Библиотека soteria.ru
Большой трактат о главных добродетелях-1
Фома Аквинский
Дата публикации: 27.01.17 Просмотров: 21043 Все тексты автора Фома Аквинский
Раздел 2. Существует ли несколько видов суеверия?
Со вторым, дело обстоит следующим образом.
Возражение 1. Кажется, что нескольких видов суеверия не существует. Так, согласно Философу, «если у одной противоположности несколько видов, то столько же их и у другой»-. Но религия, которой противоположно суеверие, не содержит в себе нескольких видов и все её акты относятся к одному и тому же виду. Следовательно, не содержит в себе нескольких видов и суеверие.
Возражение 2. Далее, противоположности относятся к одной и той же вещи. Но религия, которой противоположно суеверие, относится к тем вещам, посредством которых мы направляемся к Богу, о чем уже было сказано (81, 1). Следовательно, противоположное религии суеверие не разделяется на виды тем, что предсказываются человеческие события или соблюдаются некоторые человеческие действия.
Возражение 3. Далее, глосса на слова [Писания]: «Это имеет только вид мудрости в суеверии» (Кол. 2:23) разъясняет: «То есть в лицемерной религии». Следовательно, лицемерие является видом суеверия.
Этому противоречит следующее: Августин приводит несколько видов суеверия-.
Отвечаю: как было разъяснено выше (1), противные религии грехи состоят в отклонении от среднего добродетели в отношении некоторых обстоятельств. В самом деле, нами уже было сказано (II-I, 72, 9) о том, что не всякое разнообразие испорченных обстоятельств порождает различные виды греха, но — только то, которое связано с различными объектами, определенными к различным целям, поскольку, как мы не раз говорили (II-I, 1, 3; 18, 2), виды моральных актов устанавливаются сообразно их целям.
Таким образом, виды суеверия различаются, во-первых, со стороны модуса и, во-вторых, со стороны объекта. Действительно, божественное поклонение можно воздавать или тому, кому должно, а именно истинному Богу, но делать это с «ненадлежащим модусом», и это — первый вид суеверия, или тому, кому не должно, а именно какой-либо твари, и это — второй вид суеверия, который в свою очередь делится на несколько [под] видов по количеству различных целей божественных поклонений. Итак, целью божественных поклонений является, во-первых, воздание почестей Богу, и в этом отношении первым [под]видом является «идолопоклонство», которое незаконно воздает божественные почести твари. Второй целью религии является та, что человек может научиться у Бога, Которому он поклоняется, и с нею связано суеверное «предсказание», которое обращается за познаниями к демонам, сговариваясь с ними тайно или явно. Третьей целью божественных поклонений является некоторое определение человеческих действий в соответствии с предписаниями объекта этого поклонения, Бога, и с нею связаны некоторые суеверные «соблюдения».
Августин имеет в виду эти три, когда говорит, что «все, что изобретено человеком для сотворения и поклонения идолам, суеверно», и это сказано о первом [под]виде. Далее он продолжает: «Таков же и всякий договор или обращение к демонам за советом, а также общение с ними посредством символов», и эти слова относятся ко второму [под]виду. А несколько ниже он добавляет: «К этому же относятся и все амулеты и им подобное», и это сказано о третьем [под]виде.
Ответ на возражение 1. Как говорит Дионисий, «добро происходит от единой всеобщей причины, зло же — от многих частичных оскудений»-. Поэтому, как уже было сказано (10, 5), одной добродетели может противостоять несколько пороков. Сказанное же Философом
относится к тем противоположностям, которые разнообразны по одной и той же причине.
Ответ на возражение 2. Предсказания и соблюдения некоторых ритуалов являются суеверием постольку, поскольку они связаны с некоторыми действиями демонов, которые обусловливаются наличием с ними сговора.
Ответ на возражение 3. Под лицемерной религией, как разъясняет эта же глосса, понимается «религия с точки зрения человеческих обрядов». Поэтому лицемерная религия есть не что иное, как поклонение Богу с ненадлежащим модусом, как, например, если бы человек во времена благодати пожелал поклоняться Богу по обряду Старого Закона. И именно о понимаемой в этом смысле религии буквально и говорит глосса.