Раздел 3. Должно ли приносить десятины духовенству?

С третьим, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что не должно приносить десятины духовенству. В самом деле, Ветхий Завет определил десятины левитам постольку, поскольку те не получили удела в своем народе (Чис. 18:23, 24). Но духовенство Нового Завета обладает уделом, причем не только церковным, но иногда и родовым. Кроме того, им приносят начатки и жертвоприношения как за живых, так и за умерших. Следовательно, им не должно приносить десятины.

Возражение 2. Далее, подчас случается так, что человек проживает в пределах одного прихода, а его хозяйство расположено в пределах другого; или пастух может часть времени выпасать свое стадо в пределах одного прихода, а часть времени — в пределах другого; или его овчарня может быть расположена в пределах одного прихода, а выпас — в пределах другого. Но во всех этих и подобных им случаях, похоже, невозможно решить, какому именно духовенству надлежит приносить десятины. Следовательно, похоже на то, что духовенству не должно приносить какие-либо установленные десятины.

Возражение 3. Далее, в некоторых странах существует обычай нанимать солдат за счет церковной десятины, да и некоторым монахам дано право получать десятины. Следовательно, десятины, пожалуй, приличествуют не только тому духовенству, которое попечительствует о душах.

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Сынам Левия, вот, Я дал в удел десятину из всего, что у Израиля, за службу их — за то, что отправляют службы в скинии собрания» (Чис. 18:21). Но духовенство является преемником сынов Левия в Новом Завете. Следовательно, десятины должно приносить одному только духовенству.

Отвечаю: в отношении десятин должно рассматривать две вещи, а именно право получать десятины и то, что дается под именем десятин. Право получать десятины [по своей сути] духовно, поскольку оно возникает из долженствования, согласно которому служители алтаря должны обеспечиваться всем необходимым для их служения и материальное приличествует тому кто сеет духовное. Это долженствование касается исключительно попечительствующего о душах духовенства, и потому только оно одно полномочно обладать этим правом.

С другой стороны, то, что дается под именем десятин, [по своей сути] материально, и потому им может пользоваться кто угодно, по каковой причине оно и попадает в руки мирян.

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано (1), Старым Законом были предусмотрены особые десятины, которые предназначались для оказания помощи бедным. А в Новом Законе десятины приносятся духовенству, однако не только для удовлетворения их собственных нужд, но также и для того, чтобы духовенство могло использовать их для помощи бедным. Поэтому они не являются излишними — ведь и церковная собственность, и жертвоприношения, и начатки, равно как и десятины используются в одних и тех же целях.

Ответ на возражение 2. Персональные десятины надлежит приносить церкви того прихода, в пределах которого человек живет, в то время как земельные десятины представляется более разумным приносить церкви того прихода, в пределах которого расположена земля. Впрочем, закон предписывает в таких вопросах следовать сложившемуся обычаю. Пастух, который в разное время выпасает свое стадо в пределах двух приходов, должен приносить пропорциональные [времени выпаса] десятины в обе церкви. Наконец, коль скоро приплод возникает на пастбище, то десятины от стада принадлежат скорее церкви того прихода, в пределах которого расположено пастбище, чем церкви того прихода, на землях которого

расположен загон.

Ответ на возражение 3. Подобно тому, как Церковь может предоставить мирянину нечто под именем десятины, точно так же она может позволить ему получать приносимые десятины, хотя при этом само право получения сохраняется за служителями Церкви. Причину этого надлежит усматривать либо со стороны потребности Церкви, как когда десятины отдаются Церковью солдатам в качестве платы за службу, либо с точки зрения вспомоществования бедным, как когда некоторые десятины предоставляются в виде милостыни верующим мирянам или тем служителям, которые не попечительствуют о душах. Иные же из монахов вправе получать десятины постольку, поскольку они попечительствуют о душах.