2. Петр – апостол с «поспешными устами»

«И сказал Господь: Симон! Симон! вот, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу; но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих»

Лук. 22:31–32.

В Новом Завете приведены четыре перечня всех двенадцати апостолов: Матф. 10:2–4, Марк. 3:16–19, Лук. 6:13–16 и Деян. 1:13. Вот как записаны имена апостолов в Евангелии от Луки: «…избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем».

Во всех четырех библейских перечислениях приводятся имена тех же двенадцати людей; порядок перечисления также поразительно похож. Во всех перечнях первым записано имя Петра. Таким образом, он выделяется как лидирующий член группы и выступает от имени всей группы. Далее Двенадцать поделены на три группы из четырех человек. В первой группе вначале всегда упоминается Петр; в данную группу также входят Андрей, Иаков и Иоанн. Во второй группе первым упоминается Филипп, а затем Варфоломей, Матфей и Фома. Третью группу возглавляет Иаков Алфеев; в группу входят Симон Зилот, Иуда сын Иакова («Фаддей» в Евангелии от Марка и «Леввей, прозванный Фаддеем» в Евангелии от Матфея) и, наконец, Иуда Искариот. (В 1-й главе книги Деяний имени Иуды Искариота в списке нет, потому что к тому времени он был уже мертв). Во всех трех списках, где записано имя Иуды, оно всегда упоминается в конце с комментарием о том, что он – предатель.

Создается впечатление, что люди, чьи имена упоминаются первыми в своей группе, главенствовали в ней. Три группы всегда перечисляются в одном порядке: сначала – группа Петра, затем – группа Филиппа и далее – группа Иакова.

Кажется, что ученики названы по нисходящей, учитывая уровень их тесного общения с Иисусом. По всей вероятности те кто значится в первой группе, были первыми учениками, призванными Самим Иисусом (Иоан. 1:35–42). Поэтому они дольше всех пребывали с Ним и занимали положение особо доверенных. Мы часто видим их рядом с Христом в очень важные моменты. Трое из первой группы – Петр, Иаков и Иоанн – создают еще более тесный круг. Эти трое учеников находятся рядом с Иисусом в основные моменты Его служения, в то время как остальные либо отсутствуют, либо не так близки. Например, трое были на горе Преображения и во время страданий в Гефсиманском саду (ср. Матф. 17:1; Марк. 5:37; 13:3; 14:33).

Ученики второй группы не обладают подобным «послужным списком», однако остаются важными действующими лицами евангельских событий. Третья группа – люди далекие от Христа; эти ученики упоминаются в описании служения Иисуса довольно редко. Только об одном из этой группы мы знаем много – об Иуде Искариоте; но знаем мы о нем только из-за его предательства, совершенного в конце описываемых событий. Итак, несмотря на то что избрано было двенадцать апостолов, кажется, только трое из них имели тесные взаимоотношения с Христом. Остальные, казалось, довольствовались редким общением с Ним.

Такое положение дел наводит на мысль, что сравнительно небольшая группа из двенадцати человек оказалась слишком большой, чтобы поддерживать самые тесные отношения друг с другом. К самому тесному общению Иисус привлек троих: Петра, Иакова, Иоанна. Далее упоминается Андрей, а затем и остальные; очевидно, перечисление дано по нисходящей, в зависимости от уровня общения. Если Христос, будучи совершенным Человеком, не смог уделить равное количество сил и времени каждому, избранному Им, таких способностей не следует ожидать и от любого руководителя.

Двенадцать являли собой удивительно разношерстную группу. Их личности и интересы были совершенно различны. Создается впечатление, что лишь четверо из первой группы связаны, так сказать, общим знаменателем: все они были рыбаками, братьями из двух семей (Андрей и Петр, а также Иаков и Иоанн), родом из одного поселения и, очевидно, были друзьями уже долгое время. Матфей был полной противоположностью: мытарь (сборщик налогов) и к тому же одинокий человек. Симон был зилотом – политическим деятелем – и также одиночкой, правда, иного рода. Чем занимались остальные, нам не известно.

Характеры апостолов тоже были совершенно различными. Петр – активный, напористый, смелый и прямолинейный, обладал привычкой «до невероятной скорости разгонять» свои уста, в то время как мозг его не поспевал, оставался на «нейтральной передаче». Поэтому я часто называл Петра апостолом с «поспешными устами». С другой стороны, Иоанн говорил очень мало. В первых двенадцати главах книги Деяний мы видим, что Иоанн и Петр постоянно сопровождают друг друга, но нигде не находим упоминания о словах Иоанна. Варфоломей (иногда его называют Нафанаилом) – истинно верующий человек, который открыто исповедовал свою веру во Христа; он «скор» на веру (ср. Иоан. 1:47–50). Примечательно то, что он находится в одной группе (а иногда они упоминаются вместе) с Фомой, откровенным скептиком, сомневающимся человеком, которому постоянно нужны доказательства и подтверждения.

Политические взгляды апостолов также отличались. Матфей, бывший сборщик налогов (его еще называют Левием), считался одним из презреннейших людей во всем Израиле до того, как его призвал Иисус. Он получил работу от римского правительства и должен был взимать налоги со своего же народа, а за счет налогов оплачивалась римская оккупационная армия. С другой стороны, менее известный из двух Симонов зовется Зилотом (Лук. 6:15; Деян. 1:13). Зилотами называлась объявленная вне закона политическая партия, в которой ненависть к Риму была доведена до предела и члены которой тайно замышляли свергнуть римское правительство. Большинство партийцев были закоренелыми преступниками. У партии не было своей армии, поэтому свою политическую программу она пыталась продвинуть с помощью саботажа и убийств. На самом деле Зилоты были террористами. Одна из фракций партии была известна под названием сикарии (что буквально означает «человек с кинжалом»), потому что ее члены носили с собой короткие кинжалы с искривленным лезвием. Кинжалы прятали под одеждой и с их помощью расправлялись с теми, кого считали политическими врагами, например, со сборщиками налогов. Излюбленной мишенью подобных нападений служили и римские воины. Обычно сикарии приводили приговор в исполнение во время всеобщих торжественных церемоний, чтобы нагнать на людей больше страха. И то, что Матфей, бывший сборщик налогов, и Симон, бывший Зилот, стали членами одной группы – двенадцати апостолов – служит прекрасным свидетельством силы и благодати Христа, которые изменяют жизнь людей.

Интересно и то, что ключевые члены первой и второй групп были призваны почти в самом начале служения Христа. В 1-й главе (ст. 35–42) Иоанн описывает, как Иисус призвал Иоанна и Андрея. Они же, в свою очередь, в тот же день привели Петра, брата Андрея. Иаков, еще один из первой группы, был братом Иоанна, поэтому, несомненно, Иоанн и Андрей привели и его к Христу. Иными словами, ученики, вошедшие в первую группу, уже общались с Иисусом в начале Его служения.

Также в 1-й главе (ст. 43–55) Иоанн рассказывает о призвании Филиппа и Нафанаила (известного также под именем Варфоломей). Они были призваны «на второй день» (Иоан. 1:43). Значит, и вторая группа познакомилась с Иисусом в начале Его служения. Эти люди хорошо знали Иисуса и неотступно следовали за Ним долгое время.

Первого ученика из первой группы, человека, который стал оратором и лидером всех апостолов, звали «Симон, которого (Иисус )[10] и назвал Петром» (Лук. 6:14).

Имя Симон в то время было довольно распространенным. Только в Евангелиях мы встречаемся с семью Симонами. Среди Двенадцати также было два Симона (Симон Петр и Симон Зилот). В Евангелии от Матфея (13:55) мы читаем имена братьев Иисуса по матери, одного из которых также звали Симон. Отца Иуды Искариота звали Симоном (Иоан. 6:71). В Евангелии от Матфея (26:6) упоминается о том, как Иисус обедал в доме одного человека из Вифании, которого также звали Симон прокаженный. Еще один Симон – фарисей – пригласил Иисуса на подобный обед (Лук. 7:36–40). И человек, которого заставили нести крест Иисуса на Голгофу, тоже назывался Симоном из Киринеи (Матф. 27:32).

Полное имя нашего Симона при рождении звучало так: Симон Бар-Иона, что означало «Симон, сын Ионин» (Матф. 16:17) или «Симон Ионин» (Иоан. 21:15–17). Итак, отца Симона Петра звали Иоанном (иногда пишется Иона). Больше ничего о родителях Петра мы не знаем.

Но обратите внимание на то, что Господь дал ему другое имя. Лука знакомит нас с Петром так: «Симон, которого (Иисус) и назвал Петром» (Лук. 6:14). Очень важен подбор слов. Иисус дал новое имя Симону не просто так и не ради того, чтобы заменить старое имя. Он «и» назвал его Петром. Иногда этого апостола называли Симоном, иногда – Петром, а иногда – Симоном Петром.

Имя Петр служило неким прозвищем и означало «камень». {Petros – греческое слово, означает «кусок скалы», «камень»). Арамейский эквивалент – Кифа (ср. 1:12; 3:22; 9:5; 15:5; Гал. 2:9). Иоанн (см. 1:42) рассказывает о первой встрече Иисуса с Симоном Петром: «Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». Возможно, это первые слова, сказанные Петру Иисусом. С того времени слово «Камень» стало прозвищем Петра.

Однако иногда Господь все же называл его Симоном. Такое имя Петра в Писании зачастую означало, что Петр совершил нечто, требующее исправления или вызывавшее порицание.

Прозвище было очень важным, и Господь Иисус избрал его по веской причине. По своей сущности Петр был дерзким, нерешительным и ненадежным. Он был склонен давать обещания, которые не мог впоследствии выполнить. Он был одним из тех людей, которые сразу же с головой бросаются что-то выполнять, но оставляют дело незаконченным. Зачастую именно Петр первым брался за дело и так же часто первым бросал его. Когда Иисус впервые увидел Петра, его (Петра) прекрасно можно было описать словами Иакова: «человек с двоящимися мыслями и не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8). Иисус изменил имя Симона, очевидно, для того, чтобы прозвище постоянно напоминало ученику, каким он должен быть. И с того времени уже само имя, которым Иисус называл Симона, содержало в себе оценку. Называя Петра Симоном, Иисус напоминал, что снова начинала действовать старая природа Петра. Но, называя Петра Камнем, Иисус хвалил его за то, что он поступил, как нужно.

Томми Ласорда, бывший менеджер команды бейсболистов Лос-Анджелеса Доджерс, рассказывает историю о молодом, щуплом, подающем надежды новичке в низшей лиге команды. Юнец был немного робким, но его рука – чрезвычайно сильной и точной. Ласорда был убежден, что юноша мог стать одним из величайших игроков в истории бейсбола. Однако менеджер считал, что подающему игроку необходимо больше агрессии и стремления к борьбе. Нужно было избавиться от робости. Поэтому Ласорда дал юнцу прозвище, совершенно противоречащее его характеру – «Бульдог». Через много лет Орел Хершисер действительно стал одним из сильнейших игроков в истории высшей лиги. Прозвище служило постоянным напоминанием о том, кем он должен стать, и вскоре в корне изменило игрока.

Молодой человек по имени Симон, который станет Петром, был порывистым, импульсивным и слишком энергичным. Ему необходимо было стать подобным скале, поэтому Иисус дал ему такое имя. С того времени Господь мог мягко укорить или похвалить Своего ученика, просто назвав его тем или другим именем.

Прочитав о первой встрече Христа с Симоном Петром, далее мы видим две ситуации, когда этого ученика называют Симоном. Первая ситуация связана с земной жизнью ученика. Когда Писание упоминает о доме Петра, всегда значится: «дом Симона» (Марк. 1:29; Лук. 4:38; Деян. 10:17). Когда говорится о теще Петра, мы читаем подобные слова: «теща Симонова» (Марк. 1:30; Лук. 4:38).

В 5-й главе Евангелия от Луки, где говорится о ловле рыбы, записано так: «лодка, которая была Симонова» (ст. 3), а затем упоминается, что Иаков и Иоанн были «товарищами Симону» (ст. 10). Все подобные фразы относились к Симону исключительно в ситуациях, связанных с его земной жизнью. Когда имя Симон упоминается в этом контексте, оно совершенно не характеризует духовное состояние Петра. В подобном контексте имя указывает на то, что принадлежало Петру – человеку: работа, дом или же семья. Тогда все это называлось «Симоновым».

Другая ситуация, при которой Петра называли Симоном, связана с моментами, когда Петр проявлял черты обычного, земного человека: грешил словом, отношением или действием. Как только он начинал поступать в соответствии со своей ветхой природой, Иисус и евангелисты называют его Симоном. Например, в Евангелии от Луки (5:5) написано: «Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но по слову Твоему закину сеть». Так говорил молодой рыбак Симон. Он скептически и с неохотой отнесся к повелению Иисуса. Когда же он покорился, его глаза открылись, и Он увидел, Кем был Иисус на самом деле, Лука начинает использовать новое имя этого ученика. В стихе 8 написано: «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный».

Мы также читаем, как Иисус называет Петра Симоном во время его особых неудач. В Евангелии от Луки (22:31) мы читаем, что, предсказывая предательство Петра, Иисус говорит: «Симон! Симон! вот, сатана просил, чтобы сеять вас, как пшеницу». Позже, когда необходимо было бодрствовать и молиться в Гефсимании, Петр заснул. В своем Евангелии Марк пишет: «(Иисус) возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Марк. 14:37–38). Итак, обычно, когда Петра необходимо было упрекнуть или предостеречь, Иисус обращался к нему: «Симон». Наверное, дошло даже до того, что при упоминании Господом имени «Симон» у Петра сжималось сердце. Возможно, он думал: «О, пожалуйста, назови Скалой!» А Господь, должно быть, отвечал: «Я назову тебя Скалой, когда ты будешь сильным, как скала».

Исходя из евангельских повествований, очевидно, что апостол Иоанн очень хорошо знал Петра. Они были друзьями почти всю жизнь, занимались одним делом и жили по соседству. Интересно, что в Евангелии Иоанн пятнадцать раз называет своего друга «Симон Петр». Очевидно, Иоанн не мог решить, какое имя использовать, потому что всегда видел две стороны Петра. Поэтому он просто использовал два имени. Более того, сам Петр в своем втором послании называет себя Симоном Петром: «Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа» (2-е Петр. 1:1). В сущности, прозвище, данное ему Иисусом, он использует как фамилию (ср. Деян. 10:32).

После воскресения Иисус повелел Своим ученикам возвратиться в Галилею, где хотел явиться им (Матф. 28:7). Нетерпеливый Симон устал ждать и объявил всем, что возвращается к рыбной ловле (Иоан. 21:3). Как обычно, другие ученики покорно последовали за своим лидером. Они сели в лодку, отплыли, ловили рыбу всю ночь и ничего не поймали…

Иисус же встретил их утром на берегу, где уже приготовил завтрак для них. Основная цель подобной встречи, казалось, заключалась в том, чтобы восстановить Петра (который, конечно же, явно и серьезно согрешил, отрекшись от Христа). Три раза Иисус называл его Симоном и спрашивал: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?..» (Иоан. 21:15–17). Три раза Петр подтверждал, что любит Господа.

В тот момент Иисус назвал Петра Симоном в последний раз. Несколько недель спустя, во время пятидесятницы, Петр и остальные апостолы исполнились Святым Духом. И именно Петр, Скала, вышел перед народом и проповедовал.

Петр был точно таким, как и большинство христиан: и плотским, и духовным. Иногда он поддавался плотским привычкам, в других же ситуациях действовал в Духе. Иногда он грешил, в другое время действовал так, как должен поступать праведник. Этот нерешительный человек – иногда Симон, иногда Петр – и был лидером Двенадцати.

«Идите за Мною, и я сделаю вас ловцами человеков»

Ремеслом Петра была ловля рыбы. Вместе с братом Андреем они унаследовали семейное ремесло, центр которого был сосредоточен в Капернауме. Они ловили рыбу на озере Галилейском. Во дни жизни Иисуса на земле в озере Галилейском рыбаки ловили на продажу три вида рыбы. «Рыбка», которая упоминается в Евангелии от Иоанна (6:9) в связи с чудом насыщения пяти тысяч, – сардина. Лепешки и сардины служили основными видами пищи в том регионе. Другой вид рыбы назывался усач (в уголках рта рыбы росли мягкие волоски). Это разновидность карпа, поэтому рыба была немного костлявой, но могла достигать больших размеров и весить до пяти с половиной килограммов. (Возможно, именно во рту усача Петр нашел динарий (см. Матф. 17:27), потому что это единственная достаточно большая рыба в Галилейском озере, которая могла проглотить монету. Ее нужно было ловить рыболовным крюком). Третий и самый распространенный вид рыбы для продажи – мушт (или амнон). Рыба плавает и питается на мелководье, спинной плавник походит на гребешок. Мушт, пригодный для пищи, достигал 15–30 см в ширину и 7 – 15 см в длину. В ресторанах на берегу озера Галилейского до сих пор подают жареный мушт, сегодня это блюдо известно под названием «Рыба святого Петра».

Ночи напролет Симон и Андрей ловили такую рыбу. Родом же братья были из небольшого поселения под названием Вифсаида, расположенного на северном берегу озера (Иоан. 1:44), но переехали в ближайший город под названием Капернаум (Марк. 1:21).

Во дни Иисуса Капернаум был главным городом на северном склоне у озера Галилейского. В течение нескольких месяцев Иисус жил и трудился в этом городе и его окрестностях. Но Он также предсказал бедствия для Капернаума и Вифсаиды (см. Матф. 11:21–24). Сегодня от Капернаума и Вифсаиды остались только руины. Неподалеку археологи нашли руины древней церкви. В ранних преданиях, записанных примерно в третьем веке, утверждается, что церковь была построена на месте дома Петра. И действительно, археологи нашли признаки того, что христиане второго столетия глубоко почитали это место. Вполне возможно, там и находился дом, где когда-то жил Петр. От этого места совсем недалеко до берега озера.

У Симона Петра была жена. Факт нам известен потому, что в Евангелии от Луки (4:38) мы читаем о том, как Иисус исцелил тещу Петра. В 1-м послании к Коринфянам (9:5) апостол Павел пишет, что жена Петра стала ему спутницей в служении. Такое утверждение может означать, что либо у Петра не было детей, либо они выросли к тому времени, как жена присоединилась к апостолу в служении. В любом случае, в Писании не сказано ясно, имел ли Петр детей. Итак, Петр был женат, только этот факт о его семейной жизни нам достоверно известен.

Нам также известно, что Симон Петр был лидером апостолов; известно не только на основании того, что Петр всегда возглавляет список апостолов. В Евангелии от Матфея (10:2) звучит ясное утверждение: «Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром». Слово, переведенное как «первый», в греческом языке звучит как protos. Слово несет в себе значение «основной», «главный» в группе. Руководящее положение Петра становится очевидным далее, когда мы видим, что он действует от имени всей группы. Он всегда впереди и берет на себя инициативу. Кажется, он обладает врожденным характером лидера, а Господь использует это во благо Двенадцати.

В конечном итоге, Сам Господь выбрал его лидером. По Своему суверенному замыслу Бог сформировал характер Петра и наделил его всем необходимым. Более того, Сам Христос обучал Петра. Поэтому, глядя на жизнь Петра, мы видим, как Бог развивает и формирует лидера.

Имя Петра упоминается в Евангелиях чаще других имен, за исключением имени Иисуса. Никто не говорит так много, как Петр, и ни к кому Иисус не обращается так часто, как к Петру. Ни одного ученика Господь не упрекал так же часто, как Петра (Матф. 16:22). Никто другой не исповедует Христа так же смело, никто так очевидно не признает господства Иисуса, как Петр. В то же время ни один ученик не отрекся от Христа устно так же уверенно и открыто, как Петр. Никого Христос не благословлял и не хвалил, как Петра; но лишь к Петру Христос обратился, используя слово «сатана». Господу приходилось говорить Петру более неприятные вещи, чем какому-либо другому ученику.

Все это помогло сделать Петра таким лидером, каким Христос хотел его видеть. Бог взял обычного человека с двойственным, нерешительным, импульсивным, непокорным характером и сформировал из него лидера, подобного скале: величайшего проповедника среди всех апостолов и доминирующую фигуру в событиях, описанных в первых двенадцати главах книги Деяний, когда зародилась Церковь.

У Петра мы видим три важных элемента, способствующих формированию настоящего лидера: настоящий сырой материал, настоящий жизненный опыт и необходимые качества характера. Позвольте объяснить точнее, что я имею в виду.

Сырой материал, из которого получается настоящий лидер

Уже долгое время идет полемика по вопросу о настоящих лидерах: ими рождаются или становятся? Личность Петра служит веским аргументом в пользу тех, кто считает, что лидеры рождаются с определенными способностями, но в то же время им необходимо правильно отточить характер.

Петр обладал данным от Бога запасом лидерства. Апостол представлял собой подходящее «сырье». Конечно же, именно Господь так создал его в утробе матери (ср. Пс. 138:13–16).

Несомненно, Симону Петру была присуща определенная, явно врожденная склонность, очень важная для лидера. Такие качества не всегда возможно развить обучением; речь идет об особенностях темперамента Петра.

Во-первых, Петр был любознательным. Если вы ищете лидера, вам необходим человек, который задает много вопросов. Люди, не обладающие любознательностью, не становятся хорошими лидерами. Любознательность необходима в руководстве. Люди, которых удовлетворяет то, что они многого не знают, чего-то не понимают и вполне уживаются с нерешенными проблемами, не могут руководить. Лидеры должны обладать ненасытной любознательностью. Они всеми силами стремятся найти ответы. В знании – сила! Владеющий информацией держит в руках бразды правления. Если желаете найти лидера, обратите внимание на того, кто задает уместные вопросы и искренне ищет ответы.

Такая любознательность обычно проявляется еще в детстве. Большинство из нас сталкивались с детьми, которые задают вопрос за вопросом и изматывают своих родителей и других взрослых. (Некоторые из нас помнят и себя такими в детстве!). Любознательность служит необходимым материалом для подготовки лидера. Лучше всех разрешают проблемы именно те люди, которыми руководит горячее желание знать и понимать.

Исходя из евангельских повествований, Петр задает больше вопросов, чем все остальные апостолы, вместе взятые. Обычно именно Петр просил Господа объяснять сложные притчи (Матф. 15:15; Лук. 12:41). Именно Петр спросил, как часто необходимо прощать (Матф. 18:21). Именно Петр интересуется, какую награду получат ученики за то, что оставили все и последовали за Иисусом (Матф. 19:27). Именно Петр вопрошает о засохшей смоковнице (Марк. 11:21). Именно Петр задавал вопросы воскресшему Христу (Иоан. 21:20–22). Этот апостол хотел больше знать и лучше понимать.

Во-вторых, Петр в избытке проявлял инициативу. Если человек призван к руководству, он будет настойчивым, целеустремленным и энергичным. Настоящий руководитель должен делать все, чтобы работа ладилась. Он – движущая, побуждающая сила. Обратите внимание на то, что Петр не только спрашивал; обычно он был первым, кто отвечал на вопросы Христа. Петр часто преступал те границы, которые боялись преступить даже ангелы!

Вы помните известный случай, когда Иисус спросил: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Матф. 16:13). В те дни ходило несколько разных мнений об Иисусе. «Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Матф. 16:14). Затем Иисус спросил самих учеников: «А вы за кого почитаете Меня?» (курсив автора; Матф. 16:15). Именно в этот момент Петр смело выступил вперед и сказал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого» (Матф. 16:16). Остальные ученики все еще обдумывали вопрос, как школьники, которые не решаются что-либо сказать, боясь ответить неправильно. Петр же был исполнен смелости и решимости. Это неотъемлемые черты всех крупных лидеров. Иногда Петру приходилось делать шаг назад, отступать или выслушивать упрек. Но факт, что он всегда готов был крепко ухватиться за любую возможность, отличал его как настоящего лидера.

В Гефсиманском саду, когда римские воины из форта Антония пришли арестовать Иисуса, авторы всех трех синоптических Евангелий[11] рассказывают о «множестве народа», вооруженном «мечами и кольями» (Матф. 26:47; ср. Марк. 14:43; Лук. 22:47). Обычная римская когорта включала шестьсот воинов, поэтому вполне вероятно, что в ту ночь в саду и около сада находились сотни римских воинов, готовых к бою. Не колеблясь, Петр вынимает меч и взмахивает им у головы Малха, слуги первосвященника. (Первосвященник и его подчиненные должны были идти впереди толпы, потому что именно первосвященник официально отвечал за арест). Несомненно, Петр хотел снести голову Малху. Но Петр все-таки был рыбаком, а не воином. Малх уклонился, но остался без уха. Поэтому Иисус, «коснувшись уха его, исцелил его» (Лук. 22:51). Затем Он сказал Петру: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26:52). (Таким образом Иисус подтвердил справедливость высшей меры наказания как духовного закона).

Подумайте о той ситуации. Сад наполнен римскими воинами; возможно, в том месте находилось несколько сотен человек. Что же Петр собирался делать? Обезглавить всех воинов одного за другим? Иногда в горячем стремлении взять на себя инициативу Петр не видел очевидных деталей большой картины.

Но, несмотря на всю дерзость, Петр обладал необходимым «сырьем», из которого можно создать лидера. Лучше работать с таким непоседой, нежели пытаться все время подталкивать пассивного и колеблющегося человека. Как говорится в пословице, легче утихомирить фанатика, нежели воскресить мертвеца. Некоторых людей постоянно нужно тянуть за собой, прилагая усилия. Но только не Петра. Он всегда желал быть впереди; хотел знать то, чего еще не знал; желал понять то, чего не понимал. Он первым задавал вопросы и первым пытался ответить на вопросы. Он всегда брал на себя инициативу, пользовался моментом и бросался вперед. Вот из чего «сделан» лидер!

Однако не забывайте, что Петру необходимо было обучиться, сформироваться и стать зрелым. Но для того, чтобы выполнить задачу, данную Христом, ему нужна была напористость, дерзость, наконец, смелость, чтобы в день Пятидесятницы выйти перед народом в Иерусалиме и проповедовать Евангелие тем, кто совсем недавно одобрял распятие Мессии. Однако Петра можно было научить взять на себя подобную инициативу.

И, наконец, третья характерная черта характера Петра – участие. Настоящие лидеры всегда находятся в центре событий. Они не сидят где-то «в тылу», указывая каждому, что делать, и наслаждаясь комфортом вдали от борьбы. Именно поэтому люди следуют за ними. Люди не могут следовать за тем, кто остается вдалеке. Настоящий лидер должен показывать путь. Он ведет своих последователей в сражение, вдохновляет их на подвиги.

Однажды поздно ночью Иисус пришел к ученикам по воде, в это время на озере Галилейском бушевал шторм. Кто из учеников буквально выпрыгнул из лодки? Петр. «Господь там, – должно быть, подумал он, – а я здесь. Я должен быть там, где происходит такое событие». Остальные ученики думали, что, возможно, видят духа (Матф. 14:26). Петр же сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Иисус сказал ему: «Иди» (ср. Матф. 14:27–28). И прежде, чем кто-либо что-нибудь понял, Петр уже выпрыгнул из лодки и шел по воде. Остальные же ученики все так же держались за борта лодки, стараясь не выпасть за борт во время бури. А Петр, не думая ни минуты, выскочил из лодки. Такой поступок был настоящим «участием», очень существенным «участием». Только выйдя из лодки и подойдя к Иисусу, Петр подумал об опасности и начал тонуть.

Рассматривая этот эпизод, люди часто осуждают Петра за недостаток веры. Но давайте отдадим Петру должное: прежде всего у него была вера, благодаря которой он и вышел из лодки. Прежде чем чернить Петра за его слабость, которая почти привела его к неудаче, давайте помнить, где он находился, когда начал тонуть.

То же касается и отречения Петра от Иисуса; не забывайте один значимый факт: только он и еще один ученик (возможно, давний друг, Иоанн) последовали за Иисусом в дом первосвященника, чтобы узнать, что будет с Иисусом (Иоан. 18:15). А во дворе дома первосвященника находился только Петр, только он пребывал достаточно близко, когда при пении петуха Иисус оглянулся и посмотрел прямо в глаза Петру (Лук. 22:61). Долгое время, после того как остальные ученики оставили Христа и разбежались, спасая свои жизни, только Петр, несмотря на свой страх и слабость, не мог совсем оставить Христа. Это и есть признак настоящего лидера. Когда почти все убежали, Симон постарался оставаться как можно ближе к Господу. Он не похож на тех лидеров, которые, находясь вдали, довольствуются тем, что посылают депеши своим войскам. Петр был полон горячего желания быть в центре событий.

Именно из такого, лидерского «сырья» был сделан Петр: ненасытная любознательность, желание брать на себя инициативу и горячее стремление лично участвовать в событиях. Теперь же Господь должен был обучить и сформировать его, ведь такие качества, если не подчинены Господу, могут быть очень опасными.

Жизненный опыт, формирующий настоящего лидера

Каким же образом Господь может превратить такое «сырье» в настоящего лидера? Прежде всего, Он обеспечил Петру необходимый жизненный опыт, который и помог ученику стать таким, каким его хотел видеть Христос. В этом контексте можно сказать, что лидерами становятся, а не рождаются.

Опыт может стать суровым учителем. Взлеты и падения Петра были драматичными и зачастую болезненными, его жизнь была полна крутых перемен. Господь буквально «протащил» его через три года испытаний и трудностей, давших Петру неповторимый опыт, который необходим каждому настоящему лидеру.

Почему Иисус так поступил? Может, мучения Петра доставляли Ему радость? Совсем нет. Опыт, даже самый тяжелый, был просто необходим, чтобы сформировать Петра, сделать из него человека, каким его желал видеть Создатель.

Недавно я ознакомился с результатами исследования о состоянии здоровья молодых людей Америки, которые стали зачинщиками или же участниками стрельбы в школах. Оказывается, зачинщиками были молодые люди, которым прописывали реталин или другие антидепрессанты, чтобы как-то контролировать их поведение. Вместо того чтобы наказывать за плохое отношение или поведение, их накачивали лекарствами до состояния оцепенения. Вместо того чтобы научить их правильно вести себя и развить в них самоконтроль, психологи-педиатры прописывали этим ребятам сильнодействующие препараты, которые лишь на время обуздывают буйный нрав. Но никто не пытался разобраться с тем, что является корнем проблемы. Начиная с детства, молодых людей искусственно защищали от последствий их неправильного поведения. Таким образом, они не имели жизненного опыта, который мог бы сформировать их характер по иному.

Апостол Петр многому научился благодаря тяжелому опыту. Например, он усвоил, что за величайшими победами зачастую по пятам идут тяжелые поражения и унижение. Сразу же после того, как Христос похвалил Петра за его прекрасный ответ «Ты – Христос, Сын Бога Живого», Петр пережил один из самых страшных укоров, записанных в Новом Завете. Сначала Христос называет Петра блаженным и обещает дать ключи царства (Матф. 16:17–19), а в следующем абзаце мы читаем о том, как Христос обращается к Петру, называя его «сатаной», и говорит: «…отойди от Меня…» (Матф. 16:23), иными словами: «Не стой у Меня на пути!»

Этот случай произошел почти сразу же после великолепного исповедания Петра. Иисус сказал ученикам, что идет в Иерусалим, где Его предадут в руки книжников и первосвященников и убьют. Услышав такие слова, «…отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!»

(Матф. 16:22) Чувства Петра вполне понятны. Но он думал как обычный человек. Он не знал замысел Бога. И даже не понимая того, что делает, пытается отговорить Христа от того, ради чего Он пришел на землю. Как обычно, Петр говорил, когда необходимо было слушать. Слова Иисуса, обращенные к Петру, прозвучали слишком сурово; так сурово Он не обращался ни к кому: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Матф. 16:23).

Только мгновение тому назад Петр узнал, что Бог откроет ему истину и наполнит его уста. Он также получит ключи царства; иными словами, его жизнь и проповедь откроют царство Божье для многих людей (Матф. 16:19).

Теперь же, испытав болезненный опыт (упрек Господа), Петр узнал, что уязвим для сатаны; сатана точно так же может наполнить его уста, как ранее наполнил их Господь. Если Петр больше размышлял о человеческом, а не о Божьем, если не исполнял волю Бога, тогда он мог стать инструментом в руках врага.

Позже, в ночь ареста Иисуса, Петр вновь стал жертвой сатаны. На этот раз ему очень тяжело дался урок о том, что он по человечески слаб и не может полагаться на свои человеческие решения. Все его гордые обещания и горячие заверения не удержали его от падения. Заявив перед всеми о том, что никогда не отречется от Христа, он все равно отрекся, особо подчеркнув свое отречение клятвами. Сатана «сеял его, как пшеницу». Таким образом Петр узнал, сколько в нем «шелухи» и как мало «доброго зерна», каким бдительным и внимательным он должен быть и как всегда полагаться только на силу Господа.

В то же время Петр узнал, что, несмотря на все свои греховные наклонности и духовную слабость, Господь желает использовать его, и при этом будет поддерживать и хранить его, что бы ни случилось.

Все эти уроки Петр усвоил. Иногда опыт бывал довольно горьким, разочаровывающим, унизительным и болезненным. Иногда же опыт ободрял, поднимал и возносил на вершины (так, например, произошло, когда Петр увидел Христа в сиянии славы на горе Преображения). Так или иначе, Петр многому научился на опыте, извлекая уроки, которые и помогли ему стать великим лидером.

Черты характера, определяющие настоящего лидера

Третий элемент, участвующий в создании настоящего лидера (помимо подходящего «сырья» и нужного опыта), – цельный характер. Конечно же, сильный характер совершенно необходим руководителю. Падение нравственных норм в Америке сегодня напрямую связано с тем фактом, что мы избрали, назначили и приняли руководство слишком многих бесхарактерных лидеров. В последние годы некоторые пытались доказать, что характер не так уж и важен. Например, стиль личной жизни человека не должен приниматься во внимание, когда решается вопрос – подходит этот человек на руководящую должность или нет. Подобная точка зрения диаметрально противоположна учению Библии. Характер имеет очень большое значение для руководителя.

Более того, именно характер дает возможность руководить. Люди просто не могут уважать или доверять человеку, не обладающему сильным характером. А если руководителя не уважают, за ним и не будут следовать. Время и истина идут рука об руку. Лидеры, не обладающие характером, в конечном итоге разочаруют своих последователей и потеряют их доверие. Долгое руководство основывается на сильном характере. А твердость характера вызывает уважение, уважение порождает доверие, доверие же побуждает последователей к действию.

Большинство людей признает, что настоящее руководство ассоциируется с такими чертами характера, как целостность, надежность, непогрешимость, бескорыстие, человечность, организованность, воздержание и смелость. Подобные добродетели отражают образ Божий в человеке. Хотя божественный образ сильно запятнан в падшем человечестве, он стерт еще не до конца. Именно поэтому даже язычники признают такие качества и считают их добродетелями, необходимыми для настоящего руководства.

Сам Христос служит прекрасным примером того, каким должен быть истинный лидер. Он обладает всеми качествами настоящего лидера, причем в совершенстве. Он – воплощение всех самых чистых и самых благородных качеств руководства.

Очевидно, что великая цель духовного руководства – преобразовать всех людей в образ Христов. Поэтому и сам лидер должен проявлять качества Христа. Вот почему требования к руководителям в церкви настолько высоки. Апостол Павел кратко описал дух настоящего лидера: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1-е Кор. 11:1).

Петр также мог написать подобные слова. Его характер формировался и изменялся в соответствии с примером, который он видел во Христе. Петр обладал «сырьем», из которого формируется настоящий лидер, и этот факт был немаловажным. Жизненный опыт помог апостолу отточить врожденные способности, что также очень необходимо. Однако главное основание, на котором руководство либо развивается, либо нет, – характер. Именно те черты характера, которые развились у Петра благодаря тесному общению со Христом, в конечном итоге помогли ему стать великим лидером.

Дж. Р. Миллер[12] писал: «Со скорбящими возвращается с похорон и не желает быть похороненным только характер человека. Остается жить лишь то, каким был человек, и это невозможно похоронить!»[13] Это действительно так, однако существует нечто более важное, чем то, что люди будут думать о нас после нашей смерти. Намного важнее наше влияние, которое мы оказываем на окружающих.

Какие же качества духовного лидера были присущи Петру, какие качества необходимо было развить? Одно из таких – покорность. На первый взгляд подобное качество кажется довольно странным, если мы желаем воспитать лидера. Лидер руководит и ожидает покорности от других, верно? Однако истинный лидер не просто требует покорности; он сам подает пример покорности, подчиняясь Господу и высшему руководству. Все, что делает настоящий лидер, должно нести на себе печать покорности всякой законной власти, а особенно покорности Богу и Его Слову.

Лидеры склонны проявлять уверенность и напористость. Они, конечно же, доминируют. Петр также обладал подобной наклонностью. Он говорил скоро и действовал безотлагательно. Как мы уже видели, Петр был инициативным человеком. Это значит, что он пытался взять любую ситуацию в свои руки. Для того чтобы уравновесить эту черту Петра, Господь учил его покорности.

Иисус обучал Петра довольно необычно. Один из классических примеров записан в 17-й главе Евангелия от Матфея. Иисус возвращался с Двенадцатью в Капернаум, где они вели служение. В городе находился мытарь, собирающий ежегодный налог в дидрахму (полшекеля) с каждого человека от двадцати лет и старше. Налог выплачивался не Риму, а на содержание Храма. Такое повеление записано в книге Исход (30:11–16, ср. 2-я кн. Пар. 24:9). Сумма налога равнялась заработной плате за два дня, и, следовательно, была немалой.

Матфей пишет: «.. подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» (Матф. 17:24). Петр заверил собирателей, что Иисус выплачивал налоги.

Однако именно этот налог, очевидно, привел Петра в замешательство. Был ли Иисус, воплощенный Сын Бога, обязан платить на содержание Храма, как любой простой человек? Сыновья земных царей не платят налоги в царствах своих отцов. Так почему Иисус должен? Иисус знал, о чем размышляет Петр, поэтому «когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?» (Матф. 17:25). Петр ответил: «С посторонних». Цари не облагают налогами своих детей. Иисус же сделал логический вывод: «Итак сыны свободны» (Матф. 17:26). Другими словами, Иисус обладает абсолютной небесной властью и, если пожелает, может не платить налог на Храм.

Но подобный поступок привел бы к неправильному пониманию со стороны земных властей. Лучше подчиниться, заплатить налог и тем самым избежать ситуации, которую большинство людей могли истолковать неправильно. Поэтому, хотя Иисус и не был обязан платить налог на Храм, Он сказал: «…но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Матф. 17:27).

Во рту рыбы находился статир – монета достоинством в один шекель или четыре драхмы[14]. Такой монеты как раз было достаточно, чтобы заплатить налог за двоих. Иными словами, Иисус также помог и Петру полностью рассчитаться.

Занимателен тот факт, что чудо, совершенное Иисусом, показало Его суверенность, и в то же время Иисус явил пример человеческой покорности. Сверхъестественным образом Христос заставил рыбу проглотить монету, а затем попасться на крючок Петру. Если же Иисус до такой степени господствовал над всей природой, Он естественно мог уклониться от выплаты налога. Однако Своим примером Он научил Петра добровольной покорности.

Покорность – неотъемлемая черта в воспитании лидеров. Если руководитель желает научить людей покорности, он сам должен быть примером подчинения. А иногда лидер должен подчиниться даже тогда, когда налицо все аргументы против покорности.

Петр хорошо усвоил урок. Спустя много лет в своем послании он напишет:

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, – как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым» (1 Петр. 2:13–18).

Именно такой урок Петр усвоил на примере Христа: с одной стороны, ты свободен, однако не используй свободу, чтобы прикрывать зло. Лучше почитай себя рабом Господа. Ты – гражданин неба, а на земле – только странник, но, несмотря на это, подчиняйся человеческим властям ради Господа. Прежде всего и важнее всего то, что ты подвластен царству Христа, на земле же мы только пришельцы и пилигримы. Тем не менее, чтобы не нарушать закон, почитай земного царя. Уважай всех людей. Такова воля Бога. Проявляя покорность, ты заградишь уста невежеству нечестивых людей.

Не забывайте, что это послание писал тот же человек, который в бурные годы своей молодости отсек ухо рабу первосвященника. Тот же человек когда-то не мог понять, почему Иисус платит налоги. Но он научился покоряться, а это не такой уж легкий урок для врожденного лидера. Петр обладал склонностью доминировать, влиять и сопротивляться даже самой мысли о покорности. Иисус же научил его покоряться охотно, даже когда имелись веские доводы для того, чтобы не подчиняться.

Другое качество, которое развивал Петр, называется самообладание. Большинство людей, обладающих врожденными задатками лидера, не всегда могут проявить самообладание, когда речь идет о конкретном деле. Самоконтроль, дисциплина, выдержка и сдержанность не всегда естественно проявляются в человеке, который постоянно «на передовой». Вот почему у многих лидеров возникают проблемы с самоконтролем и вспышки гнева. Возможно, вы заметили, что с недавнего времени семинары по управлению гневом становятся популярны у управляющих офисами, других специалистов, занимающих высокие должности в бизнесе. Ясно, что гнев – общая и серьезная проблема людей, занявших высокие руководящие должности в бизнесе.

У Петра были подобные склонности. Горячность обычно сопровождает активную, решительную и инициативную личность. Такой человек быстро теряет терпение с людьми, у которых нет умения или усердия. Его раздражают люди, которые создают препятствия на пути к успеху. Поэтому, чтобы стать хорошим лидером, такому человеку необходимо научиться самообладанию.

Господь в какой-то мере вложил в уста Петра «удило» и научил его самообладанию. Вот одна из основных причин, по которой Петр сносил так много упреков, когда говорил или действовал поспешно. Господь постоянно учил апостола самообладанию.

Тот эпизод в саду, когда Петр попытался снести голову Малху, служит классическим примером отсутствия самообладания. Будучи окруженным сотнями вооруженных до зубов римских воинов, Петр, совершенно не думая, вынимает меч и уже готов накинуться на толпу, размахивая им направо и налево. Апостолу повезло, что Малх потерял только ухо и ничего более, и Иисус сразу же исцелил рану. Как мы уже читали, Господь сурово упрекнул Петра.

Подобный упрек был, должно быть, особенно тяжелым для ученика, ведь прозвучал он в присутствии огромного количества врагов. Однако события той ночи многому научили Петра. Позже он напишет: «…Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр. 2:21–23).

Как это не похоже на молодого человека, который схватил меч и попытался пробить себе путь через толпу своих противников! Петр усвоил урок самообладания.

Ему также пришлось научиться смирению. Лидеров зачастую постигает искушение гордыни. Более того, основным искушением лидера может стать высокомерие. Когда следующие за вами люди постоянно хвалят вас, проявляют уважение и восхищаются вами, довольно легко поддаться гордыне.

В Петре можно заметить непомерную самоуверенность. Она проявляется, когда Петр с поспешностью отвечает на все вопросы. Самоуверенность проявляется в большинстве поступков апостола. Например, когда он вышел из лодки и пошел по воде. Далее самоуверенность Петра очевидна в самом неприглядном свете, когда Иисус предсказал ученикам, что все они оставят Его.

Господь произнес: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Матф. 26:31). Петр же был слишком самоуверен: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Матф. 26:33; курсив автора). А затем добавил: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лук. 22:33).

Конечно же, как всегда, Петр ошибался, а Иисус был прав. Петр действительно предал Христа, и не раз, как и предупреждал Иисус. Его упорное хвастовство о том, что он (Петр) неуязвим для подобного греха, лишь усилило стыд и унижение!

Но все это Господь использовал для того, чтобы научить Петра смирению. Позже апостол писал: «…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Петр. 5:5–6). Руководителям церкви он особо указал: «Пасите Божие стадо… не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр. 5:3). Смирение стало одной из добродетелей, которой впоследствии отличались жизнь, проповедь и руководство апостола.

Еще Петр научился любить. Всем ученикам трудно было понять, что настоящее духовное руководство заключается в служении друг другу с любовью. Настоящий руководитель служит, а не требует служения себе.

Этот урок довольно сложно усвоить многим лидерам. Они склонны воспринимать подчиненных как средство для достижения цели. Лидеры обычно сосредоточены на задаче, а не на людях. Поэтому для решения задач они зачастую используют людей или же идут «по головам». И Петру, и всем остальным ученикам необходимо было усвоить, что руководство укореняется в служении друг другу с любовью и зиждется на таком служении. Настоящий руководитель любит тех, кем руководит, и служит им. Иисус сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Марк. 9:35). Сам Господь непрестанно являл ученикам образец любящего руководителя – слуги.

Ясно, что такого руководителя мы видим в горнице, в ночь, когда предан был Иисус. Вместе с учениками они собрались в нанятой комнате (в одном из домов в Иерусалиме) на празднование Пасхи. Пасхальный седер[15] представлял собой продолжительную церемониальную трапезу, которая длилась четыре – пять часов. Празднующие обычно не сидели на стульях, а возлежали у низкого стола. Значит, голова одного возлежащего находилась у ног следующего. Конечно же, все дороги были либо грязными либо пыльными и ноги всегда были нечистыми. Поэтому в той местности существовала традиция омовения ног: когда человек приходил в гости, слуга омывал ему ноги. Подобное занятие считалось самым унизительным. Однако, если хозяин не заботился об омовении ног своего гостя, подобное пренебрежение считалось серьезным оскорблением. (Ср. Лук. 7:44).

Очевидно, в ту пасхальную ночь, когда все были заняты делами, в горнице не оказалось слуги, который мог бы омыть ноги. Ученики, вероятно, скорее готовы были не обратить внимания на подобное нарушение этикета, чем добровольно взяться за эту низкую работу. Итак, ученики собрались вокруг стола и приготовились начать трапезу без омовения ног. Поэтому, как говорит Писание, Сам Иисус «.. встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан» (Иоан. 13:4–5).[16]

Сам Иисус – Кого ученики по праву называли Господом – принял на себя обязанности самого последнего слуги и омыл грязные ноги Своих учеников. В соответствии с повествованием Луки, омовение происходило почти в то же время, когда ученики спорили, кто же из них главный (Лук. 22:24). Их занимала гордыня, но не смирение. Поэтому Иисус сделал то, чего не сделал бы ни один из них: Он преподал им урок смирения, исходя из искренней любви.

Большинство учеников, возможно, молчали в ошеломлении. Когда же Господь подошел к Симону Петру, «…тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» (Иоан. 13:6). Вот смысл сказанного: «Да что Ты делаешь?» Вновь дерзкий и смелый Симон говорит, хорошенько не поразмыслив. К тому же, он еще добавил: «Не умоешь ног моих вовек» (Иоан. 13:8).

Петр был мастером на подобные абсолютные высказывания: «Я никогда не соблазнюсь о Тебе!» (ср. Матф. 26:33). «Не умоешь ног моих вовек». В жизни Петра нет ничего среднего; он видит все либо в абсолютно черном, либо в белом свете.

Иисус ответил Петру: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Иоан. 13:8). Конечно же, Иисус говорил о необходимости духовного очищения. Вполне ясно, что не буквальное омовение ног позволяло ученикам иметь общение со Христом, ведь Иисус говорил об очищении от греха. То смиренное омовение ног символизировало духовную реалию. (Доказательство того, что Иисус говорил о духовном очищении, записано в 10-м стихе, когда Он сказал: «Вы чисты, но не все». Иисус только что омыл ноги ученикам, так что физически, внешне все они были чисты. А в 11-м стихе апостол Иоанн пишет: «Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты», – наводя на мысль, что Иуда не был чист в духовном смысле, о чем говорил Иисус).

Ответ Петра совершенно типичен для его необузданной горячности: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Иоан. 13:9). И снова у Петра нет чего-либо среднего. Всегда либо все, либо ничего. Поэтому Иисус заверил апостола в том, что тот уже «чист весь». (Господь все еще говорил о прощении и очищении от греха). И Петру омыли только ноги, ничего более.

Иными словами, Петр как верующий был уже полностью оправдан. Те прощение и очищение, в которых он нуждался, совершенно отличались от общего прощения, необходимого человеку от Судьи Вселенной; Петр же будто хотел определить свою вечность. Но он уже получил такое очищение и прощение. Однако теперь апостол приходил к Богу, как ребенок, приходящий к своему отцу, ожидая его милости и прощения за свои проступки. Именно такое очищение необходимо было Петру. Иисус учил верующих ежедневно молиться именно о таком прощении (Лук. 11: 4). А во время вечери Иисус уподобляет такое ежедневное прощение омовению ног.

Все эти истины Иисус кратко и символически изложил, когда омывал ноги ученикам. Однако основной урок заключался в том, как должно проявлять любовь. Пример Иисуса был превосходным поступком смиренного служения в любви.

В тот же вечер, позже, когда Иуда уже ушел, Иисус сказал Своим одиннадцати ученикам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:34–35). А как Он возлюбил их? Он омыл им ноги. Пока ученики спорили, кто же из них более велик, Он показал им, каким должно быть смиренное служение друг другу в любви.

Многим лидерам очень трудно согнуться и омыть ноги тем, кого они считают своими подчиненными. Однако именно такой пример руководства оставил Иисус, увещевая Своих учеников следовать Его примеру. Более того, Он сказал, что подобное проявление любви друг ко другу отличает настоящего ученика.

Научился ли Петр любить? Несомненно, научился. Любовь стала одной из отличительных черт его учения. В первом своем послании (4:8) Петр написал: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов». Греческое слово ektenes, переведенное как «усердный», буквально означает «ревностный до предела». Петр побуждал любить настолько, насколько мы способны. Любовь же, о которой он писал, заключается не в чувствах и не в том, как мы относимся к людям, которых легко любить. Такая любовь заглаживает недостатки и прощает слабости других: «Любовь покрывает множество грехов». Именно такая любовь омывает грязные ноги брата. Петр усвоил тот урок на примере Христа.

Сострадание – еще одна важная черта, которую необходимо было развить Петру. Предупреждая Петра о том, что тот предаст Его, Господь сказал: «Симон! Симон! вот, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу…» (Лук. 22:31). Обычно, отделяя пшеницу от высевок, ее трясли и подбрасывали в воздух, когда дул сильный ветер. Высевки улетали, а пшеница падала вниз уже очищенная.

Возможно, мы ожидали, что Иисус заверит Петра такими словами: «Но Я не позволю сатане просеивать вас». Но Иисус не сделал этого. Он совершенно ясно дал понять Петру, что разрешил сатане делать то, к чему тот так стремился. Он позволит дьяволу испытать Петра (как Бог допустил испытание Иова). В сущности, Иисус сказал: «Я разрешу сатане сделать это, Я позволю ему потрясти твою жизнь до основания. Затем Я позволю ему подбрасывать тебя в воздух до тех пор, пока не останется ничего, кроме твоей реальной веры». Иисус уверил Петра в том, что его вера устоит, пройдя через тяжкие испытания. «Я молился о тебе, – сказал Господь, – чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лук. 22:32).

Тогда же Петр самоуверенно настаивал на том, что никогда не преткнется. Но, несмотря на его возражения, он действительно предал Иисуса еще до рассвета; мир Петра был потрясен до основания. Его эго значительно уменьшилось; самоуверенность испарилась; гордость тоже пострадала. Однако вера не подвела апостола.

Для чего все это происходило? Иисус готовил Петра к тому, чтобы тот мог укрепить братьев. Люди, обладающие врожденными лидерскими способностями, зачастую не проявляют сострадания, являются плохими утешителями и нетерпеливы по отношению к другим. Стремясь к цели, они долго не задерживаются у раненого, чтобы позаботиться о нем. Петру необходимо было научиться состраданию через суровые испытания, чтобы по их окончании он смог укрепить тех, кто переживает потрясения.

До конца своих дней Петру необходимо было проявлять сострадание к людям, которые испытывали трудности. Будучи «просеян» сатаной, Петр обучен и готов сопереживать другим в их слабостях. Он не мог уже не проявлять великого сострадания к тем, кто впадал в искушение или грех. Петр сам был на месте тех людей. На собственном опыте он научился проявлять сострадание, отзывчивость, милость, доброту и утешать других людей, которых терзал грех и преследовали неудачи.

В своем первом послании (5:8-10) Петр написал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми».

Апостол понимал человеческие слабости, очень хорошо понимал. Он падал до «самого дна». Он пострадал от своих собственных слабостей. Но Господь совершенствовал Петра, утвердил, укрепил и укоренил. Апостол, как обычно, писал на основе собственного опыта. Он обучал не сухой теории.

Наконец, Петру необходимо было развить мужество. Не импульсивное, безрассудное, ложное «мужество», которое заставило его выхватить меч и наброситься на Малха; нет, необходимо было зрелое, твердое, отважное желание пострадать ради Христа.

Царство тьмы борется с царством света. Ложь борется против истины. Сатана борется с самим Богом. А бесы борются против святых намерений Христа. Поэтому Петр должен был сталкиваться с трудностями, где бы ни находился. Христос сказал ему: «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Иоан. 21:18). Что означали эти слова? Апостол Иоанн предлагает ясный ответ: «Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Иоан. 21:19).

Итогом проповеди Петра станут гонения, притеснения, беды, муки. Конечным итогом – мученическая смерть. Для того чтобы устоять, апостолу понадобится мужество, прочное, как кремень.

Рождение настоящего мужества в сердце Петра можно увидеть в день Пятидесятницы, когда Петр исполнился Святым Духом и получил силу. До этого момента апостол являл лишь эпизоды настоящего мужества. Именно поэтому в один момент он так импульсивно выхватил меч перед лицом множества вооруженных римских воинов, а в следующий момент, спустя всего несколько часов, отрекся от Иисуса. Мужество Петра, впрочем, как и все остальное в его жизни, губило непостоянство.

Тем не менее после Пятидесятницы мы видим совершенно другого Петра. В 4-й главе книги Деяний описывается, как Петра и Иоанна вывели перед синедрионом, иудейским правящим советом. Синедрион строго-настрого приказал апостолам «отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян. 4:18).

Петр и Иоанн смело ответили: «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» (Деян. 4:19–20). Вскоре апостолов снова привели в синедрион, так как они продолжали проповедовать. И вновь они сказали то же самое: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5:29). Петр же, исполнившись Святого Духа и понуждаемый знанием о том, что Христос воскрес из мертвых, преисполнился непоколебимым мужеством, прочным, как кремень.

Некоторые отрывки первого послания Петра объясняют, почему апостол исполнился такого мужества. В своем письме христианам, рассеянным по всей Римской империи, он пишет:

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас, силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петр. 1:3–7).

Во Христе Петр был в безопасности. Апостол видел воскресшего Христа и поэтому знал, что Христос победил смерть. Он также знал, что все страдания в его жизни, какими бы они ни были, всего лишь временны. Испытания – зачастую болезненные и всегда неприятные – были ничто по сравнению с надеждой на вечную славу (ср. Рим. 8:18). Апостол был убежден, что подлинность настоящей веры драгоценнее любых тленных земных сокровищ, ведь вера приведет к похвале и славе Христа в Его явлении. Именно такая надежда наполнила Петра подобным мужеством.

Усваивая все названные уроки, переживая преображение характера – когда апостол становился таким, каким Христос хотел его видеть, – Петр постепенно превращался из Симона в Скалу. Он научился покорности, самообладанию, смирению, любви, состраданию и мужеству на примере Господа. И благодаря работе Святого Духа в его сердце Он действительно стал великим лидером.

Петр проповедовал в день Пятидесятницы, и три тысячи людей обрели спасение (Деян. 2:14–41). Вместе с Иоанном они исцелили хромого (Деян. 3:1-10). Апостол настолько был исполнен силой, что люди получали исцеление, когда его тень падала на них (Деян. 5:15–16). Петр воскресил Тавифу (Деян. 9:36–42). Он благовествовал язычникам (Деян. 10). Он написал два послания, в которых изложил уроки о приобретении истинного характера, которые когда-то узнал от Господа.

Вот это человек! Был ли Петр совершенным? Нет. В послании к Галатам (2-я глава) Павел описывает эпизод, компрометирующий Петра. В упоминаемой ситуации Петр повел себя как лицемер. Здесь мы на мгновение видим старого Симона. Петр ел вместе с язычниками и общался с ними, как с истинными братьями во Христе, пока не пришли лжеучителя. Те еретики настаивали на том, что язычники не могут получить спасение и к ним нельзя относиться, как к братьям, пока они не примут обрезание и не последуют церемониальному закону Ветхого Завета. Петр же, очевидно испугавшись лжеучителей, перестал вкушать пищу с язычниками (Гал. 2:12). В 13-м стихе говорится, что, пока Петр ел с язычниками, все остальные поступали так же, потому что Петр был их лидером. Поэтому апостол Павел пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию» (Гал. 2:11). Павел упрекнул Петра при всех (Гал. 2:14).

К своей чести, Петр воспринял наставление Павла. И когда, наконец, вопрос об ошибке иудаистов подняли на совете старшин церкви и апостолов в Иерусалиме, именно Петр первым выступил в защиту Евангелия божественной благодати. Он представил решающий аргумент (Деян. 15:7-14). В сущности, он защищал служение апостола Павла. Данная ситуация показывает, насколько Симон Петр был восприимчив к обучению, смирен и прислушивался к наставлениям и замечаниям Святого Духа.

Как завершилась жизнь Петра? Мы знаем, что Иисус предсказал мученическую смерть Петра (Иоан. 21:18–19). Однако в Писании она не описана. Во всех письменных свидетельствах ранней церкви говорится, что Петра распяли. Евсевий[17] пересказывает свидетельство Климента, который утверждал, что перед распятием Петра заставили смотреть на распятие его жены. Видя, как ее ведут на смерть, говорит Климент, Петр окликнул ее по имени и сказал: «Помни Господа». Когда же настала очередь Петра, он умолял воинов распять его вниз головой, потому что не считал себя достойным умереть, как Господь. Поэтому его прибили ко кресту головой вниз.[18]

Заключительные слова второго послания Петра могут подвести итог его жизни: «Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2-е Петр. 3:18). Именно так жил Симон Петр и поэтому стал Скалой, великим лидером ранней Церкви.