3. Андрей – апостол «малого»

«Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос. И привел его к Иисусу»

Иоан. 1:40–42.

Брат Петра, Андрей, наименее известен из всех четырех апостолов первой группы. Андрей обычно остается на втором плане, хотя он был членом доминирующей четверки. Он не входил в число свидетелей некоторых важных событий, при которых вместе со Христом присутствовали Петр, Иаков и Иоанн (Матф. 17:1; Марк. 5:37; 14:33). В другие же моменты он упоминается среди членов тесного круга (ср. Марк. 1:29; 13:3). Не может быть сомнений в том, что у него были тесные взаимоотношения со Христом, ведь именно через него другие люди, чаще всего лично, знакомились с Наставником.

Андрей был первым призванным апостолом (Иоан. 1:35–40). Мы с вами также обратим внимание и на то, что именно он представил своего брата-лидера Христу (Иоан. 1:41–42). Андрея ярко отличает его горячее желание следовать за Христом, тесно связанное со стремлением знакомить со Христом других людей.

Петр и Андрей были родом из Вифсаиды (Иоан. 1:44). Археологи еще не определили точное место нахождения Вифсаиды, но из описаний Нового Завета явствует, что поселение находилось в северном регионе Галилеи. На каком-то этапе жизни братья (Андрей и Петр) переселились в большой город Капернаум, расположенный недалеко от их родного поселения. На самом деле, в Капернауме Петр и Андрей жили в одном доме (Марк. 1:29) и вместе занимались ловлей рыбы. Местоположение Капернаума было выгодным: город находился на северном побережье озера Галилейского (где ловля рыбы шла хорошо) и на пересечении очень важных торговых путей.

Вероятно, Петр и Андрей уже долгое время (всю жизнь) дружили с другой парой рыбаков, с братьями из Капернаума – Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми. Очевидно, все четверо разделяли духовные интересы друг друга еще до знакомства с Христом. Они, наверное, посещали пустыню, где проповедовал Иоанн Креститель, и стали его учениками. Именно там они впервые встретились со Христом. Возвратясь к ловле рыбы (еще до того, как Иисус призвал их посвятить все время служению), они продолжали сотрудничать. Поэтому вполне естественно, что эта небольшая группа стала сплоченным ядром среди Двенадцати. Четверо учеников во многом казались неразделимы.

Очевидно, все четверо хотели быть лидерами. Все четверо составляли своего рода группу руководителей над остальными учениками. Мы уже узнали, что Петр, вне всяких сомнений, доминировал в группе и обычно говорил от лица всех двенадцати учеников, невзирая на то, нравилось это остальным или нет. Тем не менее, вполне очевидно, что все четверо учеников тесного круга стремились стать лидерами. Именно поэтому иногда между ними возникали постыдные споры о том, кто из них главнее и выше.

Стремление руководить, которое служило причиной многих конфликтов в группе, в конечном итоге стало очень ценным качеством, когда каждый из этих четырех апостолов пошел своим путем в истории ранней Церкви. Иисус готовил их к руководству, и все они, в конечном счете, заняли важные руководящие позиции в ранней Церкви, «имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес. 2:20).

Однако из четырех апостолов тесного круга Андрей был наименее заметным. Писание не много рассказывает о нем. Фактически, можно на пальцах посчитать, сколько раз имя Андрея упоминается в Евангелиях. (В сущности, помимо отрывков, где перечисляются имена всех апостолов, имя Андрея названо в Новом Завете лишь девять раз, причем в большинстве отрывков его имя упоминается лишь вскользь).

Андрей жил в тени своего брата, которого знали лучше. Во многих стихах, где записано его имя, также добавлено, что он был братом Петра, будто именно этот факт придает ему важность.

В подобных ситуациях, когда один брат затмевает другого до такой степени, мы обычно сталкиваемся с упорным соперничеством или даже взаимным отчуждением. Тем не менее, в Андрее мы не видим никаких проявлений зависти к превосходству Петра. И вновь-таки, именно Андрей привел Петра ко Христу. И сделал он это сразу же, без колебания. Конечно же, Андрей прекрасно знал о склонности своего брата доминировать. Он должен был хорошо знать, что, войдя в круг учеников, Петр сразу же возьмет инициативу в свои руки, а он отойдет на второй план. Однако апостол все равно привел своего старшего брата к Иисусу. Сам этот факт многое говорит о характере Андрея.

Почти все, что Писание упоминает об Андрее, говорит о том, что он не стремился стать центром внимания и довольствовался вторыми ролями. Казалось, апостол совсем не завидует тем, кто трудился на виду. Вполне очевидно, что Андрей с радостью делал то, что мог, используя свои дары и призвание, данные Богом, позволяя другим поступать так же.

Из всех четырех апостолов тесного круга Андрей производит впечатление наименее вздорного и самого заботливого человека.

Как мы уже знаем, Петр проявлял склонность действовать импульсивно, не подумав, и говорить что-то невпопад и не вовремя. Зачастую он вел себя дерзко, бестактно и поспешно. Иакова и Иоанна назвали «сынами грома» из-за их склонности к безрассудству. Очевидно, именно они провоцировали многие споры о том, кто первый. О подобных качествах Андрея нет и намека. Если он говорит (а в Писании подобные эпизоды редки), то обязательно что-то правильное. Если он действует, то всегда правильно. Упоминая апостола по имени, Писание ни в одном отрывке не приписывает поступкам Андрея что-либо постыдное.

Конечно же, были случаи, когда, следуя за Петром или действуя вместе с другими учениками, Андрей совершал те же ошибки, что и они. Но когда его имя упоминается отдельно (когда Андрей возвышается над другими и поступает или говорит как самостоятельная личность), Писание хвалит его. Андрей был эффективным лидером, даже несмотря на то, что никогда не был в центре внимания.

Андрей и Петр исповедовали разные стили руководства, хотя и были братьями. Но Андрей прекрасно соответствовал своему призванию, точно так же как Петр абсолютно соответствовал своему. На самом деле, возможно, Андрей был даже лучшим примером, чем Петр, для большинства лидеров церкви, ведь большинство их будут трудиться «в тени», как Андрей, что совершенно не сопоставимо с известностью и высоким положением, какими обладал Петр.

Имя Андрей означает «мужественный»; создается впечатление, что имя хорошо характеризует апостола. Конечно же, ловля рыбы сетью, то есть ремесло, которым занимался Андрей и его друзья, требовала немалых физических сил и мужества. Однако Андрею были присущи и другие черты. Он был смелым, решительным и осмотрительным. В нем не было и йоты слабоволия и бесхарактерности. Им руководило горячее стремление к истине; чтобы достичь цели, он готов был добровольно подвергнуться самым экстремальным трудностям и испытаниям.

Не забывайте, что Иисус впервые встретил Андрея, когда тот уже присоединился к ученикам Иоанна Крестителя. А Иоанн Креститель был известен своим суровым внешним видом и спартанским образом жизни. Он «имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Матф. 3:4). Иоанн жил и трудился в пустыне, находясь вдали от какого бы то ни было комфорта и удобств городской жизни. Едва ли мягкий человек мог последовать за Иоанном Крестителем.

В Евангелии от Иоанна описывается первая встреча Андрея с Иисусом. Она произошла в пустыне, где Иоанн Креститель проповедовал о покаянии и крещении обращенных. Апостол Иоанн излагает события как очевидец, ведь вместе с Андреем они были учениками Иоанна Крестителя. (Апостол Иоанн не называет себя по имени до самого конца Евангелия. Но то, как он в деталях рассказывает о событиях, наводит на мысль, что мы получаем информацию из первых рук. Вполне очевидно, что Иоанн и был тем вторым учеником, который упоминается в описании события).

Личная встреча Андрея с Иисусом произошла на следующий день после крещения Иисуса (Иоан. 1:29–34). Андрей и Иоанн стояли рядом с Иоанном Крестителем, когда тот, увидев идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий» (Иоан. 1:35–36). Тогда ученики сразу же оставили Иоанна и последовали за Иисусом (Иоан. 1:37). Не думайте, что Иоанн и Андрей были непостоянными или ненадежными последователями своего наставника. Совсем наоборот. Иоанн Креститель ясно сказал, что он – не Мессия: «.. когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос» (Иоан. 1:19–20). Когда же люди потребовали от Иоанна объяснить, кто он такой, Иоанн сказал: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу…» (Иоан. 1:23).

Итак, в самых прямых и ясных словах Иоанн Креститель объяснил, что он – предтеча Мессии. Он пришел, чтобы приготовить путь и указать народу правильное направление. На самом деле суть проповеди Иоанна Крестителя заключалась в том, чтобы подготовить приход Мессии, Который должен был появиться вскоре. Поэтому Иоанна и Андрея захватило радостное предчувствие Мессии; они ожидали, когда укажут Того единственного, кто был Мессией. Поэтому, услышав, что Иоанн Креститель назвал Христа Агнцем Божьим, ученики сразу же оставили своего наставника и последовали за Христом. Они правильно поступили, сам Иоанн Креститель, несомненно, одобрил бы их решение.

Далее событие излагается в Библии так: «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот» (Иоан. 1:38–39).

Было около четырех часов дня («около десятого часа», как написано в 39-м стихе), когда Иоанн и Андрей встретились со Христом. Ученики последовали за Иисусом туда, где Он жил, и остаток дня провели в общении с Ним. Так как все происходило недалеко от пустыни, где проповедовал Иоанн Креститель, Иисус, очевидно, жил в нанятом Им доме или, возможно, в одной из комнат постоялого двора. Однако двум ученикам выпала честь провести часть дня и вечер в личном общении с Иисусом. Уходя, они были полностью убеждены, что нашли настоящего Мессию. В течение дня ученики встретились со Христом, познакомились с Ним и уже начали слушать Его учение. Итак, Андрей и Иоанн стали первыми учениками Иисуса.

Обратите внимание, что Андрей сделал первым делом: «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Иоан. 1:41–42). Новость была слишком радостной, и Андрей не мог не рассказать о ней. Поэтому он нашел того, кого больше всех любил, кого больше всего хотел познакомить с Иисусом, – и привел его ко Христу.

Как мы уже узнали из предыдущей главы, после первой встречи с Господом Петр и Андрей возвратились в Капернаум и продолжали ловить рыбу Немного позже (возможно, спустя несколько месяцев), Иисус пришел в Галилею и призвал их на служение. К тому времени Иисус начал свое служение в Иерусалиме и окрестностях, где очистил Храм и возбудил враждебность религиозных начальников. Затем возвратился в Галилею, чтобы проповедовать и исцелять, и пришел в Капернаум. Там Он вновь встретился с четырьмя братьями-рыбаками.

В 4-й главе Евангелия от Матфея записано это событие:

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним» (ст. 18–22).

Именно тогда ученики оставили ловлю рыбы на длительный период и посвятили все время ученичеству.

Параллельно это же событие записано в Евангелии от Луки (5:1-11). Однако в том отрывке имя Андрея не упоминается. Мы знаем, что Андрей находился вместе с остальными и также был призван. В Евангелии от Матфея ясно говорится об этом. Тем не менее Андрей до такой степени оставался «в тени», что Лука даже не называет его имени. Снова мы видим, что Андрей слишком редко выходил на передний план. Он оставался в отдалении. Несомненно, апостол входил в эту группу и, должно быть, так же радостно последовал за Христом, как и остальные. Однако действовал спокойно и незаметно.

Всю свою жизнь Андрей прожил в тени Петра и, очевидно, полностью принял такое положение вещей. Именно это отношение помогло ему стать столь полезным. Готовность и желание быть на «второстепенных ролях» зачастую помогали Андрею распознавать и видеть то, что с трудом вмещало сознание других учеников. Поэтому, как только апостол Андрей выходит на «передний план», сразу же выделяется его сверхъестественная способность понять ценность в малом и незначительном.

Он видел ценность в каждом человеке

Когда дело касалось людей, Андрей хорошо понимал и ценил каждого человека. Он известен тем, что приводил к Иисусу отдельных людей, не толпы. Почти каждый раз, когда о нем идет речь в Евангелии, мы узнаем о том, что он привел кого-то к Иисусу.

Не забывайте, что, распознав Христа, Андрей первым делом привел к нему Петра. Это событие задает общий тон стилю служения апостола. Например, когда Христос насытил пять тысяч мужей, именно Андрей привел к Нему мальчика с пятью хлебами и двумя рыбками. Остальные апостолы растерялись, они не знали, где найти достаточно еды для такого множества людей. Именно Андрей привел мальчика к Иисусу и сказал: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки» (Иоан. 6:9).

В 12-й главе (ст. 20–22) Иоанн рассказывает об эллинах, которые нашли Филиппа и выразили желание увидеть Иисуса. Возможно, то были язычники, которые слышали об Иисусе и желали встретиться с Ним. В Евангелии от Иоанна (12:21) говорится, что эллины «…подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса».

Примечательно, что эллины подошли к Филиппу, Филипп же отвел их к Андрею, который и представил их Наставнику. Почему же Филипп сам не привел эллинов к Иисусу? Возможно, он был робок по природе, а может, и недостаточно был уверен в своих взаимоотношениях со Христом. Вероятно, Филипп разволновался и смутился, не зная, как же правильно поступить в такой ситуации. Либо, может быть, Филипп не был уверен, захочет ли Иисус видеть эллинов. В любом случае он знал, что Андрей умел знакомить людей со Христом.

Андрей не приходил в смятение, если кто-то хотел видеть Иисуса. Он просто приводил таких людей к Христу. Апостол понимал, что Иисус захочет встретиться со всеми, кто желает познакомиться с Ним (ср. Иоан. 6:37).

Вполне очевидно, что, приводя людей к Иисусу, Андрей не волновался и чувствовал себя вполне спокойно, ведь так он поступал довольно часто. Несомненно, он хорошо знал Христа и чувствовал себя вполне уверенно, приводя к Нему людей. В 1-й главе Евангелия от Иоанна мы читаем о том, как он привел ко Христу Петра, став первым миссионером в своей стране. Теперь же мы узнаем о том, что апостол привел эллинов ко Христу, став тем самым первым миссионером, потрудившимся для другой страны.

В течение всех лет служения я заметил, что наиболее эффективным и важным видом благовестил остается индивидуальное благовестие, благовестие на личном уровне. Большинство людей приходят ко Христу не потому, что сразу же откликаются на проповедь, услышанную в большом зале. Они приходят к Иисусу в результате влияния, оказанного конкретным человеком.

Церковь, в которой я служу пастором, стремится поощрять благовестие. И люди постоянно приходят к Иисусу. Почти каждое воскресенье на вечерних богослужениях мы преподаем крещение нескольким уверовавшим. Перед крещением каждый из них делится свидетельством. В подавляющем большинстве случаев люди рассказывают, что пришли ко Христу, услышав свидетельство сотрудника, соседа, родственника или друга. Время от времени мы слышим и о том, что люди откликаются непосредственно на проповедь, услышанную в церкви или по радио. Но даже и в этих случаях играет роль влияние отдельного человека, который поощрил своего друга или знакомого послушать радиопередачу или же привел его в церковь. Нет сомнений в том, что индивидуальное благовестие наиболее эффективное.

И Андрей, и Петр обладали сердцами благовестников, однако их методы совершенно отличались друг от друга. Петр проповедовал в день Пятидесятницы, тогда три тысячи людей пришли в церковь. В Писании нигде не говорится, что Андрей проповедовал множеству народа. Тем не менее не забывайте, что именно он привел Петра ко Христу. Таким был суверенный промысел Бога: Андрей привел ко Христу своего брата, и такое действие повлекло за собой обращение человека, который позже проповедовал в день Пятидесятницы. В конечном счете плод служения Петра также является и плодом верного, индивидуального свидетельства Андрея.

Зачастую Бог действует именно так. Не многие слышали об Эдварде Кимбалле. Его имя сложно обнаружить в анналах истории христианства; ему уготовано место на страницах с примечаниями. Но именно он был тем учителем воскресной школы, который привел Д.Л. Муди ко Христу. Однажды он посетил обувной магазин в Бостоне, где работал девятнадцатилетний Муди. Учитель нашел его на складе и там рассказал о Христе.

Кимбалл являл собой полную противоположность смелым благовестникам. Он был робким и мягким человеком. Идя в магазин, учитель боялся, трепетал и не был уверен, хватит ли у него смелости донести Евангелие молодому человеку. В то время Муди был необразованным и, очевидно, невежественным человеком, но сама мысль о том, как ему рассказать о Христе, вызывала в Кимбалле дрожь. В течение многих лет Эдвард Кимбалл помнил о том памятном событии. Муди стал посещать занятия воскресной школы. Было ясно, что он совершенно ничего не знал о Библии. Вот что рассказывал Кимбалл:

«Я решил поговорить с Муди о Христе и о его душе. Я отправился в город, в обувной магазин Холтона. Будучи уже почти на пороге, я стал сомневаться, стоит ли идти сейчас, во время рабочего дня. Затем я подумал, что цель моего прихода может смутить юношу, а после моего ухода другие служащие могли спросить, кто я, а узнав все, начать подтрунивать над Муди. Размышляя над всем этим, я прошел мимо магазина, даже не заметив его. Но пройдя мимо двери, я принял твердое решение незамедлительно войти и сделать то, зачем я пришел».[19]

Кимбалл нашел Муди в складском помещении: он упаковывал обувь и складывал на полки. Учитель вспоминает, что говорил, немного заикаясь. Позже он сказал: «Не могу вспомнить, что я действительно говорил… Что-то о Христе, о Его любви… И все». Кимбалл признался, что слова его прозвучали довольно слабо.[20] Но Муди сразу же отдал свое сердце Христу.

Конечно же, Господь могущественно использовал Д.Л. Муди в служении благовестия как в Америке, так и в Англии. Причем служение основательно повлияло на обе страны и охватило большую часть второй половины девятнадцатого века. Десятки тысяч людей свидетельствовали, что пришли ко Христу через служение Муди. Среди тех, кого Муди привел ко Христу, были Ч. Стадд, великий миссионер-первопроходец, и Вильбур Чапмэн, ставший известным благовестником. Впоследствии Муди основал Библейский институт Муди, где на протяжении целого столетия проходили обучение, а затем разъезжались на служение в разные страны мира тысячи миссионеров, благовестников и других христианских тружеников. И все это началось, когда один человек верно выполнил свою миссию, познакомив другого человека со Христом.

Кажется, именно таким образом трудился Андрей – с отдельными людьми, один на один. Большинство пастырей желали бы, чтобы в их церквах было больше людей с таким складом ума, как у апостола Андрея. Слишком много христиан считают, что на них не возложена обязанность благовествовать, потому что они не могут выступать перед аудиторией и не обладают чертами руководителя. Лишь немногие, подобно Андрею, понимают, насколько важно подружиться хотя бы с одним человеком и привести его или ее ко Христу.

Он видел ценность малых даров

Некоторые люди яснее видят всю картину только благодаря тому, что ценят незначительные детали, малое. Андрей относится как раз к таким людям. Это ясно просматривается в эпизоде о насыщении пяти тысяч, описанном Иоанном.

Желая побыть наедине со Своими учениками, Иисус поднялся на гору. И как часто бывало, когда Он хотел на время прервать Свое служение, шумные толпы народа находили Его. Так произошло и незадолго до Пасхи, самого важного праздника в иудейском календаре, а значит – ровно за год до распятия Христа.

Неожиданно Иисус и ученики увидели, что к ним приближается огромная толпа. Каким-то образом люди узнали, где находился Иисус. Приближалось время трапезы, и раздача хлеба станет наглядным предметным уроком, который Иисус преподаст народу. Итак, Божий Сын ясно объяснил, что желает накормить людей. Он спросил у Филиппа, где они могли бы купить хлеба. Чтобы подчеркнуть суверенную власть Христа в любых обстоятельствах, Иоанн добавляет своего рода примечание редактора: «Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать» (Иоан. 6:6).

Филипп быстро произвел подсчеты – у них было только двести динариев. Один динарий служил дневной платой обычному наемному рабочему, поэтому двести динариев составляли плату примерно за восемь месяцев. Сумма значительная. Но людей было много, не хватило бы и двухсот динариев, чтобы купить достаточно пищи для всех. Он и другие ученики просто растерялись, они не знали, что делать. Описывая те события, Матфей передает слова учеников: «…место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи» (Матф. 14:15).

Однако Иисус ответил им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть» (Матф. 14:16). Такие слова, должно быть, поразили учеников. Казалось, требование Иисуса необоснованно.

В тот момент заговорил Андрей: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки» (Иоан. 6:9). Конечно, и Андрей знал, что пяти ячменных хлебов и двух рыбок недостаточно для пяти тысяч человек; тем не менее он все равно привел мальчика к Иисусу. Божий Сын повелел ученикам накормить народ, а Андрей знал, что Иисус не даст такое повеление, которое они не смогут выполнить. Поэтому он сделал все, что мог. Он узнал, где есть пища, и сообщил об этом Иисусу. Каким-то образом апостол смог понять, что в руках Иисуса не может считаться малым ни один дар.

Иоанн продолжает повествование:

«Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели» (Иоан. 6:10–13).

Какой удивительный урок! То, что Христос с помощью малого достиг так много, свидетельствует о Его силе. В Его руках не бывает незначительных или малых даров.

Сам Господь объяснил тот же урок своим ученикам (Лук. 21:1–4): «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела».

Иными словами, бедняк, отдающий все, что имеет, жертвует намного больше, чем богач, отдающий больше от избытка. Объем (размеры) дара не могут ни способствовать, ни препятствовать Богу использовать данный дар. Ценность же дара измеряется жертвенной верностью подателя, а не объемом или размером дара.

Человеческому разуму сложно понять эту истину. Однако Андрей, казалось, как-то интуитивно понимал, что не потратит время Иисуса напрасно, принеся Ему столь скудный дар. В расчет принимается не величина дара, а величие Бога, Которому отдается дар. Таким образом, Андрей все подготовил для предстоящего чуда.

Конечно, чтобы накормить множество народа, Иисусу даже не нужен был обед мальчика. Он с такой же легкостью мог создать пищу из ничего. Тем не менее то, как Божий Сын накормил пять тысяч мужей, ясно показывает, как обычно трудится Бог. Он принимает жертвенные и зачастую малые дары людей, жертвующих усердно, и умножает их, совершая нечто грандиозное.

Он понимал ценность незаметного служения

Некоторые люди не попадают в центр внимания, пока не наделают много шума. Такой склонностью отмечены Иоанн и Иаков. Таким был и Петр. Но никак не Андрей. Среди участников громких споров его имя не упоминается. Андрей больше заботился о том, чтобы приводить людей к Иисусу, а не о том, кто получит награду или будет руководить. Он не сильно стремился к почестям. И говорит он только тогда, когда приводит кого-то к Иисусу.

Андрей служит настоящим воплощением образа тех, кто трудится тихо и незаметно, «не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души…» (Ефес. 6:6). Апостол не был «впечатляющим столпом», как Петр, Иаков и Иоанн. Он был лишь смиренным «камнем». Андрей – тот редчайший человек, который обладает желанием играть второстепенные роли и служить поддержкой другим. Он не возражал против того, чтобы оставаться в тени, если, конечно, служение выполняется.

Было бы хорошо, если бы и сегодня многие христиане усвоили этот урок. Писание предостерегает нас, чтобы мы не стремились к высоким должностям, а также говорит о том, что к учителям будет применен более строгий суд: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению…» (Иак. 3:1).

Иисус учил Своих учеников: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Марк. 9:35). Лидер с сердцем служителя должен быть особым человеком. Таким был Андрей.

Насколько мы знаем, Андрей никогда не проповедовал перед массами народа и не основывал церкви. Апостол также не писал посланий. Его имя не упоминается в книге Деяний или посланиях. Апостол Андрей, показанный на страницах Писания, скорее похож на силуэт, чем на портрет.

Более того, в Библии не записано, что произошло с Андреем после дня Пятидесятницы. Какую бы роль апостол ни играл в истории ранней церкви, он остался «за кулисами». Предания говорят, что он понес Евангелие на север. Евсевий, древний церковный историк, пишет, что Андрей дошел до Скифии. (Именно поэтому Андрей является покровителем России, а также Шотландии). Апостола распяли в Ахаии, на севере Греции, недалеко от Афин. В одном из преданий говорится, что Андрей привел к Христу жену одного римского правителя, что вызвало страшный гнев мужа. Правитель требовал, чтобы жена открыто отреклась от Иисуса Христа. В конце концов, он приказал распять Андрея.

По приказу правителя воины должны были не прибить, а привязать апостола к кресту, чтобы продлить страдания. (Говорят, что апостола распяли на кресте по форме буквы «X»). По преданию, Андрей висел на кресте два дня, умоляя прохожих прийти ко Христу за спасением. Трудившись всю жизнь в тени своего известного брата и служа Господу, апостол встретился с судьбой, подобной их судьбам, но остался верным Богу до конца, до последнего вздоха стараясь приводить людей к Христу.

Остался ли он в безвестности? Конечно же нет! Ему выпала великая честь. Он первый услышал о том, что Иисус – Агнец Божий. Он первый последовал за Христом. Он вошел в тесный, внутренний круг близких товарищей Христа. Его имя выгравировано на основании вечного города, Нового Иерусалима, наряду с именами других апостолов. А лучше всего то, что апостолу выпала честь всю жизнь заниматься самым любимым делом: приводить отдельных людей к Господу.

Благодарите Бога за таких людей, как Андрей. Это тихие люди, которые верно, хотя и незаметно, трудятся для Господа, отдавая ему малые, но жертвенные дары, и очень многого достигают во славу Господа. Их не часто признают, но они и не ищут признания. Они лишь желают услышать от Господа: «Хорошо, добрый и верный раб».

В наследие апостол Андрей оставил нам пример, доказывающий, что зачастую для эффективного служения необходимо малое: отдельные люди, скромные дары и незаметное служение. Бог с огромной радостью использует все это, ведь Он «избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1-е Кор. 1:27–29).