Май

1 мая

Слишком много воинов

«И Господь сказал Гедеону: «Слишком большое у тебя войско! Не стану Я. предавать мадианитян в их руки, чтобы потом Израиль не превозносился предо Мною, говоря: «Мы сами одержали победу!» (Суд:7:2, ИПБ; см. также Суд.7:1- 3).

В Израиле существовал закон, согласно которому перед битвой во всей армии должно было прозвучать такое сообщение: «кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свои, дабы не умер на сражении и другой не взял ее». И еще объявят надзиратели народу, и скажут: «кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы он не сделал робкими сердца братьев его, как его сердце»» (Втор.20:5-8).

Поскольку количество его воинов было значительно меньшим, чем у врага, Гедеон воздержался от этого обычного обращения. Он был сильно удивлен сообщением о том, что его армия была слишком многочисленной. Но Господь видел гордость и неверие в сердцах Своего народа. Взволнованные вдохновляющими призывами Гедеона, они с готовностью вступили в ряды войска; но многие исполнились страха при виде множества мадианитян. Однако, если бы Израиль победил, эти же самые люди присвоили бы славу себе, вместо того чтобы приписать победу Богу.

Гедеон повиновался повелению Господа и с тяжелым сердцем наблюдал, как двадцать две тысячи человек — что составляло больше двух третей его армии — отправились по своим домам (Патриархи и пророки, с. 548, 549).

Господь желает совершить для нас великое. Мы обретем победу благодаря не своей численности, а полному подчинению души Иисусу. Мы должны идти вперед в Его силе, полагаясь на могущество Бога Израилева. В истории о войске Гедеона содержится урок для нас… Сегодня Господь также очень желает действовать посредством человеческих усилий и совершать великое через немощные орудия (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1003. Комментарий Э. Уайт).

2 мая

Все еще слишком большое войско

«Но Господь сказал Гедеону: «Войско твое все еще слишком большое. Отведи людей к воде, и там Я просею их для тебя. О ком Я скажу тебе, чтобы он шел с тобой, того и бери с собой, а о ком скажу, чтобы не шел, тот пусть останется» (Суд.7:4, ИПБ; см. также Суд.7:4-23).

В ожидании скорого наступления на врага народ подошел к воде. Некоторые, поспешно зачерпнув рукой немного воды и выпив, продолжили путь; но почти все остальные склонились на колени и не спеша пили из ручья. Тех, кто пил воду с руки, было только триста человек из десяти тысяч; однако они были избраны. Всем остальным было позволено вернуться домой.

Часто характер испытывается с помощью самых простых средств. Те, кто во время опасности был сосредоточен на удовлетворении собственных нужд, не были людьми, на которых можно было положиться в критической ситуации. Для праздных и потворствующих своим желаниям у Господа нет места в Его работе. Он избрал небольшое количество людей, которые не позволили бы собственным желаниям препятствовать им в исполнении обязанностей. Триста избранных мужей обладали не только смелостью и самообладанием — они были людьми веры. Они не осквернили себя идолопоклонством. Бог мог направлять их и через них совершить избавление Израиля. у спех не зависит от количества. Бог может избавить с помощью как нескольких, так и многих людей. Он прославляется не столько большим количеством, сколько характером служащих Ему (Патриархи и пророки, с. 549, 550).

Все, кто желает быть воином креста Христова, должны облечься в броню и приготовиться к войне. Им не следует устрашаться угроз или бояться опасностей. Они должны проявлять осторожность в опасности, но в то же время твердо и храбро смотреть в лицо врагу и сражаться за Бога. Посвящение последователя Христа должно быть совершенным. Отец, мать, жена, дети, дома, земли — все должно считаться второстепенным по сравнению с делом и целью Бога. К какому бы страданию Божье про видение не призвало христианина, он должен быть готов переносить .все терпеливо, радостно и охотно. Его окончательное вознаграждение будет заключаться в том, что он вместе со Христом воссядет на престоле вечной славы (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1003. Комментарий Э. Уайт).

3 мая

Впал в заблуждение

«Из всего этого Гедеон сделал эфод… и Гедеону и его роду он стал западней» (Суд.8:27, ИПБ; см. также Суд.8:22-27).

В благодарность за освобождение от мадианитян израильский народ предложил Гедеону стать их царем и вознамерился утвердить трон за его потомками. Это предложение было прямым нарушением принципов теократии… Гедеон осознавал этот факт. Его ответ показывает, насколько правильными и благородными были его мотивы. «Я не буду владеть вами, — сказал он, — ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами».

Однако Гедеон впал в другое заблуждение, которое навлекло несчастье на его дом и на весь Израиль. Период бездеятельности, наступающий после великого сражения, часто преисполнен большей опасностью, чем время войны. Этой опасности теперь и подвергся Гедеон. Им овладел дух беспокойства. До сих пор он довольствовался исполнением данных Богом повелений; но теперь, вместо того чтобы ждать Божественного водительства, он начал строить собственные планы. Когда воинство Господне одержало выдающуюся победу, сатана удвоил свои усилия, чтобы разрушить Божьи деяния…

Поскольку Гедеону было велено принести жертву на скале, где ему явился Ангел, он сделал вывод, что был назначен исполнять обязанности священника. Не ожидая Божественного разрешения, он решил найти подходящее место и учредить систему поклонения, подобную той, которая существовала в скинии. Пользуясь сильным расположением народа, он без труда осуществил свой план (Патриархи и пророки, с. 555, 556).

Люди, занимающие высокие должности, могут ввести в заблуждение, особенно если чувствуют, что не существует никакой опасности. Самые мудрые ошибаются, и самые сильные утомляются… Это важная мысль: устранение одного элемента ограды совести, неспособность выполнить одно правильное решение, формирование одной плохой привычки могут при-вести не только к нашей личной гибели, но и к погибели доверяющих нам. Наша единственная безопасность в том, чтобы идти туда, куда ведут шаги Господина, и полагаться всецело на защиту Того, Кто говорит: «Следуй за Мной» (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1004, 1005. Комментарии Э. Уайт).

4 мая

Прежде чем родится младенец

«Пусть … научит, как поступать с мальчиком, когда он родится» (Суд.13:8, ИПБ; см. также Суд.13).

Сам Бог явился жене Маноя и сообщил о том, что у нее родится сын, который будет великим человеком и избавит Израиль. Затем он дал особые наставления относительно ее питания… Давайте будем считать это наставление как данное каждой матери в нашем мире. Если вы хотите, чтобы у ваших детей был уравновешенный ум, то сами должны быть воздержанными. Храните свое сердце и чувства в здравии и благоразумии, дабы передать вашим потомкам здоровы и ум и тело (Рукопись 18, 1887 г.).

Пусть каждая мать осознает свой долг. Пусть она знает, что характер ее детей скорее будет зависеть от ее привычек до их рождения и ее личных усилий после их рождения, нежели от внешних преимуществ и недостатков… Мать, являющаяся подготовленным учителем для своих детей, должна до их рождения сформировать в себе привычки самоотречения и самообладания, поскольку она передает им свои качества, сильные и слабые черты характера (Основы здорового питания, с. 218, 219).

Неразумные советчики будут убеждать мать в необходимости удовлетворять каждое ее желание и побуждение, но такое учение ложное и ошибочное. По велению Самого Бога на мать возлагается торжественная обязанность во всем проявлять самообладание. Эта ответственность возлагается как на матерей, так и на отцов. Оба родителя передают детям свои умственные и физические черты, свои склонности и вкусы (Патриархи и пророки, с. 561).

Многие делают вопрос воздержания предметом насмешек. Они утверждают, что Господь не беспокоится о таких незначительных вопросах, как наше питание и питье. Однако если бы Господь не заботился об этом, Он не стал бы открываться жене Маноя, давая ей точные указания и дважды повелевая остерегаться нарушить их (Воздержание, с. 233, 234).

Последствия влияния различных факторов во время беременности рассматриваются многими родителями как маловажный вопрос, однако Небо смотрит на это иначе… Со словами, сказанными еврейской матери, Бог обращается ко всем матерям в каждом поколении (Служение исцеления, с. 372).

5 мая

Компромисс

«Не позволяйте себе склониться под одно ярмо с живущими не по вере! Что общего у праведности с беззаконием, или как свет может мириться со тьмой?» (2Кор.6:14, ИПБ; см. также Суд.14).

Город Цора располагался рядом с филистимской землей, и Самсон отправился туда, чтобы подружиться с ее жителями. Таким образом в молодости зародились близкие отношения, влияние которых омрачило всю его жизнь. Молодая женщина, живущая в филистимском городе Фимнафе, привлекла внимание Caмсона и он решил жениться на ней. Его единственным ответом богобоязненным родителям, которые пытались отговорить сына от этого намерения, были слова: «Она мне понравилась». Наконец родители уступили его желанию, и свадьба состоялась.

Именно тогда, когда он входил в пору зрелости и должен был выполнить Божественную миссию, как никогда проявляя верность Богу, Самсом объединился с врагами Израиля. Он не спрашивал, сможет ли наилучшим образом прославить Бога, соединяясь с объектом своего выбора, или же поставит себя в положение, где окажется неспособным достичь цели, которую должен осуществить в своей жизни. Всем, кто прежде всего стремится прославить Бога, Он обещает дать мудрость, но нет обетований для тех, кто подчиняется самоугождению…

Христианство должно оказывать господствующее влияние на создание брачных уз, но как часто случается, что мотивы, ведущие к этому союзу. не согласуются с христианскими принципами. Сатана постоянно стремится усилить свое влияние на Божьих детей, соблазняя их вступать в союз с его подданными; и для достижения этого он пытается возбудить в сердце человека неосвященные страсти …

На брачном пиру Самсон вступил в родственные отношения с теми, кто ненавидел Бога Израилева. Кто добровольно вступает в такие отношения, тот будет чувствовать необходимость приспособиться в некоторой степени к привычкам и обычаям своих партнеров. Время, проведенное подобным образом, хуже потраченного впустую. Приходят такие мысли и произносятся такие слова, которые приводят к разрушению твердых принципов и ослаблению крепости души (Патриархи и пророки, с. 562, 563).

6 мая

Могучий слабовольный человек

«И он станет защищать Израиль от филистимлян» (Суд.13:5, ИПБ; см. также Суд.15).

Обетование Бога о том, что через Самсона Он «начнет спасать Израиля от руки Филистимлян», исполнилось; но как мрачно и ужасно описание этой жизни, которая могла бы превознести Бога и стать славой для народа! Если бы Самсон оставался верен Божественному призванию, то намерение Божье осуществилось бы с честью и величием. Однако он уступил искушению и не оправдал оказанного ему доверия, а его миссия была исполнена через поражение, рабство и смерть.

Физически Самсон был самым сильным человеком на Земле, но в вопросах самообладания, честности и твердости он был одним из самых слабых. Многие принимают сильные страсти за сильный характер, в действительности же тот, кем управляют страсти, является слабым человеком. Истинное величие человека измеряется силою чувств, которыми .он управляет, а не теми, которые управляют им.

Божье провидение заботилось о Самсоне, чтобы он мог приготовиться для выполнения миссии, к которой был призван. С первых дней жизни он имел благоприятные условия для развития физической и умственной силы, а также нравственной чистоты. Но под влиянием нечестивых друзей Самсон перестал полагаться на Бога, Который является единственной защитой человека, и поток зла увлек его. Те, кто при выполнении своего долга подвергается испытанию, могут быть уверенны, что Бог сохранит их, но если люди добровольно поддаются силе искушения, они рано или поздно падут.

Именно тех, кого Бог намеревается использовать как Свои орудия для выполнения особенной работы, сатана пытается ввести в заблуждение, i1рименив все свои силы. Он атакует нас через наши слабые стороны, действуя через недостатки характера. чтобы обрести полный контроль над всем человеком. И сатана знает: если мы будем потворствовать этим слабостям, он добьется успеха. Однако никто не обязан проигрывать. Человек не оставлен в одиночестве преодолевать силу зла своими слабыми усилиями. Помощь находится рядом и будет дана каждой душе, действительно желающей ее (Патриархи и пророки, с. 567, 568).

7 мая

В чем секрет?

«Скажи мне, прошу, в чем кроется твоя великая сила?» (Суд.16:6, ИПБ; см. также Суд.16:4-14).

Израильтяне сделали Самсона судьей, и он в течение двадцати лет управлял Израилем. Но один неверный шаг готовит путь другому… Самсон продолжал искать тех чувственных наслаждений, которые вели его к гибели. «Полюбил он одну женщину, жившую на долине Copeк», недалеко от места его рождения. Ее имя было Далида, «истребительница»… Филистимляне внимательно следили за действиями своего врага, и, когда он опозорил себя этой новой привязанностью, они решили с помощью Далиды погубить его.

В долину Сорек была послана делегация, в состав которой входило по одному вождю от каждой филистимской области. Они не решались попытаться схватить Самсона, обладающего великой силой, но их целью было узнать, если возможно, секрет его силы. Поэтому эти люди подкупили Далиду, чтобы она выведала и открыла этот секрет.

Когда предательница засыпала Самсона вопросами, он обманул ее, заявив, что человеческая слабость постигнет его, если будут применены определенные приемы. Когда она проверила этот факт, обман обнаружился. Тогда Далида обвинила его во лжи, говоря: «Как же ты говоришь: «люблю тебя, а сердце твое не со мною?»… Трижды Самсон получил самые ясные доказательства того, что филистимляне состоят в сговоре с его обворожительницей, дабы уничтожить его; но когда ее замысел не удался, она представила этот вопрос как шутку и он, ослепленный, отогнал страх (Патриархи и пророки, с. 564-566).

В обществе этой обворожительной женщины судья Израиля безрассудно тратил драгоценные часы, которые следовало с благоговением посвящать на благо его народа. Однако ослепляющие страсти, превращающие даже самых сильных в слабых, обрели контроль над разумом и совестью…

Страстное увлечение Самсона кажется практически невероятным. Сначала он не был так сильно очарован, чтобы открыть секрет; но он умышленно направлялся в сети обманщицы душ, и с каждым шагом петли этих сетей становились все ближе к нему (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1007. Комментарий Э. Уайт).

8 мая

Это секрет

«А не знал, что Господь отступил от него» (Суд.16:20; см. также Суд.16:15-23).

День за днем Далида мучила Самсона, пока «душе его тяжело стало до смерти»; однако какая-то неизъяснимая сила удерживала его рядом с ней. Наконец побежденный Самсон открыл ей секрет: «Бритва не касалась головы моей; ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди». Далида немедленно отправила вестника к владельцам филистимским, убеждая их тотчас прийти к ней. Пока воин спал, тяжелые массы волос были срезаны с его головы. Потом, как и в первых трех случаях, она закричала: «Филистимляне идут на тебя, Caмсон!» Внезапно проснувшись, он намеревался применить свою силу, как прежде, и уничтожить их; однако его бессильные руки отказывались повиноваться, и он понял, что «Господь отступил от него». Когда Самсон был обрит, Далида стала дразнить его и причинять боль, чтобы испытать его силу, поскольку филистимляне не осмеливались приблизиться к нему, пока полностью не убедились, что сила оставила его. Затем они схватили Самсона, выкололи ему глаза и привезли в Газу. Там в тюрьме его заковали в цепи и заставили тяжело трудиться.

Какая перемена наступила для того, кто был судьей и защитником Израиля, а теперь превратился в слабого, слепого невольника, выполняющего черную работу! Постепенно Самсон нарушал условия своего святого призвания. Бог долгое время относился к нему терпеливо; но когда он настолько уступил силе греха, что выдал свою тайну, Господь отступил от него. В его длинных волосах не было никакой особенной силы, но они были знаком его верности Богу; и когда этот символ оказался принесенным в жертву потаканию страсти, были отняты и благословения, символом которых являлись волосы (Патриархи и пророки, с. 566).

Если бы голова Самсона была острижена не по его вине, то сила не покинула бы его. Однако его образ действия свидетельствовал о неуважении к Божьей благосклонности и авторитету, словно он с надменностью самостоятельно остриг волосы со своей головы. Поэтому Бог позволил ему испытать последствия собственного безрассудного поступка (Библейский комментарий АСД, т. 2, с.1007. Комментарий Э. Уайт).

9 мая

Верный урожай

«Сын мой! Если станут уговаривать тебя на худое разбойники, не соглашайся!» (Притч.1:10, ИПБ).

Самсон во время опасности имел такой же источник силы, как и Иосиф. Он мог выбрать добро или зло по своему желанию. Однако вместо того чтобы крепко ухватиться за силу Бога, он позволил диким страстям своей природы возобладать над ним. Силы разума развратились, а его нравственные ценности были искажены. Бог призвал Самсона на очень ответственную, почетную и необходимую должность; но прежде чем научиться руководить народом, ему следовало научиться подчиняться Божьему Закону. Иосиф был свободной моральной личностью. Пред ним стоял выбор между добром и злом. Он мог избрать либо путь чистоты, святости и чести, либо путь безнравственности и деградации. Он избрал верный путь и получил одобрение Бога. Самсон же, столкнувшись с подобными искушениями, которые он сам навлек на себя, дал волю своим чувствам. Путь, на который он ступил, привел его к позору, краху и смерти. Какой контраст в сравнении с историей Иосифа! (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1007. Комментарий Э. Уайт).

В Своем Слове Господь дает Своему народу ясные повеления не вступать в союз с теми, кто не имеет Его любви и страха. Такие партнеры редко будут удовлетворены любовью и уважением, которые заслуживают. Они будут постоянно стремиться получить от богобоязненного мужа или жены какую-либо услугу, подразумевающую пренебрежение Божественными требованиями. Для благочестивого мужа и для церкви, к которой он принадлежит, мирская жена или мирской друг будет подобен соглядатаю в стане, который будет искать любой возможности предать слугу Христа и подвергнуть его нападкам врага (там же, с. 1006).

История Самсона содержит в себе урок для тех, чей характер еще не сформирован, кто еще не достиг периода активной жизни. Молодые люди, поступающие в наши школы и колледжи найдут там людей с разным типом мышления. Если они стремятся к развлечениям и безрассудству, если стараются избегать добра и объединяться со злом, то им представится такая возможность. Грех и праведность предстоят перед ними, и они должны самостоятельно сделать выбор. Но пусть молодые люди помнят: «Что посеет человек, то и пожнет» (там же, с. 1007).

10 мая

Бог вспомнил

«Тут он воззвал к Господу: «Владыка Господи, прошу, вспомни обо мне»» (Суд.16:28, ИПБ; см. также Суд.16:24-31).

В страдании и унижении, будучи развлечением для филистимлян, Самсон больше осознал собственное бессилие, чем когда-либо ранее; и его скорбь привела его к раскаянию. По мере того как волосы отрастали, к нему постепенно возвращалась сила; но враги, обращаясь с ним как с закованным в цепи, беспомощным узником, не подозревали об этом.

Филистимляне приписывали их победу своим богам и, торжествуя, поносили Бога Израилева. В честь Дагона, «бога рыб», «покровителя моря», было устроено празднество. Со всех городов и селений филистимской земли собрался народ со своими князьями. Толпы поклоняющихся наполнили огромный храм и скопились в крытых галереях. Это было праздничное, радостное зрелище. Происходило великолепное служение жертвоприношения с последующим музыкальным сопровождением и пиром. Затем в качестве главного трофея могущества Дагона привели Самсона. Его появление было встречено криками восторга. Народ и правители глумились над его несчастьем и преклонялись перед богом, который сверг «опустошителя земли» их. Спустя некоторое время, как бы испытывая усталость, Самсон попросил разрешения опереться на два центральных столба, поддерживающих крышу храма. Затем он в тишине произнес молитву: «Господи Боже! вспомни меня, и укрепи меня только теперь, о, Боже! чтобы мне в один раз отмстить Филистимлянам… С этими словами он охватил своими сильными руками столбы и, воскликнув: «Умри, душа моя, с Филистимлянами!», — наклонился. Крыша рухнула, уничтожив при крушении всю эту огромную толпу… «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».

Идол и его поклонники, жрец и крестьянин, воин и знатный — все были погребены под развалинами храма Дагона. Среди них лежало и исполинское тело того, кого Бог избрал быть освободителем Своего народа (Патриархи и пророки, с. 566, 567).

Теперь борьба шла уже не между Самсоном и филистимлянами, а между Иеговой и Дагоном. И таким образом Господь заявил о Своей всемогущей силе и верховной власти (Библейский комментарий АСД. т. 2, с. 1007, 1008. Комментарий Э. Уайт).

11 мая

Она сдержала свои обещания

«Я отдам его Господу на всю его жизнь» (1Цар.1:11, ИПБ: см. также 1Цар.1-18).

Елкана, левит с горы Ефремовой, был человек богатый и уважаемый, любящий и боящийся Господа. Его жена Анна являлась женщиной истинного благочестия. Она была мягкой и скромной, ее характер отличался глубокой искренностью и возвышенной верой.

Эта благочестивая чета была лишена благословения, которого так горячо желала каждая еврейская семья. В их доме не было слышно детского голоса, который приносил бы радость. И желание увековечить свое имя побудило мужа — как и многих других — заключить второй брак. Однако этот шаг, продиктованный недостатком веры в Бога, не принес счастья. Семья пополнилась сыновьями и дочерьми; но радость и красота Божественного священного установления были искажены, а мир семьи разрушен. Феннана, новая жена, оказалась ревнивой и недалекой женщиной, она держала себя надменно и дерзко. Для Анны надежда, казалось, была сокрушена, а жизнь стала тяжелой ношей; однако она переносила испытание с безропотной кротостью…

Бремя, которое Анна не могла разделить ни с одним другом на земле, она доверила Богу. Она искренно умоляла, чтобы Он снял с нее поношение и даровал ей драгоценный дар — сына, которого бы она вскормила и воспитала для Него. Женщина дала торжественный обет: если ее просьба будет удовлетворена, она посвятит Богу свое дитя с самого его рождения…

Молитва Анны была удовлетворена; она получила тот дар, о котором так искренно просила. Взглянув на своего ребенка, она назвала его Самуилом — «выпрошенным у Бога» (Патриархи и пророки, с. 569, 570).

Как только малыш подрос и мог быть отлучен от матери, Анна исполнила свою торжественную клятву. Она любила свое дитя со всем посвящением материнского сердца. С каждым днем Анна все сильнее окутывала сына своей любовью, наблюдая, как укрепляются его силы, и слушая его детский лепет. Он был ее единственным сыном, особым даром Неба. Она получила его как посвященное Богу сокровище, поэтому не стала удерживать для себя того, кто принадлежал Подателю. Вера укрепляла материнское сердце, и Анна не уступила мольбам естественной привязанности (Библейский комментарий АСД т. 2, с. 1008. Комментарий Э. Уайт).

12 мая

Божья собственность

«Я отдаю его Господу» (1Цар.1:28, ИПБ; см. также 1Цар.1:19-28).

Из Силома Анна в мире возвратилась к себе домой в Раму, оставив дитя Самуила обучаться под руководством первосвященника для служения в Божьем доме. С самого начала развития интеллекта сына она учила его любить и почитать Бога, а также относиться к себе, как к принадлежащему Господу. С помощью каждого знакомого окружавшего его предмета она стремилась направить его мысли к Творцу. После разлуки со своим ребенком верная мать не перестала заботиться о нем. Ежедневно он был объектом ее молитв. Каждый год она собственными руками делала ему одежду для служения и, приходя с мужем на поклонение в Силом, отдавала своему ребенку это напоминание о ее любви. Каждая нить этой маленькой одежды была соткана с молитвой о том, чтобы он был чистым, благородным и верным. Она не просила для своего сына земного величия, но горячо умоляла, чтобы он достиг величия, которое ценит Небо, — чтобы он чтил Бога и был благословением для своих ближних.

Каким чудесным образом была вознаграждена Анна! И каким воодушевлением для верности является ее пример! Каждой матери вверены бесценные возможности и чрезвычайно драгоценные преимущества. Скромный круг обязанностей, который женщины стали рассматривать как утомительную задачу, следует считать великим и благородным трудом. Привилегия матери — благословлять мир своим влиянием и, делая это, она доставит радость собственному сердцу. Она может проложить прямую стезю для ног своих детей сквозь свет и мрак к славным высотам. Но, только стремясь в собственной жизни следовать учениям Христа, мать может надеяться сформировать характер своих детей по Божественному образцу. Мир изобилует разлагающим влиянием. Мода и обычаи оказывают сильное влияние на молодежь. Если мать не выполнит своего долга, наставляя, направляя и сдерживая детей, тогда они, естественно, согласятся со злом и отвратятся от добра. Пусть каждая мать чаще приходит к своему Спасителю с молитвой: «Научи нас, как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним?» Пусть она обратит серьезное внимание на наставление, данное Богом в Его Слове, и мудрость будет дана ей, когда она будет в ней нуждаться (Патриархи и пророки, с. 572, 573).

13 мая

Каковы родители

«Сын мой! Заповеди отца своего сохрани, не отвергай того, чему учила тебя матушка» (Притч.6:20, ИПБ).

Каковы родители, такими в основном будут и дети. Физическое состояние родителей, их склонности и вкусы, их умственные и нравственные наклонности в большей или меньшей степени воспроизводятся в их детях.

Чем благороднее цели, чем выше умственные и духовные дарования и чем более развиты физические силы родителей, тем богаче будет жизненный багаж, который они передадут своим детям. Развивая лучшее в самих себе. родители оказывают влияние на формирование общества и облагораживают будущие поколения.

Отцам и матерям необходимо осознавать свою ответственность. Мир переполнен ловушками для молодежи… Они не в состоянии распознать скрытые опасности и ужасный конец пути, который кажется, им дорогой к счастью…

Еще до рождения ребенка следует начинать подготовку, которая позволит ему успешно вести битву со злом.

Особенная ответственность лежит на матери. Женщина, чья кровь и жизненные силы питают ребенка созидая его физическое тело, также оказывает на него умственное и духовное влияние; способствующее формированию ума и характера…

Анна, женщина молитвы и самопожертвования, исполненная небесного вдохновения, родила Самуила — дитя, наставляемое самим Небом, неподкупного судью, основателя священных школ Израиля (Служение исцеления, с. 371;372).

О, если бы каждая мать осознала, как велики ее обязанности и ответственность, и какой великой будет награда за верность! Повседневное влияние матери на ее детей готовит их либо к вечной жизни, либо, к вечной погибели. Дома мать обладает большей властью, чем служитель за кафедрой, или даже царь на престоле (Библейский комментарий АСД, т.2; с:1008;.1009. Комментарий Э.Уайт).

14 мая

Опасный пример

«Не слушали они предостережений отца» (1Цар.2:25. ИПБ; см. также 1Цар.2:22-36).

Илий был священником и судьей в Израиле, он занимал самое высокое и ответственное положение среди народа Божьего. Избранный Богом для выполнения святых обязанностей священника и поставленный над страной как высшая судейская власть, он был образцом для всех и имел огромное влияние на израильские племена. Но хотя Илий и был назначен править Израилем, он не управлял собственным домом… Любя мир и покой он не проявлял своей, власти, чтобы исправлять порочные привычки и страсти своих детей. Вместо того чтобы сопротивляться им или наказывать их, он подчинялся их воле и предоставлял им свободу действий. Вместо того чтобы отнестись к воспитанию сыновей как к одной из самых важных обязанностей, он придавал этому мало значения. Священник и судья Израиля не был оставлен в неведении относительно обязанности обуздывать и направлять детей, которых Бог вверил его попечению. Но Илий уклонялся от этой обязанности, поскольку это означало бы противостоять воле его сыновей, а также вызывало бы необходимость наказывать их и отказывать им…

Проклятие греха было очевидным в развращенности и порочности, которые наблюдались в, поведении его сыновей. У них не было надлежащего пони мания характера Бога или святости Его Закона. Его служение было для них обыденностью. С детства они были приучены к святилищу и служению в нем; но вместо того чтобы проявлять больше благоговения, они утратили всякое ощущение его святости и важности. Отец не исправлял их недостаток уважения к его авторитету, не препятствовал их непочтительности к торжественным служениям во святилище; и когда они достигли зрелости, то были полны смертоносных плодов скептицизма и непокорности…

Не существует большего проклятия для семей, чем разрешать молодежи поступать по-своему. Если родители считаются с каждым желанием своих детей и’ потакают им в том, что, как им известно, не служит для их блага, дети вскоре утратят всякое почтение к родителям, всякое уважение к авторитету Бога или человека и попадут в плен сатанинской воли (Патриархи и пророки, с. 575-578).

15 мая

Без ограничения

«Я же говорил ему, что род его будет навеки Мною осужден за грех, о котором он знал: сыновья его навлекали на себя проклятие, но он не препятствовал им» (1Цар.3:13, ИПБ; см. также 1Цар.2:22).

Илий был добрым, нравственно чистым человеком, однако слишком снисходительным. Он навлек на себя неодобрение Бога, ибо не укреплял слабые стороны своего характера. Он не хотел причинить вреда чувствам кого бы то ни было и не обладал нравственным мужеством, чтобы обличать и порицать грех…

Илий любил чистоту и праведность, однако не имел достаточной нравственной силы подавить зло. Любя мир и согласие, он становился все более и более нечувствительным к нечистоте и преступлению…

Илий был мягким, любящим и добрым, по-настоящему заинтересованным в служении Богу и в процветании Его дела. Это был человек, обладавший силой в молитве. Он никогда не восставал против Божьих слов. Но ему не хватало твердости характера, чтобы порицать грех и осуществлять правосудие в отношении грешника, дабы таким образом Бог мог положиться на него в сохранении Израиля в чистоте. Он не дополнял свою веру мужеством и силой, чтобы сказать «Нет» в нужное время и в нужном месте (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 516, 517).

Илии был знаком с Божественной волей. Он знал, какие черты характера были приемлемы для Бога, а какие Он порицал. Тем не менее он позволил своим детям расти с необузданными страстями, извращенными вкусами и развращенной моральностью.

Илий обучил своих детей Божьему Закону и преподал им хороший пример в собственной жизни, однако не только в этом заключался его долг. Бог требовал от него как от отца и священника сдерживать их от следования собственной извращенной воле. Он не справился с этим (Библейский комментарии АСД, т. 2, с.l009. Комментарий Э. Уайт).

Те, кто имеет слишком мало мужества для порицания неправды, кто из-за лености или отсутствия интереса не прилагает ревностных усилий для очищения семьи или Божьей Церкви, несут ответственность за зло, которое может быть результатом их пренебрежения обязанностями. Мы в такой мере ответственны за пороки, которые должны обуздывать в других посредством проявления родительского или пасторского авторитета, словно сами совершили эти поступки (Патриархи и пророки, с. 578).

16 мая

Суд отложен

«В тот день Я наведу на род Илия все, что говорил о его роде, от начала до конца» (1Цар.3:12, ИПБ; см. также. 1Цар.2:22-36).

Илий допустил большую ошибку позволив своим сыновьям священнодействовать. Оправдывая их поведение под тем или иным предлогом, он перестал замечать их грехи, но в конце концов они достигли такого предела, что он больше не мог закрывать глаза на преступления своих сыновей. Народ жаловался на их жестокие поступки, а первосвященник огорчался и беспокоился. Он не осмеливался более молчать. Однако его сыновья привыкли думать только о себе и теперь не заботились ни о ком другом. Они видели печаль отца, но это не трогало их черствых сердец. Сыновья слушали мягкие предостережения отца, но это не производило на них никакого впечатления. Они не меняли своего порочного поведения, хотя были предупреждены о последствиях их греха. Если бы Илий поступил справедливо со своими нечестивыми сыновьями, они были бы отстранены от священнодействия и понесли бы смертельное наказание (Патриархи и пророки, с. 577).

Из года в год Господь откладывал Свои страшные суды. Многое можно было сделать в те годы для искупления ошибок прошлого, но престарелый священник не предпринял действенных мер для исправления пороков, осквернявших святилище Господа и приведших тысячи израильтян к погибели. Долготерпение Божье вызвало ожесточение сердец Офни и Финееса, и они еще больше осмелели в своем беззаконии. Вести предостережения и упрека, высказанные его дому, Илий сообщил всему народу. Таким образом он надеялся в некоторой степени нейтрализовать плохое влияние его небрежности в прошлом. Но народ пренебрег предостережениями, как ими пренебрегали священники (там же, с. 582).

Бог осуждает халатность, заигрывающую с грехом и преступлением, и равнодушие, которое слишком медленно выявляет пагубное влияние греха в семьях тех, кто называет себя христианами. Он считает родителей в значительной степени ответственными за пороки и прихоти их детей. Бог обрушил Свое проклятие не только на сыновей Илия, но и на самого Илия, и этот ужасный пример должен быть предостережением для родителей в наши дни (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 200).

17 мая

Малодушный отец

«И потому Я поклялся роду Илия, что вовек его роду не загладить вины ни жертвоприношениями, ни дарами» (1Цар.3:14, ИПБ; см. также 1Цар.2:22-36).

Илий не руководил своей семьей согласно Божиим правилам по управлению семьей. Он поступал по собственному рассуждению… В наши дни многие совершают подобную ошибку. Они думают, что знают лучший способ воспитания своих детей, чем тот, который Бог дал в Своем Слове. Они поощряют неправильные наклонности в них, выдвигая оправдание: «Они слишком маленькие, чтобы их наказывать. Подождем, пока они повзрослеют и их можно будет убеждать». Таким образом, пагубные привычки укореняются, пока не становятся второй натурой. Дети растут необузданными, с чертами характера, которые превращаются в проклятие всей их жизни и могут проявиться В других (Патриархи и пророки, с. 578, 579).

Как противоположность истории о верности Авраама и обращенным в его адрес словам одобрения существует повествование об Илии, который позволял нести служение своим сыновьям, уличенным в страшном беззаконии. Здесь содержится урок для всех родителей… Не обуздывая порочность, Илий потворствовал ей. Следствием этого стал грех, который невозможно было искупить ни жертвами, ни приношениями вовек (Письмо 144, 1906 г.).

В то время как многие ошибаются в сторону чрезмерной суровости, Илий впал в другую крайность… В детстве недостаткам его детей не придавали значения, а во дни молодости их оправдывали. К повелениям родителей они относились с пренебрежением, а отец не настаивал на послушании.

Дети увидели, что могут удерживать линию контроля, и пользовались этой возможностью. С возрастом сыновья Илия потеряли всякое уважение к своему мягкосердечному отцу. Они безудержно погрузились в грех. Отец возражал им, но его слова оставались без внимания. Ежедневно они совершали вопиющие грехи и отвратительные преступления до тех пор, пока Сам Господь не излил Свои суды на нарушителей Его Закона…

Сам Господь постановил, что за грех сыновей Илия не должно совершиться искупление посредством жертвы или приношения. Каким великим и плачевным стал их крах! Мужи, на которых были возложены священные обязанности, были осуждены и отлучены от милости справедливым и святым Богом (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1009, 1010. Комментарий э. Уайт).

18 мая

Никакого конфликта поколений

«Отрок Самуил служил Господу при священнике Илии» (1Цар.3:1, ИПБ; см. также 1Цар.3).

Уже в том юном возрасте, когда его привели для служения в скинии, Самуил должен был выполнять некоторые соответствующие его способностям обязанности в богослужении. Сначала они были очень скромными и не всегда приятными, но он выполнял их по мере своих сил и от всего сердца…

Если бы детей учили смотреть на скромный круг своих ежедневных обязанностей как на средство, предначертанное для них Господом, как на школу, в которой они должны научиться преданно и успешно трудиться, насколько приятнее и почетнее показалась бы им их работа. Если каждая обязанность исполняется, как для Господа, это придает особую прелесть самым скромным занятиям и объединяет земных тружеников со святыми существами, творящими волю Божью на Небе (Патриархи и пророки, с. 573, 574).

С раннего детства жизнь Самуила была жизнью благочестия и посвящения. В детстве он был передан под попечительство Илия. Красота его характера вызывала теплые чувства у пожилого священника. Мальчик был добр, щедр. прилежен, послушен и вежлив. Между поведением молодого Самуила и поведением детей священника отмечалась огромная разница. Илий находил покой, утешение и благословение в присутствии своего подопечного. Как замечательно, что между Илием, главным судьей народа, и обыкновенным ребенком могла существовать такая теплая дружба. Самуил был услужливым и любящим, и ни один отец не любил своего ребенка так нежно, как Илий любил этого юношу. С возрастом испытывая упадок сил, Илий более глубоко ощущал разочарование из-за безрассудного и распутного поведения своих детей, поэтому обращался к Самуилу за утешением и поддержкой.

Как трогательно видеть молодого и пожилого, которые полагаются друг на друга; юношу, обращающегося к достигшему пожилого возраста за советом и мудростью, и престарелого, приходящего к юноше за помощью и сочувствием. Так и должно быть. Бог желает, чтобы молодые люди обладали такими качествами характера, благодаря которым они находили бы удовольствие в дружбе с пожилыми людьми, чтобы они могли соединиться узами привязанности с теми, кто приближается к смерти (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1021. Комментарий Э. Уайт).

19 мая

Возрождение

«Согрешили мы против Господа… Не переставай взывать о нас к Господу» (1Цар.7:6,8, ИПБ; см. также 1Цар.7).

Самуил посещал города и деревни страны, стремясь обратить сердца народа к Богу их отцов; и его усилия не остались без хороших результатов. После двадцати лет притеснения со стороны своих врагов израильтяне «возопили к Господу». Самуил посоветовал им: «Если вы всем сердцем своим обращаетесь к Господу, то удалите из среды себя богов иноземных и Астарт, и расположите сердце ваше к Господу, и служите Ему одному». Здесь мы видим, что во дни Самуила практическое благочестие, религия сердца проповедовались так же, как проповедовались Христом, когда Он был на Земле. Для древнего Израиля внешние формы религии без благодати Христа не имели никакой ценности. Такими же они остаются и для современного Израиля.

Сегодня существует нужда в таком возрождении истинной религии сердца, которое пережил древний Израиль. Раскаяние — первый шаг, который должны предпринять все, желающие вернуться к Богу. Никто не может сделать это за другого. Каждому из нас в отдельности следует смирить наши души перед Богом и оставить своих идолов. Когда мы сделаем все, что можем, тогда Господь явит нам Свое спасение…

В Массифе собралось множество народа. Здесь все торжественно постились. В глубоком смирении народ исповедал свои грехи; и в доказательство своего решения повиноваться услышанным наставлениям они наделили Самуила полномочиями судьи…  

В то время как Самуил приносил в жертву ягненка, филистимляне приближались для сражения… Ужасная буря разразилась над наступающим войском, и вся земля была усыпана мертвыми телами могучих воинов. Израильтяне стояли в безмолвном благоговении, трепеща от страха и надежды. Созерцая поражение своих врагов, они поняли, что Бог принял          их раскаяние…

Для наций, как и для отдельных личностей, путь послушания Богу является путем безопасности и счастья, в то время как стезя беззакония ведет лишь к бедствию и поражению (Патриархи и пророки, С. 590, 591).

20 мая

Как все остальные

«Нет, пусть над нами будет царь! Мы будем жить, как другие народы» (1Цар.8:19,20, ИПБ; см. также 1Цар.8).

Евреи требовали царя, как у окружавших их народов. Предпочитая деспотичного монарха мудрому и милостивому правлению Самого Бога, совершаемому через Его пророков, они проявили большой недостаток веры в Бога и усомнились в том, что по Его провидению они получат правителей которые будут вести их и руководить ими. Дети Израиля, непосредственно являясь Божьим народом, имели форму правления, которая существенно Отличалась от всех окружавших их народов. Бог давал им уставы и законы, избирал для них руководителей, а народ должен был повиноваться этим руководителям в Господе. Во всех сложных и запутанных случаях следовало вопрошать Бога. Их требование царя было мятежным отступлением от Бога, их особого Вождя. Он знал, что иметь царя не будет лучшим для Его избранного народа… Если у них будет царь, чье сердце возвысится и окажется неправым перед Богом, он уведет их от Него и побудит восстать против Него. Господь знал, что никто не Сможет занимать должность царя и принимать полагающиеся царю почести без того, чтобы не превозноситься и не Считать свои пути правильными, в то время как они являются грехом против Бога (Духовные дары, т. 4, с. 65, 66).

Бог отделил израильтян от всех других народов, дабы сделать их Своим собственным особенным сокровищем. Но они, пренебрегая этой высокой честью, страстно желали подражать примеру язычников! И поныне среди именующих себя Божьим народом существует стремление приспособиться к мирским привычкам и обычаям. Отступая от Господа, они стремятся к выгодам и почестям мира. Христиане постоянно стараются подражать привычкам тех, кто преклоняется перед богом мира сего. Многие настаивают на том, что, объединяясь с мирскими людьми и приспосабливаясь к их обычаям, они смогут оказывать более Сильное влияние на этих неверующих людей. Но все, кто следует этим путем, отделяются от Источника их силы. Становясь друзьями мира, они превращаются во врагов Бога (Патриархи и пророки, с. 607).

21 мая

Оправдания не нужны

«Он сказал им: «Ныне Господь вам свидетель и Его помазанник, что вы не нашли у меня ничего своего» (1Цар.12:5, ИПБ; см. также 1Цар.12).

Сегодня, как и во дни Самуила, очень тяжело излечить неудовлетворенное стремление к земной власти и хвастовству. Христиане желают строить так, как строят мирские люди, одеваться так, как одеваются мирские люди, -подражать обычаям и привычках тех, кто поклоняется лишь богу мира сего. Кажется, что наставления Слова Божьего, советы и укоры Его слуг и даже предостережения, посланные непосредственно от Его престола, не в силах смирить эти недостойные устремления. Когда сердце отдалено от Бога, тогда достаточно даже малейшего предлога, чтобы оправдать пренебрежение Его властью…

Людей, приносящих наибольшую пользу, редко ценят. Тем, кто трудился для своих товарищей с наибольшей активностью и бескорыстием и кто был инструментом в достижении самых великих результатов, часто отплачивают неблагодарностью и пренебрежением. Когда такие люди обнаруживают, что их отвергают, их советы игнорируют и презирают, они могут ощутить по отношению к себе великую несправедливость. Пусть же они научатся на примере Самуила не оправдывать и не защищать себя, если только Божий Дух не будет безошибочно побуждать к этим действиям (Библейский комментарий АСД, т. 2, с.1013. Комментарии Э. Уайт).

Честь, оказанная человеку, завершающему свои труд, намного ценнее, чем похвала и поздравления, получаемые теми, кто только приступает к своим обязанностям и кому еще предстоит пройти через испытания (там же, с. 1014).

Немногие, уходящие на пенсию с таких ответственных постов, как должность судьи, могут сказать в отношении своей чистоты: ~KTO из вас обличит меня во грехе? Кто может доказать, что я сошел с пути праведности и взял дар? Как человек, совершающий суд и справедливость, я не запятнал свою репутацию». Кто сегодня может сказать то, что сказал Самуил, прощаясь с израильским народом, поскольку они потребовали царя?. Смелый, благородный судья! Но печально то, что человек строгой честности должен был унизиться, защищая самого себя (там же, с. 1013, 1014).

22 мая

Выбор народа

«Так вот царя, которого вы избрали и о котором просили, поставил над вами Господь» (1Цар.12:13, ИПБ: см. также 1Цар.9:1,2,15 — 10:1).

В Сауле Бог дал израильтянам царя по сердцу их… Миловидный и благородный, с царственной осанкой, его внешность соответствовала их представлению о царском достоинстве; а его личная отвага и способности в управлении войсками были качествами, которые они считали наиболее подходящими для сохранения уважения и почета со стороны других народов. Их мало беспокоило, что царь должен обладать такими возвышенными качествами, единственно которые сделают его способным править со справедливостью и беспристрастием. Они не просили того, кто имел бы истинное благородство характера, обладал бы любовью и страхом Божьим. Люди не спрашивали совета у Бога, какими качествами должен владеть правитель, чтобы сохранить их отличительную святую особенность как Его избранного народа. Они искали не Божьего пути, а своего. Поэтому Бог дал им такого царя, какого они желали, характер которого отражал их собственный. Их сердца не подчинялись Богу, и их царь также не покорился Божественной благодати. Под правлением такого царя они должны были обрести опыт, необходимый для того, чтобы увидеть свои ошибки и возвратиться к своей верности Богу.

Однако Господь, возложив на Саула ответственность управления царством, не предоставил его самому себе. Он дал ему Святого Духа, Который бы пребывал в нем, открывая ему его слабости и нужду в Божественной благодати. Если бы Саул положился на Бога, Он пребывал бы с ним. До тех пор, пока его воля была подчинена воле Божьей и пока он желал учиться у Его Духа, Бог мог увенчать его усилия успехом. Но когда Саул решил действовать независимо от Бога, Он не мог больше оставаться его Путеводителем и был вынужден устранить его. Затем Господь призвал на трон «мужа по сердцу Своему» (1 Дар. 13:14) — человека не без недостатков характера, но полагающегося не на себя, а на Бога и водимого Его Духом; он, если согрешит, то подчинится обличению и исправлению (Патриархи и пророки, с. 636).

23 мая

Потенциал есть

«Не было среди израильтян никого красивее его — был он на голову выше всех (1Цар.9:2, ИПБ; см. также 1Цар.9:1,2):

Личностные качества будущего монарха были таковыми, что удовлетворяли гордость сердца, которая вызвала желание иметь царя… Имея благородную и величавую осанку, будучи в расцвете лет, красивый и высокий, он, казалось, был рожден, чтобы повелевать. Однако, невзирая на внешнюю привлекательность, Саул был лишен тех возвышенных качеств, которые составляют истинную мудрость. В юности он не научился владеть своими порывистыми пылкими страстями. Он никогда не испытывал обновляющей силы Божественной благодати (Патриархи и пророки, с. 608).

Господь не позволил бы Саулу занять такой ответственный пост без Божественного просвещения. Он должен был получить новое призвание, и Дух Господень сошел на него. В результате он превратился в нового человека. Господь дал Саулу новый дух, новые мысли, иные, в сравнении с прежними, цели и желания. Это просвещение совместно с духовным познанием Бога, поставив его в благоприятное положение, должно было связать его волю с волей Иеговы…

Саул обладал умственными способностями, влиянием и мог бы управлять царством, если бы его силы были подчинены Божьему контролю. Но каждая способность, подготавливающая его для совершения добра, могла быть использована и сатаной, если подчинялась его силе; в таком случае она давала Саулу возможность оказывать далеко идущее влияние ко злу. По сравнению с другими Саул мог быть более безжалостным, более мстительным и решительным в выполнении своих нечестивых замыслов, используя данные ему Богом превосходные умственные и душевные способности (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1013. Комментарий Э. Уайт).

Полагаясь на собственные силы и Суждения, Саул действовал бы импульсивно и совершал бы серьезные ошибки. Но, оставаясь смиренным, постоянно ища Божественной мудрости, продвигаясь вперед по мере того, как провидение Божье открывало бы перед ним путь, он смог бы с успехом и честью выполнить обязанности своего Высокого положения. Под воздействием Божественной благодати каждое из его хороших качеств могло бы укрепляться, а порочные черты неуклонно ослабевали бы. Именно к такому труду Господь призывает всех, посвятивших себя Ему (там же, с.1016, 1017).

24 мая

Забегая вперед Бога

«Семь дней ждал Саул срока, назначенного Самуилом. Но Самуил все не приходил в Галгал, и народ начал разбегаться» (1Цар.13:8, ИПБ; см. также 1Цар.13:1-16).

Только на второй год царствования Саула были предприняты попытки подчинить филистимлян. Первый удар нанес Ионафан, сын царя, который атаковал и разбил их гарнизон в Гиве. Разъяренные этим поражением, филистимляне готовились к незамедлительному нападению на Израиль. Теперь Саул повелел объявить о войне…

Прежде чем назначенное пророком время полностью истекло, он проявил нетерпение из-за задержки и позволил себе лишиться мужества из-за окружающих его тяжелых обстоятельств…

Для Саула настало время испытания. Теперь он должен был показать, надеется ли на Бога или нет. Саулу следовало терпеливо ожидать Его повеления, проявив себя человеком, на которого Бог мог положиться в тяжелой ситуации как на правителя Своего народа; или же он будет нерешительным и недостойным возложенной на него священной ответственности (Патриархи и пророки, с. 616, 618).

Это было намерением Бога — задержать Самуила, дабы его сердце было разоблачено и другие узнали, как царь поступит в чрезвычайных обстоятельствах. Саул оказался в трудном положении, однако не послушался повелений. Он полагал, что не имеет значения, кто и каким образом приближается к Богу. Полный энергии и самодовольства, он взялся за выполнение священнических обязанностей.

Господь обладает определенными средствами; если их не распознают и не уважают люди, связанные с Его работой, если свободно пренебрегают Божьими требованиями, они не должны занимать ответственные посты. Они не будут прислушиваться ни к советам, ни к повелениям Бога, передаваемых посредством этих определенных средств. Подобно Саулу, такие люди будут поспешно браться за дело, которое им никогда не поручали. Полагаясь на свое человеческое суждение, они будут совершать ошибки, которые приведут Божии Израиль туда, где их Вождь не сможет явить Себя им (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1014. Комментарии Э. Уайт).

25 мая

Найден легким

«Едва он принес жертву всесожжения, как пришел Самуил, и Саул вышел навстречу приветствовать его» (1Цар.13:10, ИПБ; см. также 1Цар.13:1-16).

Бог повелел приносить перед Ним жертвы только тем, кто посвящен на это служение. Но Саул приказал: «Приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения», и в том виде, в каком был, в доспехах и с оружием, он приблизился к жертвеннику и принес жертвы Богу… Если бы Саул выполнил все условия, при которых была обещана Божественная помощь, тогда Господь посредством немногих верных царю совершил бы чудесное избавление для Израиля. Но Саул был настолько доволен собой и своими деяниями, что вышел встречать пророка как человек, который заслуживал скорее похвалы, нежели порицания (Патриархи и пророки, с. 618).

Саул попытался оправдать свои действия и вместо того, чтобы осудить себя самого, обвинил пророка. Сегодня многие люди следуют тем же путем. Подобно Саулу они ослеплены своими ошибками. А когда Господь старается исправить их, они воспринимают этот укор как оскорбление и начинают искать недостатки в том, кто принес Божественное послание.

Если бы Саул желал увидеть и признать свою ошибку, то в будущем этот горький опыт стал бы для него защитой. Впоследствии он избегал бы тех ошибок, которые вызвали Божественное порицание. Но, ощущая себя несправедливо обвиненным, он, вероятнее всего, совершил бы тот же грех.

Господь желает, чтобы Его народ в любых обстоятельствах проявлял полное доверие Ему. Хотя мы не всегда можем понять действия Его провидения, тем не менее нам следует ожидать с терпением и смирением до тех пор, пока Он не посчитает нужным просветить нас (Библейский комментарий АСД. т. 2, с. 1014, 1015. Комментарий Э. Уайт).

Преступление Саула доказало, что он не достоин выполнять священные обязанности … Если бы он терпеливо выдержал Божественное испытание, то престол был бы утвержден за ним и за его домом. Фактически Самуил направлялся в Галгал именно с этой целью. Но Саул был взвешен на весах и найден легким. Его необходимо было устранить, дабы освободить путь для того, кто будет свято относиться к чести и авторитету Бога (там же, с. 1015).

26 мая

Время для мужества

«Ионафан сказал слуге-оруженосцу: «Давай подберемся к дозору этих необрезанных. Может быть, Господь будет за нас, ведь Господь волен даровать победу любому отряду и большому, и малому»» (1Цар.14:6, ИПБ; см. также 1Цар.14:1-17).

Из-за греха Саула во время его самонадеянного жертвоприношения Господь не предоставил ему честь победить филистимлян. Сын царя Ионафан, человек, боящийся Господа, был избран как инструмент для избавления Израиля. Движимый Божественным побуждением, он предложил своему оруженосцу тайно напасть на стан врага…

Они вместе тайно ушли из стана, чтобы их намерению не воспрепятствовали. С искренней молитвой к Путеводителю их отцов они договорились О знаке, посредством которого могли решить, как им действовать дальше… Приблизившись к крепости филистимлян, спутники оказались на виду у своих врагов, которые сказали с насмешкой: «Вот, Евреи выходят из ущелий, в которых попрятались они». Затем они бросили вызов: «Взойдите к нам, и мы вам скажем нечто», имея в виду, что накажут двух израильтян за их бесстрашие. Этот вызов и был тем знаком, который Ионафан и его спутник договорились принять как доказательство того, что Господь будет содействовать успеху в их предприятии. Исчезнув теперь из вида филистимлян и выбрав тайную трудную тропу, воины пробирались к вершине скалы, казавшейся неприступной и недостаточно охраняемой. Таким образом они проникли в стан врага и убили часовых, которые, будучи охваченными удивлением и страхом, не оказали никакого сопротивления.

Небесные ангелы охраняли Ионафана и его спутника, ангелы сражались на их стороне, а филистимляне падали перед ними (Патриархи и пророки, с. 623).     

Эти двое мужей засвидетельствовали о том, что действовали под влиянием и по повелению кого-то большего, чем земной полководец. Внешне их предприятие казалось безрассудным и противоречило всем военным правилам. Но действия Ионафана не были совершаемы с человеческим безрассудством. Он не полагался на то, что может сделать он и его оруженосец: Ионафан был инструментом, который Бог использовал в интересах Его народа Израиля (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1015. Комментарий Э. Уайт).

27 мая

Настоящий царь

«Проклят тот, кто вкусит еды до вечера, пока я не отомщу своим врагам!» (1Цар.14:24, ИПБ; см. также 1Цар.14:24-46).

Приказ воздерживаться от пищи исходил из эгоистичных амбиций и показал, что, царь был равнодушен к нуждам своего народа, если они противоречили его желанию к самовозвышению. Утверждение его запрета с помощью торжественной клятвы показало, что Саул был как безрассудным, так и нечестивым. Сами слова клятвы свидетельствуют о том, что Саул усердствовал ради себя самого, а не для славы Бога. Он заявил, что его цель заключается не в словах «доколе Господь не отомстит врагам своим», а «доколе я не отомщу врагам моим»…

Во время дневного сражения Ионафан, не слышавший о приказе царя, непреднамеренно провинился, вкусив немного меда, когда шел через лес. Вечером Саул узнал об этом. Он заявил, что нарушение его приказа должно караться смертью; и хотя Ионафан не был виновен в совершении осознанного греха, хотя Бог чудесным образом сохранил ему жизнь и совершил через него избавление, царь объявил, что приговор должен быть приведен в исполнение. Сохранить жизнь своему сыну означало бы признание Саула в том, что он согрешил, давая такую безрассудную клятву. Это было бы унизительным для его гордости. «Пусть то и то сделает мне Бог, и еще больше сделает, — был его страшный приговор, — ты, Ионафан, должен сегодня умереть!»…

Не так давно в Галгале Саул осмелился исполнить обязанности священника вопреки повелению Божьему. Когда Самуил обличил его, он упрямо оправдывал себя. Теперь же, когда его собственный приказ был нарушен, — хотя этот приказ был необоснованный и Ионафан нарушил его по неведению, — царь и отец приговорил своего сына к смерти.

Народ не позволил привести приговор в исполнение. Смело встретив гнев царя, они заявили: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого! Жив Господь: и волос не упадет с головы его на землю; ибо с Богом он действовал ныне». Гордый монарх не осмелился пренебречь этим единогласным мнением, и жизнь Ионафана была сохранена (Патриархи и пророки, с. 624, 625).

28 мая

Два пути

«Ибо каким судом судите, таким и сами судимы будете, и какой мерой мерите, такою же отмерится вам» (Мф.7:2, ИПБ; см. также 1Цар.14:36-46).

Саул не мог не чувствовать, что его сын пользовался большим расположением Бога и народа, чем он. Избавление Ионафана было суровым упреком безрассудству царя. У него было предчувствие, что его проклятие обрушится на его же голову. Он не продолжил войну с филистимлянами, а вернулся в свой дом угрюмым и недовольным.

Люди, всегда готовые извинить или оправдать себя за совершенный грех, часто самым суровым образом осуждают и порицают других. Многие, подобно Саулу, навлекают на себя неодобрение Божье, однако отвергают совет и презирают обличения. Даже убедившись, что Господь не с ними, они отказываются видеть в себе причину своих несчастий. Эти люди лелеют гордость, дух хвастовства и в то же время позволяют себе жестоко осуждать или сурово порицать других, кто лучше их…

Часто те, кто стремится возвысить себя, попадают в такое положение, когда обнаруживается их настоящий характер. Так было в случае с Саулом. Его поведение убедило народ, что царские честь и власть для него дороже, чем справедливость, милосердие и великодушие. Таким образом народ убедился в своей ошибке, отвергнув дарованное Богом правление. Они променяли богобоязненного пророка, чьи молитвы приносили им благословение, на царя, который в слепом усердии молился об их проклятии.

Если бы израильтяне не вмешались, чтобы спасти жизнь Ионафана, их избавитель погиб бы из-за приказа царя. С какими опасениями, должно быть, народ после этого следовал указаниям Саула! Как горько было осознавать, что он возведен на трон с помощью их же собственных действий! Бог долготерпит непослушание людей, даруя всем возможность увидеть и оставить свои грехи; и хотя, возможно, порой кажется, что Он способствует процветанию тех, кто нарушает Его волю и презирает Его предостережения, в свое время Он непременно разоблачит их безрассудство (Патриархи и пророки, с. 625, 626).

29 мая

Снова испытан

«Иди и разгроми Амалика, уничтожь, предав заклятию все, что у него есть. Не щади никого» (1Цар.15:3, ИПБ; см. так же 1Цар.15).

Господь послал Своего слугу к Саулу с другой вестью. Своим повиновением он еще мог доказать, что верен Богу и достоин выходить перед Израилем. Самуил пришел к царю и передал ему слово Господа…

Амаликитяне первыми начали войну с Израилем в пустыне; за этот грех, а также за их неповиновение Богу и позорное идолопоклонство Господь через Моисея вынес им приговор… Исполнение этого приговора откладывалось в течение четырехсот лет, но амаликитяне не отвратились от своих грехов. Господь знал, что этот нечестивый народ, если бы только мог, стер с лица земли Его народ и поклонение Ему. Теперь наконец настало время привести в исполнение так долго откладываемый приговор.

Проявленное Богом долготерпение к нечестивым придало им смелости совершать грех; но их наказание не стало менее определенным и ужасным из-за долгой задержки … Хотя Господь не находит удовольствия в мщении, все же Он накажет нарушителей Его Закона. Он должен так поступать, дабы уберечь жителей Земли от полного разложения и гибели. Чтобы спасти некоторых, Он вынужден уничтожить ожесточившихся во грехе… И именно тот факт, что Бог с нежеланием совершает правосудие, свидетельствует о чудовищности грехов, вызывающих Его суды, и о суровости возмездия, ожидающего грешника.

Однако, совершая суд, Бог вспомнил и о милости. Амаликитян предстояло уничтожить, а живущих среди них кинеян — пощадить. Этот народ, хотя и не освободился полностью от идолопоклонства, поклонялся Богу и дружески относился к Израилю. К этому племени принадлежал и шурин Моисея Ховав, сопровождавший израильтян во время их странствования по пустыне, и его знание страны оказало им ценную помощь (Патриархи и пророки, с. 627, 628).

30 мая

Ненадежный

«Но плененного Агага Саул и его подданные пощадили, как пощадили и ягнят и лучший, откормленный скот из отар и стад. Все ценное они истреблять не стали, а уничтожили лишь худшее, никчемное» (1Цар.15:9, ИПБ; см. также 1Цар.15).

После поражения филистимлян в Михмасе Саул воевал с Моавом, Аммоном, Едомом, а также с амаликитянами и филистимлянами; и куда бы он ни обратил свою руку, везде одерживал еще одну победу. Получив повеление выступить против амаликитян, он немедленно объявил войну. К его собственному авторитету был добавлен авторитет пророка, и на призыв к войне израильтяне собрались под его знаменем. К этому походу не следовало приступать с целью само возвеличивания; израильтяне не должны были получить ни славы победы, ни добычи врагов. Их участие в войне должно было состояться исключительно как акт послушания Богу и для совершения Его судов над амаликитянами. В намерение Бога входило, чтобы все народы наблюдали гибель народа, не повинующегося Его владычеству, и чтобы они заметили, что данный народ был уничтожен теми людьми, которых они презирали…

Теперешняя победа над амаликитянами была самой блестящей из одержанных когда-либо Саулом, и это способствовало тому, что в его сердце вновь воспламенилась гордость — наибольшая опасность для него. Божественный указ, предусматривавший полное истребление врагов Господа, был выполнен лишь частично. Стремясь приумножить славу своего победоносного возвращения присутствием царственного пленника, Саул, осмелившись подражать обычаям окружающих языческих народов, пощадил жизнь Агага, свирепого, воинственного царя амаликитян. Народ же оставил себе лучших волов, овец и вьючных животных, оправдывая свой грех тем, что животные были сохранены как жертвы Господу. Их целью, однако, было использовать их как замену, чтобы сохранить собственный скот.

Саул подвергся последнему испытанию. Его самоуверенное пренебрежение волей Божьей, свидетельствующее о решении править как независимый монарх, доказало, что ему нельзя доверить царскую власть как наместника Господа (Патриархи и пророки, с. 628, 629).

31 мая

Я слышу овец

«Напрасно Я поставил царем Саула, он отступился от Меня и слов Моих не исполнил» (1Цар.15:11, ИПБ; см. также 1Цар.15) .

В то время как Саул и его войско, упоенные радостью победы, возвращались домой, глубокая скорбь царила в доме пророка Самуила. Он получил от Бога весть, осуждавшую действия царя… Пророк был сильно огорчен поведением мятежного царя и всю ночь плакал и молился, чтобы страшный приговор был отменен.

Раскаяние Бога не похоже на раскаяние человека. «Не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Раскаяние человека подразумевает изменение мышления. Раскаяние Божье подразумевает изменение обстоятельств и отношений. Человек способен изменить свое отношение к Богу, подчинившись условиям, на которых может получить Божественную благосклонность, либо из-за собственных действий он может оказаться вне этой благосклонности. Но условия принятия Богом не изменились: Божьи требования были теми же самыми, ибо Господь остается Тем же «вчера и сегодня и вовеки» (Евр.13:8). Неповиновение Саула изменило его отношение к Богу, но условия принятия его Богом остались неизменными — Божьи требования были теми же, что и прежде, ибо в Нем «нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1:17).

На следующее утро с болью в сердце пророк вышел, чтобы встретить заблуждающегося царя. Самуил лелеял в сердце надежду, что, одумавшись, Саул признает свой грех, раскается, смирится и вновь обретет Божественную благосклонность. Но когда сделан первый шаг по стезе беззакония, остальной путь становится легким. Развращенный своим непослушанием, Саул вышел встречать Самуила с ложью на устах. Он воскликнул: «Благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа». Звуки, достигшие слуха пророка, опровергли заявление непокорного царя (Патриархи и пророки, с. 629,630).

Саул отрицал свой грех, даже когда мычание быков и блеяние овец изобличали его вину (Письмо 12 а, 1893 г.).