Вопрос 90. Об употреблении имени Бога при заклинании

Теперь мы должны исследовать употребление имени Бога при заклинании, под каковым заглавием наличествует три пункта: 1) законно ли заклинать человека; 2) законно ли заклинать демонов; 3) законно ли заклинать неразумные твари.

Раздел 1. Законно ли заклинать человека?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что человека заклинать незаконно. Так, Ориген говорит: «По моему разумению тот, кто желает жить по Евангелию, не должен заклинать человека. Ведь коль скоро по евангельскому наказу Христову не должно клясться, то понятно, что не должно и заклинать. Из этого очевидно, что первосвященник незаконно заклинал Иисуса Богом живым».

Возражение 2. Далее, кто бы ни заклинал человека, он этим его некоторым образом понуждает. Но незаконно понуждать человека против его воли. Следовательно, похоже, что и заклинать человека незаконно.

Возражение 3. Далее, заклинать означает побуждать человека к клятве. Но только вышестоящий может побуждать человека к клятве, поскольку именно вышестоящий может требовать принесение присяги от того, кто ему подчинен. Следовательно, подчиненные не могут заклинать начальствующих.

Этому противоречит следующее: молясь Богу, мы заклинаем Его чем-то святым, и апостол умолял верных «милосердием Божиим» (Рим. 12:1), что, похоже, было своего рода заклинанием. Следовательно, заклинать законно.

Отвечаю: дающий клятву обязательства человек, клянясь своим благоговением пред именем Божиим, которое он призывает для подтверждения своего обещания, берет на себя обязательство делать обещанное, и этим неизменно определяет себя к этому деланию. Но подобно тому, как человек может определять к деланию чего-либо самого себя, точно так же он может определять к этому и других, прося начальствующих или предписывая своим подчиненным, о чем уже было сказано (83, 1). Когда же какое-либо из таких определений подтверждается чем-то божественным, то речь идет о заклинании. Впрочем, тут нужно проводить различение, поскольку человек является хозяином собственных действий, но не действий других, и потому он может, призвав имя Божие, взять обязательства на себя, в то время как возложить подобные обязательства на других он может только в тех случаях, когда речь идет о его подчиненных, которых он может принудить на основании принесенной ими присяги.

Поэтому если человек, употребляя имя Божие или какого-либо святого, желает посредством этого заклясть кого-либо из тех, кто не является его субъектом, обязав его делать что-либо так, как если бы тот в этом поклялся сам, то такое заклинание незаконно, поскольку здесь налицо усвоение человеком себе той власти, которой у него нет. А вот начальствующие в случае необходимости могут посредством такого заклинания обязывать своих подчиненных.

Однако если он просто желает, чтобы кто-то другой сделал для него что-то из благоговения перед божественным именем или чем-то святым, но при этом он не возлагает на того никаких обязательств, то использование такого рода заклинания законно в отношении кого бы то ни было.

Ответ на возражение 1. Ориген говорит о том заклинании, посредством которого человек желает возложить на другого обязательство так, как если бы тот сам клятвенно взял его на себя, и именно так первосвященник позволил себе заклинать Господа нашего Иисуса Христа.

Ответ на возражение 2. Этот аргумент относится к тому заклинанию, которое налагает обязательство.

Ответ на возражение 3. Заклинать означает не то, что мы побуждаем человека к клятве, а то, что в напоминающих клятву выражениях побуждаем его к тому или иному деланию.

Кроме того, одно дело заклинать Бога и совсем другое — человека, поскольку человека мы заклинаем затем, чтобы изменить его волю, взывая к его благоговению перед святыней, в то

время как мы никак не можем повлиять на намерения Бога, воля Которого неизменна. И если по извечной воле Божией мы получаем от Него нечто, то так происходит не по нашим заслугам, а по Его благости.