерживал своих соработников, страдая от голода ради того, чтобы помочь окружающим в их нуждах. Он делился своим заработком с Лукой и помогал Тимофею приобрести необходимое для путешествия снаряжение (Письмо 103, 1900 г.).

Собственным примером Павел опроверг распространенное в тогдашней Церкви мнение, что Евангелие могут успешно проповедовать только те, кто полностью освобожден от физического труда. Он на практике показал, чего могут добиться посвященные члены Церкви в тех местах, где люди не знакомы с евангельскими истинами. Его пример вдохновил многих простых тружеников сделать все возможное для продвижения дела Божьего, в то время как они поддерживали себя с помощью ежедневного труда…

Если одни обладающие особыми талантами люди избраны Богом, чтобы посвятить всю свою энергию преподаванию и проповеди Евангелия, то многие другие, которых никогда не рукополагали, также призваны выполнить важную роль в деле спасения душ… Самоотверженный раб Божий, без устали трудящийся в слове и учении, несет тяжелое душевное бремя… Его заработная плата не влияет на его труд… Небо поручило ему дело, и от Неба он ожидает награду за выполненную работу (Деяния апостолов, с. 355, 356).

3 декабря

Благоприятный костер

«И многие уверовавшие приходили и открыто признавались в греховных делах своих. А многие из тех, кто прежде занимался чародейством, снесли свои книги в одно место и сожгли их на глазах у всех» (Деян.19:18,19, ИПБ; см. также Деян.19:1-20).

Бросив в костер магические книги, обращенные в Ефесе доказали свое отвращение к тому, чем когда-то так увлекались. Занимаясь магией, они оскорбляли Бога и подвергали опасности свои души; теперь же их негодование обратилось против магии… Если бы ученики оставили эти книги у себя, то подвергли бы себя искушению, а продав их, подвергли бы искушению других. Они отвергли царство тьмы и, чтобы разрушить его силу, без колебаний шли на любую жертву. Таким образом, истина победила человеческие предрассудки и любовь к деньгам… Влияние произошедшего было даже сильнее, чем ожидал Павел. Весть о том, что случилось в Ефесе, разошлась далеко за пределы города, и дело Христа стало развиваться с новой силой. И даже после того как апостол окончил свой труд, эти события еще долго жили в памяти людей, способствуя обращению душ к Богу.

Многие наивно полагают, что языческие суеверия исчезли задолго до расцвета цивилизации ХХ века. Однако Слово Божье и неопровержимые факты свидетельствуют о том, что волшебство практикуется в наше время так же, как и во дни древних волхвов. Древнее искусство магии в действительности ничем не отличается от современного спиритизма. Сатана находит доступ к тысячам людей, являясь им под видом их умерших друзей…

В наше время на смену языческим волшебникам пришли медиумы-спириты, ясновидящие и предсказатели судьбы… Если с наших глаз убрать пелену, мы увидим злых ангелов, всевозможными ухищрениями пытающихся обольщать и губить. Где бы ни проявлялось влияние, побуждающее людей забыть Бога, там сатана применяет свою колдовскую силу… Народ Божий нашего времени должен прислушаться к словам апостола, обращенным к Ефесской церкви: «И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». (Деяния апостолов, с. 288-290).

4 декабря

Пока ты молод

«Никому не следует смотреть на тебя свысока из-за того, что молод ты, а сам будь для верующих примером и в словах, и в поведении, в любви, в вере и в чистоте» (1Тим.4:12, ИПБ; см. также Деян.16:1-5).

Тимофей был всего лишь юношей, когда Бог избрал его стать учителем; но благодаря правильному воспитанию его принципы были настолько тверды, что он подходил для столь важной должности. Он исполнял свои обязанности с христоподобной кротостью. Тимофей был верным, постоянным и преданным, и Павел избрал его своим сотрудником и спутником в путешествиях. На случай, если Тимофей столкнется с неуважением по причине своего молодого возраста, Павел писал ему: «Никому не следует смотреть на тебя свысока из-за того, что молод ты». Апостол мог смело сказать об этом, поскольку Тимофей не был самонадеянным, но непрестанно искал водительства.

Многие молодые люди движимы скорее своими порывами, чем рассудительностью. Но Тимофей на каждом шагу задавал вопрос: «Господень ли это путь?». Он не обладал особо выдающимися талантами, но посвятил все свои способности на служение Богу, и это делало его труд ценным. Господь видел, что его разум можно было использовать и сообразовать с живущим в нем Божьим Духом.

Как Бог действовал через Тимофея, так Он будет действовать через молодых людей и сегодня, если они подчинятся Его водительству. Вы имеете преимущество быть Божьими миссионерами. Он призывает вас трудиться для ваших друзей. Ищите тех, кто находится в опасности, и с любовью Христа пытайтесь им помочь. Как им узнать Спасителя, если они не увидят Его добродетели в Его последователях? (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 915. Комментарий Э. Уайт).

Наивысшей целью нашей молодежи не должно быть стремление к чему-то неизведанному. Ничего подобного не было ни в мыслях, ни в работе Тимофея. Молодые люди должны помнить, что одно лишь знание в руках врага всякого добра может оказаться силой к их погибели. Он был весьма разумным существом, занимавшим высокое место среди ангелов, но в конечном итоге стал мятежником; и многие умы, имеющие превосходные интеллектуальные знания, ныне оказываются в плену его власти. Молодежь должна повиноваться учению Священного Писания, вплетая его в свои ежедневные мысли и жизнь. Тогда они будут обладать качествами, классифицируемыми в небесных дворах как наивысшие (Молодежный руководитель, 5 мая 1898 г.).

5 декабря

«С детства»

«С детства ты знаешь Священное Писание, которое может умудрить тебя, дабы спасен ты был через веру во Христа Иисуса» (2Тим.3:15, ИПБ; см. также 2Тим.3:4-17).

Огромным преимуществом Тимофея был правильный пример благочестия и набожности. В семье царил религиозный дух. Духовная сила благочестия, проявляемая в доме, хранила его речь и помыслы в чистоте (Библейский комментарий АСД, т. 7, с. 919. Комментарий Э. Уайт).

Бог повелел евреям учить детей Его требованиям и рассказывать им о всех Его деяниях среди их отцов. Это была одна из главных обязанностей каждого отца, которую нельзя было перепоручить кому-либо. Наставлять детей должны не чужие уста, а любящие сердца родителей. Размышления о Боге должны быть неотделимы от событий повседневной жизни. Могущественные дела Господа, освободившего Свой народ, и обетования о грядущем Искупителе — вот о чем должны были часто вспоминать в домах Израиля… Великие истины о Божьем провидении и будущей жизни запечатлевались в молодом разуме. Детей учили видеть Бога и в природе, и в словах откровения. Небесные звезды, деревья и полевые цветы, величественные горы, журчащие ручейки — все говорило о Творце. Торжественное служение жертвоприношения и поклонения, совершаемое в святилище, а также слова пророков являлись откровением Божьим.

Такое воспитание получили Моисей в скромной хижине в Гесеме, Самуил у верной Анны, Давид среди Вифлеемских холмов, Даниил, прежде чем рабство разделило его с отчим домом. Такой же была и ранняя жизнь Христа в Назарете. Таким было воспитание и мальчика Тимофея, которого учили истинам Священного Писания бабушка Лоида и мать Евника (Патриархи и пророки, с. 592).

Родители, вы должны совершить великую работу для Иисуса… Сатана стремится привязать к себе детей как бы стальными узами, и вы сможете успешно привести их к Иисусу только с помощью решительных личных усилий (Избранные вести, т. 1, с. 319).

6 декабря

Словно сын

«Делай все, что в твоих силах, чтобы предстать перед Богом испытанным, стоящим работником, которому нечего стыдиться и который верно толкует слово истины» (2Тим.2:15, ИПБ; см. также 2Тим.2).

Великий апостол любил Тимофея, «истинного сына в вере» (1Тим.1:2), и часто вызывал своего молодого ученика на разговор, проверяя его знание истории Священного Писания. А когда они путешествовали с места на место, терпеливо учил его, как добиваться успеха в работе (Деяния апостолов, с. 204).

Привязанность между Павлом и Тимофеем росла с момента обращения Тимофея; эти узы крепли по мере того, как они делили надежды, опасности и тяготы миссионерской жизни, пока они не стали словно одно. Разница в возрасте и различия в характерах сделали их любовь друг к другу еще более глубокой. Горячий, пылкий, неукротимый дух Павла уравновешивался кротким, покладистым, застенчивым нравом Тимофея. Верное служение и нежная любовь этого надежного товарища освящали темные часы в жизни апостола … Молодой Тимофей был для утомленного одинокого Павла таким же помощником и утешителем, каким является сын для любимого почитаемого отца (Библейский комментарий ЛСД, т. 7, с. 917. Комментарий Э. Уайт).

Павел любил Тимофея, потому что Тимофей любил Бога. Его навыки практического благочестия и знание истины снискали ему уважение и почет. Набожность и воспитанность были не поддельными, а настоящими, разумными и чистыми от порочных мыслей… В своей жизни Тимофей руководствовался Словом Божьим… Он сохранил представление о наивысшей порядочности. Его домашние наставники сотрудничали с Богом, готовя молодого человека нести бремя, которое ему было суждено принять в молодом возрасте (там же, с. 918).

Трудясь на ниве Божьей, Тимофей всегда следовал советам и наставлениям Павла. Он ничего не делал под влиянием минутного порыва, был осмотрительным и рассудительным… Святой Дух формировал его характер, сделав юношу храмом, в котором обитает Бог.

Библейские уроки, претворяясь в практическую жизнь, оказывают глубокое продолжительное влияние на характер человека. Тимофей усвоил их и воплотил в жизнь (Деяния апостолов, с. 205).

7 декабря

«Проповедуй Слово»

«Перед Богом и Христом Иисусом, Который будет судить живых и мертвых, во имя пришествия Его и царствования, заклинаю тебя: никогда, ни при каких обстоятельствах не переставай проповедовать слово Божие, обличай согрешающих, предостерегай, терпеливо увещевай и учи неустанно» (2Тим.4:1,2. ИПБ; см. также 2Тим.4:1-5; 3:1-5).

В своем последнем письме к Тимофею Павел изобразил молодому работнику высокий идеал, указав на обязанности, лежащие на нем как на служителе Христа… Павел повелевает Тимофею проповедовать Слово, а не человеческие изречения и обычаи, и использовать любую возможность, дабы свидетельствовать о Боге, — в многолюдных собраниях и в узком кругу, в дороге и у костра, друзьям и врагам, в безопасности и рискуя жизнью, терпя лишения и поношения.

Боясь, что мягкость и уступчивость Тимофея могут помешать ему выполнить важную часть его работы, Павел наставлял его смело обличать грехи и даже укорять погрязших в них. Однако он должен был делать это «со всяким долготерпением и назиданием», открывая терпение и любовь Христа…

Трудно ненавидеть и обличать грех и в то же самое время жалеть и любить грешника. Чем настойчивее наши усилия в попытке достичь внутренней святости, тем острее будет наше восприятие греха и решительнее наше неодобрение любого отклонения от правды. Мы не должны допускать чрезмерную суровость к грешнику, но и не должны забывать о крайней греховности греха. Необходимо проявлять христоподобное терпение и любовь к заблуждающемуся, однако не быть слишком терпимыми к его греху, ибо в противном случае он будет уверен, что не заслуживает упреков…

Наряду с возрастающим неуважением к Божьему Закону увеличивается отвращение к религии, умножается гордость, любовь к удовольствиям, непослушание родителям и самоугождение. Лучшие умы с тревогой вопрошают: как остановить этот ужасный поток зла, как исправить пороки общества? Ответ содержится в наставлении Павла Тимофею: «Проповедуй Слово». Только в Библии можно найти надежные принципы поведения. В ней изложена воля Господня, открыта Божественная премудрость (Деяния апостолов, с. 501-506).

8 декабря

Дезертир стал ценным работником

«Возьми с собой Марка, он может хорошо помочь мне в моем служении» (2Тим.4:11, ИПБ; см. также Деян.12:25: 13:13; 15:36-41).

Мать Марка приняла христианство, и ее дом в Иерусалиме служил приютом для учеников… Марк предложил Павлу и Варнаве сопровождать их в миссионерском путешествии, ибо чувствовал в сердце благодать Божью и горел желанием полностью посвятить себя делу Евангельского служения…

Дорога была утомительной, полной трудностей, лишений и опасностей, подстерегавших их на каждом шагу… Но Павел и Варнава научились доверяться силе Божьей, а сердца их пламенели любовью к погибающим душам. Как верные пастыри в поисках про павших овец, они, забывая о себе, не думали о личных удобствах и спокойствии, не боялись усталости, голода и холода, имея одну цель — спасти заблудших, далеко отбившихся от стада…

Марк, подавленный страхом и разочарованием, на какое-то время поколебался в намерении всецело посвятить себя делу Божьему. Не привыкший к лишениям, он испугался препятствий, встретившихся им на пути… Ему еще предстояло научиться смело смотреть в лицо опасности, пере носить гонения и вражду. И по мере того как апостолы продвигались вперед и встречали все большие трудности, Марк все чаще терял мужество. В конце концов он отказался идти дальше и вернулся в Иерусалим.

Из-за этого дезертирства Павел некоторое время неблагосклонно и даже сурово относился к Марку. Варнава же, напротив, оправдывал его, ссылаясь на его неопытность. Ему крайне не хотелось, чтобы Марк оставил служение, поскольку он видел в нем качества, благодаря которым тот мог стать полезным работником на ниве Божьей. В последующие годы забота Варнавы о Марке была щедро вознаграждена, ибо молодой человек отдавал Господу и делу проповеди Евангелия все силы, работая именно в трудных условиях. При благословении Божьем и мудром руководстве со стороны Варнавы он со временем стал ценным работником. Впоследствии Павел помирился с Марком и принял его как своего соработника (Деяния апостолов, с. 166-170).

9 декабря

Марк и Димас

«Не обольщайтесь ни миром, ни тем, что в мире. Кто этот мир любит, тот не любит Отца» (1Ин.2:15, ИПБ; см. также Кол.4:7-14).

Среди помощников Павла в Риме было много его прежних спутников и сотрудников. Лука, «врач возлюбленный»… по-прежнему был рядом… С ним были также Димас и Марк…

Со времени обращения Марка его христианский опыт значительно углубился. Вдумчиво изучая жизнь и смерть Христа, он получил более ясное представление о миссии Спасителя, Его трудах и борьбе. Раны на руках и ногах Христа открыли ему самоотречение Господа в Его служении людям, которое побуждало Его прилагать все усилия для спасения заблудших и погибающих, и Марк решил последовать за Учителем по пути самопожертвования. Теперь, разделяя участь Павла-узника, он лучше, чем когда-либо, понял, что иметь Христа — это огромное достояние, а приобрести мир и загубить душу, за искупление которой проливалась кровь Христа, — безграничная потеря. В суровых испытаниях, среди враждебного окружения Марк оставался непоколебимым мудрым возлюбленным помощником апостола.

Димас сначала был верным, но впоследствии оставил дело Христа. Об этом Павел писал: «Димас оставил меня, возлюбив нынешний век» (2Тим.4:10). Димас променял все возвышенные и благородные устремления на мирские преимущества. Какой опрометчивый шаг! Владея лишь земными богатством и почестями, Димас в действительности оставался бедным, как бы сильно не гордился своей собственностью. А Марк, избрав страдания ради Христа, обладал вечным сокровищем и считался на Небе наследником Божьим и сонаследником Его Сына (Деяния апостолов, с. 454, 455).

Если бы мы больше сосредоточивались на Христе и небесном мире, то нашли бы мощный стимул и поддержку в битвах Господних, которые ведем. Гордость и любовь к миру потеряют власть над нами, если мы будем размышлять о славе лучшей Земли, которая вскоре станет нашим домом. В сравнении с привлекательностью Христа все земные соблазны покажутся нам ничтожными (Освященная жизнь, с. 91).

10 декабря

Господин и слуга

«И не рабом уже вернуться, но более, чем рабом, — братом возлюбленным, особенно дорогим для меня, а еще более для тебя дорогим, и как человек, и как брат в Господе» (Флм.16, ИПБ; см. также Послание к Филимону).

Среди тех, кто отдал свое сердце Богу благодаря трудам Павла в Риме, был Онисим, раб-язычник, который обманул своего хозяина Филимона — верующего христианина из города Колоссы — и сбежал в Рим. По доброте сердца Павел постарался облегчить горе и нищенское существование этого жалкого беглеца, а затем осветил его помраченный разум светом истины. Онисим слушал слова жизни, исповедал грехи и обратился в христианскую веру… Павел… посоветовал ему без промедления возвратиться к Филимону, попросить у него прощения и начать новую жизнь. Апостол обещал возместить ту сумму денег, которую Онисим украл у Филимона… Прийти к своему хозяину, которому он причинил зло, и сдаться на его милость было суровым испытанием для раба, но Онисим стал воистину обращенным человеком и не уклонился от исполнения своего долга…

Письмо Павла к Филимону показывает, какое влияние Евангелие оказывало на отношения между господином и рабом. В Римской империи рабовладение было нормой жизни, и в большинстве церквей, где трудился Павел, имелись и господа, и рабы…

Апостол не ставил перед собой задачу изменить установленный общественный строй. Это помешало бы распространению Евангелия. Но он проповедовал принципы, которые подрывали самую основу рабовладения, и будь они претворены в жизнь, рабовладельческой системе пришел бы конец… Обращенный раб становился членом тела Христова, все должны были любить его и обращаться с ним, как с братом, ибо наравне со своим господином он становился наследником Божьих благословений и преимуществ Евангелия. С другой стороны, рабы должны были выполнять свои обязанности «не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души» (Еф.6:6).

Таким образом, христианство сближает господина и раба, царя и подданного… Они омыты одной Кровью, оживотворены одним Духом; они стали одно во Христе Иисусе (Деяния апостолов, с. 456-460).

11 декабря

Перед нами забег

«Отрешимся и мы от всего, что гнетет нас, вырвемся из сетей греха, в которые так легко попадаем, и с упорством атлета устремимся к поставленной перед нами цели» (Евр.12:1, ИПБ; см. также 1Кор.9:24-27).

В послании к евреям апостол указывает, какая целеустремленность должна характеризовать христианский забег к вечной жизни… Чтобы успешно осуществить забег к вечности, христианин должен избавиться от бремени зависти, злобы, порочных помыслов, злоречия, корысти. Следует преодолеть каждую привычку или поступок, которые приводят ко греху и бесчестят Христа, на какую бы жертву ни пришлось пойти христианину… «Не знаете ли, — спрашивал Павел, — что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду?» С каким бы рвением и желанием бегуны ни стремились к победе, награду получал только один…

С христианской битвой дело обстоит иначе. Ни один из тех, кто выполнит указанные условия, не будет разочарован в конце забега… Не проворным достанется успех, не сильным — победа. Самый слабый, равно как и самый сильный из святых, будут носить венец бессмертной славы…

Чтобы в христианском забеге не бежать на удачу или вслепую, Павел подчинял себя суровой самодисциплине. Слова «усмиряю и порабощаю тело мое» буквально означают подавление плотских желаний, побуждений и страстей путем строжайшей дисциплины…

Павел хотел, чтобы в жизни коринфских верующих проявлялось искреннее стремление победить на забеге к вечной жизни. Он знал, что путь к совершенству во Христе лежит через непрерывную жизненную борьбу. Апостол умолял их стремиться изо дня в день к благочестию и нравственной чистоте. Он убеждал их свергнуть с себя всякое бремя и настойчиво стремиться к цели — достижению совершенства во Христе (Деяния апостолов, с. 312-315).

Принимая во внимание поставленный на карту исход битвы, ничто не является маловажным — ни то, что приносит успех, ни то, что препятствует ему. Любой поступок может перевесить чашу весов, определяющих победу или поражение. Награда победителей будет соответствовать их усилиям и настойчивости (там же, с. 313, 314).

12 декабря

Голос радости

«Радуйтесь всегда в своем познании Господа, будучи соединены с Ним!» (Флп.4:4, ИПБ).

Великий апостол Павел был непреклонен, когда дело касалось долга и принципа, однако отличительной чертой его характера была вежливость, открывающая путь к привилегированным слоям общества. Павел никогда не сомневался в возможности и готовности Бога даровать ему благодать, необходимую для христианской жизни… Он не жил в атмосфере сомнений, пробираясь сквозь туман и мрак неуверенности, жалуясь на трудности и испытания. Голос радости, исполненный надежды и мужества, звучавший на протяжении всей его жизни, доносится сегодня и до нас. Павел имел благотворный религиозный опыт. Любовь Христа была главной темой его проповеди и движущей силой.

Находясь в самых тяжелых обстоятельствах, способных ввергнуть в уныние незрелых христиан, он проявлял твердость духа, был преисполнен мужества, надежды и радости… Мы видим эту надежду и радость в сцене, где апостол стоит на палубе корабля, вокруг бушует буря, грозящая уничтожить корабль. Он отдает приказы капитану корабля и сохраняет жизнь всех находящихся на борту. Несмотря на свое положение узника, Павел выглядит как хозяин судна, будучи самым свободным и счастливым человеком на борту…

Находясь перед царями и высокопоставленными чиновниками, от которых зависела его жизнь, апостол не боялся. Он вручил свою жизнь Богу, и она была сокрыта во Христе. Своей учтивостью он смягчал сердца облаченных властью мужей — людей жестоких, злых и развращенных… Поведение Павла характеризовали правильные манеры и красота истинной вежливости. Когда он по привычке простирал руку вперед во время речи, лязганье цепей не вызывало у него чувство стыда или смущения. Он смотрел на оковы как на предзнаменование славы и радовался, что может пострадать за Слово Божье и свидетельство Иисуса Христа… Доводы апостола были настолько ясны и убедительны, что привели распутного царя в трепет… Когда он рассказывал о кресте и несравненной любви Иисуса, благодать, словно милостивый ангел, делала его голос приятным и отчетливым (Знамения времени, 6 ноября 1879 г.).

13 декабря

Стремлюсь к цели

«Я не считаю, братья мои, что уже полностью достиг этого. Но одно я во всяком случае делаю: оставляю позади прошлое и убыстряю шаг на пути к тому, что впереди; стремлюсь к цели, к награде, обрести которую подвиг меня через Христа Иисуса небесный зов Божий» (Флп.3:13,14, ИПБ).

Павел многое совершил. Он был мудрым учителем. Его многочисленные послания полны поучительных уроков, излагающих правильные принципы. Он работал своими руками, делая палатки, и таким образом зарабатывал себе на хлеб насущный … Апостол нес груз ответственности за церкви. Он настойчиво указывал им на ошибки, дабы они могли исправить их, чтобы их не обманули и не увели от Бога. Он всегда старался помочь им в трудностях, в то же самое время заявляя: «Стремлюсь к цели»… У Павла было много жизненных обязанностей, и все же он всегда помнил об этой одной цели. Постоянное осознание Божьего присутствия побуждало его непрестанно взирать на Иисуса, Автора и Совершителя его веры (Письмо 135, 1897 г.).

Великая цель, побуждавшая Павла устремляться вперед, невзирая на трудности и лишения, должна вдохновить каждого христианского работника полностью посвятить себя служению Богу. Мир предстанет пред ним во всей своей привлекательности, чтобы отвлечь его внимание от Спасителя, но он должен устремиться к цели, показывая миру, ангелам и людям, что надежда увидеть Господа лицом к лицу достойна любых усилий» жертв (Деяния апостолов, с. 484).

Самый скромный ученик Христа может стать обитателем Небес, наследником Божьего вечного неувядаемого наследства. О, если бы каждый сделал выбор в пользу небесного дара и получил Божье наследие, право собственности на которое защищено от какого- либо разрушителя, а также бесконечный покой! О, изберите не мир, а лучшее наследие! Устремитесь к цели, к почести своего вышнего звания во Христе Иисусе (Основы христианского воспитания с. 235).

Еще недолго, и мы станем свидетелями коронации нашего Царя. Те, чья жизнь была сокрыта во Христе, кто на этой Земле в борьбе подвизался за веру, в Царстве Божьем будут сиять славой Искупителя (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 287).

14 декабря

К кесарю

«Я уже стою перед судом кесаря, где и должен быть судим… Если я виновен в чем-то, достойном смерти, я готов умереть. Но если нет ничего верного в тех обвинениях, которые они мне предъявили, никто не вправе выдать меня им. Я прошу суда Кесарева!» (Деян.25:10,11, ИПБ; см. также Деян.25).

Ненависть, порожденная фанатизмом и самоправедностью [иудеев], еще раз вынудила раба Божьего искать защиты у язычников. Это была та же самая ненависть, которая заставила пророка Илию обратиться за помощью к вдове Сарептской, а вестников Евангелия отвернуться от иудеев и пойти проповедовать язычникам. Народу Божьему наших дней еще придется столкнуться с этой ненавистью. Во многих так называемых последователях Христа живут те же гордость, формализм, себялюбие и дух противления, которые наполняли сердца иудеев… Во время приближающегося великого кризиса верные Божьи рабы столкнутся с таким же ожесточением сердец, безжалостной решительностью и упорной ненавистью.

Всем, кто в это жестокое время будет бесстрашно служить Богу по велению совести, необходимо иметь мужество, твердость, знание Бога и Его Слова. ибо все верные Богу испытают гонения, их мотивы будут подвергать сомнению, лучшие усилия неправильно истолковывать, а имена поносить. Сатана использует всю свою обольстительную силу, воздействуя на сердце и затуманивая разум, чтобы злое казалось добрым, а доброе — злым…

Бог желает, дабы Его народ подготовился к приближающемуся кризису… Только те, чья жизнь соответствует Божественному образцу, сохранят твердость духа в то время проверки и испытания. Когда светские власти объединятся со служителями церкви, чтобы вершить диктат в вопросах совести, тогда станет ясно, кто в действительности боится Бога и служит Ему. Во время наибольшей тьмы свет богоподобного характера будет сиять наиболее ярко… Хотя враги истины повсюду будут следить за рабами Господа, чтобы причинить им зло, Бог будет бодрствовать над ними во благо. Он станет для них тенью высокой скалы в земле жаждущей (Деяния апостолов, с. 430-432).

15 декабря

Божественный Хранитель

«Когда пришлось мне в первый раз защищаться на суде, со мной не оказалось никого… Но был со мной Господь — Он укрепил меня, чтобы вполне совершилось мое провозвестие и все язычники вняли ему» (2Тим.4:16,17, ИПБ).

Когда Павла призвали к императору Нерону на суд, он понимал, что смертный приговор неизбежен… Ни один христианин Рима не встал рядом с ним в этот час испытания… Павел перед Нероном — какой разительный контраст!.. Имя Нерона заставляло трепетать весь мир. Вызвать его неудовольствие означало потерять имущество, свободу и жизнь; его хмурого взгляда следовало опасаться больше, чем эпидемии.

Перед Нероном стоял престарелый узник, не имевший ни денег, ни друзей, ни адвоката. На лице императора отражались низменные страсти, бушевавшие в его сердце, а лицо обвиняемого несло на себе отпечаток Божьего мира, царившего в его сердце… (Деяния апостолов, с. 492-494).

Мог ли капризный, похотливый, распущенный тиран осознать или оценить характер и мотивы этого Божьего сына?.. В тот день был явлен результат двух противоположных методов воспитания — с одной стороны, необузданное потакание своим желаниям, с другой — жизнь самопожертвования. Это были представители двух образов жизни — всепоглощающий эгоизм, ничем не желающий жертвовать ради минутных наслаждений, и самоотверженная стойкость, готовая при необходимости отдать жизнь для блага других…

Народ и судьи смотрели на Павла с удивлением. Они присутствовали на многих судебных процессах и видели не одного преступника, но никогда еще не приходилось им наблюдать такую святую умиротворенность… Его слова затрагивали сердца даже самых ожесточенных, а ясная убеждающая истина ниспровергала заблуждение… Словам, произнесенным в тех обстоятельствах, надлежало потрясти народы…

Верный среди неверных, преданный среди вероломных, Павел стоит как Божий представитель, и его голос звучит как голос с Небес… Его слова звучат как победоносный клич среди рева битвы (Знамения времени, 5 декабря 1906 г.).

16 декабря

Доброе поприще

«На добром поприще я подвизался, ныне бег жизни моей завершился. Я сохранил во всех испытаниях веру свою — залог того, что ждет меня в будущем венец праведности. Сам Господь, Судья праведный, даст его мне в День Свой. И не мне одному, но и всем чающим явления Его» (2Тим.4:7,8. ИПБ).

За все время своего длительного служения Павел ни разу не поколебался в верности Спасителю. Где бы он ни находился: перед разгневанными фарисеями или римскими властями, перед разъяренной толпой в Листре или закоренелыми преступниками в македонской тюрьме, рядом с охваченными паникой корабельщиками на потопающем судне или перед Нероном, в одиночку защищая свою жизнь, апостол никогда не стыдился дела, которое совершал. Единственная великая цель его христианской жизни заключалась в служении Тому, Чье имя когда-то вызывало у него презрение; и никакое противодействие или гонение не могли отвлечь его от стремления к ней (Деяния апостолов, с. 500).

Павел претворял в жизнь те истины, которым учил, и в этом была его сила. Он глубоко сознавал свою ответственность и трудился в тесном союзе с Тем, Кто является Источником справедливости, милости и истины… Любовь Спасителя постоянно воодушевляла его, поддерживала в борьбе со своим «я» и со злом, когда, трудясь на ниве Христовой, он упорно шел вперед, невзирая на враждебность окружающего мира и противодействие врагов.

В эти опасные времена Церковь нуждается в целой армии работников, которые, подобно Павлу, воспитали бы себя для полезного труда, имели святую ревность и богатый духовный опыт. Существует нужда в освященных самоотверженных людях, которые не устрашатся ответственности и испытаний; людях мужественных и правдивых, в сердцах которых живет Христос — «упование славы». Они «проповедуют слово» устами, которых прикоснулся священный огонь…

Примет ли наша молодежь святую ответственность из рук своих отцов? Готовится ли она занять места, освобождающиеся со смертью верных служителей? Будет ли обращено внимание на напутствие апостола, будет ли услышан призыв к исполнению долга среди подстрекательств к проявлению эгоизма и амбиций, привлекающих молодежь? (там же, с. 507, 508).

17 декабря

«Любите друг друга»

«Истинная любовь проявилась в том, что Бог полюбил нас так, что Сына Своего послал как жертву искупительную за грехи наши. Но если Бог нас так полюбил, то и мы, дорогие мои, должны любить друг друга» (1Ин.4:10,11, ИПБ; см. также 1Ин.4:7-21).

После вознесения Христа Иоанн выступает вперед как верный, ревностный работник своего Учителя… Любовь ко Христу, озарявшая его сердце, побуждала Иоанна ревностно и неустанно трудиться для ближних, особенно для его братьев в христианской Церкви.

Христос велел Своим ученикам любить друг друга, как Он возлюбил их… После сошествия Святого Духа, когда ученики стали проповедовать о живом Спасителе, их единственным желанием было спасение душ. Они радовались общению со святыми и были чуткими, вдумчивыми, самоотверженными, готовыми принести любую жертву ради истины. Ежедневно общаясь друг с другом, они являли любовь, которую заповедовал им Христос…

Однако ситуация постепенно менялась. Верующие начали искать недостатки в других… и потеряли из виду Спасителя и Его любовь… Иоанн, видя, что братская любовь в Церкви угасает, настойчиво напоминал верующим о постоянной необходимости в ней… Не сопротивление мира является наибольшей угрозой для Церкви Христа. Зло, вынашиваемое в сердцах верующих, вызывает самые тяжкие бедствия и наиболее препятствует продвижению Божьего дела. Ничто так не ослабляет духовность, как зависть, подозрения, придирки и злая критика. С другой стороны, согласие и единство непохожих друг на друга людей, образующих Церковь Божью, самым убедительным образом свидетельствуют о том, что Бог послал Своего Сына в мир…

Неверующие зорко следят, оказывает ли вера христиан освящающее влияние на их жизнь; они выискивают изъяны в их характерах и непоследовательность в поведении… Все христиане являются членами одной семьи, детьми одного Небесного Отца; они имеют одну блаженную надежду на бессмертие. Поэтому их должны связывать тесные нежные узы… «Станем любить не словом или языком, — пишет апостол, — но делом и истиною» (1Ин.3:18) (Деяния апостолов, с. 546-551).

18 декабря

Опасности внутри и вне

«Возлюбленные дети мои, не всякому духу верьте — испытывайте их, от Бога ли они (много лжепророков появилось в мире)» (1Ин.4:1, ИПБ).

По мере того как проходили годы и увеличивалось число уверовавших, Иоанн все самоотверженнее трудился для своих братьев. Это было опасное время для Церкви. Повсюду распространялись сатанинские обольщения. Слуги дьявола, прибегая ко лжи и искажению фактов, пытались вызвать сопротивление учению Христа, в результате чего Церкви стали угрожать ереси и разделения… Из-за этого многие души оказались в лабиринтах скептицизма и обмана.

Со скорбью Иоанн замечал, как эти смертоносные заблуждения вкрадываются в Церковь. Видя подстерегающие Церковь опасности, он своевременно и решительно указывал на них. Послания Иоанна дышат духом любви, как будто он писал пером, окуная его в любовь. Но, сталкиваясь с нарушителями Закона Божьего, претендующими на безгрешную жизнь, он оставался к ним строг, неустанно указывая на их страшное заблуждение…

Нам, как и возлюбленному ученику, надо распознавать тех, кто утверждает, что пребывает во Христе, но при этом нарушает Закон Божий. Пороки, которые угрожали благополучию первоапостольской Церкви, существуют и в это последнее время; вот почему следует внимательно изучать наставления Иоанна по данному вопросу… Хотя мы должны любить души, за которые умер Христос, однако нам не следует идти на компромисс со злом. Мы не должны объединяться с ропотниками и называть это любовью. Бог требует, чтобы Его народ в нынешнее время так же непоколебимо стоял за истину, как в свое время Иоанн противостоял пагубным заблуждениям …

Он говорил о том, что знал, видел и слышал… Он говорил от избытка сердца, преисполненного любовью к Спасителю, и никакая сила не могла противостоять его словам …

Поэтому пусть каждый истинно верующий будет способен иметь собственный опыт, дабы сим запечатлеть, что Бог истинен (см. Ин.3:33). Он может свидетельствовать о том, что видел, слышал и ощущал в результате действия силы Христа (Деяния апостолов, с. 553-556).

19 декабря

Непорочный сердцем и жизнью

«Всякий, кто живет этой надеждой, надеждой на Него, очищается, ибо Христос чист» (1Ин.3:3, ИПБ).

Иоанн был учителем святости и в своих посланиях к Церкви изложил безошибочные правила поведения христиан… Он учил, что христианин должен иметь чистое сердце и вести непорочную жизнь, никогда не довольствуясь пустым исповеданием. Подобно тому как Бог свят в Своей сфере, так и падший человек верой во Христа должен достичь святости в своей сфере…

Некоторые люди претендуют на святость и утверждают, что всецело принадлежат Господу и имеют право на обетования Божьи, и в то же время не желают соблюдать Его Заповеди. Преступая Закон, они претендуют на то, что обещано детям Божьим; но это самонадеянность с их стороны, ибо Иоанн говорит, что истинная любовь к Богу проявляется в послушании всем Его Заповедям. Недостаточно верить в теорию истины, исповедовать веру во Христа… «Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины»…

Иоанн не учил, что спасение нужно заработать послушанием; он учил, что послушание — это плод веры и любви… Если мы пребываем во Христе, если любовь Божья живет в сердце, наши чувства, мысли и действия будут в гармонии с Божьей волей…

Многие люди стремятся соблюдать Божьи Заповеди, однако не имеют мира и радости. Этот недостаток в их опыте является результатом недостаточного использования веры. Они словно ходят по солончакам, по высушенной пустыне и не притязают на многое, хотя могли бы претендовать на большее, ибо обетования Божьи безграничны. Таковые имеют неверное представление об освящении, которое является следствием послушания истине. Господь желает видеть всех Своих сыновей и дочерей счастливыми, миролюбивыми и послушными. Эти благословения верующий приобретает верой. С помощью веры можно сформировать необходимые черты характера, очиститься от всякой скверны, исправить все недостатки и развить все доброе (Деяния апостолов, с. 559-564).

20 декабря

Сквозь мрак к славе

«Вообще же, всякого, кто стремится жить благочестиво во Христе Иисусе, ждут гонения» (2Тим.3:12, ИПБ).

Опыт апостола Иоанна во время преследования содержит урок чудесной силы и утешения для христиан. Бог не пресекает заговоры нечестивых, но обращает их козни во благо тем, кто в борьбе и испытаниях сохраняет веру и преданность Господу…

Задача веры — полагаться на Бога в самое мрачное время, чувствовать в самых тяжелых испытаниях и жизненных бурях, что наш Отец у руля. Только глазами веры можно заглянуть за завесу времени и в полной мере осознать непреходящую ценность вечных сокровищ.

Иисус не дает Своим последователям надежду на приобретение земной славы и богатства, на жизнь, свободную от испытаний. Напротив, Он призывает их следовать за Ним по пути самоотречения и гонений. Тот, Кто пришел спасти мир, вынужден был противостоять объединенным силам зла… Так будет со всеми, желающими жить благочестиво во Христе Иисусе. Всех, кто имеет дух Христов, ожидают гонения и преследования.

Во все века сатана преследовал Божьих детей. Он пытал их и убивал, но, умирая, они становились победителями, свидетельствуя о силе Того, Кто могущественнее сатаны. Нечестивые могут подвергнуть пыткам и умертвить тело, но они не властны над жизнью, сокрытой со Христом в Боге. Они могут заточить мужчин и женщин в тюремной камере, но не в силах поработить дух.

Посредством испытаний и гонений в Божьих избранниках открывается слава Господня — Его характер… Они следуют за Христом, несмотря на жестокую борьбу; проявляют самоотречение и переживают горькие разочарования, но именно таким образом познают вину и горе греха, поэтому смотрят на него с отвращением. Будучи причастниками страданий Христа, они сквозь мрак взирают на славу, говоря: «Думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим.8:18) (Деяния апостолов, с. 574-577).

21 декабря

Последний из двенадцати

«Блаженны и вы все, кого за Меня будут гнать, поносить, кого будут злословить из-за Меня. Радуйтесь и веселитесь: велика ваша награда на небесах — так и пророков гнали, которые жили до вас» (Мф.5:11,12, ИПБ).

Иоанн дожил до глубокой старости, став свидетелем уничтожения Иерусалима и разрушения величественного храма. Единственный оставшийся в живых ученик был тесно связан со Спасителем, и его весть оказала огромное влияние в утверждении истины, что Иисус есть Мессия, Спаситель мира…

Иудейские правители ненавидели Иоанна за его непоколебимую верность делу Христа. Они утверждали, что их усилия против христиан будут бесполезными, пока народ будет слышать свидетельство Иоанна. Чтобы предать забвению учение и чудеса Иисуса, голос этого смелого свидетеля должен был умолкнуть.

В связи с этим Иоанна вызвали в Рим, чтобы судить за его веру. Здесь, перед властями, учение апостола было представлено в ложном свете. Ложные свидетели обвиняли его в распространении мятежных ересей… Иоанн говорил в свою защиту в ясной и убедительной манере… Но чем убедительнее было свидетельство, тем сильнее ненавидели его враги Евангелия. Император Домициан пришел в бешенство. Он не мог ни оспорить доводы верного защитника Христа, ни состязаться с силой, сопровождавшей его слова об истине, тем не менее решил заставить замолчать его голос навсегда.

Иоанна бросили в котел с кипящим маслом, но Господь сохранил жизнь Своего верного раба, как некогда сохранил трех евреев в огненной печи. Когда были произнесены слова: «Так погибнут все, кто верит в обманщика Иисуса Христа из Назарета», Иоанн сказал: «Мой Учитель терпеливо переносил все, что только могли придумать сатана и его ангелы, дабы унижать и мучить Его. Он отдал Свою жизнь ради спасения мира. Я удостоен великой чести пострадать за Него. Я слабый, грешный человек. Христос же свят, невинен и непорочен. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его». Эти слова возымели действие, и Иоанна вытащили из котла те самые люди, которые бросили его туда (Деяния апостолов, с. 569, 570) .

22 декабря

Укрылся в Боге

«Не бойся того, что предстоит претерпеть тебе. Заточит иных из вас дьявол в темницу. Будет в том для вас испытание… Оставайся же верен до самой смерти, и Я возложу на тебя венец жизни» (Откр.2:10, ИПБ).

По указу императора Иоанн был сослан на остров Патмос, осужден «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (Откр.1:9). Его враги рассчитывали, что его влияние больше не будет ощущаться, и он в конце концов умрет от лишений и горя.

Патмос, пустынный скалистый остров в Эгейском море, был превращен римскими властями в место ссылки преступников; но для раба Божьего эта мрачная обитель стала вратами Неба. Здесь, вдали от повседневного шума и суеты, не имея возможности активно трудиться для Господа, как раньше, Иоанн общался с Богом, Христом и небесными ангелами, получая от них наставления для Церкви на все времена… Среди утесов и скал Патмоса Иоанн общался со своим Создателем. Он вспоминал свою жизнь и когда думал о полученных благословениях, мир наполнял его сердце…

В изгнании Иоанн получил возможность глубже, чем когда-либо ранее, изучать проявления Божественной силы, увековеченных в книге природы и на вдохновенных страницах… В былые годы его взор ласкали холмы, покрытые лесами, зеленые равнины и плодородные долины; взирая на красоту природы, он всегда восторгался мудростью и искусством Творца. Теперь же его окружали пейзажи, которые многим показались бы мрачными и непривлекательными, но Иоанн относился к ним иначе. Хотя остров был пустынным, а его земля бесплодной, голубое небо над головой было таким же ярким и прекрасным, как над его любимым Иерусалимом. В суровых отвесных скалах, в тайнах пучины, в великолепии неба — везде он черпал важные уроки. Все свидетельствовало о силе и славе Бога…

Скалы напоминали ему о Христе, Скале его силы, в убежище которой он мог без страха укрыться. Апостол, сосланный на скалистый Патмос, всей душой, как никто другой, стремился к Богу, вознося Ему самые горячие молитвы (Деяния апостолов, с. 570-572).

23 декабря

Не снимайте доспехи

«До старости Я вас не оставлю, до седых волос буду нянчить; Я создал – Я и носить буду, поддерживать и охранять». (Ис.46:4, ИПБ).

История Иоанна ярко показывает нам, как Бог может использовать престарелых работников. Когда Иоанн был сослан на остров Патмос, многие думали, что его служение закончилось и он подобен старой надломленной трости, готовой упасть в любую минуту. Но Господь счел возможным использовать его и в этих обстоятельствах. Находясь вдали от места своих прежних трудов, Иоанн не прекращал свидетельствовать об истине. Даже на Патмосе он приобретал друзей и приводил их ко Христу. Он возвещал им радостную весть о воскресшем Спасителе…

Мы должны окружать самой нежной заботой тех, кто всю свою жизнь связал с делом Господа. Эти престарелые работники остались верными среди бурь и испытаний. У них могут быть недомогания, связанные с возрастом, но их талант и опыт позволяют им оставаться на своем месте в деле Божьем. Хотя они устали и не могут нести тяжелое бремя, которое является уделом молодых, их советы очень ценны.

Они совершали ошибки, но научились на своих неудачах, как избежать заблуждений и опасностей. Разве они не вправе давать мудрый совет? Эти труженики переносили трудности и испытания, и хотя теперь уже не столь энергичны, как раньше, Господь не только не отказывается от них, но даже наделяет их особой благодатью и мудростью… Господь желает, чтобы молодые работники обретали мудрость, силу и зрелость, общаясь с этими верными людьми…

Людей, посвятивших свою жизнь служению Христу, в конце их земного поприща Дух Святой побудит подробно рассказать о своих опытах, связанных с трудом на ниве Божьей. А новообращенным следует передавать летопись о чудесных взаимоотношениях Господа со Своим народом, о Его великой благости при избавлении их от испытаний. Бог желает, чтобы пожилые испытанные работники находились на своих местах, выполняя свою роль в спасении людей от захлестывающего могучего потока зла, и чтобы они не снимали свои доспехи до тех пор, пока Он не повелит им (Деяния апостолов, с. 572-574).

24 декабря

«До сего места помог нам Господь»

«Благодарите Господа, призывайте имя Его! Возвещайте среди народов о делах Его! Пойте Ему, прославляйте Его, говорите о всех чудесах Его!» (Пс.104:1,2, ИПБ).

Отношения Бога с Его народом необходимо чаще обновлять. Как часто Господь устанавливал ориентиры в Его отношениях с древним Израилем! Чтобы евреи не забывали историю прошлого, Он повелел Моисею включить эти события в гимны, дабы родители таким образом учили своих детей. Евреи должны были сооружать памятники на видных местах и строго сохранять их, чтобы, когда дети спрашивали об этих предметах, они могли рассказывать им всю историю. Таким образом дела Провидения, великая доброта и милость Бога, явленные в Его заботе и избавлении Его народа, хранились в памяти. Нас призывают «вспомнить прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (Евр,10:32). В наше время Господь действует для Своего народа как Бог, творящий чудеса… Мы должны чаще вспоминать доброту Господа и прославлять Его за Его чудесные дела (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 364, 365).

Не будем оставлять упования нашего, но, как никогда раньше, исполнимся твердой уверенности. «До сего места помог нам Господь» И будет помогать нам до конца (1Цар.7:12). Давайте взглянем на памятные сооружения, напоминающие о том, что сделал Господь, дабы утешить нас и спасти от руки разрушителя. Будем помнить о всех милостях и заботе, проявленных к нам: Он осушил наши слезы, унял боль, рассеял беспокойство и тревоги, восполнил нужды, осыпал нас благословениями. Так мы укрепимся для всего, что ожидает нас на оставшемся пути странствования.

Мы не можем не думать о трудностях, ожидающих нас в грядущей борьбе. Но, оглядываясь в прошлое и взирая на будущее, мы можем сказать: «До сего места помог нам Господь!» «Как дни твои, будет умножаться богатство твое» (Втор.33:25).

Господь не пошлет нам испытания сверх наших сил. Поэтому будем трудиться каждый на своем месте, веря, что, каким бы ни было испытание, нам будет дана сила, достаточная, чтобы его перенести (Путь ко Христу, с. 125).

25 декабря

Богу да будет слава

«От восхода солнца до заката его да славится имя Господне!» (Пс.112:3, ИПБ).

Библия очень сдержанна на похвалы человеку. В ней весьма скупо упоминаются заслуги даже самых лучших людей, когда-либо живших на Земле. Подобное умалчивание не случайно, и из него можно извлечь урок. Все добрые качества, которыми обладают люди, являются даром Божьим. Их добрые дела совершены благодатью Божьей через Христа. Они всем обязаны Богу, поэтому слава за то, кем они являются и что делают, принадлежит Ему одному; они лишь орудия в Его руках. Более того, вся библейская история свидетельствует, что очень опасно хвалить или возвышать человека, ибо если он позабудет о своей полной зависимости от Бога и положится на собственную силу, то падение неизбежно. Человек ведет борьбу с врагами, которые сильнее его… Мы не можем вести битву собственной силой, поэтому все, что отвлекает нас от Бога, что ведет нас к самовозвышению и независимости, несомненно, приготавливает путь для нашего поражения. Библия старается внушить недоверие к человеческой силе и побудить доверять Божественной силе (Патриархи и пророки, с. 717) .

Воистину обращенная душа просвещена свыше… Слова такого человека, его мотивы и поступки могут быть представлены в ложном свете и неправильно истолкованы, однако он не переживает по этому поводу, ибо имеет более великие интересы… Он не стремится к показному, ему не нужна человеческая похвала. Он надеется на Небеса и продолжает идти прямо вперед, устремив свой взор на Иисуса. Он поступает по правде, потому что это правда (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 569).

Своими добрыми делами последователи Христа должны прославлять не самих себя, а Того, благодатью и силой Которого творят эти дела. Всякое доброе дело совершается по побуждению Духа Святого; Дух же дается для прославления Подателя, а не получателя. Когда свет Христа сияет в душе, тогда уста наполняются славословием и благодарением Богу. Ваши молитвы, исполнение долга, благотворительность и самоотречение не будут темой ваших мыслей и бесед. Иисус будет превознесен, ваше «я» будет сокрыто, и Христос явится как все во всем (Нагорная проповедь Христа, с. 80, 81).

26 декабря

Замечательные примеры

«Праведник тверд на своем пути, тот, у кого руки чисты, день ото дня крепнет!» (Иов 17:9, ИПБ).

Священная история представляет много иллюстраций, показывающих результаты истинного воспитания. В ней содержатся замечательные примеры людей, чьи характеры формировались под Божественным руководством, чья жизнь служила благословением для друзей и кто был представителем Бога на Земле. Среди них Иосиф и Даниил величайшие государственные деятели, Моисей — мудрейший законодатель, Елисей — один из самых верных реформаторов и Павел — самый знаменитый учитель, какого когда-либо знал мир.

В ранние годы жизни Иосиф и Даниил были оторваны от отчего дома и, как пленники, доставлены в языческие страны. Особенно Иосифу приходилось преодолевать различные искушения, которые сопровождались великими переменами в его судьбе. В доме отца он был нежно взлелеянным ребенком; в доме Потифара — рабом, затем наперсником и компаньоном. Это был деловой человек, образованный, наблюдательный и общительный. В темнице фараона он был как государственный преступник, несправедливо осужденный, без надежды на оправдание и освобождение. Иосиф был призван во время великого кризиса к руководству народом. Что же помогло ему сохранить чистоту?..

Верность Богу, вера в Невидимого были якорем спасения Иосифа. В этом секрет его силы…

Мудростью и справедливостью, чистотой и доброжелательностью в повседневной жизни, посвящением себя интересам народа (который поклонялся идолам) Иосиф и Даниил доказали верность принципам их раннего воспитания и верность Тому, представителями Которого они были…

Какой благочестивой была жизнь этих благородных евреев!..

Такие же грандиозные истины, которые были открыты через этих людей, Бог желает открыть через молодежь и детей сегодня. История жизни Иосифа и Даниила является иллюстрацией, что Бог может сделать для тех, кто Ему доверится и всем сердцем будет стремиться осуществить Его цель (Воспитание, с. 51-57).

27 декабря

«Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе»

«На Бога уповаю и ничего не боюсь» (Пс.55:5, ИПБ).

Только чувство Божьего присутствия может избавить человека от страха, который для робкого ребенка становится бременем в жизни. Пусть он хранит в памяти обетование: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс.33:8). Пусть он прочитает чудесную историю о Елисее, который находился в горном городе и был отделен от множества вооруженных врагов могучим воинством небесных ангелов. Пусть ребенок прочитает, как Петру, пребывающему в тюрьме и приговоренному к смерти, явился Божий ангел; как, минуя вооруженных стражников, через массивные двери и огромные железные ворота с задвижками и засовами ангел вывел Божьего слугу в безопасное место. Пусть он прочитает о событии на море, когда Павел-узник, следовавший на суд и казнь, сказал солдатам и морякам, утомленным бурей, изнуренным трудом и длительным голодом, великие слова ободрения и надежды: «Ни одна душа из вас не погибнет… ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою»». С верой в это обетование Павел убеждал своих попутчиков: «Ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы». Так и произошло. На корабле был всего один человек, через которого Бог мог действовать, и весь корабль, наполненный языческими солдатами и моряками, был сохранен. «Все спаслись на землю» (Деян.27:22-24, 34,44).

Это было написано не только для того, чтобы мы могли читать и удивляться, но чтобы и в нас была такая же вера, которая действовала в Божьих слугах в древние времена. Не менее примечательным образом, чем тогда, Он будет действовать и теперь там, где верующие сердца желают быть каналами Его силы.

Пусть сомневающиеся в себе, чья неуверенность в своих силах заставляет уклоняться от ответственности, научатся полагаться на Бога. Таким образом тот, кто считал себя ничтожным или каким-то беспомощным грузом, сможет сказать вместе с апостолом Павлом: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13) (Воспитание, с. 255, 256).

28 декабря

Мы не должны отчаиваться

«Ибо праведник, даже если семь раз упадет, поднимается и дальше пойдет, а нечестивец споткнется и не устоит в беде». (Притч.24:16, ИПБ).

Вдохновенное перо, верное своему предназначению, сообщает нам о грехах, одолевавших Ноя, Лота, Моисея, Авраама, Давида и Соломона; оно повествует о том, что даже сильный духом Илия однажды, в момент самого страшного своего испытания уступил искушению. Непослушание Ионы и идолопоклонство Израиля описаны с точностью. Отречение Петра, ссора Павла и Варнавы, немощи и ошибки пророков и апостолов — все это открыто… Перед нами обнажается жизнь верующих людей со всеми их ошибками и безрассудными поступками, что является уроком для всех последующих поколений. Если бы у них не было недостатков, они были бы сверхлюдьми, и мы, по своей греховной природе, отчаялись бы когда-либо достичь такого совершенства. Но, видя, как они боролись и падали, где черпали мужество, чтобы вновь подниматься и побеждать посредством благодати Божьей, мы получаем ободрение и с новыми силами стремимся преодолевать те препятствия, которые воздвигает на нашем пути наша падшая природа.

Бог всегда бы верен в наказании преступления. Он посылал Своих пророков, чтобы предупреждать виновных, осуждать их грехи и производить над ними суд…

Нам нужны как раз такие уроки, которые преподает Библия, ибо она не только описывает сами грехи, но и последовавшее за ними возмездие. Скорбь и раскаяние виновных, стенания пораженной грехом души доносятся до нас из глубины веков, напоминая: как тогда, так и теперь человек нуждается в прощении и милости Бога…

Библейская история укрепляет трепещущее сердце надеждой на милость Божью. Нам не следует отчаиваться, если учесть, что и другие люди, подобно нам, боролись с разочарованиями и впадали в такие же искушения, однако они снова вставали на истинное основание и получали благословение от Бога. Вдохновенные слова утешают и радуют заблудшие души. Хотя патриархам и апостолам были свойственны человеческие немощи, тем не менее благодаря своей вере они заслужили одобрение Неба, сражались силой Господа и одерживали славные победы. Таким образом, мы можем уповать на силу искупительной жертвы и побеждать во имя Иисуса (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 12-15).

29 декабря

Бог помнит о Своих детях

«Горе тебе, земля, и тебе, море, потому что сошел к вам дьявол, в великой ярости сошел он, ибо знает, что мало уже осталось у него времени» (Откр.12:12, ИПБ).

Во все века избранные Богом свидетели подвергались по ношению и гонению за истину. Иосифа злословили и гнали… Давида, избранного вестника Божьего, враги преследовали словно хищного зверя… Стефана побили камнями за то, что он проповедовал Христа, и притом распятого. Павла заключили в темницу, били палками, побивали камнями и, наконец, предали смерти… Иоанн был сослан на остров Патмос «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа».

Эти примеры человеческой стойкости говорят о верности обетований Бога — о Его неизменном присутствии и подкрепляющей благодати. Они свидетельствуют о том, что сила веры может противостоять силам мира (Деяния апостолов, с. 575).

Время скорби и отчаяния потребует от нас веры, которая превозмогает усталость, промедление и голод, — веры, которая не ослабеет даже перед лицом самых суровых испытаний (Великая борьба, с. 621).

Многие из всех народов и сословий, знатные и простолюдины, богатые и бедные, черные и белые будут безжалостно превращены в рабов. Возлюбленные Божьи будут переживать безрадостные дни, закованные в цепи, томящиеся в тюремных застенках, приговоренные к смерти. Некоторые будут обречены на голодную смерть в отвратительных подземельях… Ни одна рука не протянется с готовностью помочь им.

Забудет ли Господь Свой народ в этот час испытания? Забыл ли Он верного Ноя, когда суды посетили допотопный мир? Забыл ли Лота, когда огонь упал с неба и уничтожил города в долине?.. Забыл ли Илию, когда Иезавель поклялась, что его постигнет участь пророков Ваала? Забыл ли Господь Иеремию, томящегося в темной зловонной яме? Забыл ли Он трех героев веры в огненной печи? Или Даниила во львином рву?..

Хотя враги и могут бросить слуг Божьих в тюрьму, однако стены ее не могут лишить их души общения со Христом. Тот, Кому известна каждая их слабость, Кто знаком с каждым испытанием, выше всех земных властей; ангелы посетят их в неприступных темницах и принесут им с собой небесный свет и мир (там же, с. 626, 627).

30 декабря

Прежде всего…

«Царство (Божие) и Божия – праведность – вот к чему должны вы стремиться прежде всего, а остальное все будет дано вам в придачу» (Мф.6:33, ИПБ).

Это обетование никогда не подведет. Мы никогда не сможем иметь Божьего благоволения, если не выполним условия, на которых оно даровано. Но если мы именно так и будем поступать, к нам придут покой, довольство И мудрость, которые мир никогда не сможет ни дать, ни отнять у нас… Смиренный ум и благодарное сердце поднимут нас над мелочными и серьезными трудностями и переживаниями. Чем меньше рвения, усердия и бдительности мы проявляем в служении Господу, тем больше сосредоточиваемся на себе, и каждый небольшой холмик вырастает в наших глазах в огромную непреодолимую гору затруднений…

Моисей стал сильным в Боге, когда на него было возложено бремя Божьей работы. Он долгие годы пас стада у своего тестя Иофора. и это занятие стало для него ценным опытом, научившим его подлинному смирению… Повеление освободить Израиль из рабства казалось непосильной ношей, но в страхе Божьем Моисей принял поручение. Обратите внимание на результат: Моисей не опустил эту работу до уровня собственной некомпетентности, но в силе Божьей приложил максимум усилий, чтобы подняться и освятиться до уровня той священной миссии, которая была ему поручена.

Моисей никогда бы не подготовился к выполнению своей ответственной работы, если бы ждал, когда Бог все сделает за него. Небесный свет будет дан тем, кто испытывает потребность в нем и отыскивает его, как сокрытое сокровище. Но если мы опускаемся до состояния вялости и бездействия, позволяя сатане властвовать над нами, Бог не пошлет нам Своего вдохновения. Если мы не начнем максимально использовать те способности, которые Он нам дал, то навсегда останемся слабыми и неумелыми. Если мы хотим приготовиться к работе, которую Бог желает нам доверить, мы должны много молиться и использовать все наши умственные способности.

Многие так и не достигают того положения, которое могли бы занять, ибо ожидают, что Бог сделает за них то, что они могут сделать сами для себя Его силой. Все, кто хочет приносить пользу в этой жизни, должны подчиниться самой суровой умственной и нравственной дисциплине, и только после этого Бог поможет им, объединив Свою Божественную силу с их человеческими усилиями…

Вредные привычки нельзя победить единственным усилием. Свое «я» можно подчинить только в длительной суровой борьбе (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 610-612).

31 декабря

Божий замысел в отношении меня

«Так Господь Воинств решил — кто оспорит Его? Он руку простер — кто ее отвратит?» (Ис.14:27, ИПБ).

Каждый персонаж в истории занимает свое место и несет свой жребий, потому что величественное дело Бога в соответствии с Его замыслом осуществляется людьми, которые приготовили себя для исполнения доброй или злой роли. Противящиеся праведности становятся орудиями нечестия. Никто не вынуждает их к такому образу действия. Они не должны становиться орудиями нечестия, как не должен был им стать Каин (Библейский комментарий АСД. т. 5, с.1104. Комментарий Э. Уайт).

Люди разных характеров, праведники и нечестивые, займут отведенные им места в Божьем плане. Они сыграют свою роль в осуществлении истории с помощью характеров, которые сформировали. Во время кризиса, в нужный момент, они займут те места, к которым себя приготовили. Верующие и неверующие, все выступят в роли свидетелей, подтверждающих истину, даже если они этого не осознают. Все будут содействовать совершению Божьих целей, подобно Анне, Каиафе, Пилату и Ироду. Предав смерти Христа, священники думали, что осуществляют свои цели, но неосознанно и непреднамеренно выполняли Божье намерение (Ревью энд Геральд, 12 июня 1900 г.).

Бог смотрит на крохотное семечко, которое сотворил Он Сам, и видит заложенный в нем прекрасный цветок, кустарник или высокое ветвистое дерево. Так же Он видит возможности и каждого человека. Мы живем в этом мире с определенной целью. Бог дал нам Свой план на всю нашу жизнь и желает, чтобы мы достигли высшего уровня развития…

Господь желает, чтобы молодежь развивала все силы своего естества и активно использовала каждую свою способность… Пусть они смотрят на Христа как на образец, которому им нужно уподобляться. Они должны бережно хранить в себе святое стремление, явленное Им в Его жизни, — стремление улучшить мир, в котором они живут. Вот работа, к которой призваны юноши и девушки (Служение исцеления, с. 397, 398).

Тебе нужно… установить такую связь с обществом и жизнью, чтобы ты мог отвечать намерениям Божьим, которые Он имел, созидая тебя (Вести для молодежи, с. 36).