Библиотека soteria.ru
Большой трактат о главных добродетелях-1
Фома Аквинский
Дата публикации: 27.01.17 Просмотров: 21043 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 2. Должно ли предлагать жертву одному только Богу?
Со вторым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что жертву нельзя предлагать одному только всевышнему Богу. В самом деле, коль скоро жертву должно предлагать Богу, то похоже на то, что её должно предлагать и всем тем, кто причастен Божеству. Но святые, согласно сказанному [апостолом], «соделались причастниками Божеского естества» (2 Петр. 1:4), в связи с чем написано: «Я сказал: «Вы — боги»» (Пс. 81:6), а ещё «сынами Божиими» наречены ангелы (Иов. 1:6). Следовательно, жертву надлежит предлагать им всем.
Возражение 2. Далее, чем значительнее лицо, тем больших оно достойно почестей. Но ангелы и святые гораздо значительней, чем любые земные князья, и все же подданные последних воздают им большие почести, падая пред ними ниц и преподнося им дары, что подобно предложению животных или каких-либо иных вещей в жертву. Следовательно, ангелам и святым тем более можно предлагать жертву.
Возражение 3. Далее, храмы и алтари возводятся для предложения жертв. Однако храмы и алтари возводятся и в честь ангелов и святых. Следовательно, им тоже можно предлагать жертвы.
Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Приносящий жертву «богам», кроме одного Господа, да будет истреблен!» (Исх. 22:20).
Отвечаю: как уже было сказано (1), жертва предлагается для обозначения чего-то еще. Затем, предлагаемая внешне жертва обозначает внутреннюю духовную жертву, посредством которой душа предоставляет себя Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Жертва Богу — дух сокрушенный» (Дс. 50:19), поскольку, как было показано выше (81, 7; 84, 2), внешние акты религии определены к внутренним актам. Опять-таки, душа предлагает себя в жертву Богу как началу её сотворения и цели её блаженства, поскольку согласно истинной вере (и это было доказано нами выше) один только Бог является Творцом наших душ (I, 90, 3; 118, 2) и только с Ним одним связано их счастье (II-I, 1, 8; 2, 8; 3, 1, 7, 8). Поэтому как одному только Богу мы должны предлагать духовную жертву, точно так же только Ему одному мы должны предлагать и все внешние жертвы (ведь, по словам Августина, «молясь и славословя, мы обращаемся со словами к Тому, Кому приносим свои сердечные чувства, обозначаемые этими словами» -). Кроме того, мы видим, что в любой стране люди имеют обыкновение демонстрировать своему суверену некоторые особые знаки почтения, а если они демонстрируют их кому-то другому, то это считается государственной изменой. Поэтому божественный Закон предусматривает наказание смертью тому, кто оказывает божественные почести кому-либо помимо Бога.
Ответ на возражение 1. Божественность усваивается некоторым не так, как Богу, а по причастности, и потому им нельзя оказывать почести наравне [с Богом].
Ответ на возражение 2. Предложенная жертва измеряется не ценностью убитого животного, а тем, что она означает, а именно то, что она принесена в честь наивысшего Правителя всей вселенной. Поэтому, по словам Августина, «демоны находят удовольствие не в трупном смраде, а в божеских почестях»-.
Ответ на возражение 3. Как говорит Августин, «мы не воздвигаем храмов мученикам и не устанавливаем им жертвоприношений, поскольку не их самих, а их Бога считаем своим Богом. Поэтому священник не говорит: «Тебе, Петр или Павел, приношу жертву». Но мы благодарим Бога за их победу и побуждаем самих себя к подражанию им»-.