Март

1 марта

Семь кратких лет

«Семь лет работал на него Иаков за Рахиль, но ему показалось, что прошло всего лишь несколько дней, — так любил он ее» (Быт.29:20, ИПБ; см. также Быт.29:1-20).

Как отличалось его [Иакова] прибытие от прибытия посланника Авраама почти сто лет тому назад! Слуга прибыл с сопровождающими людьми, караваном верблюдов, а также с богатыми подарками из золота и серебра; а сын Исаака был одиноким путником со стертыми ногами, не имеющий ничего, кроме посоха. Подобно слуге Авраама Иаков остановился у колодца, и именно там он встретил Рахиль, младшую дочь Лавана… Хотя он пришел без всякого имущества и один, но за несколько недель все убедились в его старательности и умении, поэтому настойчиво просили его остаться. Было решено, что Иаков должен служить Лавану семь лет за Рахиль.

В древнее время обычай требовал, чтобы перед получением согласия на обручение жених заплатил отцу невесты определенную сумму денег или отдал другое равноценное имущество согласно своему положению дел. Это считалось гарантией брачного родства … Но для тех, кто не имел ничего, чтобы уплатить за жену, были предусмотрены другие условия. Им позволялось работать на отца полюбившейся девушки в течение времени, назначенного в соответствии с требуемым выкупом. Если человек, просящий руки девушки, проявлял себя честным в работе и достойным во всех других отношениях, отец отдавал свою дочь ему в жены; и, как правило, полученный отцом выкуп передавался ей во время бракосочетания.

Этот древний обычай, которым люди иногда, подобно Лавану, злоупотребляли, приводил к хороших результатам. Когда от человека, просившего руки девушки, требовалось отработать за невесту, это препятствовало заключению поспешного брака и у него была возможность про верить глубину своих чувств, а также способность обеспечить семью. в наше время многие пороки являются результатом того, что люди придерживаются противоположного образа действий. Часто дело обстоит так, что до заключения брака молодые люди имеют очень мало возможности ознакомиться с привычками и склонностями друг друга, и когда речь идет о повседневной жизни, оказывается, что они фактически незнакомы друг с другом, объединяя свои интересы у алтаря. Слишком поздно многие приходят к выводу, что они не подходят друг другу, и результатом их союза является несчастье длиной в жизнь (Патриархи и пророки, с. 188, 189).

2 марта

Сущность жизни и смерти

«И сказал Он Иакову: «Не удерживай Меня — Я ухожу. Заря уже занялась». «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня», — вырвалось у Иакова» (Быт.32:26, ИПБ; см. также Быт.32).

В момент великого жизненного кризиса Иаков удалился для молитвы. У него было непреодолимое стремление изменить свой характер (Нагорная проповедь Христа, с. 144).

Это была пустынная, гористая местность, пристанище для диких зверей, прибежище для разбойников и убийц. Стояла полночь. Беззащитный одинокий Иаков в глубоком отчаянии упал на землю… С сердечным воплем и слезами он представил свою молитву перед Богом. Вдруг чья-то сильная рука схватила его. Думая, что это какой-то разбойник хочет убить его, Иаков старался освободиться из рук противника.

В темноте оба боролись, пытаясь превозмочь друг друга. Не было сказано ни слова, но Иаков приложил всю свою силу, не расслабляясь ни на миг. Когда он таким образом боролся за свою жизнь, чувство собственной вины тяготило душу Иакова; его грехи представали перед ним, отдаляя его от Бога. В полном отчаянии он вспомнил о Божественных обетованиях и от всего сердца стал умолять Бога о милости. Борьба продолжалась до наступления рассвета, когда незнакомец коснулся бедра Иакова, и он тотчас же стал хромым, Теперь патриарх разглядел очертания своего соперника. Он узнал, что боролся с небесным вестником, и именно поэтому его почти сверхчеловеческие усилия не принесли ему победу. Это был Христос, «Ангел завета», явившийся Иакову. Патриарх получил повреждение и испытывал острую боль, однако не ослабил хватку…

Он настаивал: «Отпусти Меня; ибо взошла заря», но Иаков отвечал: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня». Если бы это была хвастливая и дерзкая самонадеянность, то Иаков был бы тотчас уничтожен; но это была уверенность человека, сознающего собственное ничтожество, и все же не сомневающегося в верности Бога, хранящего Свой завет (Патриархи и пророки, с. 196, 197).

То, чего Иаков тщетно добивался собственными силами, он приобрел через покорность и твердую веру (Нагорная проповедь Христа, с. 144).

3 марта

Время страданий для Иакова

«Горе нам! Ибо это великий день, нет ему подобного. День этот — время страданий для Иакова, но он будет от них избавлен». (Иер.30:7, ИПБ; см. также Быт.32:24-30).

Когда Христос завершит Свое служение как Ходатай за людей, тогда начнется это время страданий. Тогда решится участь каждой души, и больше не будет искупительной крови для очищения от грехов…

Тогда удерживающий Дух Божий будет отнят от Земли. Подобно тому, как Иакову угрожала смерть от руки разгневанного брата, так и народ Божий окажется в опасности от нечестивых, которые будут стараться уничтожить его. И как патриарх боролся всю ночь, чтобы спастись от руки Исава, так и праведники будут день и ночь взывать к Богу об избавлении от окружающих их врагов.

Когда в отчаянии Иаков ухватился за Ангела и со слезами выразил свою просьбу, Небесный Вестник, испытывая его веру, также напомнил ему о его грехе и пытался освободиться от него. Но это не остановило Иакова. Он знал, что Бог милостив, и положился на Его милость. Он напомнил о своем раскаянии и умолял об избавлении. Анализируя свою жизнь, Иаков почти впал в отчаяние, однако крепко ухватился за Ангела и с искренним мучительным воплем настаивал на своей просьбе, пока не одержал победу.

Такой опыт переживет Божий народ в своей последней борьбе с силами зла. Бог проверит их веру, настойчивость и уверенность в Его силе спасти их. Сатана будет стараться запугать детей Божьих, внушая им мысль, что их положение безнадежно, грехи слишком велики и нет им прощения. Они глубоко осознают свои недостатки, и, когда будут анализировать свою жизнь, их надежды станут угасать. Но, вспоминая о силе Божьей милости и о своем искреннем раскаянии, они будут умолять о Его обетованиях, данных во Христе беспомощным кающимся грешникам. Их вера не поколеблется от того, что они не получат мгновенного ответа на свои молитвы. Они будут держаться за силу Божью, как Иаков ухватился за Ангела, и души их возопиют: «Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня!» (Патриархи и пророки, с. 201, 202).

4 марта

Сила гарантирована

«Ибо ты боролся с Богом и с людьми — и побеждал» (Быт. 32:28, ИПБ; см. также Быт. 32:24-30).

Если бы Иаков не раскаялся прежде в своем грехе, что обманным путем завладел первородством, Бог мог бы не услышать его молитву и по милости не сохранил бы ему жизнь. Так и во время скорби: если перед детьми Божьими предстанут неисповеданные грехи в то время, когда их постигнут муки и страх, то они будут сокрушены; отчаяние уничтожит их веру, у них не будет уверенности, чтобы умолять Бога об избавлении. Однако если дети Божьи будут сознавать глубину своего недостоинства, у них не окажется сокрытых грехов, которые придется изобличать. Их грехи будут изглажены искупительной кровью Христа, и они больше не вспомнят о них…

Все, кто пытается оправдать или скрыть свои грехи, позволяя им оставаться записанными в небесных книгах, неисповеданными и непрощенными, будут побеждены сатаной. Чем возвышеннее их исповедание, чем почетнее занимаемая ими должность, тем печальнее их участь в’ глазах Божьих и тем более уверенным будет триумф великого врага.

История Иакова является гарантией, что Бог не покинет тех, кто был введен в грех, но возвратился к Нему с истинным покаянием. Благодаря покорности и доверию Иаков получил то, чего не мог приобрести в борьбе собственными усилиями. Так Бог показал Своему слуге: только Божественная сила и благодать могут даровать ему благословение, которого он так жаждал. Подобное произойдет и с живущими в последнее время. Когда опасности окружат их, отчаяние завладеет их душой, они должны будут полагаться исключительно на заслуги искупления… Поступая так, никто не погибнет.

Иаков победил, потому что был тверд и решителен… Теперь мы должны научиться этой побеждающей молитве, этой непоколебимой вере. Величайшие победы — как в Церкви Христа, так и в жизни каждого христианина — одерживаются не благодаря таланту или образованию, богатству или благосклонности людей. Эти победы приобретаются в приемной Бога, когда искренняя, ревностная вера опирается на Могущественную руку (Патриархи и пророки, с. 202,203).

5 марта

Воссоединение

«Будьте [напротив] взаимно добры и милосердны, прощайте друг друга, как и Бог вас простил во Христе» (Еф.4:32, ИПБ; см. также Быт.33:1-16).

В то время как Иаков боролся с Ангелом, к Исаву был послан другой небесный вестник. Во сне Исав увидел своего брата, который вот уже двадцать лет был в изгнании вдали от отцовского дома; он был свидетелем его скорби о смерти матери, он видел его в окружении Божьего воинства. Исав рассказал своим воинам об этом сне и повелел им не причинять никакого зла Иакову, потому что Бог отца его был с ним.

Наконец два лагеря приблизились друг к другу — вождь пустыни, возглавляющий своих воинов, и Иаков со своими женами, детьми, в сопровождении пастухов и служанок, за которыми следовали большие стада животных. Опираясь на посох, патриарх вышел вперед навстречу воинам. Он был бледен, хромал после недавней схватки, шел медленно, с трудом, останавливаясь на каждом шагу, но лицо его светилось радостью и миром.

Увидев этого искалеченного страдальца, «побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали». Даже сердца грубых воинов Исава были тронуты этой сценой. Хотя он рассказал им о своем сне, они не могли объяснить перемену, произошедшую с их предводителем. Видя немощь патриарха, они даже предположить не могли, что эта слабость сделала его сильным.

В ночь мучительных страданий на берегу Иавока, когда казалось, что гибель совсем близка, Иаков осознал, насколько тщетна человеческая помощь, безосновательна всякая надежда на силу человека. Он понял, что его единственная помощь может прийти от Того, против Кого он так тяжко согрешил. Беспомощный и недостойный, Иаков умолял о Божьем обетовании милости к кающемуся грешнику. Это обетование было его гарантией, что Бог простит и примет его. Скорее небо и земля прейдут, чем не исполнится слово Бога; это поддерживало его во время страшной борьбы (Патриархи и пророки, с. 198,201).

6 марта

Разные пути

«Кто верит в Сына, тот вечную жизнь наследует, а кто Сыну отказывается верить, никогда той жизни не увидит» (Иоан.3:36, ИПБ; см. также Быт.35:27-29).

Иаков и Исав встретились у смертного одра своего отца. Когда-то старший брат взирал на это событие как на возможность для мести, но его чувства с тех пор сильно изменились. А Иаков, довольствуясь духовными благословениями первородства, уступил старшему брату наследование отцовского состояния, — единственное наследство, к которому стремился и которое ценил Исав…

Исав и Иаков в одинаковой мере получили познания о Боге, оба могли свободно соблюдать Его Заповеди и получить Его благоволение, однако не оба избрали этот путь. Два брата пошли разными путями, и их стези все больше и больше расходились.

Не по произвольному выбору со стороны Бога Исав ли-шился благословений спасения. Дары Его благодати через Христа доступны всем. Не по чьему-либо выбору, а по собственному каждый может погибнуть… Каждая душа, которая со страхом и трепетом совершает свое спасение, является избранной. Тот избран, кто облекается в доспехи и подвизается добрым подвигом веры. Тот избран, кто будет бодрствовать в молитве, изучать Писание и избегать искушений. Тот избран, кто будет постоянно иметь веру и проявлять послушание каждому слову, исходящему из уст Божьих. Условия искупления доступны всем, но результатами искупления будут наслаждаться те, кто подчинился этим условиям.

Исав пренебрег благословениями завета. Он ценил временные блага выше духовных и получил то, чего желал. Он отделился от Божьего народа в результате собственного обдуманного выбора. Иаков избрал наследие веры. Он пытался получить его обманом, вероломством, ложью, но Бог допустил, чтобы его грех способствовал его исправлению… Низменные черты характера были уничтожены в огненной печи, истинное золото очистилось, и в Иакове во всей полноте проявилась вера Авраама и Исаака (Патриархи и пророки, с. 207, 208).

7 марта

Беда в доме

«Когда братья Иосифа увидели, что отец любит его больше, чем их, они исполнились… ненавистью к Иосифу» (Быт.37:4, ИПБ; см. также Быт.37:1-11).

Грех Иакова и череда событий, к которым он привел, оказали влияние ко злу — влияние, принесшее горькие плоды в характере и жизни его сыновей. Достигнув зрелого возраста, они обнаружили серьезные недостатки. В семье проявлялись последствия многоженства. Этот ужасный порок имеет тенденцию высушивать всякий источник любви, а его влияние ослабляет самые священные узы. Ревность нескольких матерей отравляла семейные отношения; дети росли сварливыми и несдержанными, а жизнь отца была омрачена беспокойством и печалью.

Среди них, однако, был один, резко отличавшийся по характеру, — старший сын Рахили, Иосиф, редкая внешняя красота которого, казалось, отражала внутреннюю красоту разума и сердца. Целомудренный, энергичный, жизнерадостный юноша проявлял также серьезность и твердость в отношении нравственности. Он слушался наставлений отца и охотно повиновался Богу… После смерти матери его любовь к отцу стала сильнее, и сердце Иакова привязалось к этому позднему ребенку. Он «любил Иосифа более всех сыновей своих».

Но даже эта привязанность послужила причиной для беспокойства и печали. Иаков неосторожно проявил свое предпочтение Иосифу, и это возбудило ревность других сыновей… Неблагоразумный подарок отца Иосифу — дорогая верхняя одежда, или туника — … вызвал подозрение, что Иаков намеревался, минуя старших детей, наделить правом первородства сына Рахили. Злоба братьев еще больше возросла, когда однажды юноша рассказал свой сон…

Когда юноша стоял перед братьями, его прекрасное лицо озарилось вдохновением Духа, и они не могли сдерживать свое восхищение, — однако не пожелали оставить своих злых путей и возненавидели чистоту, обличавшую их грехи. В их сердцах воспламенился тот самый дух, который руководил Каином (Патриархи и пророки, с. 208-210).

8 марта

Вдохновенное решение

«Иосиф же — дерево молодое, плодоносное, у источника выросшее молодое дерево плодоносное, ветви которого над стеной возвышаются» (Быт.49:22, ИПБ; см. также Быт.37:12-36).

Будучи проданным в Египет, Иосиф считал это величайшим бедствием, которое только могло на него обрушиться; однако он видел необходимость довериться Богу таким образом, как никогда ранее не доверялся, находясь под защитой отцовской любви (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1096. Комментарий Э. Уайт).

Когда караван двигался в южном направлении к границам Ханаана, юноша мог на расстоянии различить холмы, среди которых были разбросаны шатры его отца. Он горько рыдал при мысли о любящем отце, пребывающем в одиночестве и страданиях. События, произошедшие в Дофане, вновь предстали перед ним. Он видел своих рассерженных братьев и ощущал, как их свирепые взгляды были прикованы к нему. В его ушах звучали язвительные, оскорбительные слова, которыми были встречены его отчаянные мольбы. С трепетом в сердце Иосиф взирал на свое будущее. Какая перемена в положении — от нежно любимого сына к презренному и беспомощному рабу!..

Но по провидению Божьему даже этот опыт должен был стать благословением для него. За несколько часов он научился тому, чего в других обстоятельствах мог бы не усвоить на протяжении долгих лет. Его отец, какой бы сильной и нежной ни была его любовь, причинял ему вред лицеприятием и потаканием. Такое неблагоразумное предпочтение рассердило братьев Иосифа и побудило их к совершению жестокого поступка, разделившего его с домом. Последствия такого предпочтения отобразились и на характере Иосифа. Недостатки, которые поощрялись, теперь необходимо было исправить…

Мысли Иосифа обратились к Богу его отца. В детстве он был научен любить и бояться Господа. Часто в шатре своего отца он слышал историю о видении Иакова, которое он получил, покинув собственный дом как изгнанник и беглец … Его душа трепетала от славного решения доказать верность Богу — при любых обстоятельствах поступать так, как подобает подданному Небесного Царя. Всем сердцем юноша жаждал служить Господу. Он желал стойко встретить любые испытания его судьбы и верно исполнить всякую обязанность. События одного дня стали решающим моментом в жизни Иосифа. Ужасное бедствие, случившееся в этот день, превратило его из избалованного ребенка в рассудительного, смелого и владеющего собой мужчину (Патриархи и пророки, с. 213, 214).

9 марта

Благословленное партнерство

«Господь был с Иосифом и помог ему проявить себя достойным образом… И видел хозяин, что Господь с Иосифом и что поэтому в руках его все спорилось и ладилось» (Быт.39:2, 3, ИПБ; см. также Быт.39: 1-6).

По прибытии в Египет Иосиф был продан Потифару, царедворцу фараона, на службе у которого он находился десять лет. Здесь юноша подвергался искушениям необычного характера. Он находился в среде идолопоклонства. Поклонение ложным богам сопровождалось царственной роскошью, поддерживалось богатством и культурой самых высокоцивилизованных народов того времени. Однако Иосиф сохранил свою простоту и верность Богу. Он видел безнравственность и слышал голос порока, однако был словно невидящий и не слышащий. Он не позволял своим мыслям останавливаться на запретных темах. Желание приобрести расположение египтян не могло заставить его скрывать свои принципы. Если бы Иосиф попытался сделать это, то был бы побежден искушением; но он не стыдился религии своих отцов и не прилагал усилий к тому, чтобы утаить свою приверженность Иегове… С каждым днем доверие Потифара к Иосифу возрастало, и, в конце концов, способствовало тому, что юноша стал его управляющим, обладающим полным контролем над всей его собственностью…

Заметное процветание, сопутствующее всему, что было отдано на попечение Иосифа, не было результатом непосредственного чуда; его прилежание, заботливость и энергия увенчивались Божественным благословением. Иосиф приписывал свой успех благосклонности Бога, и даже его языческий господин воспринял это как секрет своего необыкновенного процветания. Однако без постоянных, целенаправленных усилий можно никогда не достичь успеха. Бог был прославлен верностью Своего слуги. В Его намерение входило, чтобы в чистоте и честности верующий в Бога предстал как явная противоположность идолопоклонникам и чтобы таким образом свет небесной благодати воссиял среди тьмы язычества.

Мягкость и преданность Иосифа завоевали сердце царедворца, который начал видеть в нем скорее сына, чем раба. Молодой человек знакомился с высокопоставленными и образованными людьми, приобретая знания в области науки, изучая языки и управление делами — образование, необходимое будущему премьер-министру Египта (Патриархи и пророки, с. 214, 217).

10 марта

Как я могу это сделать?

«Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт.39:9; см. также Быт.39:7-12).

В жизни молодого человека всегда наступает критический период, когда он отделен от домашнего влияния и мудрых советов, когда он попадает в новую обстановку и подвергается испытаниям. Но если он добровольно не подвергает себя опасности и не удаляется от родительского ограничения, если не по собственной воле или выбору оказывается в опасных ситуациях и при этом уповает на силу Бога, лелея в своем сердце Его любовь, тогда силой Господа, поместившего его в это трудное положение, он не поддастся искушению. Бог защитит его от развращения вследствие жестокого искушения. Бог был с Иосифом в его новом доме. Он выполнял свои обязанности, несправедливо страдая, но поступая правильно. Иосиф пребывал в любви Божьей и под Его защитой, ибо воплощал свой религиозный принцип во всем, за что брался (Письмо 3,1879 г.).

Вера и честность Иосифа должны были пройти испытание огнем. Жена его господина пытал ась склонить молодого человека к нарушению Закона Божьего. До сих пор Иосиф был чист от развращенности, распространенной в той языческой стране. Но это искушение такое неожиданное, такое сильное и обольстительное — как противостоять ему? Иосиф хорошо понимал, к чему приведет сопротивление. С одной стороны, его ожидали укрывательство, благосклонность и награды; с другой — унижение, тюремное заключение и, возможно, смерть. Вся его будущая жизнь зависела от важного решения. Победит ли принцип? Останется ли Иосиф по-прежнему верным Богу? С невыразимым волнением ангелы наблюдали за этой сценой.

Ответ Иосифа показывает силу религиозного принципа. Он не мог обмануть доверие своего земного господина, и, какими бы ни были последствия, будет верен своему Небесному Господину. Находясь под пристальным взглядом Бога и святых ангелов, многие позволяют себе вольности, которые не допустили бы в присутствии других людей; но первая мысль Иосифа была о Боге. «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» — сказал он.

Если бы мы постоянно ощущали, что Бог видит и слышит все, что делаем и говорим, что Он ведет точную запись наших слов и поступков и что за все это нам придется дать ответ, тогда мы боялись бы грешить (Патриархи и пророки, с. 217, 218).

11 марта

Обучение в тюрьме

«Ноги его в кандалы закованы были и кольцо железное надето на шею его; и, пока предсказанье его не исполнилось, слово, Господом ему данное, испытывало верность его» (Пс.104:18,19, ИПБ; см. также Быт.39: 13-23).

Безусловная честность Иосифа привела к утрате его репутации и лишению свободы. Самое суровое испытание, которому подвергается целомудренный и богобоязненный человек, — это когда создается впечатление, что зло процветает, а добродетель втаптывается в грязь… Благодаря религии Иосифа его характер оставался мягким, а сострадание к людям — пылким и сильным, несмотря на все испытания… Оказавшись в тюрьме, он на практике показал все великолепие христианских принципов, принося пользу окружающим… Иосиф не унывал, ибо был христианином. В этих обстоятельствах Бог готовил его к ответственной, почетной. и полезной должности, а Иосиф был готов учиться. Он с готовностью усваивал уроки, которые Господь хотел ему преподать. Иосиф научился нести иго в юности. Он научился руководить, сначала научившись повиноваться (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1097. Комментарий Э. Уайт).

Настоящий характер Иосифа воссиял даже во мраке темницы. Он сохранил твердую веру и терпение. Хотя он был «вознагражден» самым суровым образом за годы преданного служения, но это не сделало его угрюмым и недоверчивым. В его сердце царил мир, исходящий от осознания невиновности, и он доверил свою жизнь Богу … Даже в тюрьме Иосиф нашел для себя занятие. В школе скорбей Бог готовил его для более полезного служения, и он не отказывался от этого необходимого обучения. В тюрьме, наблюдая результаты притеснений, деспотизма и последствия преступлений, он усваивал уроки справедливости, сочувствия и милосердия, что приготовило его к осуществлению власти с мудростью и состраданием… То, как он поступал в тюрьме, проявляя честность в повседневной жизни, сострадание к находящимся в беде и от-чаянии, открыло перед Иосифом путь к процветанию и славе в будущем. Каждый луч света, который мы проливаем на других, отражается на нас самих. Каждое доброе и сочувственное слово, сказанное несчастному, каждая попытка утешить угнетенного и каждый дар нуждающемуся из правильных побуждений станут благословением для подателя (Патриархи и пророки, с. 218).

12 марта

Всегда один и тот же

«Видел ли ты человека. искусного в своем деле? Царям он будет служить, а не черни» (Притч.22:29, ИПБ; см. также Быт.41:1-43).

Из темницы Иосиф был назначен правителем над всей землей Египетской. Это была очень почетная должность, однако она была сопряжена с трудностями и риском. Невозможно занимать высокое положение и не подвергаться опасности. Как буря не причиняет никакого вреда маленьким цветам долины, но с корнем вырывает величественные деревья на вершинах гор, так и те, кто сохранял честность в скромном положении, могут быть низведены в могилу искушениями, которые приходят с мирским успехом и славой. Но характер Иосифа выдержал испытание как в период несчастья, так и во времена процветания. Он был так же верен Богу во дворце фараона, как и в темнице. Иосиф был чужестранцем в языческой земле, разлученным со своими родными, поклоняющимися Богу; однако безраздельно верил. что Божественная рука направляет его и, всегда полагаясь на Бога, с верностью исполнял свои обязанности. Благодаря Иосифу внимание царя и великих мужей Египта было направлено на истинного Бога; и хотя они оставались идолопоклонниками, но научились уважать принципы, которые проявлялись в жизни и характере поклонника Иеговы.

Каким образом Иосиф смог проявить твердость характера, честность и мудрость? С самых ранних лет он подчинялся более долгу, нежели своим наклонностям. Честность, простое доверие, благородство характера юноши принесли плоды в зрелом возрасте. Непорочная и простая жизнь способствовала интенсивному развитию как физических, так и умственных сил. Общение с Богом через Его творения, размышления над величественными истинами, доверенными наследникам веры, возвышали и облагораживали его духовную природу, расширяя кругозор и укрепляя разум, как никакая другая наука. Добросовестное внимание к исполнению обязанностей в любом положении, от самого низкого до высочайшего, развило все его способности для выполнения самого великого служения. Тот, кто живет в согласии с волей Творца, обеспечит себе самое правильное и благородное развитие характера (Патриархи и пророки, с. 222).

13 марта

Все в Божьих руках

«Благоговение пред Владыкой — вот мудрость, сторониться зла — в этом разум!» (Иов 28:28, ИПБ).

Успехи и неудачи в жизни Иосифа были не случайны, их предусмотрело Провидение. Но как ему удавалось проявлять такие твердость характера, честность и мудрость? Это было следствием прилежного воспитания в его ранние годы. Он подчинялся более долгу, чем своим наклонностям; чистота и простое доверие мальчика принесли плоды в зрелом возрасте. Самые выдающиеся таланты не будут иметь никакой ценности, если их не совершенствовать; необходимо развивать прилежание и силу характера. Высоконравственный характер и прекрасные умственные способности — не результат случайности. Бог дает возможности, а успех человека зависит от того, как он воспользуется ими. Благоприятные возможности, дарованные Провидением, следует незамедлительно замечать и усердно использовать (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 321).

Через Иосифа Бог явил Себя не только народу Египта, но и всем нациям, связанным с этим могущественным царством. Господь хотел сделать Иосифа носителем света для всех народов и поставил вторым на престоле величайшей мировой державы, чтобы небесный свет мог проникнуть повсюду (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 219).

Только немногие понимают влияние мелочей на развитие характера. Все, что мы делаем, не является маловажным. Различные обстоятельства, в которых мы ежедневно оказываемся, предназначены для испытания нашей верности и для подготовки нас к более ответственному положению. Принципиальность, проявляемая в обыденной жизни, приучает разум человека ставить требование долга выше собственных удовольствий и наклонностей. Дисциплинированные таким образом умы не будут колебаться между добром и злом, подобно колышущемуся от ветра тростнику. Такие люди верны своему долгу, ибо воспитали в себе привычку к верности и правдивости. Добросовестно исполняя самые незначительные обязанности, они обретают силу для верности в больших делах. Честность дороже золота Офирского. Без нее никто не сможет достичь почетного положения. Но честность не передается по наследству. Ее невозможно приобрести за деньги. Высокая нравственность и прекрасные умственные качества не являются результатом случайности. Самые выдающиеся способности не будут иметь никакой ценности, если их не совершенствовать (Патриархи и пророки, с. 222, 223).

14 марта

Он был подобен Христу

«Как бы яростно ни нападали на него лучники, с какой бы злобой ни пускали стрелы в него, лук его остается упругим» (Быт.49:23,24, ИПБ).

Жизнь Иосифа символизирует жизнь Христа. Зависть побудила братьев Иосифа продать его в рабы; они надеялись воспрепятствовать ему стать более великим, чем они. И когда он был отведен в Египет, они тешили себя надеждой, что его сны больше не будут их беспокоить и они устранили всякую возможность их осуществления. Но Бог направлял их действия таким образом, что они сами осуществили то, чему так стремились помешать. Подобным образом иудейские священники и старейшины завидовали Христу и боялись, что все внимание народа сосредоточится на Нем. Они предали Его смерти, дабы помешать Ему стать Царем, но именно таким образом осуществилось то, чему они пытались воспрепятствовать.

Иосиф, очутившись в рабстве в Египте, стал спасителем семьи своего отца; однако это не умаляло вины его братьев. Так и в результате распятия Христа Его врагами Он стал Искупителем человечества, Спасителем падшего рода и Владыкой всего мира: но преступление Его убийц было настолько ужасным, что казалось, будто Божья рука провидения не управляла событиями для Его собственной славы и во благо человечества.

Подобно тому как Иосифа продали язычникам его же братья, так и Христос был продан Своим злейшим врагам одним из Своих учеников. Иосифа ложно обвинили и бросили в темницу, поскольку он остался непорочным. Христа также презрели и отвергли, ибо Он был праведен и Его самоотверженная жизнь обличала грех; и хотя Он ни в чем не был виновен, но из-за лжесвидетелей Его осудили. Терпение и кротость Иосифа, когда с ним поступали несправедливо и жестоко, его великодушное прощение и доброжелательность по отношению к своим бессердечным братьям указывают на Спасителя, Который безропотно сносил злобу и ругательства беззаконников, простив не только Своих убийц, но и всех, кто приходит к Нему, исповедует свои грехи и ищет прощения (Патриархи и пророки, с. 239, 240).

Принимающий Христа живою верою… имеет живую связь с Богом… Он распространяет атмосферу Небес, то есть Божью благодать — сокровище, которое мир не может купить. Человек, поддерживающий живую связь с Богом, может занимать скромное положение, но его нравственная ценность так же велика, как ценность Иосифа (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1097, 1098. Комментарий Э. Уайт).

15 марта

Мать-рабыня

«Наставляй юношу в начале его пути, тогда и в старости он с него не свернет» (Притч.22:6, ИПБ; см. также Исх.2:1-10).

Иохаведа была рабыней. Участь ее была скромной, а бремя тяжелым. Но, кроме Марии из Назарета, мир не получил большего благословения ни через какую другую мать. Зная, что ее сын [Моисей] скоро лишится ее заботы и перейдет под опеку тех, кто не знает Бога, она еще больше старалась соединить его душу с Небесами (Воспитание, с. 61).

Иохаведа старалась привить сыну страх Божий, любовь к истине и справедливости, горячо молясь, чтобы он был защищен от всякого разлагающего влияния. Она объясняла ему безумие и грех идолопоклонства, с самых ранних лет научая его преклонять колени и молиться живому Богу, Который Один может услышать его и помочь в любой чрезвычайной ситуации.

Мать удерживала сына при себе так долго, как только могла, но обязана была расстаться с ним, когда ему исполнилось двенадцать лет. Из своего скромного жилища он был взят в царские палаты к дочери фараона и «стал ее сыном». Но даже здесь он не утратил полученные в детстве впечатления. Уроки матери невозможно было забыть. Они были для него щитом против гордости, неверия и порока, процветавших среди пышности царского двора.

Какие огромные результаты принесло влияние еврейской женщины, бывшей всего лишь изгнанницей и рабыней! Вся будущая жизнь Моисея и великая миссия, которую он исполнил как вождь Израиля, свидетельствуют о важности труда матери-христианки. Никакой другой труд не может сравниться с этим. В значительной степени мать держит в руках судьбу своих детей… Она сеет семя, которое вырастает и приносит плоды добра или зла. Мать не пишет красками на холсте прекрасный образ, не высекает его из мрамора, но запечатлевает в душе ребенка Божественный образ…

Пусть каждая мать осознает, что определенное ей время бесценно; ее труд будет испытан в торжественный день суда (Патриархи и пророки, с. 243, 244).

16 марта

Правильный выбор

«Верил и сам Моисей, когда, став взрослым, отказался называться сыном фараоновой дочери. Быстротечным удовольствиям греховным предпочел он страдание вместе с народом Божиим». (Евр.11:24,25, ИПБ).

В школах Египта Моисей получил высшее гражданское и военное образование. Обладая прирожденным обаянием и утонченным умом, статный, с царственной осанкой, известный как военный лидер, он стал гордостью нации (Воспитание, с. 62).

Все наследники престола фараона должны были становиться членами жреческой касты, и Моисея, как вероятного наследника престола, должны были посвятить в таинство национальной религии… Но хотя Моисей был усердным и неутомимым учеником, они не могли заставить его принимать участие в поклонении идолам. Ему угрожали потерей престола, предупреждали, что принцесса отречется от него, если он будет упорствовать в приверженности еврейской вере. Однако Моисей был непоколебим в своем решении поклоняться только Богу, и никому другому…

Моисей был достаточно одарен, чтобы занять главенствующее место среди великих Земли, дабы блистать во дворах самого прославленного царства и править. Среди великих мужей всех времен он отличался высокими интеллектуальными способностями. Как историк, поэт, философ, полководец и законодатель он не знал себе равных. Хотя весь мир лежал у его ног, однако он обладал нравственной силой, чтобы отвергнуть заманчивые перспективы богатства, величия и славы…

Моисей знал об окончательной награде, которую получат скромные послушные Божьи слуги, с которой не может сравниться земная выгода. Великолепный дворец фараона и царский престол были использованы как приманка для Моисея, но он знал, что в царских чертогах гнездятся греховные удовольствия, заставляющие людей забывать Бога. Он смотрел выше пышного дворца и царской короны на великие почести, которых будут удостоены святые Всевышнего в Царстве, не оскверненном грехом. Верой он взирал на нетленный венец, который Царь Неба возложит на чело победителя (Патриархи и пророки, с. 245, 246).

17 марта

Не Божий путь

«Моисей был обучен всей мудрости египетской и был силен в слове и делах своих» (Деян.7:22, ИПБ; см. также Исх.2:11-15).

Моисей полагал, что обучение египетским наукам полностью подготовило его к тому, чтобы вывести Израиль из рабства. Разве он не был обучен всему необходимому, дабы стать во главе армии? Разве не получил величайшие преимущества, учась в лучших школах страны? Да, он чувствовал, что может освободить израильтян. Моисей начал свою деятельность с попытки расположить к себе свой народ, возмещая причиненный им вред. Он убил египтянина, угнетавшего одного из его братьев. В этом поступке он продемонстрировал дух того, кто был человекоубийцей от начала, и показал, что не готов представлять Бога милосердия, любви и кротости. Его первая попытка закончилась полным провалом. Как и многие другие, он сразу же потерял уверенность в Боге и оставил порученную ему миссию, убежав от гнева фараона. Моисей пришел к заключению, что из-за совершенной им ошибки… Бог не позволит ему принимать участие в деле освобождения Его народа из жестокого рабства. Но Господь допустил все это, чтобы научить его кротости, доброте, долготерпению — качествам, которыми должен обладать каждый труженик Господа…

Господь позволил, чтобы Моисей, находясь на пике человеческой славы, увидел безумие человеческой мудрости и слабость человеческой силы, дабы он мог прийти к осознанию своей полной беспомощности и неспособности что-либо делать без поддержки Господа Иисуса (Основы христианского воспитания, с. 342-344).

Убив египтянина, Моисей совершил ту же ошибку, которую часто допускали его отцы, взявшись своими руками выполнять дело, которое обещал сделать Бог. Господь не желал, чтобы Его народ был освобожден в результате войны, как думал Моисей. Избавление должно было прийти посредством великой силы Бога, дабы слава была приписана только Ему. Но даже этот опрометчивый поступок Бог использовал для осуществления Своего намерения. Моисей еще не был готов для выполнения своей великой миссии. Он должен был получить те же уроки веры, что Авраам и Иаков, — в исполнении Его обетований полагаться не на человеческую силу или мудрость, а на силу Божью (Патриархи и пророки, с. 247).

18 марта

Божий университет

«Мудрость же мира сего пред Богом не более, чем заносчивая глупость. В Писании так и сказано: «Он позволяет мудрецам запутываться в сетях их собственной хитрости»» (1Кор.3:19, ИПБ).

В попытках получить право быть соработниками Бога люди часто ставят себя в такое положение, которое делает их совершенно неспособными обрести характер и поведение, которыми желает наделить их Господь. Поэтому в них, как и в случае с Моисеем, не отражается образ Божий. Подчинившись Богу, Моисей стал освященным каналом, через который мог действовать Господь. Моисей без колебания поменял свою стезю на путь Господа, хотя он и вел в неизведанном направлении…

Не обучение в египетских школах дало Моисею возможность восторжествовать над всеми своими врагами, а неизменная, твердая вера, не слабеющая даже в самых тяжелых обстоятельствах… Моисей действовал так, словно видел Невидимого.

Бог не ищет людей с наилучшим образованием… Господу нужны люди, которые ценят преимущество быть соработниками Бога, — люди, которые будут Его чтить, проявляя беспрекословное послушание Его требованиям, невзирая на ранее полученные знания…

Многие, стремящиеся к эффективности в возвышенном Божьем деле, совершенствуя свои знания в человеческих школах, обнаружат, что не усвоили более важные уроки, которые Господь хотел преподать им. Неподчинение влиянию Святого Духа, непослушание всем Божьим требованиям приводит к истощению их духовной силы… Пропуская занятия в школе Христа, они забывают голос Учителя, и Он не может вести их. Люди могут получить все знание, которое только может дать учитель-человек, но Бог требует от них еще большей мудрости. Подобно Моисею они должны научиться быть кроткими, смиренными сердцем и не полагаться на себя. Наш Спаситель, когда переносил испытания ради человечества, признавал, что Сам от Себя не мог бы творить ничего. Мы также должны осознать, что /в нас самих нет силы. Человек становится сильным, лишь приобщившись к Божественной природе (Основы христианского воспитания, с. 345-347).

19 марта

Большая ценность

«Поношение, подобное тому, которое позднее выпало на долю Христа, счел он для себя большим богатством, нежели сокровища египетские: в грядущем он видел истинное воздаяние» (Евр.11:26, ИПБ).

Моисей был учеником. Его хорошо обучили всем египетским наукам, но чтобы приготовиться к выполнению возложенной на него миссии, он нуждался не только в этих знаниях. По Божьему провидению он должен был научиться терпению, чтобы обуздывать свои страсти. В школе самоотречения и лишений ему следовало получить самое важное для него образование. Эти испытания должны были приготовить его к проявлению отцовской заботы обо всех, кто нуждался в его помощи. Человеку, которому предстояло пектись о душах как обязанному дать отчет, никакие знания, обучение, красноречие не могли заменить опыта, приобретенного в испытаниях. Выполняя труд скромного пастуха, забывая о себе и заботясь о доверенном его попечению стаде, Моисей должен был подготовиться к выполнению самой возвышенной миссии, когда-либо порученной смертным, быть пастырем овец пажити Господней.

Боящиеся Бога в этом мире должны поддерживать с Ним постоянную связь. Христос — самый совершенный Учитель, Которого когда — либо знал мир. Получать от Него мудрость и знание было для Моисея более ценным, чем овладевать всей египетской наукой…

Вера Моисея побуждала его смотреть на невидимое и вечное. Он оставил манящее великолепие придворной жизни, ибо она была греховной. Он отказался от теперешней обманчивой выгоды, грозившей погубить и разрушить. Моисея притягивали к себе истинные, вечные ценности. Жертвы, на которые пошел Моисей, на самом деле не были жертвами. Для него это значило отказаться от теперешней заманчивой, лестной выгоды ради более надежных, возвышенных и бессмертных благ.

Моисей терпел поношение Христово, почитая его большим для себя богатством, нежели египетские сокровища. Он верил тому, что сказал Бог, и никакое поношение в этом мире не могло поколебать его честности. Он ходил по земле как свободный Божий человек … Он взирал на невидимое и не обольщался. Его привлекало будущее воздаяние, и то же самое может притягивать и нас. Моисей был хорошо знаком с Богом (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 343-345).

20 марта

Видеть Невидимого

«Верил он — потому оставил Египет, не страшась гнева царского. Был тверд он, словно уже видел Невидимого» (Евр.11:27, ИПБ).

Моисей глубоко осознавал личное присутствие Бога. Он не только смотрел через многие века на время, когда Христос должен был явиться во плоти, но также видел, как Христос особым образом сопровождает сынов Израилевых во всех их странствиях. Бог был для него реальным и всегда присутствовал в его помыслах. Когда Моисея неправильно понимали, когда его преследовали опасности и он терпел поношение ради Христа, то все сносил безропотно, не воздавая тем же. Моисей веровал в Бога как в Того, в Ком нуждается и Кто поможет ему в его нужде. Бог был для него Тем, Кто готов прийти на помощь.

В большинстве случаев вера, которую мы наблюдаем, является всего лишь формальной; реальная, доверчивая, настойчивая вера — большая редкость. Моисей на собственном опыте убедился в истинности обетования, что Бог вознаградит всех, прилежно ищущих Его. Он взирал на будущее воздаяние. Вот еще один вопрос относительно веры, который нам необходимо изучить: Бог вознаграждает верующего послушного человека. Если эта вера становится частью жизни, она поможет всякому боящемуся и любящему Бога переносить испытания. Моисей имел полную уверенность в Боге, поскольку имел истинную веру. Он нуждался в помощи, молился о ней, верою держался за нее и на личном опыте знал, что Бог заботится о нем. Моисей верил, что Бог особенным образом управляет его жизнью. Он видел и признавал Бога во всех жизненных обстоятельствах и чувствовал, что находится под при смотром Всевидящего, Который взвешивает побуждения и испытывает сердце. Он взирал на Бога и полагался на Его силу, которая поможет выйти непорочным из любого искушения… Божественного присутствия было вполне достаточно, чтобы провести его через самые трудные испытания, в которых только мог оказаться человек.

Моисей не просто думал о Боге — он видел Его. Бог постоянно находился перед его взором, он никогда не терял из виду Его лица. Он видел Иисуса как своего Спасителя и верил, что ему будут вменены заслуги Спасителя. Вера Моисея основывалась не на догадках, а на реальности. Именно такая вера нужна и нам, вера, способная выдержать испытание. О, как часто мы уступаем искушению, поскольку не сосредоточиваем свой взор на Иисусе! (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 651, 652).

21 марта

Обучение и переучивание

«Ибо Господь дарует мудрость, из уст Его — знание и здравомыслие» (Притч.2:6, ИПБ; см. также Исх.2:15-3:1).

В Мадиамской пустыне Моисей провел сорок лет как . пастырь овец. Казалось, навсегда отрезанный от своей жизненной миссии, он тем, не менее, здесь обретал знания, необходимые для ее осуществления (Воспитание, с. 62).

Моисей должен был забыть многое из того, что некогда учил. Все, что окружало его в Египте: любовь приемной матери, его высокое положение как царского внука, развлечения, окружавшие его со всех сторон, изысканность, хитрость, мистицизм лжерелигии, великолепие языческого поклонения, торжественное величие архитектуры и скульптуры — все это произвело глубокое впечатление на его развивающийся ум, в определенной степени сформировав его привычки и характер. Время, смена обстановки и общение с Богом могли изгладить эти впечатления. От самого же Моисея потребовалась борьба не на жизнь, а на смерть, чтобы отвергнуть заблуждение и принять истину, но Бог обещал поддержать его, когда борьба будет слишком суровой для человека…

Чтобы получить Божью помощь, человек должен осознать свои слабости и недостатки. Он должен сосредоточиться на том великом преобразовании, которое должно произойти в нем… Многие никогда не достигают того положения, которое могли бы занять, поскольку ожидают, что Бог выполнит за них труд, который они сами должны совершить, ибо Он дал им для этого силы…

Окруженный высокими неприступными горами Моисей пребывал наедине с Богом. Роскошные храмы Египта больше не воздействовали на его разум своим суеверием и ложью. В торжественном великолепии вечных холмов он созерцал величие Всевышнего, противопоставляя его беспомощности и ничтожеству египетских богов. Повсюду было написано имя Творца. Казалось, Моисей находился в Его присутствии и был осенен Его силой. От гордости и самонадеянности не осталось и следа. Простая суровая жизнь в пустыне заставила забыть о легкой роскошной жизни в Египте. Моисей стал терпеливым, почтительным и смиренным, «кротчайшим из всех людей на земле» (Числ.12:3), тем не менее его вера в могущественного Бога Иакова была непоколебима (Патриархи и пророки, с. 248-251).

22 марта

«Я посылаю тебя»

«Я посылаю тебя к фараону: иди и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых!» (Исх.3:10, ИПБ; см. также Исх.3:7-16).

Время для освобождения Израиля настало. Однако Божий план должен был осуществиться так, чтобы человеческая гордыня была посрамлена. Освободитель должен был выступить как скромный пастырь, только с посохом в руке, но Бог желал превратить этот посох в символ Своего могущества…

Божественное повеление было дано Моисею — неуверенному в себе, косноязычному и робкому. Его угнетало ощущение собственной неспособности быть устами Бога для Израиля. Однако, согласившись однажды выполнить миссию, Моисей взялся за нее со всем прилежанием, полностью доверившись Господу… Бог благословил его охотное послушание, и он стал красноречивым, одаренным и владеющим собой, хорошо подготовленным для самой великой работы, когда-либо порученной человеку. Это пример того, как Бог укрепляет волю людей, полностью доверившихся Ему и безоговорочно подчиняющихся Его повелениям.

Всякий человек сможет обрести силу и умение, если примет ответственность, возложенную на него Богом, и всем сердцем будет стремиться достойно исполнить свой долг. Каким бы скромным ни было положение человека и какими бы ограниченными ни были его способности, но если он, доверяясь Божественной силе, будет стараться верно исполнять свой труд, то достигнет истинного величия …

По дороге из Мадиамской земли Моисей получил ошеломляющее и грозное предупреждение о том, что Бог недоволен им. К нему явился ангел с угрожающим видом, словно намереваясь убить его. Не было дано никакого объяснения, но Моисей вспомнил, что не исполнил над своим младшим сыном обряда обрезания Моисей подвергался великой опасности, принимая на себя миссию явиться перед фараоном, и его жизнь могла быть сохранена только благодаря защите святых ангелов. Однако, пренебрегая исполнением известной ему обязанности, он не был бы в безопасности, ибо ангелы Божьи не могли бы защищать его.

Во время скорби, перед самым Пришествием Христа, праведники будут оберегаемы посредством служения небесных ангелов; но нарушители Божьего Закона не будут иметь защиты. Тогда ангелы не смогут охранять тех, кто пренебрегает хотя бы одним из Божественных предписаний (Патриархи и пророки, с. 248-256).

23 марта

«Кто такой Господь?»

«Не заблуждайтесь: Бога не проведешь, и что посеет человек, то он и пожнет». (Гал.6: 7, ИПБ; см. также Исх.7-11).

Фараон сеял упрямство и пожал упрямство. Он сам поместил это семя в почву. От Бога уже не требовалось вмешиваться в его рост, как и в случае с прорастанием кукурузных семян. Достаточно посеять семя — оно прорастет, превратится в растение и принесет соответствующий плод. Жатва покажет, какое семя было посеяно (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1100. Комментарий Э. Уайт).

Фараон видел могущественные дела Духа Божьего. Он созерцал чудеса, совершаемые Господом через Своего слугу, однако отказался подчиниться Божьему повелению. Непокорный монарх с гордостью спрашивал: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил Израиля?» (Исх. 5:2). И по мере того как суды Божии сильнее и сильнее обрушивались на него, он все упорнее сопротивлялся. Отвергая небесный свет, он становился черствым и невосприимчивым. Божье провидение явило Свою силу, но, отвергнутые фараоном, эти проявления ожесточили его сердце против большего света. Люди, превозносящие свои идеи над ясно выраженной волей Божьей, вторят фараону: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его?» Каждое отвержение света ожесточает сердце и омрачает понимание. Для людей становится все сложнее и сложнее отличать добро от зла, и они становятся смелее, отвергая Божью волю (там же, с. 1099, 1100).

Кто однажды поддался искушению, тот сделает это гораздо легче во второй раз. Каждое повторение греха ослабляет способность человека сопротивляться ему, ослепляет его и подавляет осознание вины. Каждое посеянное семя угождения своим прихотям принесет свои плоды. Бог не совершает никаких чудес, чтобы помешать созреванию урожая… Проявляя дерзкое неверие и невозмутимое безразличие к Божественной истине, человек обязательно пожнет то, что сам посеял. Вот почему случается, что многие со стоическим безразличием внимают истинам, которые однажды волновали их до глубины души. Они сеяли пренебрежение истиной и сопротивление ей, поэтому и пожинают такой урожай (Патриархи и пророки, с. 268, 269).

24 марта

Ожесточение сердца

«Но по допущению Господа и после этой казни воля фараона осталась непреклонной, и не отпустил он сынов Израилевых» (Исх.10:20, ИПБ; см. также Исх.7 -11).

Как Господь ожесточает человеческие сердца? Таким же образом, как было ожесточено сердце фараона. Бог послал этому царю весть предостережения и милосердия, но тот отказался признать Бога небес и не проявил послушания Его повелениям. Он спрашивал: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его?»

Господь засвидетельствовал ему о Своей силе, явив перед ним знамения и чудеса. Продемонстрировав фараону Свои могущественные деяния, великий Я Есмь доказал ему, что является Владыкой неба и земли, но царь решил бросить вызов Богу небес. Фараон не согласился смирить гордое, упрямое сердце даже перед Царем царей, чтобы получить свет, ибо решил следовать собственным путем, проявляя неповиновение. Он решил исполнять собственную волю, пренебрегая Божьим повелением и данным ему точным доказательством превосходства Иеговы над богами других народов, над мудрецами и магами, которые служили ему только для того, чтобы ослеплять его разум и ожесточать сердце.

Если бы фараон принял свидетельство Божьей силы, проявленное в первой язве, он был бы избавлен от всех последующих судов. Но его решительное упрямство требовало более великих проявлений силы Божьей, и язва следовала за язвой, пока в конце концов его не позвали взглянуть на лица его мертвого первенца и первенцев его родственников. Дети же израильтян, которых он считал рабами, не пострадали от язв, к ним не прикоснулся ангел-губитель. Бог ясно показал, на ком покоилось Его благоволение и какой народ Он считает Своим (Письмо 31,1891 г.).

Каждое новое свидетельство Божьей силы, которому противился египетский правитель, вело его к более сильному и упорному сопротивлению Богу… Этот случай служит яркой иллюстрацией греха против Святого Духа. «Что посеет человек, то и пожнет». Постепенно Господь забирает Своего Духа. Отнимая Свою сдерживающую силу, Он отдал царя в руки самого ужасного из тиранов — своего «я» (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1100. Комментарий Э. Уайт).

25 марта

Наконец свободны

«Радовался народ, когда Господь вел их, избранные Его ликовали» (Пс.104:43, ИПБ; см. также Исх.12:29-42).

Обутые в сандалии, с посохами в руках израильтяне стояли в тишине и благоговении, ожидая царского указа, который позволит им идти вперед. До наступления зари они уже были в пути… В тот день завершились события, показанные Аврааму в пророческом видении несколькими столетиями ранее: «Потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом» (Быт.15:13,14) (Патриархи и пророки, с. 281, 282).

Выводя израильтян из Египта, Господь вновь проявляет Свою силу и Свое милосердие. Его чудесное избавление израильтян из рабства, Его обращение с ними во время их странствования по пустыни — все это служило не только для их пользы. Это были наглядные уроки для всех окружающих народов. Господь явил Себя как Бог, превосходящий всякую человеческую власть и величие. Знамения и чудеса, которые Он совершал на благо Своего народа, свидетельствовали о Его власти над природой и над самыми великими из тех, кто поклонялся природе.

Бог прошел по высокомерной египетской земле, как Он пройдет по земле в последние дни. Огнем и бурей, землетрясением и смертью великий «Я Есмь» искупил Свой народ. Он вывел их из земли рабства. Он провел их «по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие» (Втор.8:15). Он источил для них воду «из скалы гранитной» (Втор.8:15) и «хлеб небесный дал им» (Пс.77:24). «Ибо, — сказал Моисей, — часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор.32:9-12). Таким образом Он привлек их к Себе, чтобы они могли пребывать под сенью Всевышнего (Наглядные уроки Христа, с. 286, 287).

26 марта

Облако и огонь

«Облако Господь простер покровом над народом Своим и огонь, чтобы и ночью светло им было» (Пс.104:39, ИПБ; см. также Исх.13:20-23).

«Господь же шел пред ними днем в столпе облачном, показывая им путь, а ночью в столпе огненном, светя им, дабы идти им и днем и ночью»… Знамя их невидимого Вождя всегда было с ними. Днем облако указывало им путь или же подобно покрывалу простиралось над всем народом и защищало от палящей жары, прохладой и влагой радуя путников среди иссушенной зноем пустыни. Ночью оно превращалось в огненный столп, освещающий весь стан и постоянно свидетельствующий о Божественном присутствии.

В одном из самых прекрасных и утешительных отрывков из пророчества Исаии содержится ссылка на столп облачный и огненный, как указание на Божью заботу о Своем народе в великой последней борьбе с силами зла: «И сотворит Господь над всяким местом гор Сиона и над собраниями ее облако, и дым во время дня, и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя» (Ис.4:5,6) (Патриархи и пророки, с. 282, 283).

Во время испытания, ожидающего нас впереди, Божье обещание о безопасности распространится на тех, кто сохранил слово терпения Его. Христос скажет Своим верным: «Пойди, народ мой, пойди в покои твои. И запри за собой двери твои, укройся на мгновение, доколе не пройдет гнев» (Ис.26:20). Лев из колена Иудина, столь ужасный для отвергнувших Его благодать, будет Агнцем Божьим для послушных и верных. Столп облачный, из которого исходит гнев и ужас на нарушителей Закона Божьего, — это свет, милость и избавление для соблюдающих Его заповеди. Рука, имеющая силу поражать непокорных, будет сильна избавлять верных. Все верные Ему будут собраны вместе. «И пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Мф.24:31) (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 404).

27 марта

Безопасный путь

«Господь сказал Моисею: «к чему эти вопли ко Мне? Скажи сынам Израилевым, чтобы они снимались со стоянки… «» (Исх.14:15, ИПБ; см. также Исх.14).

Бог по Своему провидению привел евреев в горное ущелье у моря, чтобы Он мог явить Свою силу в их избавлении и явно смирить гордость их притеснителей. Господь мог бы спасти их любым другим способом, но Он избрал этот путь, чтобы испытать их веру и укрепить их доверие к Нему. Народ был утомлен и напуган, но если бы он повернул обратно, когда Моисей велел двигаться вперед, Бог никогда не открыл бы для него путь. «Верою перешли они Чермное море, как по суше» (Евр.11:29). Подойдя к самой воде, они доказали свою веру Слову Божьему, сказанному через Моисея. Они сделали все, что было в их силах, и тогда Всемогущий Израиля разделил море и проложил путь для их ног.

Здесь содержится важный урок для всех времен. Часто жизнь христианина окружена опасностями, а долг кажется трудновыполнимым. Воображение рисует неминуемую гибель впереди и рабство или смерть позади. Однако голос Божий ясно повелевает: «Иди вперед». Мы должны повиноваться этому повелению, даже если наши глаза ничего не могут разглядеть во мраке и мы чувствуем холодные волны у наших ног. Препятствия, преграждающие наше движение вперед, никогда не исчезнут перед сомневающимся и колеблющимся духом. Те, кто собирается повиноваться только тогда, когда исчезнет всякая тень сомнения и не останется никакого риска потерпеть неудачу или поражение, — вообще никогда не проявят послушания. Голос неверия нашептывает: «Давай подождем, пока исчезнут все преграды и мы сможем отчетливо видеть наш путь». Но вера мужественно призывает идти вперед, всего надеясь и всему веря.

Облако, которое для египтян служило стеной тьмы, для евреев было великим потоком света, освещающим весь стан и озаряющим путь перед ними. Таким образом действия Провидения приводят неверующего ко мраку и отчаянию, тогда как для доверчивой души они несут свет и мир. Проложенный Богом путь может вести через пустыню или море, но это безопасный путь (Патриархи и пророки, с. 290).

28 марта

Песнь Моисея и Агнца

«Господь явил Себя и в спасенье моем! Он — сила моя и хвалебная песнь, Он — мой Бог, и я буду славить Его! Он и отца моего Бог, хвалу Ему вознесу!» (Исх.15:2, ИПБ; см. также Исх.15).

Одна-единственная ночь принесла полное избавление от самой ужасной опасности. Эта огромная беспомощная толпа — рабы, не привыкшие воевать, женщины, дети и скот, — впереди которой было море, а позади наступающие могучие египетские войска, увидела, как для нее открылся путь через воды, а ее враги погибли в момент ожидаемого триумфа. Иегова избавил их, и к Нему обратились сердца, исполненные благодарности и веры. Чувства людей были выражены в гимнах хвалы. Дух Божий почил на Моисее, и вместе с ним народ воспел победоносный гимн благодарения — самый древний и вместе с тем один из самых возвышенных гимнов, известных когда-либо человеку…

Эта песнь принадлежит не только еврейскому народу. Она указывает и на то время, когда будут уничтожены все враги истины и Божий Израиль одержит окончательную победу. Пророк на острове Патмос видел огромное множество людей, одетых в белые одежды, которые «победили» и стоят на «стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца» (Откр.15:2,3)…

Освободив наши души от рабства греха, Бог совершил для нас большее избавление, чем спасение евреев у Красного моря. Подобно еврейскому народу, нам следует хвалить Господа сердцем, душой и устами за Его чудесные дела к сынам человеческим. Человек, размышляющий над великими милостями Божьими и не забывающий даже о самых скромных Его дарах, опояшет себя радостью, и сердце его будет воспевать Господу. Ежедневные благословения, получаемые нами из рук Бога, но более всего смерть Иисуса, Который принес нам счастье и сделал доступными Небеса, — вот тема для нашей постоянной благодарности…

Все небожители объединяются в восхвалении Бога. Давайте сегодня учиться петь песнь ангелов, чтобы мы могли ее воспеть, когда присоединимся к их сияющим рядам (Патриархи и пророки, с. 288, 289).

29 марта

Снова ропот

«Здесь, в пустыне, снова возроптали сыны Израилевы на Моисея и Аарона» (Исх.16:2. ИПБ; см. также Исх.16:1-21).

Многие, вспоминая об израильском народе, удивляются его неверию и ропоту, считая при этом, что сами не проявили бы такую неблагодарность. Но когда их вера подвергается испытанию, пусть даже незначительному, они проявляют не больше веры и терпения, чем древний Израиль (Патриархи и пророки, с. 293).

Господь обещал быть их Богом, принять их как Свой народ и ввести в обширную добрую землю, но они легко теряли мужество при каждом препятствии, встретившемся на пути к этой земле… Они забыли о Своем тяжком труде в Египте, забыли милость и силу Бога, явленную ради их избавления из рабства. Эти люди забыли, как дети их были пощажены в то время, когда ангел-губитель поразил всех первенцев в Египте. Они забыли о величественном проявлении Божественной силы у Красного моря, о том, что когда безопасно шли по от-крытому для них пути, вражеское войско, пытавшееся преследовать их, было потоплено водами моря. Сосредоточенные только на теперешних неудобствах и испытаниях, они, вместо того чтобы сказать: «Бог совершил великое для нас; мы были рабами, а Он делает из нас великий народ», говорили о трудностях своего странствия и интересовались, когда же закончится их изнурительный путь.

История жизни израильского народа в пустыне записана для блага Израиля Божьего до конца времени. Повествование о том, как Бог обращался со странниками пустыни, когда они путешествовали, испытывали голод, жажду и усталость, как проявлял Свою силу в помощи им, содержит предостережения и наставление для Его народа во все времена. То, что довелось пережить евреям, явилось для них школой, в которой они готовились к жизни в обетованном Ханаане. Бог желает, чтобы в наши дни Его народ со смиренным сердцем и готовностью учиться извлек определенный урок из тех испытаний, через которые прошел древний Израиль, дабы приготовиться к небесному Ханаану (там же, с. 292, 293).

30 марта

Руки к небу

«Вот почему и хочу я, чтобы молились везде и всюду мужи, способные без гнева и мыслей худых простирать к Богу чистые руки» (1Тим.2:8. ИПБ; см. также Исх.17:8-16).

По причине своего непослушания и удаления от Бога израильтяне оказывались в тесноте и страдали от врагов. Их врагам было позволено воевать с ними, смирять их и побуждать искать Бога в их трудностях и несчастии…

Когда амаликитяне напали на Израиль, Моисей дал Иисусу Навину распоряжение сражаться с врагами (Свидетельства для Церкви. т. 2, с. 106-108).

Моисей, Аарон и ар поднялись на холм, обозревая поле битвы. Воздев руки к небу, держа в правой руке жезл Божий, Моисей молился за успех израильского войска. Во время битвы было замечено: когда руки Моисея были подняты вверх, побеждали израильтяне, но как только он опускал руки, превозмогали враги. Когда Моисей устал, Аарон и ар с двух сторон поддерживали его руки до захода солнца, пока враг не обратился в бегство.

Поддерживая руки Моисея, Аарон и ар показали народу, что его долг — поддерживать своего вождя в его трудной миссии, когда он должен был получить слово от Бога, чтобы передать им. Поступок Моисея также имел большое значение, указывая на то, что Бог держал в Своих руках их судьбу. Пока люди будут полагаться на Бога, Он будет бороться за них и усмирять их врагов; но, полагаясь на собственную силу, они станут слабее даже тех, кто не знал Бога, и враги одолеют их.

Как евреи побеждали тогда, когда руки Моисея были воздеты к небу и он ходатайствовал за них, так и Божий Израиль будет побеждать, когда его вера будет опираться на силу могущественного Помощника. Однако Божественная сила должна соединяться с человеческими усилиями. Моисей не верил, что Бог победит их врагов, если Израиль будет бездействовать. В то время как великий вождь умолял Господа, Иисус Навин вместе со своими отважными воинами прилагал все усилия, чтобы отразить нападки врага Израиля и Бога (Патриархи и пророки, с. 299).

31 марта

Две руки для Бога

«Мы, соработники Его, умоляем вас: раз вы приняли благодать Божию, так пусть не будет для вас она тщетной» (2Кор.6:1, ИПБ; см. также Исх.31:1-11).

Когда на горе Господь давал Моисею наставления относительно строительства скинии, Он преподал важный урок Своему народу на все будущие века. В этой работе Он требовал совершенства во всех мельчайших деталях. Моисей был сведущ во всех египетских науках, он имел познание Бога, и Его намерения открывались ему в видениях, но он не имел навыков резьбы и вышивания.

На протяжении длительного времени Израиль находился в египетском рабстве, и хотя среди израильтян были люди искусные, но они не владели всеми тонкостями ремесел, необходимых для строительства скинии. Они умели делать кирпичи, но не имели ни малейшего представления о работе с золотом и серебром. Как же выполнить предстоящую работу?..

Тогда Бог Сам объяснил, каким образом следует совершать работу. Он поименно назвал людей, которым хотел поручить определенные виды работ. Веселеил должен был стать зодчим. Этот человек принадлежал к колену Иудину — колену, которое Бог почтил особенным образом …

«И вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали все, что Я повелел тебе» (Исх.31:1-6) (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 59, 60).

Среди этого множества были и египтяне, которые выступали в роли смотрителей за работой и хорошо понимали, как она должна быть выполнена. Но дело не зависело от них. Господь объединился с людьми, даровав им мудрость искусно выполнять работу (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1108. Комментарий Э. Уайт).

Мастерство в простых ремеслах — это дар от Бога. Он дает как сам дар, так и мудрость в его правильном применении (Письмо 60,1907 г.).

Для того чтобы земная скиния могла представлять Небесную скинию, она должна была быть совершенной во всех деталях и во всем соответствовать небесному образцу. То же верно и по отношению к характеру людей, которые в конечном итоге будут приняты в небесные обители (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 60).

Пусть сегодня работники, принимающие участие в служении Богу, молятся о мудрости и особом благоразумии, чтобы безупречно выполнять свой труд (Библейский комментарий АСД, т. 1, с. 1108. Комментарий Э. Уайт).