Вопрос 85. О служении дарами [и в первую очередь] о жертве

Сохраняя должную последовательность, мы переходим к исследованию тех актов, посредством которых Богу предлагаются внешние вещи. Это обусловливает двоякое рассмотрение: во-первых, вещей, которые верные предлагают Богу; во-вторых, обетов, посредством которых Ему что-либо обещают.

Под первым заглавием будут рассмотрены жертвы, жертвоприношения, начатки и десятины. В отношении жертв наличествует четыре пункта: 1) происходит ли предложение Богу жертвы согласно естественному закону; 2) должно ли предлагать жертву одному только Богу; 3) является ли предложение жертвы особым актом добродетели; 4) все ли обязаны предлагать жертву.

Раздел 1. Происходит ли предложение Богу жертвы согласно естественному закону?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что предложение жертвы Богу не связано с естественным законом. В самом деле, все, что связано с естественным законом, общо всем людям. Однако с жертвами дело обстоит иначе; так, мы читаем, например, о Мелхиседеке, что он предложил в жертву хлеб и вино (Быт. 14:18), а ещё о некоторых животных, которых предлагали другие, и об иных [жертвах], которые предлагали ещё некоторые. Следовательно, предложение жертвы не происходит согласно естественному закону.

Возражение 2. Далее, то, что происходит согласно естественному закону, соблюдается всеми праведными люди. Однако нигде не сказано ни о том, что предлагал жертву Исаак, ни о том, чтобы так поступал Адам, о котором сказано, что мудрость «спасала его от собственного его падения» (Прем. 10:1). Следовательно, предложение жертвы не происходит согласно естественному закону.

Возражение 3. Далее, Августин утверждает, что предлагаемые жертвы являются знаками

дао тт  ч,         лап

чего-то иного?Ш2. Но, согласно ему же, главнейшими из знаков являются слова =аи, которые, как говорит Философ, «имеют значение не от природы, а в силу соглашения»-. Следовательно, жертвы не связаны с естественным законом.

Этому противоречит следующее: предложение жертв имело место всегда и у всех народов. Но то, что соблюдается всеми, является, похоже, естественным. Следовательно, предложение жертвы происходит согласно естественному закону.

Отвечаю: естественный разум говорит человеку о том, что он является субъектом некоего высшего существа, поскольку он находит в себе множество изъянов, из-за которых нуждается в помощи и руководстве со стороны кого-то, кто выше него. И кем бы ни было это высшее существо, оно известно всем под именем «Бог». Затем, коль скоро в естественном [порядке] вещей низшее по природе подчинено высшему, естественный разум, следуя естественной склонности человека, предписывает ему выявлять покорность и оказывать почести тому, кто выше него, [и делать это] сообразно своему модусу. Но приличествующим человеку модусом является то, что для обозначения чего-либо он должен использовать чувственные знаки, поскольку он черпает свое познание из чувственности. Поэтому естественный разум предписывает человеку использовать некоторые чувственные [вещи] для того, чтобы предлагать их Богу в качестве знаков покорности и оказания приличествующей Ему почести, что подобно тому, как некоторые совершают приношения своему господину, означая этим его власть. Но именно это мы и имеем в виду, когда говорим о жертве. Следовательно, предложение жертвы происходит согласно естественному закону.

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано 95, 2), некоторые вещи по роду принадлежат естественному закону, в то время как их определения принадлежат позитивному праву; так, согласно закону природы злодей должен понести наказание, а вот то, как именно он должен быть наказан, определяется Богом или человеком. И точно так же предложение жертвы по роду принадлежит естественному закону и, следовательно, в этом согласны все, тогда как определение жертвы устанавливается Богом или человеком, и в этом кроется причина их различий.

Ответ на возражение 2. Адам, Исаак и другие праведники предлагали Богу жертву тем способом, который приличествовал тому времени, в котором они жили, и именно это имеет в виду Григорий, когда говорит, что в былые времена первородный грех отпускался посредством

предложения жертв-. При этом Священное Писание упоминает не обо всех жертвах праведников, но только о тех, которые связаны с ними каким-либо особым образом. Причиной, по которой нам ничего не сказано о предлагаемой Адамом жертве, возможно, является то, что коль скоро с ним связано происхождение греха, с ним не следовало символически связывать и происхождение освящения. Исаак же, будучи сам предложен в качестве жертвы, прообразовывал этим Христа, и потому не было никакой необходимости в том, чтобы о нем говорилось как о предлагающем жертву.

Ответ на возражение 3. Для человека естественно выражать свои идеи посредством знаков, но определение этих знаков оставлено на усмотрение человека.