Июнь

1 июня

Ложное раскаяние

«Ты отверг слово Господне — и Господь отверг тебя, отрешил от царства» (1Цар.15:23, ИПБ; см. также 1Цар.15).

Устрашенный осуждением пророка, Саул признал вину, которую до сих пор упрямо отрицал, но по-прежнему продолжал перекладывать ее на народ, заявляя, что согрешил из-за страха перед ним.

Не скорбь о грехе, а страх перед наказанием управлял царем Израиля… Его главной заботой было поддерживать свой авторитет и сохранить преданность народа… Когда Самуил повернулся, чтобы уйти, охваченный страхом царь схватил его за одежду, пытаясь удержать пророка, но она разорвалась в его руках. На это пророк сказал: «Ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя»»…

Саул злоупотреблял своим величием, обесчестил Бога неверием и непокорностью. Хотя он был скромным и несамонадеянным человеком, когда был призван на трон, но успех сделал его самоуверенным … Жертвоприношения сами по себе не представляли никакой ценности в очах Божьих. Они были предназначены для того, чтобы посредством их жертвователь мог выражать раскаяние во грехе и веру во Христа, а также обещать в будущем повиноваться Божьему Закону. Но без раскаяния, веры и покорного сердца эти жертвы не имели никакого значения. Когда при прямом нарушении Божьего повеления Саул предложил принести в жертву то, что Бог обрек на уничтожение, царь проявил открытое презрение к Божественному авторитету. Это служение было оскорбительным для Неба.

Зная о грехе Саула и его последствиях, многие поступают так же. Отказываясь верить в некоторые требования Божьи и повиноваться им, они упорно продолжают исполнять перед Ним формальные религиозные обряды. На такое служение нет отклика Божьего Духа. Как бы ревностно люди ни соблюдали религиозные церемонии, Господь не может принять их, если они продолжают своевольно нарушать одно из Его повелений (Патриархи и пророки, с. 631, 634).

2 июня

Почти лишенный рассудка

«Самуил сказал Саулу: «Нет, я не вернусь с тобой, потому что ты отверг слово Господне, и Господь отверг тебя, отрешил от царства Израильского»» (1Цар.15:26, ИПБ; см. также 1Цар.15:24-35).

Когда Саул увидел, что Самуил более не приходил наставлять его, он осознал, что Господь отверг его за нечестивое поведение, и с тех пор в его характере стали проявляться крайности. Его слуги… порой не осмеливались приближаться к нему, поскольку он выглядел как безумный человек, вспыльчивый и жестокий. Часто казалось, что он полон раскаяния. Он впадал в уныние и испытывал страх тогда, когда не было опасности… Его всегда переполняло беспокойство, и в мрачном настроении он не желал, чтобы его тревожили, а временами страдал из-за того, что никто не приходит к нему… Даже в присутствии его князей и народа он с безумной силой часто повторял высказанные против него пророческие изречения.

Свидетели такого странного поведения Саула рекомендовали ему музыку, полагая, что она окажет успокаивающее влияние на его разум, когда он будет приходить в такое смятение. По Божьему провидению Давид был отрекомендован ему как искусный музыкант…

Восхитительная игра Давида на арфе успокаивала встревоженный дух Саула. Когда он слушал пленительные звуки музыки, она влияла на него, рассеивая нависший над ним мрак и приводя его возбужденный разум в более рассудительное, счастливое состояние (Духовные дары, т. 4, ч. l, с. 78,79).

Саул был лишен своей силы, ибо не сделал повиновение Божьим Заповедям правилом своей жизни. Для человека ужасно настраивать свою волю против воли Бога, открывающейся в Его определенных требованиях. Все почести, получаемые человеком на троне царства, не смогут возместить утрату благосклонности Бога в результате проявления неверности Небесам. Неповиновение Божьим Заповедям может привести только к гибели и бесчестию. Бог дал каждому человеку свое дело, подобно как Он поставил Саула править Израилем. Важный практический урок для нас заключается в том, что мы должны выполнить порученное нам дело таким образом, дабы записи о нашей жизни мы могли встретить с радостью, а не с печалью (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1018. Комментарий Э. Уайт).

3 июня

Не человеческий выбор

«Наполни рог елеем и иди, куда я тебя пошлю, — к Иессею из Вифлеема. Я присмотрел себе царя среди его сыновей» (1Цар.16:1, ИПБ; см. также 1Цар.16:1-13).

Жертвоприношение было окончено, и, прежде чем приступить к жертвенной трапезе, Самуил начал пророческим взглядом осматривать благородных на вид сыновей Иессея. Елиав был старшим сыном и более остальных напоминал Саула фигурой и красотой. Его миловидные черты и хорошо развитое телосложение привлекли внимание пророка. Глядя на его царственную осанку, Самуил думал: «Верно, сей пред Господом помазанник Его!»… Но Иегова не смотрит на внешний вид. Елиав не боялся Господа. Если бы он был призван на трон, то стал бы гордым, суровым правителем…

Никакая внешняя красота не может выступать перед Богом в пользу души. Истинную красоту человека выражают мудрость и совершенство, явленные в характере и поведении; принятие нас Господом Саваофом определяют внутренняя ценность и совершенство сердца. Как глубоко нам следует проникнуться этой истиной, чтобы правильно судить о самих себе и о других! На примере ошибки Самуила мы можем понять, насколько поверхностным является суждение, основанное на красоте лица или величии фигуры (Патриархи и пророки, с. 638).

Старшие братья, среди которых Самуил делал выбор, не обладали качествами, которые Бог считал необходимыми для правителя Своего народа. Гордые, эгоистичные, самоуверенные, они были отвергнуты ради того, кого не принимали всерьез, но кто сохранил простоту и искренность своей юности, кто, хотя имел невысокое мнение о себе, мог быть подготовлен Богом к обязанностям по управлению царством. Так и теперь во многих детях, оставляемых родителями без внимания, Бог видит способности, намного превышающие те, которые демонстрируют другие, подающие, как считается, большие надежды.

А что касается жизненных возможностей, — кто может решить, что велико, а что мало? Как много тружеников, занимающих скромное положение в жизни и продвигающихся вперед с помощью небольших действий, направленных на благословение мира, достигали таких результатов, которым могли позавидовать цари! (Воспитание, с. 266).

4 июня

Подготовка к управлению

«Бывало, что приходил лев или медведь и уносил овцу из отары. Тогда я гнался за ним, разил его и спасал овцу у него из пасти, а если он нападал на меня, то я хватал его за гриву и разил насмерть» (1Цар.17,34,35, ИПБ; см. также 1Цар.17:1-37).

Давид возрастал в благоволении у Бога и людей. Он был наставлен в пути Господнем и теперь, как никогда раньше, стремился всем сердцем более тщательно исполнять волю Божью. У него появились новые темы для размышлений. Он посещал царский дворец и видел обязанности царя. Давид обнаружил некоторые искушения, осаждавшие душу Саула, и постиг некоторые тайны в характере и поступках первого царя Израиля. Он наблюдал, как царскую славу затмевает мрачное облако скорби, и знал, что члены семьи Саула в своей личной жизни были далеки от счастья. Все это вызывало тревожные мысли у того, кто был помазан в цари Израиля. Но хотя Давид и был увлечен глубоким размышлением и его волновали тревожные мысли, он обращался к своей арфе и извлекал звуки, возносившие его разум к Подателю всех благ; тогда темные тучи, застилавшие горизонт будущего, рассеивались.

Бог преподавал Давиду уроки доверия. Подобно тому как Моисей был воспитан для своей миссии, так Господь подготавливал сына Иессея стать правителем Его избранного народа. Заботясь о стаде, он постигал заботу Великого Пастыря о Своей пастве.

Одинокие холмы и дикие ущелья, где Давид ходил со своим стадом, являлись убежищем хищных зверей. Нередко случал ось, что из зарослей вдоль Иордана выходил лев или из своей берлоги среди холмов появлялся медведь и, разъяренные голодом, они набрасывались на стадо. Согласно обычаю того времени, Давид был вооружен только пращей и пастушьим посохом. Однако он рано доказал свою силу и мужество, защищая стадо…

Переживания в таких случаях испытывали сердце Давида и развивали в нем мужество, силу духа и веру (Патриархи и пророки, с. 643, 644).

5 июня

Человеческое хвастовство

«Филистимлянин говорил: «Посрамлю я сегодня войско израильское, только дайте мне кого-нибудь для поединка!»» (1Цар.17:10, ИПБ; см. также 1Цар.17:4-29).

Когда в Израиле объявили о войне с филистимлянами, три сына Иессея присоединились к армии под командованием Саула, а Давид остался дома. Спустя некоторое время он, однако, посетил стан Саула. По повелению отца он должен был выполнить поручение и принести дар своим старшим братьям, а также узнать, в безопасности ли они и здоровы ли… Приближаясь к армии, он услышал звуки волнения, словно вот-вот должен был начаться бой…

Голиаф, филистимский воин, вышел вперед и оскорбительными словами поносил израильтян, бросая им вызов, чтобы они предоставили из своих рядов человека, который вступил бы с ним в единоборство…

В течение сорока дней израильские войска трепетали перед надменным вызовом филистимского великана. Их сердца замирали от страха, когда они смотрели на его исполинскую фигуру высотой в шесть локтей и пядь. На голове у Голиафа был медный шлем, тело защищала кольчуга весом в пять тысяч сиклей, а ноги — медные наколенники. Кольчуга была сделана из медных пластинок, заходивших одна за другую, подобно рыбьей чешуе, и они были настолько плотно соединены, что никакое метательное оружие или стрела не могли пробить ее. За спиной великан носил огромное копье или пику, также из меди. — «И древко копья его, как навой у ткачей; а самое копье его в шестьсот сиклей железа, и пред ним шел оруженосец» (Патриархи и пророки, с. 644-646).

Израиль не бросал вызов Голиафу, но Голиаф стал гордо величаться против Бога и Его народа. Пусть презрение, хвастовство и поношение исходят от противников истины, действующих подобно Голиафу. Но этот дух не должен проявляться в тех, кого Бог послал проповедовать последнюю весть предостережения обреченному миру.

Голиаф уповал на свои доспехи. Он устрашал израильскую армию дерзким, грубым хвастовством, выставляя напоказ доспехи, которые были его силой (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 218, 219).

6 июня

Пять гладких камней

«И добавил Давид: «Господь, избавлявший меня от львиных когтей и от медведя, избавит меня и от рук этого филистимлянина». Тогда Саул сказал Давиду: «Иди, И да пребудет с тобой’ I Господь!»» (1Цар.17:37, ИПБ; см. также 1Цар.17:28-37).

Когда Давид увидел, что весь Израиль преисполнен страха, и узнал, что филистимлянин день за днем осыпал их поношениями, но ни один воин не восстал, дабы заставить хвастуна замолчать, его дух сильно возмутился в нем. Его охватило горячее желание защитить честь живого Бога и репутацию Его народа (Патриархи и пророки, с. 645).

Давид в своем смирении и с ревностью о Боге и его народе предложил сразиться с этим хвастуном. Саул согласился и отдал Давиду собственные царские доспехи. Однако юноша не согласился носить их. Он снял с себя царские доспехи, поскольку не испытал их. Давид испытал Бога и, доверившись Ему, одержал особенную победу. Если бы он облекся в доспехи Саула, это создало бы впечатление, будто он — воин, тогда как на самом деле он был маленьким Давидом, который заботился об овцах. Он не хотел, чтобы какая-либо заслуга была приписана доспехам Саула, ибо верил в Господа Бога Израилева (Свидетельства для Церкви, т. з, с. 219).

Выбрав пять гладких камней из ручья, Давид положил их в сумку и с пращой в руках приблизился к филистимлянину. Исполин смело выступил вперед, ожидая встретить самого сильного воина Израиля. Его оруженосец шел впереди, а сам он выглядел так, словно ничто не могло помешать ему. Подойдя ближе к Давиду, он увидел юношу, которого называли мальчиком по причине его юности. Лицо Давида дышало здоровым румянцем, и его хорошо сложенная фигура, не защищенная доспехами, особенно выделялась; однако между его юношеским видом и массивными пропорциями филистимлянина наблюдался значительный контраст.

Голиаф был поражен и рассержен. «Что ты идешь на меня с палкою? — воскликнул он, — разве я собака? Потом он обрушил на Давида самые ужасные проклятья именем всех известных ему богов. Он кричал насмешливо: «Подойди ко мне, и я отдам тело твое птицам небесным и зверям полевым. (Патриархи и пророки, с. 647).

7 июня

Достоверный исход

«Давид отвечал Филистимлянину: …я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил» (1Цар.17:45; см. также 1Цар.17:38-58).

Голиаф бранил и проклинал Давида своими богами. Филистимлянин чувствовал, что его достоинство оскорблено, поскольку против него выступил юноша, даже не облаченный в доспехи… Давида не раздражало, что на него смотрели как на неполноценного воина; страшные угрозы Голиафа не повергли его в трепет, и он ответил: «Ты идешь против меня с мечом, и копьем, и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил» (Свидетельства для Церкви, т. З, с. 219).

Эти слова, произнесенные чистым, мелодичным голосом, прозвучали в воздухе, и их отчетливо услышали тысячи воинов, выведенных в строй для сражения. Ярость Голиафа достигла наивысшего предела. В гневе он сорвал шлем, защищавший его лоб, и ринулся вперед, чтобы отомстить противнику. Сын Иессея приготовился встретить врага. «Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и бросил из пращи, и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю».

Изумление объяло ряды двух армий. Они были уверены, что Давид будет убит, но когда в воздухе с шумом пролетел камень и попал в намеченную цель, они увидели, как могущественный воин вздрогнул и вытянул вперед руки, будто пораженный неожиданной слепотой. Исполин пошатнулся и, подобно сраженному дубу, рухнул на землю. Давид не терял ни мгновения. Он вскочил на распростертое тело филистимлянина и обеими руками схватил тяжелый меч Голиафа. Только что великан хвастался, что снесет им голову юноши с плеч и отдаст его тело птицам небесным. Теперь этот меч был поднят вверх, после чего голова хвастуна была отсечена, и восторженный крик раздался из стана Израиля (Патриархи и пророки, с. 648).

8 июня

Никто не посочувствовал

«Вы все сговорились против меня… никто не посочувствовал» (1Цар.22:8, ИПБ; см. также 1Цар.22).

Злой дух овладел Саулом. Он понимал, что его участь была запечатлена серьезной вестью о свержении его с престола Израиля. Его отступление от простых Божьих требований привело к неизбежным результатам. Он не обратился, не раскаялся и не смирил свое сердце пред Богом, но открыл его, чтобы принимать все внушения врага. Он слушал всех лжесвидетелей, охотно признавая все, что отрицательно сказывалось на характере Давида. Саул надеялся найти оправдание проявлению своей растущей зависти и ненависти к тому, кто был помазан на трон Израиля.

Учитывались все слухи, независимо от того, какими бы непоследовательными они ни были и как бы ни противоречили характеру и нравам Давида.

Каждое свидетельство о том, что Давид находился под защитой Бога, казалось, обостряло и усиливало непоколебимое стремление, одолевавшее Саула. Неспособность царя привести в исполнение свои замыслы представлена как явная противоположность успеху беглеца, ускользающего от его преследования, но это только укрепляло и усиливало решительность царя. Он не пытался скрыть свои замыслы против Давида и не был честным в том, какие средства стоит использовать для осуществления своей цели.

Царь сражался не против человека Давида, который не причинил ему никакого вреда. Он боролся с Царем Небес, ибо, когда сатане позволено контролировать разум, которым уже не управляет Иегова, сатана будет направлять его согласно своей воле, пока находящийся в его власти человек не станет действенным средством для осуществления его замыслов. Вражда великого родоначальника греха настолько яростная, а его сила ко греху настолько ужасная, что, когда люди отходят от Бога, сатана воздействует на них. Их разум все больше и больше подчиняется ему до тех пор, пока они не отвергнут Божий страх и уважение к людям и не превратятся в дерзких открытых врагов Бога и Его народа… Бог ненавидит всякий грех, и, когда человек упорно отвергает всякий совет Небес, он подвергается обманам врага (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1019. Комментарий Э. Уайт).

9 июня

Музыка в пещере

«Окружен я львами, стремящимися разорвать меня» (Пс.56:5, ИПБ; см. также 1Цар.22).

О, как драгоценно сладостное влияние Духа Божьего на угнетенную, отчаявшуюся душу — оно ободряет малодушного, укрепляет немощного, наделяет смелостью и дарует помощь проверенным слугам Господа! О, какого Бога мы имеем, — Он мягко обращается с заблуждающимися, проявляет терпение и нежность во время бедствий или когда нами овладевает какая-либо великая скорбь!

Каждая неудача Божьих детей является следствием недостатка веры. Когда мрак охватывает душу, когда жаждем света и водительства, мы должны взглянуть вверх, где свет царит над тьмой. Давид ни одного мгновения не должен был сомневаться в Боге. Он имел основание полагаться на Него. Он был помазанником Господним и в гуще опасности находился под защитой Божьих ангелов. Давид был облачен в мужество для совершения чудесных дел. И если бы вычеркнул из своего разума печальную ситуацию, в которой оказался, а размышлял о силе и могуществе Бога, он имел бы мир даже среди смертной тени…

Среди гор Иудеи Давид искал убежище от преследований Саула. Он совершил удачный побег к Адолламской пещере, — месту, где с помощью небольшого вооруженного отряда можно было выдержать нападение огромной армии. «И услышали братья его и весь дом отца его, и пришли к нему туда»…

В Адолламской пещере члены семьи объединились в сострадании и любви. Сын Иессея мог петь под звуки арфы: «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1). Он испытал всю горечь недоверия со стороны собственных братьев, и теперь царившее вместо разлада согласие приносило радость сердцу изгнанника. Именно там Давид сочинил 56-й псалом (Патриархи и пророки, с. 657, 658).

10 июня

Итог безумия

«Царь на это ответил: »Ты умрешь, Ахимелех ты и весь род твоего отца»» (1Цар.22:16, ИПБ; см. также 1Цар.22).

Люди не могут оставаться Спокойными и благоразумными, пренебрегая советами Бога, которые делают их способными действовать справедливо и обдуманно. Нет более ужасного и безнадежного безумия, чем следовать человеческой мудрости, не пребывающей под управлением мудрости Бога.

Саул собирался схватить Давида в Адолламской пещере, а когда обнаружилось, что Давид покинул это убежище, царь весьма разгневался. Побег Давида был загадкой для Саула. Он мог объяснить это только тем, что в его лагере есть предатели, сообщившие сыну Иессея о приближении царя и его намерениях.

Саул сказал своим советникам, что против него составлен заговор, и подкупал их дорогими подарками и почетными должностями, чтобы узнать, кто среди его людей помогал Давиду. Доик Идумеянин стал доносчиком. Движимый честолюбием, корыстолюбием и ненавистью к священнику, который порицал его грехи, Доик сообщил Саулу о приходе Давида к первосвященнику Ахимелеху, представив дело так, чтобы возбудить царский гнев против человека Божьего. Слова этого нечестивца подлили масла в огонь и разбудили в душе Саула самые худшие страсти. Обезумев от ярости, он объявил, что вся семья священника должна умереть. Ужасный приговор был приведен в исполнение. Не только Ахимелех, но и члены семьи его отца, «восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод», были убиты по царскому указу жестокой рукой Доика…

Вот на что был способен царь, находившийся во власти сатаны. Когда Бог сказал, что чаша беззакония амаликитян наполнилась, и повелел Саулу истребить их, тот посчитал себя слишком сострадательным, чтобы привести в исполнение Божественный приговор, и пощадил то, что было обречено на уничтожение. Но теперь, без повеления Божьего, руководимый сатаной, он был способен убить священников Господа и уничтожить жителей Номвы. Такова порочность человеческого сердца, отказавшегося от Божьего руководства (Патриархи и пророки, с. 658, 659).

11 июня

Противоположные характеры

«Привлекательность обманчива, красота — мимолетна, но жена, благоговеющая пред Господом, достойна похвалы!» (Притч.31:30, ИПБ; см. также 1Цар.25:2-1 7).

Характер Авигеи, жены Навала, является примером характера женщины, в котором отражен образ Христа. Нрав ее мужа, напротив, является иллюстрацией того, кем может стать человек, отдающий себя во власть сатаны (Библейский комментарий АСД, т. 2, с.1022. Комментарий Э. Уайт).

Давид, бежав от лица Саула, расположился станом неподалеку от владений Навала и охранял стада и пастухов этого человека… В бедственное время Давид послал вестников к Навалу с любезной просьбой накормить его людей и его самого. Но Навал ответил оскорбительно, воздав злом за добро, и отказался поделиться своим изобилием с ближними. Трудно представить себе более уважительное послание, чем то, которое отправил Давид этому человеку. Однако Навал ложно обвинил Давида и его людей, чтобы оправдать свой эгоизм, и назвал Давида и его соратников беглыми рабами. Когда вестник вернулся и передал Давиду эти оскорбительные, издевательские слова, Давид вознегодовал и решил немедленно отомстить обидчику. Один молодой человек, состоявший на службе у Навала, опасаясь, что надменность Навала приведет к губительным последствиям, пришел и изложил дело его жене, зная, что этой женщиной руководит иной дух, чем ее мужем, и она обладает великим благоразумием…

Авигея поняла: необходимо срочно предпринять меры, дабы избежать последствий ошибки Навала, она должна взять всю ответственность на себя и действовать немедленно, не советуясь с мужем. Авигея знала, что говорить с ним бесполезно, поскольку он встретит ее предложение бранью и презрением. Навал непременно напомнил бы Авигее, что является хозяином в доме, а она, как его жена, должна подчиняться ему и поступать согласно его повелениям…

Без его разрешения Авигея приготовила такие дары, которые, по ее мнению, лучше всего могли успокоить гнев Давида, ибо знала о его намерении отомстить за нанесенное ему оскорбление… В этой ситуации Бог одобрил поступок Авигеи. Данный случай показал, что она обладает благородным нравом и характером (Рукопись 17,1891 г.).

12 июня

Нежный укор

«Прости, молю, проступок твоей рабы! Ведь Господь непременно воздвигнет владыке моему прочный дом в поколениях, потому что господин мой ведет войны Господни и не сыскать в тебе зла, во всей твоей жизни» (1Цар.25:28, ИПБ; см. также 1Цар.25:18-35).

Авигея встретила Давида с уважением, оказав ему почтение. Она красноречиво и убедительно представила ему свое дело. Не оправдывая высокомерного поведения своего мужа, женщина умоляла сохранить ему жизнь. Свои: ми действиями она также показала, что является женщиной не просто благоразумной, но и благочестивой, знающей, что Бог ведет и направляет Давида. Она выразила твердую веру в то, что Давид является Господним помазанником (Рукопись 17, 1891 г.).

Авигея косвенно указала Давиду на то, как ему следовало поступать. Он должен был вести войны Господа. За личные оскорбления Давиду не следовало мстить даже тогда, когда его преследовали как изменника… Такие слова могли произнести уста только того, кто был наделен мудростью свыше. Благочестие Авигеи, подобно аромату цветка, непроизвольно отражал ось на ее лице, в словах и действиях. Дух Сына Божьего пребывал в ее душе. Ее речь, приправленная благодатью, исполненная добротой и миром, распространяла небесное влияние. Сердце Давида наполнилось лучшими побуждениями, и он затрепетал при мысли о том, какими могли быть последствия его необдуманного намерения…

Посвященная христианская жизнь всегда распространяет вокруг себя свет, утешение и мир. Такую жизнь характеризуют чистота, тактичность, простота и полезность. Она наполнена бескорыстной любовью, освящающей все вокруг. В такой жизни во всем виден Христос. И куда бы такой человек   ни пошел, он везде оставляет светлый след.

Авигея была мудрой обличительницей и советчицей. Благодаря ее влиянию и рассудительности гнев Давида утих…

Со смиренным сердцем он принял обличение… Он поблагодарил Авигею и благословил ее за то, что она дала праведный совет. Многие, выслушивая обличение, думают, что принимают упрек без раздражения, и это уже достойно похвалы, но как мало тех, кто с искренней признательностью благодарит за обличения и благословляет тех, кто старается спасти их от злых поступков (Патриархи и пророки, с. 666, 667).

13 июня

Благословенное возмездие

«Не мстите за себя, возлюбленные мои, но представьте все гневу Божьему. Ибо написано: «Мое возмездие. Я воздам», — говорит Господь» (Рим.12:19, ИПБ).

Хотя Навал отказал нуждающемуся отряду Давида, в тот же вечер он устроил пышный пир для себя и своих распутных друзей. Он ел и пил до тех пор, пока не впал в пьяное оцепенение (Дочери Божьи, с. 43).

Навалу ничего не стоило растратить большое количество своего богатства ради потакания собственным желаниям и прославления самого себя; однако для него было слишком тяжкой жертвой дать вознаграждение (от которого он не испытал бы никакого ущерба) тем, кто был стеной для его стад крупного и мелкого скота. Навал похож на богача из притчи. У него на уме было только одно: использовать милостивые дары Бога для того, чтобы утолить свои Эгоистичные животные аппетиты. Он и не думал поблагодарить Подателя всех благ. Он не стремился богатеть в Боге, его не привлекали вечные сокровища. Временная роскошь и материальная выгода поглощали все его мысли и стали его богом (Библейский комментарии АСД, т. 2, с. 1021. Комментарий Э. Уайт).

Навал по натуре был очень труслив и, когда понял, как близко был к смерти из-за своей глупости; его, казалось, разбил паралич. Опасаясь, что Давид все-таки отомстит ему, он сильно испугался и впал в бессознательное беспомощное состояние ичерез десять дней он умер. Данная ему Богом жизнь была лишь проклятием для мира. В разгар его веселия и празднования Бог сказал ему, как и богачу из притчи: «B сию ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк.12:20) (Патриархи и пророки, с. 668).

Узнав о смерти Навала, Давид возблагодарил Бога за то, что Он взял воздаяние в Свои руки. Давид был удержан от совершения зла, и Господь обратил нечестие грешника на него самого. То, как Бог поступил с Навалом и Давидом, должно побуждать людей отдавать свои проблемы в Его руки; ибо в благоприятное время Он поставит все на свои места (Библейский комментарии АСД, т. 2, с.1022. Комментарий Э. Уайт)

14 июня

Бог не отвечал

«Господь не ответил ему ни в сновидении, ни через урим, ни через пророков» (1Цар.28:6, ИПБ; см. также 1Цар.28:3-25).

Господь никогда не отворачивается от души, искренно и смиренно обратившейся к Нему. Почему Он не отвечал Саулу? Из-за своих действий царь лишился преимущества вопрошать Бога. Саул отверг совет Самуила-пророка, изгнал Давида избранника Божьего, убил священников Господних… Он согрешил против Духа благодати, и мог ли Господь отвечать ему через сны и Свои откровения? Саул не обратился к Богу в смирении и раскаянии. Он искал не прощения за грехи или примирения с Богом, а избавления от врагов. Собственным упрямством и непокорностью он отдалил себя от Бога. Только раскаявшись, он мог возвратиться к Богу, но надменный монарх в муках и отчаянии решил обратиться за помощью к другому источнику… Саулу сказали, что в Аэндоре скрывается одна женщина, которая вызывает мертвых… Ночью, переодевшись, Саул вместе с двумя сопровождающими отправился искать пристанище у волшебницы…

Что может быть ужасней рабства, когда человек отдается во власть одного из самых лютых тиранов — самого себя! Доверие Богу и повиновение Его воле были единственными условиями, выполняя которые Саул мог оставаться царем Израиля. Если бы он соблюдал эти условия во время своего правления, его царство находилось бы в безопасности. Бог был бы его путеводителем, Всемогущий — его щитом. Господь долго терпел Саула, и хотя непокорность и упрямство почти заглушили Божественный голос в его душе, он еще имел возможность раскаяться. Но когда он, пребывая в опасности, оставил Бога и обратился за светом к союзнице сатаны, то порвал последнюю нить, связывавшую его с Творцом…

Общением с духом тьмы Саул окончательно погубил себя. Охваченный страшным отчаянием, он был не в состоянии вселить мужество в свое войско. Отлученный от Источника силы, он не мог направлять взоры Израиля к Богу как к его Помощнику. Таким образом осуществилось предсказание о бедствии (Патриархи и пророки, с. 676-681).

15 июня

Это не Самуил

«Да, знают живые, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уж нет им воздаяния, потому что и память о них исчезла» (Еккл.9:5, ИПБ; см. также 1Цар.28:3-25).

Когда Саул вопросил о Самуиле, Господь не повелел Самуилу явиться перед Саулом. Саул ничего не видел. Сатане не было позволено тревожить покоящегося в могиле Самуила и вызывать его к жизни ради того, чтобы встретиться с аэндорской волшебницей. Бог не наделил сатану силой воскрешать мертвых. Ангелы сатаны могут принимать вид наших умерших друзей, подражать их речи и манерам, чтобы через этих мнимых мертвых друзей более успешно обманывать людей. Сатана прекрасно знал Самуила, знал, как представить его перед аэндорской волшебницей и как точно сообщить о судьбе Саула и его сыновей.

Сатана будет являться в правдоподобном виде тем людям, которых он может обмануть. Он постепенно втирается в доверие и почти незаметно уводит их от Бога. Дьявол приобретает над ними контроль, сначала осторожно, до тех пор, пока их восприятие не притупится. Затем он делает им все более смелые предложения, пока не подведет их к совершению практически любого вида преступления. Поймав их в свою ловушку, сатана желает показать им, где они находятся, и радуется, глядя на их замешательство. Точно так произошло и в случае с Саулом. Царь позволил сатане пленить его, и теперь лукавый дал ему точное предсказание его судьбы. Сообщив Саулу через аэндорскую волшебницу, каким будет его конец, сатана открыл перед Израилем путь для получения указаний с помощью сатанинского коварства, чтобы в своем восстании против Бога народ мог учиться у него и таким образом разорвать последнее звено, соединяющее их с Господом.

Саул знал, что этим последним действием — обращением за советом к аэндорской волшебнице — он разорвал последнюю нить, связывавшую его с Богом. Царь знал: если доселе он еще не отделился осознанно от Бога, то данный поступок запечатлел это разделение и сделал его окончательным. Он заключил договор со смертью и вступил в завет с адом. Чаша его беззаконий наполнилась (Библейский комментарий АСД, Т. 2, с. 1022,1023. Комментарий э. Уайт).

16 июня

Божьи тайны

«Вы не можете знать времена и сроки, которые Отец установил Своей властью» (Деян.1:7. ИПБ; см. также 1Цар.28:3-25.)

Волшебница из Аэндора заключила соглашение с сатаной следовать во всем его указаниям. Если она безоговорочно отдаст себя под контроль его сатанинскому величеству, он будет совершать для нее чудеса и открывать ей самые сокровенные тайны. Именно так она и поступила (Библейский комментарий АСД, т. 2, с.1022. Комментарии Э. Уайт).

Предсказывая участь Саула через аэндорскую женщину, сатана намеревался ввести в заблуждение весь Израиль. Он надеялся, что народ, преисполнившись доверием к волшебнице, будет приходить к ней за советами и таким образом оставит Бога как своего Наставника и отдастся во власть сатаны. Приманка, посредством которой спиритизм привлекает многих людей, — это так называемая сила, способная приоткрывать завесу будущего и показывать то, что Бог скрыл от людей. В Своем Слове Бог открыл перед нами великие события будущего — все, что нам необходимо знать, а также дал нам надежный путеводитель, оберегающий нас среди всех опасностей. Но сатана изо всех сил старается разрушить доверие людей к Богу, побудить их быть недовольными условиями жизни и искать знания, которые Господь по Своей мудрости скрыл от них, а также склонить их презирать то, что Бог открыл в Своем Святом Слове.

Многие проявляют сильное беспокойство, если не знают точного исхода дела. Они не переносят неопределенности и в своем нетерпении отказываются ждать, чтобы увидеть спасение Божье. Предчувствуя бедствие, они практически приходят в отчаяние. Такие люди дают волю своим мятежным чувствам, мечутся туда и сюда в своем непреодолимом горе, стараясь узнать то, что не было открыто. Если бы они доверяли Богу и бодрствовали в молитве, то нашли бы Божественное утешение. Их дух обрел бы покой в общении с Богом. Труждающиеся и обремененные найдут покой своим душам, если только придут к Иисусу. Но если они пренебрегают средствами, которые Господь определил для их утешения, и обращаются к другим источникам, надеясь узнать, что Бог скрыл от них, тогда они повторяют ошибку Саула и приобретут лишь знания о зле (Патриархи и пророки, с. 686, 687).

17 июня

Самоубийство

«Праведность по ровной дороге поведет непорочного, а нечестивец падет из-за своего нечестия» (Притч.11:5, ИПБ; см. также 1Цар.31:1-6).

В Сонамской долине у Гелвуйской горы израильские и филистимские войска сошлись в смертельной схватке. Хотя ужасная сцена в аэндорской пещере и уничтожила всякую надежду в сердце Саула, но он с отчаянной решимостью сражался за свой престол и царство. Однако все было напрасно. «И побежали мужи Израильские от Филистимлян, и пали, пораженные на горе Гелвуе». Три храбрых царских сына пали возле него. Лучники осаждали Саула. Он видел, как его воины падали возле него, как его сыновья были сражены мечом. Раненый, он не мог ни бежать, ни бороться. Спастись было невозможно, и тогда, решив не сдаваться живым в руки филистимлян, он повелел своему оруженосцу: «Обнажи твой меч и заколи меня им». Когда же тот отказался поднять руку на помазанника Божьего, Саул покончил с собой, упав на меч. Так погиб первый царь Израиля. взяв на себя вину за самоубийство (Патриархи и пророки, с. 681, 682).

Следуя требованиям сатаны. Саул приближал последствия, которые пытался отвратить с помощью своих неосвященных способностей.

Мятежный царь снова и снова пренебрегал советами Господа, и Он позволил царю пожать плоды его безрассудства и человеческой мудрости. Влияние Божьего Духа могло отвратить Саула от злого пути, который он избрал и который в конечном итоге привел его к погибели. Бог ненавидит всякий грех, и когда человек упорно отказывается от всех наставлений с Небес, тогда враг обманывает его, увлекая с помощью его же страстей и обольщая его (Библейский комментарий ЛСД, т. 2, с. 1019. Комментарий э. Уайт).

Первый царь Израиля потерпел крах, ибо поставил свою волю выше воли Бога. Через пророка Самуила Господь наставлял Саула, что его образ действий, как царя Израиля, должен отличаться самой строгой честностью. Тогда Бог благословил бы его правление и даровал бы процветание. Но Саул отказался поставить послушание Богу на первое место, а небесные принципы во главе своего правления. Он погиб в бесчестии и отчаянии (там же, с. 1017).

18 июня

Друг скорбит

«Как пали сильные, погибло оружие бранное!» (2Цар.1:27; см. также 2Цар.1:13-27).

Дважды Саул был в руках Давида; но когда его побуждали убить царя, он отказался поднять руку на человека, который по повелению Бога был посвящен на то, чтобы править над Израилем…

Скорбь Давида о смерти Саула была искренней и глубокой, свидетельствовавшей о великодушии его благородного сердца. Он не ликовал о падении своего врага. Преграда, мешавшая его восхождению на трон Израиля, была устранена, но это не принесло ему радости. Смерть Саула изгладила воспоминания о его подозрительности и жестокости, и теперь Давид не думал ни о чем другом, только о благородных и добрых поступках царя. Имя Саула было связано с именем Ионафана, чья дружба была настолько искренна и бескорыстна (Патриархи и пророки, с. 695,696).

Ионафан, наследник престола по рождению, отказался от царства по Божественному повелению. Он был самым нежным и верным другом своему сопернику. Оберегая жизнь Давида, он подвергал опасности собственную жизнь. Ионафан остался верным отцу в мрачные дни его ослабевающей власти и в то время, когда он совсем лишился ее. Имя Ионафана высоко ценится на Небесах, а на Земле свидетельствует о существовании бескорыстной любви и ее силе (Воспитание, с. 157).

Песнь, в которой Давид выразил переполнявшие его сердце чувства, стала сокровищем его нации и народа Божьего во всех грядущих веках:

«Как пали сильные на брани!

Сражен Ионафан на высотах твоих.

Скорблю о тебе, брат мой Ионафан:

ты был очень дорог для меня;

любовь твоя была для меня

превыше любви женской.

Как пали сильные,

погибло оружие бранное!» (Патриархи и пророки, с. 696).

19 июня

Его последняя ошибка

«Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него, ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог там же за дерзновение» (2Цар.6:6,7; см. также 2Цар.6:1-11).

Участь азы — это Божественный суд за нарушение ясного повеления. Через Моисея Господь дал специальные указания относительно транспортировки ковчега. Никто, кроме священников, потомков Аарона, не должен был прикасаться к нему или даже смотреть на него, когда он не покрыт…

Священники должны были покрыть его, а сыны Каафовы — поднимать шесты, вставленные в кольца с каждой стороны ковчега и никогда не вынимавшиеся. Сынам Гирсоновым и Мерариным, в обязанности которых входила забота о покрывалах, досках и столбах скинии, Моисей дал повозки и волов для перевозки порученных им вещей. «А сынам Каафовым не дал, потому что служба их — носить святилище; на плечах они должны носить» (Числ.7:9). Таким образом, перенести ковчег из Кириаф-Иарима означало проявить прямое и непростительное пренебрежение Господними указаниями…

Филистимляне, не знавшие Закона Божьего, при возвращении ковчега Израилю поставили его на колесницу, и Господь принял их усилия. Но израильтяне обладали ясным пониманием Божьей воли во всех этих вопросах, поэтому их пренебрежение данными указаниями бесчестило Бога. На Озу была возложена большая вина за высокомерие. Нарушение Закона Божьего притупило в его сознании чувство святости этого Закона, и, не раскаявшись в своих грехах, он, вопреки Божественному запрету, осмелился прикоснуться к символу Божьего присутствия. Бог не может принять частичное повиновение или небрежное отношение к Своим заповедям. Постигшим Озу наказанием Он желал показать всему Израилю необходимость неукоснительного соблюдения Его требований. Таким образом, смерть одного человека могла привести к покаянию народ и предотвратить наказание тысяч людей (Патриархи и пророки, с. 705, 706).

20 июня

Тайная работа сатаны

«Ведь бороться нам приходится не с людьми, а с силами потусторонними, с властями, с тиранами, что правят тьмой этого мира, со всеми злыми духами из мира небесного» (Еф.6:12, ИПБ; см. также 2Цар.11).

В Библии нечасто звучит похвала человеку. В ней уделяется мало внимания перечислению достоинств даже самых лучших людей, когда-либо живших на Земле. Подобное умалчивание не случайно, и из него можно извлечь урок. Все добрые качества, которыми обладают люди, являются даром Бога. Их добрые дела совершаются благодатью Божьей через Христа. Поскольку они всем обязаны Богу, то за их действия и за то, кем они являются, следует воздавать славу только Богу; ведь они лишь орудия в Его руках. Кроме того, как учат все уроки библейской истории, опасно хвалить или возвышать человека, ибо если он утратит свою полную зависимость от Бога и будет полагаться на собственную силу, то, несомненно, падет…

Мы не в состоянии вести борьбу собственными силами; поэтому все, что отвлекает нас от Бога, что ведет нас к самовозвышению и независимости, бесспорно, подготавливает почву для нашего поражения. В Библии делается акцент на необходимости доверять не человеческой силе, а Божественной.

Дух самоуверенности и само возвышения подготовил почву для падения Давида. Лесть и коварные соблазны, которые предлагают власть и роскошь, определенным образом воздействовали на него. Взаимоотношения с другими народами также оказали пагубное влияние. Согласно обычаям, распространенным среди восточных правителей, царя не осуждали за те преступления, которые считались недопустимыми для его подданных. Монарх не обязан был проявлять ту же сдержанность, что и его подданные. Все это притупило у Давида осознание омерзительности греха. Вместо того чтобы в смирении полагаться на силу Иеговы, он начал надеяться на собственную мудрость и могущество.

Как только сатане удается разделить душу с Богом, единственным Источником силы, он старается возбудить неосвященные желания плотской природы человека. Действия врага не являются внезапными; с самого начала они незаметные и не ошеломляющи; это тайная работа, постепенно сокрушающая твердыню принципа (Патриархи и пророки, с. 717, 718).

21 нюня

Один грех ведет к другому

«То, что сотворил Давид, было злом в очах Господних» (2Цар.11:27, ИПБ; см. также 2Цар.11).

Когда, пребывая в беззаботности и достатке, Давид перестал полагаться на Бога, он поддался обольщениям сатаны и запятнал свою душу грехом. Поставленный Небом во главе нации, избранный Богом для того, чтобы приводить в исполнение Его Закон, он сам попрал этот Закон. Тот, кто должен был вселять страх в сердца беззаконников, собственным поведением поддерживал их.

Среди опасностей, угрожавших ему в раннем периоде жизни, Давид с незапятнанной совестью мог доверить свое дело Богу. Рука Господа вела его безопасным путем среди бесчисленных ловушек, расставленных для его ног. Но теперь, виновный и нераскаявшийся, он не просил помощи и руководства Неба, пытаясь самостоятельно выпутаться из опасностей, в которые вовлек его грех. Вирсавия, чья роковая красота явилась сетью для царя, была женой Урии Хеттеянина, одного из самых смелых и преданных военачальников Давида. Никто не мог предвидеть, какими будут последствия, если о преступлении станет известно…

Всякая попытка Давида скрыть свою вину оканчивалась провалом… В отчаянии он поспешил добавить к прелюбодеянию убийство. Тот, кто погубил Саула, пытался и Давида привести к погибели. Хотя искушения и были различными, но все они в равной степени вели к нарушению Божьего Закона…

Урия сам принес весть о собственном смертном приговоре.

Письмо от царя, переданное через Урию Иоаву, гласило: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер». Иоав, будучи уже виновным в одном жестоком убийстве, без колебаний повиновался указаниям царя, и Урия пал от меча аммонитян.

Тот, чья чуткая совесть и высокое чувство чести не позволяли даже во время угрожавшей его жизни опасности поднять руку на помазанника Божьего, настолько пал, что поступил несправедливо и убил одного из самых верных и доблестных воинов, при этом надеясь беспрепятственно наслаждаться наградой, полученной в результате своего греха. Увы! Как потускнело чистое золото! Как изменилось золото самой чистой пробы! (Патриархи и пророки, с. 718-720).

22 июня

Выговор царю

«И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек» (2Цар.12:7; см. также 2Цар.12:1-14).

Прошло время, и о грехе Давида с Вирсавией стало известно; вспыхнули подозрения, что он планировал убить Урию. Это бесчестило Господа. Бог проявлял Свою благосклонность к Давиду и возвысил его, а грех Давида представил характер Бога в ложном свете и опорочил Его Имя. Это привело к снижению норм благочестия в Израиле, заглушая во многих людях отвращение ко греху, а тем, кто не любил и не боялся Бога, придавало смелости грешить.

Пророку Нафану было велено принести Давиду обличительную весть. Это была устрашающая суровая весть. Подобный укор был высказан лишь нескольким правителям, но это было сделано ценой смерти самого обличителя. Нафан решительно провозгласил Божественный приговор, однако проявил такую небесную мудрость, что снискал расположение царя, пробудил его совесть и побудил его собственными устами вынести самому себе смертный приговор…

Виновные могут, подобно Давиду, попытаться утаить свое преступление от людей, они могут приложить все усилия, дабы навеки скрыть от человеческих глаз содеянное ими зло, но «все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр.4:13) (Патриархи и пророки, с. 720, 721).

Все могут изучать притчу пророка Нафана об овечке, которую он рассказал царю Давиду… В то время как царь следовал путем потворства собственным желаниям и нарушения заповеди, ему была поведана притча о богаче, взявшем овечку бедняка. Однако Давид был всецело облачен в одежды греха и не смог распознать в себе грешника. Он попал в западню и… произнес приговор, по его мнению, другому человеку, осуждая его на смерть…

Это переживание было для Давида самым мучительным, но в то же время оно принесло ему наибольшую пользу. Если бы Нафан не изобразил правдивую ситуацию, в которой Давид так отчетливо узнал себя, то царь не осознал бы пагубности своего греха и погиб бы. Признание вины было спасением для его души. Он увидел себя в новом свете, таким, каким его видел Господь. И всю свою оставшуюся жизнь царь сокрушался о своем грехе (Библейский комментарий АСД, т. 2, с. 1023. Комментарий Э. Уайт).

23 июня

Греховный путь труден

«Ты, так поступив, подал повод врагам Господним хулить Его» (2Цар.12:14, ИПБ; см. также 2Цар.12:1-14).

Во всех последующих поколениях безбожники, указывая на Давида, запятнавшего себя этим грехом, восклицали, торжествуя и насмехаясь: «И это — человек по сердцу Божьему!» Таким образом, пятно позора легло на религию, Бог и Его Слово подверглись поношению, люди ожесточались в неверии, и многие под маской благочестия бесстыдно предавались грехам.

Но в истории Давида не содержится никакого одобрения греха. Он был назван мужем по сердцу Божьему в то время, когда повиновался Божьей воле. Когда Давид согрешил, эти слова больше не относились к нему, пока он в раскаянии не возвратился к Господу…

Хотя Давид и раскаялся в своем грехе, был прощен и принят Богом, он пожал гибельные плоды того, что посеял… Его авторитет среди членов семьи, уважение и послушание сыновей ослабели. Чувство вины заставляло Давида молчать в то время, когда он должен был осуждать грех. Он был не в состоянии осуществлять правосудие в своем доме…

Те, кто, ссылаясь на пример Давида, пытается уменьшить вину собственного греха, должны научиться из Библии, что путь беззакония труден. Хотя, подобно Давиду, они могут оставить свой злой путь, однако последствия греха даже в этой жизни будут тяжелыми и мучительными (Патриархи и пророки, с. 722-724) ..

Человек становится виновным, нанося вред своему ближнему, но основная его вина заключается в грехе, совершаемом против Господа, и в том злом влиянии, которое его пример оказывает на окружающих. Настоящее дитя Божье не относится легкомысленно ни к одному из Его требований (Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1147. Комментарий Э. Уайт).

Бог желал, дабы история падения Давида послужила предостережением, чтобы даже те, кого Он щедро благословил и к кому проявил Свою благосклонность, не чувствовали себя в безопасности, не пренебрегали молитвой, а бодрствовали. Таким образом, эта история служит уроком для тех, кто в смирении стремится усвоить то, чему хочет научить Бог (Патриархи и пророки, с. 724).

24 июня

Внешняя красота

«Но Ты, Господи, щит мой, слава моя; силы мои слабеющие Ты обновляешь» (Пс.3:4, ИПБ; см. также 2Цар.14:25-15:30).

Вспоминая о своем нарушении Божьего Закона, Давид казался морально ослабевшим; он был безвольным и нерешительным, тогда как до совершения греха был мужественным и непреклонным. Его влияние в народе потеряло силу. И все это благоприятствовало намерениям его жестокого сына…

В то время как царь испытывал все большую склонность к уединению и замкнутой жизни, Авессалом всеми силами старался расположить к себе людей… День за днем этого молодого человека с благородной внешностью видели у ворот города, где собирались просящие возмещения их ущерба. Авессалом общался с ними и выслушивал их обиды, выражая сочувствие их страданиям и сожалея о бездействии правительства (Патриархи и пророки, с. 729, 730).

Своей примечательной красотой, обаятельными манерами и притворной добротой он искусно завоевывал сердца людей. В сердце Авессалома не было доброжелательности, он был честолюбив и, как показывают его поступки, был готов прибегнуть к интриге и преступлению, чтобы завладеть царством. За любовь и доброту своего отца он хотел воздать тем, что намеревался убить его. Сторонники Авессалома в Хевроне провозгласили его царем, и он повел их против своего отца (Духовные дары, т. 4, ч. 1, с. 89).

Гонимый любимым сыном, Давид в смирении и скорби вышел за ворота Иерусалима, оставив престол, дворец и ковчег Божий. За ним последовал народ, шествуя долгой печальной, словно похоронной, процессией (Патриархи и пророки, с. 731).

Многие из тех, кто видит не так, как видит Бог, но оценивает ситуацию с человеческой точки зрения, могли бы ре-шить, что в случае с Давидом ропот мог быть оправдан и что искренность его покаяния много лет назад могла бы избавить его от нынешнего суда… Давид не произносит ни единого слова ропота. Самый выразительный псалом, когда-либо исполненный им, был написан тогда, когда он босой, рыдая, поднимался по Елеонской горе, смирившись духом, бескорыстный и благородный. покорный и безропотный (Письмо 6,1880 г.).

25 июня

Величие унижении

«Случись мне быть во тьме, Господь — мой свет! Согрешив против Господа, я понесу тяжесть гнева Его, пока не рассмотрит Он дело мое и не отстоит Его на суде» (Мих.7:8,9, ИПБ).

Совесть подсказывала Давиду горькую унизительную правду. В то время как его верные подданные удивлялись тому, как резко отвернулась от царя удача, для него самого это не было тайной. У него часто были предчувствия, что подобный час настанет. Давид удивлялся, что Бог так долго терпит его грехи и откладывает заслуженное возмездие. И теперь в этом поспешном прискорбном бегстве, босой, сменивший царское одеяние на вретище, прислушиваясь к раздававшимся эхом среди холмов стенаниям своих сторонников, он думал о своей любимой столице — месте, где он согрешил, и, вспоминая доброту и долготерпение Бога, не терял надежды…

Многие беззаконники оправдывают собственный грех, указывая на падение Давида. но как мало тех, кто раскаивается и смиряется так же глубоко. как Давид. Как мало тех, кто переносит обличение и наказание с терпением и мужеством, явленными Давидом. Он исповедал свой грех и в течение долгих лет старался исполнять свой долг как верный слуга Божий. Он трудился над созиданием своего царства, и под его владычеством оно достигло небывалого расцвета и могущества. Давид сделал огромные запасы материалов для строительства Божьего дома, и неужели труды всей его жизни должны пропасть даром? Неужели плоды его самоотверженного усердного труда и мудрого управления должны попасть в руки его вероломного и нечестивого сына, который не уважает честь Бога и не заботится о благополучии Израиля? При таком великом страдании насколько естественным мог бы казаться ропот Давида на Бога!

Но причину своего бедствия он видел в собственном грехе… И Господь не оставил Давида. Эти его переживания, когда он, будучи так жестоко оклеветан и оскорблен, проявил смирение, самоотречение, великодушие и покорность, являются одной из благороднейших страниц всей его жизни. Никогда еще правитель Израиля не был таким воистину великим в глазах Неба, как в этот час самого сильного унижения (Патриархи и пророки, с. 737, 738).

26 июня

Глупый мудрец

«На самом деле это Господь судил, чтобы верный совет Ахитофела отвергли: так Господь навел беду на Авессалома» (2Цар.17:14, ИПБ; см. также 2Цар 16:15-17:24).

Ахитофел убедил Авессалома в необходимости незамедлительно выступить против Давида… Этот план был одобрен советниками царя. Если бы он осуществился, Давид, несомненно, был бы убит, но Господь сразу же вмешался, чтобы спасти его. Высшая мудрость, а не мудрость Ахитофела, управляла событиями…

Хусий не был призван на совет и не хотел идти туда без приглашения, чтобы в нем не заподозрили шпиона; но когда совещание закончилось, Авессалом, глубоко уважая всякое мнение советника своего отца, изложил ему план Ахитофела. Хусии понял: если предложенный план осуществится, Давид погибнет. Он сказал: «Не хорош на этот раз совет, который дал Ахитофел»… Он предложил план, заманчивый для тщеславной эгоистичной натуры Авессалома, жаждущей проявить свою власть… «И сказал Авессалом и весь Израиль: совет Хусия Архитянина лучше совета Ахитофелова». Однако среди них находился тот, кого нельзя было обмануть, кто ясно предвидел последствия роковой ошибки Авессалома.

Ахитофел понимал, что восстание проиграно. Он знал: какой бы ни была участь царского сына, но советнику, побуждавшему к самым тяжким преступлениям, пощады не будет. Ахитофел поддерживал Авессалома в восстании; он подтолкнул его к совершению самого низкого поступка, опозорившего его отца. Этот человек посоветовал ему убить Давида и продумал, как выполнить план; он отказался от последней возможности своего примирения с царем. И теперь даже Авессалом отдал предпочтение не ему, а другому.

Охваченный ревностью, гневом и отчаянием, Ахитофел «собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер». Вот к чему привела мудрость того, кто, будучи одаренным, не сделал Бога своим советником (Патриархи и пророки, с. 740, 741).

27 июня; вторник

Памятник из камней

«А тело Авессалома сняли и, бросив прямо в лесу в большую яму, накидали сверху большую груду камней» (2Цар.18:17, ИПБ; см. также 2Цар.18:1-18).

Ночью Давид и все следовавшие за ним — воины и государственные мужи, пожилые и молодые, женщины и маленькие дети — перешли глубокую бурную реку… Совет Хусия достиг своей цели, давая Давиду возможность спастись; но безрассудный импульсивный царский сын не мог более ждать и отправился в погоню за отцом…

Битва происходила недалеко от Иордана в лесу, где огромное войско Авессалома было лишь помехой для него. Оказавшись в лесной болотистой чаще, неорганизованные отряды Авессалома пришли в смятение и стали неуправляемы… Авессалом, видя, что битва проиграна, хотел скрыться, но запутался волосами в ветвях раскидистого дерева, а мул, на котором он ехал, убежал, и он беспомощно повис, став легкой добычей противника. В таком положении он был найден воином, который, опасаясь царского гнева, пощадил Авессалома, но доложил Иоаву об увиденном. Иоав не колебался. Он дружески относился к Авессалому , дважды мирил его с отцом, и тот так подло злоупотребил его доверием. Если бы не преимущества, приобретенные Авессаломом благодаря посредничеству Иоава, это восстание со всеми его ужасами могло бы никогда не вспыхнуть. Теперь Иоав мог одним ударом уничтожить зачинщика зла. И он «взял в руки три стрелы и вонзил их в сердце Авессалома»…

Так погибли зачинщики мятежа в Израиле. Ахитофел покончил жизнь самоубийством. Царский сын Авессалом, чья ослепительная красота была гордостью Израиля, погиб в расцвете лет, его мертвое тело бросили в яму, прикрыв в знак вечного осуждения грудой камней. Еще при жизни Авессалом поставил себе пышный памятник в царской долине, но единственным памятным знаком, отличающим его могилу, оказалась груда камней в пустыне (Патриархи и пророки, с. 742-744).

28 июня

Больше

«И радовался народ добровольным пожертвованиям своих вождей, ибо жертвовали они Господу от всего сердца» (1Пар.29:9, ИПБ; см. также 1Пар.29:1-14).

С самого начала его царствования одним из заветных желаний Давида было построить храм Господу. Хотя этой мечте и не суждено было сбыться, но для ее осуществления он проявил немало рвения и чистосердечных усилий. Давид приготовил в изобилии самые ценные материалы: золото, серебро, оникс и другие камни, мрамор и самую дорогую древесину. А теперь собранные им сокровища предстояло передать другим, ибо другие руки будут строить храм для ковчега завета — символа Божьего присутствия.

Чувствуя приближение смерти, царь собрал израильских князей с представителями от всех частей своего царства, чтобы вручить им это наследство. Он желал дать им предсмертные распоряжения и получить заверение в их сотрудничестве и поддержке в великой работе, которую предстояло выполнить…

«Не поусердствует ли еще кто, — обратился он к множеству собравшихся людей, которые принесли добровольные дары, — жертвовать сегодня для Господа?» Отклик на этот призыв не заставил себя ждать…

С глубочайшей заинтересованностью царь собирал ценные материалы для строительства и украшения храма. Он написал великолепные гимны, которые в грядущих веках должны были звучать под его сводами. Теперь сердце его радовалось в Господе, когда родоначальники и князья Израиля так сердечно отозвались на его призыв и посвятили себя предстоящему важному делу…

Все, что человек получает от щедрот Бога, принадлежит Ему. Драгоценные прекрасные дары земли посланы Богом людям, чтобы испытать их — измерить глубину их любви к Нему и признательности за Его блага. И эти богатства — материальные или духовные — следует доброхотно сложить к ногам Иисуса, дабы приносящий их мог сказать вместе с Давидом: «От Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (Патриархи и пророки, с. 750-753).

29 июня

Благородная старость

«Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня» (Пс.70:9).

Давид умолял Господа не оставлять его в пожилом возрасте. Почему он так молился? Он видел, что большинство окружавших его пожилых людей были несчастны из-за негативных черт характера, которые с годами становились более очевидными. Если от природы они были алчными и скупыми, то в зрелом возрасте это проявлялось особенно сильно. Если они были завистливыми, раздражительными и нетерпеливыми, с возрастом все эти качества лишь усугублялись (Библейский комментарий АСД, т. 3, с. 1148. Комментарий Э. Уайт).

Давида угнетало, что цари и вельможи, которые, казалось, имели страх Божий в зрелые годы, к старости становились подозрительными к своим лучшим друзьям и родственникам. Когда друзья проявляли к ним внимание, они опасались, что ими движут корыстные побуждения. Они прислушивались к намекам и лукавым советам посторонних людей относительно тех, кому следовало бы доверять. Безудержная ревность иногда вспыхивала в них из-за того, что не все были согласны с их неубедительным мнением. Их алчность была отвратительна. Эти люди зачастую думали, что их собственные дети и другие родственники желают им смерти, дабы занять их место, овладеть их имуществом и принимать принадлежащее им почтение. Ревность и алчность настолько руководили некоторыми из них, что они уничтожали собственных детей.

Давид замечал: хотя жизнь некоторых в зрелом возрасте была праведной, когда их настигала старость, они, казалось, теряли контроль над собой. Сатана входил в них и приводил их разум в состояние беспокойства и неудовлетворенности…

Это сильно волновало Давида, он с ужасом думал о том времени, когда достигнет пожилого возраста. Давид боялся, что Бог покинет его и он будет таким же несчастным, как и другие пожилые люди, за поведением которых он наблюдал, и что он будет оставлен на поругание врагам Господа. С таким бременем на душе Давид искренне молился: «Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 422, 423).

30 июня

Последние слова

«Вот последняя речь Давида». (2Цар.23:1. ИПБ: см. также 2Цар.23:1-5).

Последние слова Давида — это песнь, песнь упования, высочайшего принципа и бессмертной веры:

«Слова Давида … сына Иессеева…

мужа, поставленного высоко,

помазанника Бога Иаковлева

и сладкого певца Израилева:

Дух Господень говорит во мне…

владычествующий над людьми

будет праведен, владычествуя в страхе Божием.

И как на рассвете утра, при восходе солнца

на безоблачном небе,

от сияния после дождя вырастает трава из земли:

не так ли дом мой у Бога?

Ибо завет вечный положил Он со мною,

твердый и непреложный.

Не так ли исходит от Него

все спасение мое и все хотение мое?» (2Цар.23:1-5).

Падение Давида было великим, но и его раскаяние было глубоким, любовь — пламенной, а вера — сильной. Ему многое было прощено, поэтому он возлюбил много (см. Лк.7:47).

В псалмах Давида выражено все пережитое им: от глубины осознания вины и самоосуждения до возвышенной веры и общения с Богом в самых восторженных тонах. История его жизни говорит о том, что грех приводит лишь к позору и несчастью, в то время как любовь и милость Бога могут достичь самых глубин, а вера возвеличит кающуюся душу, давая право быть Божьим дитятей. Из всех заверений, содержащихся в Его Слове, это является одним из самых сильных свидетельств в пользу верности, справедливости Бога и завета Его милости… Чудесные обетования были даны Давиду и его дому, обетования, которые простираются в вечность и находят свое полное исполнение во Христе (Патриархи и пророки, с. 754).