Февраль

1 февраля

Строительство ковчега

«И сказал Он Ною: «я решил покончить со всеми, кто живет на земле, ибо она переполнена их жестокостью и насилием; Я уничтожу и их, и землю вместе с ними. А ты сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его внутри и снаружи»» (Быт.6:13,14, ИПБ; см. также Быт.6:5-22).

Бог указал Ною точные размеры ковчега и четкие, со всеми подробностями, указания относительно его изготовления. Человеческой мудрости не под силу было спроектировать такое мощное и прочное сооружение. Его Зодчим был Сам Господь, а строителем — Ной. По внешнему виду ковчег напоминал корпус корабля, приспособленного для плавания, но в других отношениях он больше походил на дом… На постройку ковчега употреблялось кипарисовое дерево, то есть дерево гофер, которое не разрушал ось в течение долгих столетий. Возведение этого гигантского сооружения было медленным и трудоемким процессом (Патриархи и пророки, с. 92-95).

Жившие тогда люди были очень высокого роста и обладали удивительной силой. Деревья были намного больше и в своей красоте и совершенных пропорциях превосходили все, на что сегодня могут взирать смертные. Их древесина имела мелкую текстуру и повышенную плотность — в этом отношении она больше походила на камень. Требовалось гораздо больше времени и труда, даже для того могущественного народа, чтобы приготовить лесоматериалы для строительства, чем требуется в этом вырожденном веке, даже когда люди обладают значительно меньшей силой (Духовные дары, т. 3, с. 61).

Каждая доска тщательно подгонялась, и каждый шов покрывался смолой. Работа была завершена, но лишь Бог Своей чудодейственной силой мог уберечь это строение от неистовых тяжелых волн (История спасения, с. 64).

Мафусал, его сыновья и внуки жили во время строительства ковчега. Они, а также некоторые другие получали указания от Ноя и помогали ему в его труде (Духовные дары, т. З, с. 59, 60). 42

В то время как Ной предостерегал мир о грозящей опасности, его труд подтверждал его искренность. Таким путем его вера возрастала и становилась очевидной людям. Он дал миру пример веры в то, что говорит Бог. Все свое имущество Ной вложил в постройку ковчега … Каждый удар молотка, раздававшийся при постройке ковчега, служил свидетельством для народа (Патриархи и пророки, с. 95).

2 февраля

Защищенные внутри

«Господь сказал Ною: «Войди в ковчег и ты, и вся семья твоя. Я вижу, что из всего поколения этого ты один человек праведный». (Быт.7:1, ИПБ; см. также Быт.7).

Ной преданно следовал полученным от Бога инструкциям. Ковчег был сделан в точности так, как повелел Господь, имея запасы пищи для людей и животных. И теперь слуга Божий в последний раз обратился с серьезным призывом к народу. Со страстностью, которую невозможно описать словами, он умолял их искать убежища, пока еще есть такая возможность Но опять они отвергли его слова, выкрикивая насмешки и глумления. Вдруг потешающаяся толпа затихла. Все увидели, как разные животные: и самые свирепые, и самые безобидные, спускались с гор, выходили из леса и спокойно направлялись к ковчегу. Затем раздался словно шум ветра, и вот — затмевая небеса, со всех сторон слетелось великое множество птиц и в идеальном порядке устремилось к ковчегу. Животные повиновались повелению Божьему, в то время как люди упорствовали в своем непослушании (Патриархи и пророки, с. 97, 98).

Они так долго сопротивлялись, так долго отвергали посланную им Богом весть, что их не впечатлила даже картина того, как животные направляются из леса к двери ковчега и как Ной впускает их внутрь (Письмо 108, 1896 г.).

Время благодати для грешного рода окончилось. Полевые животные и птицы небесные укрылись в убежище. Ной и все его домочадцы вошли в ковчег, и Господь затворил за ними дверь… Невидимые руки медленно затворили массивную дверь, что было не под силу находящимся внутри. Ной оказался в ковчеге, а те, кто пренебрег Божьим милосердием, вне его. Печать Неба покоилась на той двери, ее закрыл Бог, и только Он один мог ее отворить. Точно так же будет закрыта дверь благодати, когда Христос завершит Свое ходатайство за виновный род перед Своим Вторым пришествием на облаках небесных. Тогда Божественная милость не будет уже больше удерживать нечестивых и сатана приобретет полную власть над теми, кто отверг Божью благодать. Тогда они попытаются уничтожить народ Божий, но подобно тому, как Ной был укрыт в ковчеге, так и праведники будут защищены Божественной силой (Патриархи и пророки, с. 98).

3 февраля

Семь дней спустя

«Семь дней спустя воды потопа пришли на землю» (Быт.7:10,ИПБ; см. также Быт.7.)

В течение семи дней после того, как Ной и его семья вошли в ковчег, не было, казалось, ни малейшего признака надвигающейся бури. На протяжении всего этого времени испытывалась их вера. Это было время торжества для внешнего мира. Кажущееся промедление еще больше укрепило уверенность нечестивых в том, что послание Ноя было заблуждением и что потопа никогда не произойдет. Невзирая на торжественную сцену, свидетелями которой они стали… они продолжали развлекаться и веселиться, позволяя себе даже шутить над этими очевидными проявлениями Божьей силы. Люди собирались в толпы и окружали ковчег, высмеивая его обитателей с неслыханной прежде дерзкой жестокостью (Патриархи и пророки, с. 98, 99).

По окончании семи дней начали собираться тучи. Это было новое зрелище, ибо люди никогда раньше не видели туч… Вскоре начался дождь. Тем не менее люди пытались думать, что в этом нет ничего тревожного… Какое-то время земля впитывала дождь, но вскоре вода начала подниматься и каждый день поднималась все выше и выше. Каждое утро, когда люди обнаруживали, что дождь все еще идет, они в отчаянии смотрели друг на друга и каждый вечер повторяли: «Дождь все еще идет» (Знамения времени, 10 апреля 1901 г.).

Впервые люди видели, как рушатся произведения их рук. Их великолепные строения, прекрасные сады и рощи, в которых находились их идолы, были уничтожены небесной молнией, и повсюду лежали руины… Невозможно описать ужас людей и животных. Среди рева бури слышались вопли людей, презревших Божью власть … В тот ужасный час они поняли, что к погибели их привело нарушение Закона Божьего. Но хотя страх перед наказанием вынудил их осознать свои преступления, они не испытывали истинного сокрушения или отвращения ко злу. И если бы наказание было отменено, они снова восстали бы против Бога. Так будет и перед уничтожением мира огнем, когда суды Божьи обрушатся на Землю: нераскаявшиеся грешники поймут, в чем состоит их грех, — в пренебрежении к Его Святому Закону. Но их раскаяние будет не искреннее, чем обращение беззаконников древнего мира (Патриархи и пророки, с. 99,100).

4 февраля

Как было во дни Ноя

«И как было во дни Ноя, так будет в те дни, когда придет Сын Человеческий: люди ели, пили, женились, выходили замуж до того самого дня, как вошел Ной в ковчег, — И пришел потоп, и всех погубил» (Лк.17:26,27, ИПБ; см. также Быт.6:5-13).

Бог осудил людей допотопного мира не за то, что они ели и пили. В большом изобилии Он наделил их плодами земли для удовлетворения насущных потребностей. Их грех заключался в том, что они употребляли эти дары без благодарности Подателю и унижали себя, безудержно потакая своему аппетиту. Брак был предписанием Бога, одним из самых первых институтов, которые Он учредил. Господь дал специальные указания относительно этого святого установления, облекши его святостью и красотой. Но эти указания оказались забыты: истинное назначение брака было извращено, и он стал служить только удовлетворению страстей.

Подобное положение наблюдается и сегодня. Законные сами по себе вещи доводятся до крайности. Потворство аппетиту не знает границ… Тысячи людей не чувствуют моральной ответственности зато, чтобы сдерживать свои чувственные желания, и таким образом становятся рабами похоти. Люди живут лишь для чувственных наслаждений, исключительно ради этого мира и только ради этой жизни … Картина допотопного мира, изображенная вдохновенным Словом, очень точно представляет то положение, к которому стремительно движется и современный мир…

По мере того как время их испытания близилось к концу, допотопные жители все больше предавались развлечениям и пиршествам. Мужи, обладавшие влиянием и властью, прилагали все усилия к тому, чтобы поглощенные веселием и удовольствиями люди остались равнодушными к вести последнего предостережения (Патриархи и пророки, с. 101-103).

Перед потопом Бог послал Ноя предостеречь мир, чтобы люди могли покаяться и избежать угрожавшей им гибели. Поскольку время Второго пришествия Христа приближается, Бог посылает Своих слуг возвестить миру об этом великом событии. Тысячи людей нарушают Закон Бога, а Он в Своем великом милосердии призывает их обратиться и исполнять Его святые повеления. Всем, кто оставит свои грехи через покаяние перед Богом и через веру в Иисуса Христа, предложено прощение (там же, с. 102).

5 февраля

Господь сходит

«Что ж! Сделаем себе имя, построив город с башней до самого неба, — говорили они, — это удержит нас здесь: не будем мы по всему свету рассеяны» (Быт.11:4, ИПБ; см. также Быт.11:1-9).

Некоторое время потомки Ноя продолжали жить среди гор, где остановился ковчег, но вскоре отступничество привело умножившийся народ к разделению. Тех, кто желал забыть Творца и выйти из повиновения Его Закону, постоянно раздражало учение и пример их богобоязненных товарищей, и спустя некоторое время они решили отделиться от поклоняющихся Богу. Они двинулись к Сеннарской равнине, расположенной на берегах Евфрата … Они задумали построить здесь город и башню — столь огромную, чтобы она стала чудом мира…

Жители Сеннарской равнины не доверяли Божьему завету, утверждающему, что потопа больше никогда не будет. Многие из них отрицали существование Бога и считали, что потоп был вызван исключительно природными причинами. Другие верили в сверхъестественное Существо и считали, что именно Оно вызвало потоп, уничтожив древний мир, и, подобно Каину, восстали против Него. Сооружение башни преследовало единственную цель — иметь убежище на случай другого потопа. Воздвигая башню, гораздо выше того уровня, которого достигли воды потопа, люди желали застраховать себя от любой возможной опасности. Считая для себя вполне реальным проникнуть в заоблачные сферы, они надеялись выяснить причины потопа…

Подобные строители башни живут и в наши дни. Безбожники строят свои теории на предполагаемых выводах науки и отвергают Божье откровение… В так называемом христианском мире многие отворачиваются от ясного учения Библии, создавая вероучение из человеческих рассуждений и приятных басен, причем еще указывают на воздвигнутую ими башню как на средство, при помощи которого можно взобраться на небо…

Время Божьего расследования близко. Всевышний сойдет, дабы посмотреть, что построили сыны человеческие. Будет явлена Его верховная власть, произведения человеческой гордости превратятся в прах (Патриархи и пророки, с. 118-124).

6 февраля

Смешанные и рассеянные

«Так рассеял их Господь оттуда по всей земле, и строительство города прекратилось» (Быт.11:8, ИПБ; см. также Быт.11:1-9).

Жители равнины Сеннаар основали свое царство для самовозвышения, а не ради славы Божьей. Если бы они преуспели в своем намерении, то появилась бы могущественная сила, способная править, изживая праведность и насаждая новую религию. Мир был бы деморализован… Но Бог никогда не оставляет мир без свидетельства о Себе. В это же время жили люди, которые смирились перед Богом и взывали к Нему. «O, Боже, — молились они, — защити дело Свое и воспрепятствуй методам и планам человеческим» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 213, 214).

Еще до полного завершения башни часть ее отвели под жилище для строителей, а другая часть, роскошно обставленная и украшенная, была посвящена их идолам…

Вдруг успешно продвигавшаяся работа была внезапно прервана. Посланные с неба ангелы получили задание разрушить планы строителей. Башня достигала уже необыкновенной высоты, и строители, находившиеся вверху, не могли прямо обращаться к работавшим внизу. Поэтому на всех ярусах башни в различных местах стояли люди, которые по цепочке передавали приказы относительно необходимого материала или указания по работе. Когда эти сообщения передавались таким образом, вдруг оказалось, что все говорят на разных языках, так что снизу посылали ненужные материалы, а доставляемые указания зачастую были противоположны реальным. Воцарились замешательство и смятение. Работа остановилась…

До этого времени все люди говорили на одном языке, а теперь каждый присоединялся к той группе, язык которой понимал; одни пошли в одну сторону, другие — в другую. «И рассеял их Господь оттуда по всей земле». С помощью этого рассеивания была заселена вся земля, и таким образом Божье намерение было исполнено теми же средствами, какими люди намеревались воспрепятствовать его осуществлению (Патриархи и пророки, с.119, 120).

В наши дни Господь желает, чтобы Его народ рассредоточился по всей земле. Он не должен селиться колониями. Иисус сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк.16:15) (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 215).

7 февраля

Не задавая вопросов

«Верил и Авраам, когда Бог призвал его и сказал, чтобы шел он в ту землю, которую должен был унаследовать. Повиновался Авраам и пошел, не зная еще, куда он идет» (Евр.11:8, ИПБ; см. также Быт.12:1-9).

Авраам вырос в атмосфере религиозных суеверия и язычества. Даже семья его отца, благодаря которой сохранилось познание о Боге, поддалась обольстительному влиянию окружения и «служила другим богам» вместо Иеговы…

Авраам получил повеление от Бога: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе». Дабы Бог мог приготовить Авраама для великого дела хранителя священных истин, ему предстояло покинуть то сообщество, где он провел юные годы… Беспрекословное повиновение Авраама является одним из самых поразительных примеров веры, какие только мы находим в Библии…

Аврааму предстояло нелегкое испытание, от него требовалась немалая жертва. Он был связан тесными узами со своей отчизной, родными и домом, но без колебания повиновался прозвучавшему призыву. Он ничего не расспрашивал относительно Обетованной земли: плодородна ли там почва и благоприятен ли климат, отличается ли тот край удобным географическим расположением и обладает ли соответствующими возможностями для накопления богатства. Бог сказал, и Его слуга должен повиноваться. Для него самым счастливым местом на Земле было то место, куда Господь послал его.

В наши дни многие подвергаются тем же испытаниям, что и Авраам… Возможно, что они должны будут оставить свою карьеру, сулящую им богатство и честь, оставить близкие по духу и выгодные связи, отделиться даже от родственников, чтобы пойти туда, что представляется только тропой самоотречения, лишений и жертв. У Бога есть для них дело, которое необходимо выполнить.

Кто готов ответить на призыв Провидения, отрекаясь от взлелеянных планов и дружеских связей? Кто примет на себя новые обязанности и отправится в незнакомые края?. Поступая так, человек проявит веру Авраама и разделит с ним «в безмерном преизбытке вечную славу», по сравнению с которой «нынешние временные страдания ничего не стоят» (2Кор.4:17; Рим.8:18) (Патриархи и пророки, с.125-127).

8 февраля

Есть основание

«Как золото огнем испытывается, так и подлинность веры вашей — неизмеримо драгоценнейшей, нежели обреченное на уничтожение золото, — в испытаниях явит себя к похвале, и славе, и чести вашей в день, когда придет Иисус Христос» (1Пет.1:7, ИПБ; см. также Быт.12:9,10).

Авраам продолжал двигаться в южном направлении, и снова его вера подверглась испытанию. Небо не посылало дождя, ручьи перестали течь в долины и трава на равнинах засохла. Для скота не было пастбищ, и весь стан охватил страх умереть голодной смертью. Не усомнился ли теперь патриарх в руководстве Провидения? Не оглядывался ли он теперь с сожалением на плодородные халдейские равнины? Когда на Авраама стала обрушиваться одна беда за другой, все с напряженным вниманием следили за тем, что он предпримет. И пока его уверенность казалась непоколебимой, они чувствовали, что есть надежда…

Авраам не мог объяснить действия Божьего провидения; ожидания его не оправдались, но он твердо верил обетованию: «Я… благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение». С искренней молитвой патриарх обдумывал, как сохранить жизнь людей и скота, но он не позволил бы обстоятельствам поколебать его веру в Божественные слова. Чтобы избежать голода, он двинулся в направлении Египта. Он не покинул Ханаан и, преследуемый нуждой, не повернул туда, откуда пришел, — в Халдейскую землю, где не было никакого недостатка в хлебе, но искал только временного убежища и старался держаться ближе к Обетованной земле, намереваясь вскоре возвратиться туда, где Бог поселил его.

ВСвоем Божественном провидении Господь подверг Авраама этому испытанию, чтобы преподать ему уроки покорности, терпения и веры…

Бог допускает, чтобы Его народ подвергался испытаниям, ибо, проявив постоянство и послушание, он духовно обогатится и его пример послужит источником силы для других. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло» (Иер.29:11). Те самые испытания, которые проверяют нашу веру и заставляют думать, что Бог, наверное, оставил нас, в действительности должны вести нас ближе ко Христу, чтобы мы могли сложить все свои тяготы у Его ног и вкусить тот мир, который Он даст нам взамен (Патриархи и пророки, с. 128, 129).

9 февраля

Бог защищает Своих детей

«Никому не позволял Он угнетать их и царям с угрозой говорил: «Не касайтесь помазанников Моих и пророкам Моим не причиняйте зла»». (Пс.104:14,15, ИПБ; см. также Быт.12:10-20).

Именно трудными испытаниями Бог дисциплинирует Своих слуг. Он видит, что некоторые люди обладают способностями, которые могут быть использованы для продвижения Его дела, и подвергает этих людей проверке. В Своем провидении Он ставит их в такие условия, когда проверяется их характер и обнаруживаются недостатки и слабости, о которых они и не подозревали. Бог предоставляет им возможность исправить эти недостатки и таким путем подготовиться для служения Ему. Указывая людям на их слабость, Господь учит их полагаться на Него, ибо только Он — их опора и защита. Так Он достигает Своей цели. Они научены, обучены и дисциплинированы, готовы выполнить ту великую миссию, для которой им и были даны эти способности…

Во время своего пребывания в Египте Авраам показал, что и он не свободен от человеческих слабостей и недостатков. Скрыв факт, что Сарра — его жена, он обнаружил недоверие к Божественному попечению и отсутствие возвышенной веры и смелости, которые так часто и благородно проявлял в своей жизни… Авраам считал, что не будет большого греха, если он выдаст Сарру за свою сестру, ибо она и на самом деле была дочерью его отца, хотя не его матери. Но такое скрытие их настоящих отношений было обманом. Никакое отклонение от неукоснительной честности не может встретить одобрения Божьего. Из-за неверия Авраама Сарра подверглась великой опасности. Египетский царь, узнав о ее красоте, повелел привести ее во дворец, намереваясь сделать своей женой. Но Бог в Своей великой милости защитил Сарру, послав кары на царскую семью…

Данное фараону предостережение послужило защитой для Авраама в последующих его странствиях среди языческих народов… Стало очевидным, что Бог, Которому Авраам поклоняется, защищает Своего слугу и всякое причиненное ему зло влечет за собой определенное отмщение. Очень опасно причинять зло кому-либо из детей Небесного Царя (Патриархи и пророки, с. 129-131).

10 февраля

Сохранение мира

«Тогда Аврам сказал Лоту: «Мы с тобой близкие родственники, и никаких раздоров между мной и тобой, между твоими и моими пастухами не должно быть! Разве мало земли, которую ты мог бы избрать для себя? Лучше тебе оставить меня и жить отдельно! Если ты пойдешь налево, я — направо. Если ты, — направо, я — налево»» (Быт.13:8,9, ИПБ; см. также Быт.13:1-1 3).

Авраам возвратился в Ханаан «очень богат скотом, и серебром, и золотом». Лот все еще находился с ним; снова они пришли в Вефиль и разбили свои шатры возле алтаря, некогда воздвигнутого ими. Вскоре они убедились, что умножение богатства умножило и проблемы. Во время лишений и скитаний они жили между собой в полном согласии, а теперь, во дни благополучия, возникла опасность раздоров. Для скота не хватало пастбища … Стало очевидным, что им придется разделиться. Авраам был старше Лота годами и превосходил его как в родственном отношении, так и по богатству и занимаемому положению, однако первым предложил уладить дело миром. Хотя вся эта земля была дана ему Самим Богом, он великодушно отказался от своего права…

В этих словах проявился благородный, бескорыстный характер Авраама. Сколько людей в подобных обстоятельствах, рискуя всем, отстаивают свои индивидуальные права и преимущества! Сколько семейств оказались разрушены таким путем! Сколько церквей разделились, сделав истину посмешищем и поношением у нечестивых! Чтобы не было «раздора между мною и тобою, — сказал Авраам, — ибо мы родственники» не только по естественной связи, но и как поклонники истинного Бога. Дети Божьи по всему миру составляют одну семью, поэтому среди них должен царить такой дух любви и мира. «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим.12:10), — гласит учение нашего Спасителя. Если бы мы были постоянно чутки друг к другу и поступали с нашими ближними так, как желали бы, чтобы они обращались с нами, тогда в жизни было бы вдвое меньше зла. Дух самовозвышения — это дух сатаны, но сердце, в котором пребывает любовь Христа, исполнено милосердия, не ищущего своего. Таковые будут всегда поступать по Божественному предписанию: «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:4) (Патриархи и пророки, с. 132, 133).

11 февраля

До Содома

«Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Быт.13:12.13; см. также Быт.13:1-13).

Одним из самых плодородных мест во всей Палестине была Иорданская долина… Там были роскошные, прекрасные города, чьи многолюдные рынки сулили выгодную торговлю. Ослепленный картинами земных благ, Лот упустил из виду моральные и духовные пороки, с которыми мог встретиться там… «И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую» и «раскинул шатры до Содома» Он не сумел предвидеть ужасные последствия этого эгоистичного выбора (Патриархи и пророки, с. 133).

Лот избрал своим местом жительства Содом, ибо увидел в нем определенные, с мирской точки зрения, преимущества. Но после того как Лот пустил там корни и накопил земное имущество, ему стало ясно, что он допустил ошибку, поскольку не учел нравственное состояние общества, в котором поселился.

Жители Содома были растленными людьми, и ежедневно до слуха Лота доносилось сквернословие. Его праведная душа страдала от насилия и преступности, которые он был не в силах предотвратить. Его дети становились похожими на нечестивых жителей Содома, ибо общение с ними развратило их. Учитывая все это, земное богатство казалось Лоту ничтожно малым и не стоящим той цены, которую он заплатил за него. Родственные связи Лота расширились, поскольку его дети вступили в супружеские союзы с содомлянами. В конце концов гнев Господень воспламенился на нечестивых жителей этого города и ангелы Божьи пришли в Содом вывести Лота, дабы он не погиб при излитии Божьих судов (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 110).

Если бы не святые наставления, полученные Лотом в свое время от Авраама, влияние жены и жителей нечестивого города привело бы его к отступничеству от Бога. Женитьба Лота и его переселение в Содом стали первыми звеньями в цепи событий, которые в течение многих поколений обрекали мир на многочисленные несчастья (Патриархи и пророки, с. 174).

Намерение сатаны — завлечь мужчин и женщин в города, и для этого он изобретает всевозможные новшества и увеселения, всякого рода необычные развлечения. Современные города Земли все больше становятся похожими на города перед потопом (Избранные вести, т. 2, с. 355).

12 февраля

Дом

«Я избрал его, чтобы он заповедал детям своим и всему потомству своему после него твердо держаться пути Господнего: творить добро и во всем поступать справедливо» (Быт.18:19. ИПБ).

Бог видит человека таким, каким он предстает в своей семье. Жизнь Авраама, друга Божьего, отличалась особым почтением к слову Господню. Он культивировал религию в доме. Страх Божий наполнял его домочадцев. Авраам был священником в своем доме. На свою семью он смотрел как на священный дар. Среди его домочадцев насчитывалось более тысячи душ, и он направлял их всех, родителей и детей, к Божественному Владыке. В его доме не было места родительскому притеснению или сыновнему непослушанию. Со-вмещая любовь и справедливость, Авраам управлял своим домом в страхе Божьем, и Господь засвидетельствовал о его верности (Письмо 144, 1902 г.).

Он «заповедует… дому своему». Не должно быть ни греховного небрежения к развивающимся плохим наклонностям детей, ни слабохарактерного, неразумного потворства желанию выделять любимцев, ни предательства чувства долга в пользу ошибочной привязанности. Аврааму предстояло не только дать правильное наставление, он должен был поддерживать авторитет справедливых и праведных законов.

Как мало в наши дни тех, кто следует его примеру! Очень многие родители проявляют слепой и эгоистичный сентиментализм, выражающийся в том, что они не обращают внимания на незрелые суждения своих детей и не ограничивают их своевольных желаний. Таким образом родители выказывают самую большую жестокость к своим детям и совершают великое преступление перед миром. Родительская снисходительность вносит беспорядок в семью и общество. Подобное воспитание укрепляет в детях желание следовать своим наклонностям, вместо того чтобы подчиниться Божественным требованиям (Рукопись 22,1904 г.).

Как родители, так и дети принадлежат Богу и должны подчиниться Его правлению. Авраам управлял своим домом, объединив любовь и авторитет. Слово Божье предоставило нам правила, которыми следует руководствоваться. Они являются мерилом, и мы не можем уклоняться от него, если хотим идти путем Господа. Божья воля должна быть превыше всего. Вопрос, который нам следует задать себе, заключается не в том, что делают другие, что подумают мои родственники или что они обо мне скажут, если я и дальше буду идти этим путем, а в том, что говорит Бог. Ни дети, ни родители не смогут по-настоящему процветать ни на одном пути, кроме как на пути Божьем (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 548).

13 февраля

Гостеприимство

«Не забывайте оказывать гостеприимство. Живя так, иные, сами того не ведая, даже ангелов принимали у себя» (Евр.13:2, ИПБ: см. также Быт.18:1-8).

Бог удостоил Авраама великой чести. Небесные ангелы посещали его и дружески беседовали с ним. Когда Божьи суды были готовы разразиться над Содомом, это не было сокрыто от Авраама и он стал ходатаем пред Богом за грешников. Его беседа с ангелами служит прекрасным примером гостеприимства (Патриархи и пророки, с. 138).

В книге Бытие мы видим патриарха в жаркий летний полдень, покоящегося у входа в свой шатер под сенью дубравы Мамре. Мимо проходят три путника. Они не просят оказать им гостеприимство, умоляя об одолжении, но Авраам не позволяет им продолжать свой путь, не отдохнув и не подкрепившись. Он — человек, насыщенный полнотой лет, достойный и богатый, весьма почитаемый и привыкший распоряжаться, и все же при виде незнакомцев «побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли». Обращаясь к главному из пришельцев, он сказал: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. 18:2,3). Своими собственными руками Авраам принес воды, чтобы они могли омыть с ног дорожную пыль. Он сам выбрал для них пищу; пока незнакомцы отдыхали в прохладной тени, его жена Сарра готовила для них угощение, а Авраам почтительно стоял рядом с ними. Он проявил к ним такую доброту просто как к странствующим, проходящим мимо незнакомцам, которые могли никогда больше не встретиться с ним. Однако трапеза окончилась, и стало ясно, кем были гости Авраама. Он прислуживал не только небесным ангелам, но и их славному Повелителю — своему Творцу, Искупителю и Царю. Аврааму были открыты небесные планы, и он был назван «другом Божьим»…

Преимущество, дарованное Аврааму и Лоту, доступно и нам. Оказывая гостеприимство Божьим детям, мы вполне можем принять в свои жилища Его ангелов. Даже в наше время ангелы в человеческом обличье входят в дома людей и люди принимают их. А христиан, живущих в исходящем от лица Божьего свете, всегда сопровождают невидимые ангелы, и эти святые существа оставляют благословение в наших домах (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 341, 342).

14 февраля

Обратный отсчет для Содома

«Подойдя к Нему, Авраам сказал: «Неужели Ты уничтожишь праведного вместе с нечестивым?.. Не можешь Ты так поступить — не предашь смерти праведного вместе с нечестивым!.. Судия всей земли поступит ли несправедливо?»» (Быт.18:23,25, ИПБ; см. также Быт.18:16- 33).

Авраам почтил Бога, и Он в Свою очередь оказал ему честь, посвятив в Свои планы и намерения. «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» — сказал Господь…

Муж веры умолял пощадить жителей Содома. Однажды он спас их своим мечом, теперь же пытался спасти их своими молитвами…     С глубоким почтением и смирением он неотступно просил… Сам грешник, он ходатайствовал за грешников. Таким духом должны быть наполнены все приближающиеся к Богу. Однако Авраам при этом проявил доверие ребенка, умоляющего своего любящего отца. Он приблизился к небесному Посланнику и горячо просил Его о заступничестве.

Хотя Лот был жителем Содома, однако не принимал участия в нечестивых делах его жителей. Авраам думал, что в том развратном городе должны были находиться и другие истинные дети Божьи. Авраам не ограничился одной просьбой, он воссылал их многократно. Значительно осмелев после получения положительных ответов на свои вопросы, он продолжал просить до тех пор, пока не добился заверения: если найдется хотя бы десять праведников, то ради них город будет пощажен.

Любовь к погибающим душам вдохновляла Авраама молиться. Ненавидя грехи развращенного города, он пытался спасти его нечестивых жителей. Глубокая заинтересованность Авраама в судьбе жителей Содома свидетельствует о той заботе, которую мы должны проявлять к нераскаявшемуся грешнику. Мы должны ненавидеть грех, но питать милость и любовь к грешнику.

Нас окружают души, идущие навстречу гибели, такой же безысходной, такой же ужасной, как и постигшая Содом. Каждый день является для кого-то последним днем испытания. Каждый час кто-то пересекает черту, где его еще могла достичь милость. Где же голос предостережения и мольбы, повелевающий грешнику спасаться от страшной участи? Где протянутые руки, ограждающие грешника от смерти? Где люди, со смирением и непоколебимой верой умоляющие Бога спасти грешника? (Патриархи и пророки, с. 139, 140).

15 февраля

Небезопасные улицы

«Когда вечером того же дня те два ангела подошли к Содому, Лот сидел у городских ворот. Как только Лот увидел их, он поднялся, чтобы приветствовать их, и, поклонившись до земли, сказал: «Прошу вас, господа мои, зайдите в дом ко мне, к рабу вашему, чтобы ноги вымыть и переночевать. А рано утром вы сможете продолжить путь свой». «Нет, — ответили они, — мы хотим переночевать на площади»» (Быт.19:1,2, ИПБ; см. также Быт.19:1-14).

Хотя Лот, племянник Авраама, обосновался в Содоме, он был исполнен духа патриарха, духа доброты и гостеприимства. Заметив двух незнакомцев у городских ворот и сознавая опасности, которые с наступлением темноты непременно подстерегали их в этом нечестивом городе, Лот настоял, чтобы они вошли в его дом. Он не задумывался, какой опасности подвергал при этом себя и свою семью. Это была часть его жизни — защищать тех, кому угрожала опасность, и заботиться о бездомных; а добро, проявленное к двум незнакомым странникам, привело в его дом ангелов. Те, кого Лот старался защитить, сами защитили его. С наступлением темноты он ради безопасности странников ввел их в свой дом, а на рассвете пришельцы благополучно вывели Лота и его семью за пределы обреченного города (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 342).

Лот не знал, кем они были в действительности, но вежливость и гостеприимство были его обычаем. Эти качества являлись частью его вероисповедания — уроками, которым он научился на примере Авраама. Если бы он не воспитывал в себе дух вежливости, то мог бы погибнуть вместе с остальными жителями Содома. Многие семейства, закрывая двери своих домов перед странниками, закрывают их перед вестниками Божьими, которые принесли бы им благословение, надежду и мир.

Каждый поступок, каким бы незначительным он ни казался, способствует добру или злу. Верность или пренебрежение в исполнении на первый взгляд незначительных обязанностей может открыть дверь щедрым благословениям или же большим несчастьям. Именно в малом испытывается характер. Бог благосклонно относится к непритворной ежедневной самоотверженности, проявляемой с радостью и доброхотно. Мы должны жить не для себя, а для других. Мы можем сделать нашу жизнь благословением только путем самозабвения, взращивая в себе дух любви и участия. Немного внимания, немного простой учтивости могут составить в общей сложности счастье жизни; а пренебрежение ими в немалой степени способствует несчастью людей (Патриархи и пророки, с. 158).

16 февраля

Последняя ночь

«Содом, Гоморру и города окрестные Бог обрек [на разрушение], превратив их в пепел. Это предостережение всем будущим нечестивцам» (2Пет.2:6, ИПБ; см. также Быт.19:1)

Пламя, уничтожившее города равнины, проливает свой предупреждающий свет вплоть до наших дней. Нам преподан грозный торжественный урок: несмотря на долготерпеливую милость Божью по отношению к грешникам, существует черта, которую люди не могут переступить, продолжая грешить. Когда этот предел достигнут, тогда предложенная благодать отнимается и разражаются Божьи суды.

Согласно словам Искупителя мира, существуют более тяжкие грехи, чем те, за которые были уничтожены Содом и Гоморра. Люди, слышавшие евангельскую весть, призывающую грешников к покаянию, и не принявшие ее, более виновны перед Богом, чем жители Содомской долины. Но еще большее осуждение навлекают на себя те, кто говорит, что знает Бога и соблюдает Его заповеди, а своим характером и повседневной жизнью отрекается от Христа. В свете данного Спасителем предостережения участь Содома является торжественным предостережением … для тех, кто легкомысленно относится к посланным Небом свету и преимуществам (Патриархи и пророки, с. 162-165).

Вскоре на Землю изольются Божьи суды. Ангелы Божьи предупреждают нас: «Поспешай, спасайся». Но раздаются и другие голоса, говорящие: «Не беспокойтесь, для тревоги нет никаких оснований». Люди, живущие беспечно на Сионе, восклицают: «Мир и безопасность!», тогда как Небо заявляет, что беззаконника постигнет скорая гибель. Люди молодые, легкомысленные, любящие удовольствия считают эти предостережения бабушкиными сказками и с иронией отворачиваются от них. Родители склонны думать, что их дети почти правы в данном вопросе, и все продолжают спокойно спать. Так было и во время гибели древнего мира, а также при уничтожении Содома и Гоморры огнем. В ночь накануне своей гибели население городов равнины бесчинствовало в веселии. Лота высмеивали за его страхи и предупреждения. Но именно эти насмешники и погибли в пламени. В ту самую ночь дверь милости навсегда закрылась для нечестивых, беззаботных жителей Содома (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 233, 234).

Тот же голос, который призывал Лота выйти из Содома, просит нас: «Выйдите из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому»! (2Кор.6:17). Повинующиеся этому предупреждению найдут убежище (Избранные вести, т. 2, с. 354).

17 февраля

Не забывайте

«Помните о жене Лота!» (Лк.17:32, ИПБ; см. также Быт.19:19,29).

Одна из убегающих дерзнула оглянуться назад на обреченный город — и превратилась в памятник Божьего суда. Если бы сам Лот без каких бы то ни было колебаний повиновался предостережению ангела и поспешно бежал в горы без единого слова протеста или просьбы, его жена также могла бы спастись. Его пример спас бы ее от греха, который запечатлел ее участь. Но нерешительность и промедление мужа не позволили ей с подобающей серьезностью отнестись к повелению ангела. Хотя женщина и покинула город, ее сердце осталось там, и она погибла вместе с ним. Она восстала против Бога, ибо Его суды погубили ее богатства и детей. Спасенная по великой милости из нечестивого города, она считала, что с ней поступают слишком сурово, поскольку богатство, накопленное в течение многих лет, пришлось оставить на уничтожение. Вместо того чтобы с признательностью принять избавление, жена Лота самонадеянно оглянулась назад, сожалея об участи тех, кто отверг Божественное предостережение. Ее грех свидетельствует о том, что она не была достойна жизни, за спасение которой испытывала так мало благодарности.

Мы должны быть очень осторожны и не относиться легкомысленно к милостивым мерам предосторожности, какие Бог принимает ради нашего спасения. Некоторые христиане заявляют: «Не нужно мне никакого спасения, если друг моей жизни или дети не получат его вместе со мной». Они считают, что Небо не будет для них Небом без тех, кто так дорог им. Но разве думающие так имеют правильное представление о своем личном отношении к Богу и о Его нежном милосердном попечении о них? Не забыли ли они о величайшем долге любви, чести и верности в служении своему Творцу и Искупителю? Зов милосердия обращен ко всем; и если наши друзья отвергают умоляющую любовь Спасителя, неужели мы тоже отвернемся от нее?

Искупление души очень дорого. Христос заплатил за наше спасение неизмеримо высокую цену, и никто из тех, кто оценил значимость этой огромной жертвы или ценность человеческой души, не отвергнет Божьей милости только потому, что так поступили другие (Патриархи и пророки, с.161,162).

18 февраля

Лучшая страна

«Но они, мы знаем, стремились к лучшему — к небесному, а потому и не стыдится Бог называть Себя их Богом. Он и град обетованный приготовил им уже» (Евр.11:16, ИПБ).

Когда Лот поселился в Содоме, он намеревался решительно оградить себя от беззакония и заповедать сие дому своему после себя. Но он жестоко ошибся…

Многие и поныне совершают подобную ошибку… Их дети окружены искушениями и слишком часто заводят такие знакомства, которые самым неблагоприятным образом отражаются на развитии благочестия и формировании правильного характера. Атмосфера разнузданной безнравственности, неверия, равнодушия к религиозным вопросам имеет тенденцию противостоять влиянию родителей. Перед глазами юношества всегда стоит пример бунта против родительского и Божественного авторитета. Многие сближаются с безбожниками и неверующими, связывая свою судьбу с врагами Божьими.

Бог желает, чтобы, выбирая место жительства, мы прежде всего учитывали нравственное и религиозное Влияние, которое будет окружать нас и наши семьи. Мы можем попасть в критическое положение, ибо многие не могут иметь желанного окружения, но всякий раз, когда долг призывает нас, Бог поможет нам остаться незапятнанными, если только мы будем бодрствовать и молиться, уповая на благодать Христа. Однако без необходимости мы не должны подвергать себя такому влиянию, которое неблагоприятным образом может сказаться на развитии нашего христианского характера…

Те, кто обеспечивает своим детям земное богатство и мирской почет ценой вечных интересов, осознают впоследствии, что эти приобретения обернулись ужасной потерей. Подобно Лоту, многие увидят своих детей погибшими и сами едва спасутся. Труды всей их жизни потеряны, их жизнь — печальная неудача. Если бы они практиковали истинную мудрость, то, хотя их дети, возможно, имели бы меньше земных благ, зато были бы уверенны в праве на бессмертное наследие.

Наследие, обещанное Богом Своему народу, находится не в этом мире…

Мы должны жить здесь, на Земле, как странники и пришельцы, если желаем получить лучшее отечество, то есть небесное (Патриархи и пророки, с.168-170).

19 февраля

Ничто не слишком ценно

«Верил Авраам, когда подвергся он испытанию и готов был принести в жертву Исаака. Единственного сына приносил он в жертву, хотя о нем дано ему было обещание… «Силен Бог, — убеждал себя Авраам, — и из мертвых восстановить Исаака»» (Евр.11:17-19, ИПБ; см. также Быт.22:1-14).

Бог призвал Авраама стать отцом всех верующих, и его жизнь должна была быть образцом веры для грядущих поколений. Но его вера не была совершенной. Однажды он проявил недоверие Богу, скрыв, что Сарра являлась его женой, а потом еще раз — женившись на Агари. Для того чтобы он мог достигнуть наивысшей ступени духовного развития, Бог подверг его другому испытанию, самому сложному из всех, когда-либо возлагаемых на человека (Патриархи и пророки, с.147).

Господь обратился к нему со словами: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и… принеси его во всесожжение». Сердце пожилого человека застыло от ужаса. Если бы болезнь унесла его дорогого сына, это стало бы наиболее горестным для любящего отца и покрыло бы печалью его убеленную сединой голову. Но теперь от него требуется пролить драгоценную кровь сына своей собственной рукой. Это казалось Аврааму страшным и невозможным делом. Тем не менее Бог повелел, и Его слово требовало безусловного повиновения. Авраам был уже в преклонных годах, но это не освобождало его от исполнения долга. Он вооружился посохом веры и в немой агонии взял за руку свое дитя, прекрасное в пышущей здоровьем юности, и отправился исполнять слово Божье …

Однако Авраам не стал рассуждать о том, как исполнятся Божьи обетования в случае, если Исаак будет заклан. Он не стал прислушиваться к плачу своего сердца, но выполнил Божественное поручение буквально, и только в самый последний момент, когда его нож уже был готов вонзиться в трепещущее тело юноши, Господь сказал ему: «Не поднимай руки твоей на отрока… ибо теперь я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с.144,145).

Это проявление веры Авраама записано нам в наставление. Оно преподает людям великий урок доверия требованиям Божьим, как бы строги и неприятны они ни были. Оно учит также детей совершенной покорности своим родителям и Богу. Повиновение Авраама наставляет нас, что в нашей земной жизни нет ничего такого настолько ценного, что мы не могли бы отдать Богу (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 368).

20 февраля

Выбор жены

«Ты не допустишь того, чтобы сын мой женился на одной из местных девиц, на ханаанеянке, а пойдешь в мою страну, к моим родственникам, и оттуда возьмешь жену сыну моему, Исааку» (Быт.24:3,4, ИПБ; см. также Быт.24).

Неизменная вера Авраама и его покорность Божьей воле нашли отражение в характере Исаака, но чувства молодого человека были сильны, а нрав кроткий и уступчивый. Если бы он женился на женщине, не боящейся Бога, тогда ради мира в семье мог бы пожертвовать и принципами своей веры. Для Авраама выбор жены для сына был делом огромной важности. Он очень беспокоился о том, чтобы сын женился на той, которая не уведет его от Бога…

Авраам анализировал последствия смешанных браков между боявшимися Бога и не боявшимися Его от дней Каина и до его времени. Последствия его собственного брака с Агарью, а также брачные связи Измаила и Лота были очевидны для него. Неверие Авраама и Сарры окончилось рождением Измаила — смешением праведного семени с нечестивым. Отцовское влияние на сына встречало противодействие со стороны языческих родственников матери и языческих жен Измаила…

Жена Лота была себялюбивой неверующей женщиной, под ее влиянием Лот отделился от Авраама. Если бы не она, Лот не остался бы в Содоме, лишенный советов мудрого богобоязненного патриарха…

Никто из боящихся Бога не может связать свою жизнь с тем, кто не боится Его, не подвергая при этом свою душу опасности. «Пойдут ли двое вместе, не сговорившись?» (Ам.3:3). Счастье и благосостояние семейного союза зависят от единства взглядов обеих сторон. Между верующим и неверующим — огромная разница в наклонностях, вкусах, стремлениях. Они служат двум господам, между которыми нет ничего общего. Как бы святы и справедливы ни были принципы одного супруга, влияние неверующего спутника жизни постоянно будет отдалять его от Бога … Божье повеление гласит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2Кор.6:14) (Патриархи и пророки, с.171-175).

21 февраля

Счастливый брак

«Господь, Бог небес, Который взял меня из отчего дома и родной страны и Который обещал мне с клятвой: «Потомкам твоим отдам Я землю эту», — Он пошлет ангела Своего перед тобою и позаботится о том, чтобы ты взял жену сыну моему оттуда» (Быт.24:7, ИПБ; см. также Быт.24).

Исаак был удостоен особенной чести от Бога, став наследником обетований, которые несли миру благословение. И хотя ему было уже 40 лет, он покорился воле своего отца, доверившего выбор жены для него опытному богобоязненному слуге. Результат этого брака, как свидетельствует Священное Писание, — трогательная прекрасная картина семейного счастья. «И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей».

Какой контраст между поведением Исаака и действиями современных молодых людей, даже так называемых христиан! Молодые люди очень часто думают, что вопрос их привязанностей — это такой вопрос; который может быть решен только ими самими, вопрос, который ни Бог, ни родители не должны подвергать разумному контролю. Еще задолго до того, как юноши и девушки достигают зрелого возраста, они считают себя вполне взрослыми, чтобы самостоятельно сделать выбор, не прибегая к помощи родителей… Многие таким образом потерпели полное крушение в этой жизни и утратили всякую надежду на жизнь вечную…

Родители всегда должны сознавать свою ответственность за будущее счастье детей. Уважение Исаака к мнению отца было плодом воспитания, научившего сына послушанию. В то время как Авраам требовал от своих детей признания родительского авторитета, его повседневная жизнь свидетельствовала о том, что власть отца основывалась не на эгоизме или произволе, а на любви, ищущей их благополучия и счастья (Патриархи и пророки, с. 175,176).

Если и существует вопрос, требующий самого тщательного обдумывания и советов старших и более опытных людей, то это вопрос о браке. Если когда-либо возникала потребность в наставлениях Библии, если когда-либо Божественное руководство необходимо испрашивать в молитве, — так это прежде всего в то время, когда люди намерены сделать шаг, который свяжет их на всю жизнь (там же, с.175).

22 февраля

Позвольте проявиться вашей религии

«Чтобы невинными вам быть и сердцем чистыми, чтобы и впредь непорочными детьми Божьими сиять вам, как звездам во Вселенной, в этом бесчестном и растленном мире» (Флп.2:15, ИПБ).

Народы, по соседству с которыми жил Авраам, почитали его как могущественного князя, мудрого, незаурядного вождя. Авраам не сторонился своих соседей. Его жизнь и характер, резко отличаясь от образа жизни идолопоклонников, являлись убедительным свидетельством истинной веры. Он был беззаветно предан Богу, в то время как его обходительность и великодушие вызывали у окружающих дружеское расположение и доверие; его неподдельное величие внушало уважение и почтение.

Он не скрывал свою веру как драгоценное сокровище, чтобы ревниво охранять ее и только одному наслаждаться ею. Истинную религию невозможно скрыть подобным образом, ибо подобный дух противоречит принципам Евангелия. Если Христос живет в сердце, невозможно утаить или затмить свет Его присутствия. Напротив, он будет становиться изо дня в день все ярче и ярче, по мере того как животворные лучи Солнца Праведности будут рассеивать густой мрак эгоизма и окутывающего душу греха.

Народ Божий является представителем Бога на Земле, и Господь желает, чтобы дети Его были светильниками среди нравственной тьмы этого мира. Рассеянные по всей земле — в городах, деревнях, селениях, — они являются Божьими свидетелями, через которых Он сообщает неверующим Свою волю и чудеса Своей милости. Его воля состоит в том, чтобы все причастники великого спасения стали Его миссионерами. Благочестие христиан является образцом, при помощи которого неверующие люди составляют себе мнение об Евангелии. Терпеливо перенесенные испытания, с признательностью приняты е благословения, смирение, доброта, милосердие и любовь, проявляемые в повседневной жизни, — это свет, который сияет в их характере перед всем миром, контрастируя с мраком, исходящим от плотского себялюбивого сердца (Патриархи и пророки, с.133, 134).

23 февраля

Неидентичные близнецы

«Дети выросли. Исав стал ловким охотником, человеком поля, а благонравный Иаков предпочитал оставаться дома» (Быт.25:27, ИПБ; см. также Быт.25:19-28).

Дети Исаака, близнецы Иаков и Исав, разительно отличались друг от друга и образом жизни, и характером… Став взрослым, Исав привык исполнять все свои желания и все его интересы сосредоточивались на настоящем. Не терпящий ограничений, он любил дикие охотничьи погони и рано решил стать охотником. Однако он был любимцем отца. Спокойного, миролюбивого пастыря привлекали смелость и сила старшего сына, который, бесстрашно бродя по горам и пустынным местам, возвращался домой с дичью для отца и рассказывал ему захватывающие истории из своей полной приключений жизни.

Вдумчивому, прилежному и заботливому Иакову, думающему всегда больше о будущем, чем о настоящем, нравилась жизнь дома, где он ухаживал за скотом и обрабатывал землю. Мать ценила его терпеливую настойчивость, бережливость и предусмотрительность. Его чувства были глубоки и сильны; его нежное неусыпное внимание доставляли ей намного больше счастья, нежели случайные бурные выражения сыновней любви Исава…

Иаков узнал от матери, что, согласно Божественному слову, право первородства будет принадлежать ему, и его переполняло невыразимое желание всех привилегий, которые оно даровало бы. Не отцовского богатства страстно желал Иаков, он стремился обладать духовным первородством. Общаться с Богом, как праведный Авраам, приносить искупительную жертву за свою семью, стать праотцом избранного народа и обетованного Мессии, наследовать бессмертные сокровища благословений завета — вот преимущества и почести, которые воспламеняли его самые страстные желания…

Но хотя Иаков и ставил вечное выше временных благословений, он не имел личного опыта познания Бога, Которого почитал. Его сердце не было возрождено Божественной благодатью. Он верил, что обетование относительно него не могло исполниться до тех пор, пока право первородства сохранялось за Исавом, поэтому постоянно думал, каким бы способом получить благословения, которыми брат его так мало дорожил, но которые были так дороги ему (Патриархи и пророки, с.177-179).

24 февраля

Извращенные ценности

«Так пренебрег Исав своим правом быть в семье первенцем» (Быт.25:34, ИПБ; см. также Быт.25:29-34).

Исав не питал любви к молитве и не имел склонности к религиозной жизни. Предписания, обусловленные духовной стороной пер во родства, были для него неприятным и даже ненавистным ограничением. На Закон Божий, который являлся условием Божественного завета с Авраамом, Исав смотрел как на рабское иго. Привыкнув исполнять все свои желания, он ничего так не жаждал, как свободы делать то, что ему заблагорассудится. Все счастье жизни олицетворялось для него властью и богатством, пиршествами и весельем. Он гордился неограниченной свободой своей дикой, скитальческой жизни (Патриархи и пророки, с. 178).

Очень многие люди подобны Исаву. Он представляет класс тех, которые имеют перед собой особое, ценное благословение — бессмертное наследство, жизнь, столь же долговечную, как и жизнь Бога, Творца Вселенной, неизмеримое счастье и вечную славу, — однако они так долго давали волю своим аппетитам, страстям и наклонностям, что их способность различать и ценить вечное притупилась.

Исав имел такое сильное желание отведать то особое блюдо, и он настолько привык потакать себе во всем, что не счел необходимым отвернуться от соблазнительной, вожделенной похлебки. Он думал о ней, не предпринимая никаких особых усилий для обуздания своего аппетита, пока сила чревоугодия… не завладела им полностью. Он представил себе, что будет испытывать сильное страдание и, возможно, даже умрет, если не поест это особое блюдо. Чем больше Исав думал о нем, тем сильнее становилось его желание, пока, наконец, священное первородство не потеряло для него всякую ценность и святость (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 38).

Не ведая того, Исав пережил кризис в своей жизни. То, чему он почти не придал значения, было поступком, обнаружившим доминирующие черты его характера. Этот поступок продемонстрировал его выбор и то, как он оценивал вверенное ему священное достояние, которым нужно было дорожить. Исав продал свое право первородства за ничтожную поблажку сиюминутным желаниям, и это предопределило последующий ход его жизни (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1094, 1095. Комментарий Э. Уайт).

Исав представляет тех, кто не испытал своих преимуществ, приобретенных для них бесконечной ценой, но продал свое право первородства за потворство аппетиту или любовь к наживе (там же, с. 1095).

25 февраля

Проданное право первородства

«Предай Господу путь твой, доверься Ему, и Он действовать будет» (Пс.36:5, ИПБ; см. также Быт.27:1-40).

Исаак любил Исава больше, чем Иакова. Однажды, думая о близкой кончине, отец попросил Исава приготовить ему кушанье, чтобы он перед смертью мог благословить сына … Ревекка, услышав слова Исаака, вспомнила обетование Господа о том, что «больший будет служить меньшему», и она знала, что Исав несерьезно отнесся к своему первородству, продав его Иакову…

Ревекка знала о любви и привязанности Исаака кИсаву и была убеждена, что никакие доводы с ее стороны не заставят его изменить свое намерение благословить Исава. Вместо того чтобы довериться Богу, в руках Которого находится все, она продемонстрировала недостаток веры, убедив Иакова обмануть своего отца…

Если бы Исав получил благословение отца, как полагалось первенцу, благосостояние его все равно зависело бы только от Бога. И в зависимости от его образа действий Он благословил бы Исава процветанием или же навлек бы на него бедствия. Если бы Исав, подобно праведному Авелю, любил и почитал Бога, то Он принял бы его и благословил. Если бы, подобно нечестивому Каину, он не чтил Бога и не слушал Его повелений, но следовал похотям своего развращенного сердца, то и Бог не благословил бы его и отверг, как и Каина. В свою очередь, если бы Иаков жил праведной жизнью, любил и боялся Бога, то Он благословил бы его и благодеющая рука Всемогущего была бы над ним, даже если бы он не получил благословений и привилегий, которые обычно полагались первенцу (История спасения, с. 88, 89).

Иаков и Ревекка преуспели в своей цели, однако обрели только волнения и горе от своего обмана. Бог сказал, что Иаков получит благословение первородства, и, если бы они с верой ожидали этого, Его слово исполнилось бы в свое время. Но подобно многим так называемым детям Божьим в наше время, они не пожелали предать себя в Его руки. Ревекка горько раскаивалась в том, что дала сыну такой плохой совет, ставший причиной их разлуки, — она уже никогда больше не увидела сына (Патриархи и пророки, с. 180).

26 февраля

Горькая цена

«Умолял о нем [благословении] со слезами, но в его сердце не нашлось места подлинному раскаянию» (Евр.12:17, ИПБ; см. также Быт.27:30-40).

Вскоре после того как Иаков вышел из шатра отца, появился Исав. Хотя он и продал свое первородство, скрепив договор торжественной клятвой, но теперь решил получить эти благословения, несмотря на притязания брата. Духовное первородство было тесно связано с земным, которое дало бы ему возможность стать главой семьи и обладать двойной частью отцовского состояния. Именно эти благословения он мог оценить…

Исав мало дорожил этим благословением, пока оно принадлежало ему, но теперь страстно желал иметь то, что ушло от него навсегда. Вся его пылкая, стремительная натура возмутилась, его скорбь и гнев были ужасны. С горьким воплем он бросился к отцу и умолял его: «Неужели. отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой!»…

Теперь он не мог уже вернуть право первородства, которое так беззаботно променял. За «одну снедь», потворствуя порыву чревоугодия, которое он никогда не обуздывал, Исав продал свое наследие. а когда увидел свою оплошность. было уже слишком поздно, чтобы вернуть благословение…

у Исава была возможность снискать расположение Божье покаянием, но возвратить себе право первородства он уже не мог. Не осознание греха породило его скорбь — он не желал примириться с Богом. Он сокрушался о последствиях своего греха, а не о самом грехе (Патриархи и пророки. с. 180, 181).

Покаяние подразумевает сокрушение о соделанном грехе и оставление его. Мы не откажемся от греха, если не осознаем его пагубность; до тех пор, пока наше сердце не отвернется от него, в нашей жизни не произойдет настоящей перемены.

Многие не понимают истинной природы покаяния. Люди сожалеют о соделанном грехе и даже внешне изменяют свое поведение, поскольку боятся, что за их неверные поступки им придется страдать… Но это не есть покаяние в библейском смысле. Они оплакивают последствия греха, а не сам грех. Такой была печаль Исава, когда он понял, что навсегда потерял право первородства (Путь ко Христу, с. 23).

27 февраля

Надежда для беглеца

«И увидел Иаков во сне лестницу, основание которой покоилось на земле, а верхние ступени достигали неба. Ангелы Божии поднимались и спускались по этой лестнице» (Быт.28:12, ИПБ; см. также Быт.27:41-28:15).

Спасаясь от гнева Исава, угрожавшего ему смертью, Иаков оставил дом отца и бежал, но с собой он уносил отцовское благословение. Исаак произнес над ним завет обетования и повелел ему как наследнику взять себе жену из семьи его матери в Месопотамии. Однако Иаков отправился в путь с сердцем, переполненным мучительными опасениями. С одним посохом в руке ему предстояло пройти сотни миль по стране, населенной дикими разбойничьими племенами. Измученный угрызениями совести и страхом, он старался избегать людей. чтобы разгневанный Исав не напал на его след. Иаков опасался, что навсегда лишился того, что ему обещал Бог; а сатана уже был тут как тут, чтобы терзать его душу искушениями…

Мрак отчаяния окутал душу Иакова, и он едва осмеливался молиться. Он был совершенно одинок и, как никогда раньше, чувствовал, что нуждается в защите Божьей. С плачем и глубоким смирением он исповедал свой грех и умолял Господа подать ему какой-либо знак, подтверждающий. что Он не оставил его окончательно… Бог не оставил Иакова. Его милость все еще простиралась над заблудшим, недоверчивым слугой. Сострадательный Господь явил Иакову именно Того, в Ком он так нуждался, — Спасителя…

Измученный странствиями скиталец лег на землю, положив под голову вместо подушки камень. Уснув, он увидел во сне ослепительно сияющую лестницу, основание которой покоилось на земле, а вершиной своей она достигала неба. По этой лестнице восходили и нисходили ангелы. Над лестницей восседал Господь славы…

Иаков проснулся… Его окружало глубокое безмолвие ночи. Чудесные картины видения исчезли. Он видел только неясные очертания сиротливо возвышавшихся холмов, а над ними небеса, сияющие звезды. Но у него появилось торжественное ощущение, что Бог с ним. Невидимое присутствие заполнило это безлюдное место. «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!.. это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Патриархи и пророки, с. 183-187).

28 февраля

Возвратите Богу принадлежащее Ему

«Этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть» (Быт.28:22; см. также Быт.28:16- 22).

Согласно обычаю увековечивать важнейшие события, Иаков поставил памятник милости Божьей, чтобы всякий раз, когда он окажется в здешних краях, можно было остановиться на этом священном месте и поклониться Богу… С чувством глубокой признательности он повторил обетование, что Бог будет с ним, и затем дал торжественный обет. «Если Бог будет со мною, и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, то будет Господь моим Богом и этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть».

Здесь Иаков не ставил Богу никаких условий. Господь уже обещал ему благоденствие, и теперь произнесенный им обет свидетельствовал только о сердечной благодарности, которую он испытывал к Богу в ответ на уверения в любви и милости. Иаков чувствовал, что Бог имеет к нему определенные требования и что он должен признать их, ответив чем-то на особые проявления Божественного благоволения. Так каждое излитое на нас благословение побуждает нас к благодарности Источнику всех наших благ. Христианину следует чаще окидывать взором свою жизнь, с благодарностью вспоминая чудесные случаи избавления, которые Бог совершил для него, поддерживая в испытании, открывая пути, когда все, казалось, было покрыто беспросветной тьмой, подкрепляя, когда он уже был готов потерять мужество. Все это человек должен воспринимать как проявление заботы охраняющих его небесных ангелов. В свете этих бесчисленных благословений он должен чаще спрашивать себя со смиренным и благодарным сердцем: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс.115:3).

Наше время, наши таланты, наше имущество должно быть посвящено Тому, Кто вверил нам все эти благословения. Всякий раз, когда Бог особенно чудесным образом избавляет нас или, когда мы получаем новые и неожиданные доказательства Его благоволения, нужно признавать благость Божью, выражая свою благодарность не только словами, но, подобно Иакову, принося Ему дары и приношения. Поскольку мы постоянно получаем благословения Божьи, то должны также постоянно отдавать (Патриархи и пророки, с. 187, 188).