Вопрос 84. О внешних актах религии [и в первую очередь] о телесном служении [а именно] о поклонении

Соблюдая должную последовательность, мы переходим к рассмотрению внешних актов «latria». [Мы исследуем] во-первых, поклонение, посредством которого мы для почитания Бога используем свое тело; во-вторых, те акты, посредством которых Богу предлагается та или иная внешняя вещь; в-третьих, те акты, посредством которых принимается нечто из того, что принадлежит Богу.

Под первым заглавием наличествует три пункта: 1) является ли поклонение актом Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.; 2) каким актом является поклонение, внутренним или внешним; 3) необходимо ли для поклонения определенное место.

Раздел 1. Является ли поклонение актом «latria», или религии?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что поклонение не является актом «latria», или религии. В самом деле, религиозное поклонение приличествует одному только Богу. Но поклоняются не одному только Богу; так, мы читаем [в Писании], что Авраам поклонился ангелам (Быт. 18:2); и еще, что пророк Нафан, войдя к царю Давиду «поклонился царю лицом до земли» (3 Цар. 1:23). Следовательно, поклонение не является актом религии.

Возражение 2. Далее, как говорит Августин, религиозное служение приличествует Богу как объекту блаженства-, тогда как поклонение приличествует Ему по причине Его величия; так, глосса на слова [Писания]: «Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его» (Пс. 28:2), говорит: «Чрез эти святилища мы приходим в святилище, в котором поклоняемся Его величию». Следовательно, поклонение не является актом «latria».

Возражение 3. Далее, одной и той же религии надлежит почитать три Лица. Но мы не поклоняемся трем Лицам посредством одного поклонения, поскольку преклоняем колени при каждом обращении к Ним по отдельности. Следовательно, поклонение не является актом «latria».

Этому противоречат слова, процитированные Матфеем: «Господу, Богу твоему, поклоняйся и Ему одному служи!» (Мф. 4:10).

Отвечаю: поклонение определено к почитанию того, кому поклоняются. Но из того, что было сказано нами ранее (81, 2), очевидно, что религии надлежит воздавать должные почести Богу. Следовательно, поклонение, посредством которого мы поклоняемся Богу, является актом религии.

Ответ на возражение 1. Почитание приличествует Богу по причине Его превосходства, которое сообщается некоторым тварям не в одинаковой степени, а согласно определенной соразмерности. Поэтому почитание, которым мы почитаем Бога и которое принадлежит «latria», отличается от почитания, которым мы почитаем некоторые превосходящие нас существа и которое принадлежит «dulia»-, о чем речь у нас впереди (103). И коль скоро [определенные] внешние действия указывают на внутреннее почитание, то некоторые из таких свидетельствующих о почитании внешних знаков предлагаются превосходящим нас существам, и главным из них является поклонение. Однако все же есть одна вещь, которая может быть предложена одному только Богу, и таковой является жертва. Поэтому Августин говорит: «Многое из божественного культа употребляется для выражения почтения к людям или в силу крайней уничиженности, или ради пагубной лести, но так, однако же, что те, к кому все это относится, продолжают считаться людьми, хотя и достойными почитания и благоговейного уважения или даже, если им приписывается слишком уж многое, и обоготворения. Но приходил ли кто-нибудь к мысли, что жертвы должны приноситься кому-либо, кроме того, кого он или знал, или считал, или мыслил богом?»-.

Таким образом, поклонение Нафана царю Давиду было почитанием превосходящего его существа, в то время как отказ Мардохея поклоняться Аману из опасения «воздать славы человеку выше славы Божией» (Эсф. 4:17) было поклонением Богу. И точно так же поклонение Авраама ангелам было почитанием превосходящих его существ, равно как и поклонение Иисуса [На-вина] (Нав. 5:14), хотя это их поклонение может быть понято и как религиозное поклонение Богу, Который явился им и говорил в облике ангела. Почитанием Бога было также и то, что Иоанну запретили поклониться ангелу (Откр. 22:8, 9), причем как потому, что этим ему

указывалось на то [высокое] достоинство, которое он обрел через посредство Христа, благодаря чему человек стал равен ангелу, в связи с чем в том же месте сказано: «Я — со-служитель тебе и братьям твоим», так и потому, чтобы этим исключить возможность какого-либо идолопоклонства, по каковой причине далее читаем: «Богу поклонись».

Ответ на возражение 2. Любое божественное превосходство подразумевает Его величие, благодаря которому мы можем обрести блаженство в Нем как в наивысшем благе.

Ответ на возражение 3. Коль скоро превосходство трех божественных Лиц «едино суть», то Им приличествует одна слава и почитание и, следовательно, одно поклонение. Это показано нам в том месте [Писания], где сказано, что Аврааму явились трое, а он обратился к ним как к одному со словами: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими…» и т. д. (Быт. 18:2, 3). Что же кается тройного коленопреклонения, то оно является указанием на троицу Лиц, а не на различие поклонений.