Раздел 4. Является ли предсказание, связанное с призванием демонов, незаконным?

С четвёртым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что предсказание, связанное с призванием демонов, не является незаконным. Ведь Христос не делал ничего незаконного, согласно сказанному [в Писании]: «Он не сделал никакого греха» (1 Петр. 2:22). Но Господь спросил демона: «Как тебе имя?», и тот ответил: «»Легион» имя мне, потому что нас много» (Мк. 5:9). Следовательно, похоже, что спрашивать демонов о тайнах законно.

Возражение 2. Далее, души святых не станут потворствовать спрашивающим незаконно. Но Самуил явился Саулу, когда последний попросил об этом женщину волшебницу, желая узнать о ходе грядущей войны (1 Цар. 28). Следовательно, предсказание, которое связано с обращением к демонам, не является незаконным.

Возражение 3. Далее, узнавать правду, когда она нужна, у тех, кому она известна, представляется законным. Но иногда нужно знать то, что от нас сокрыто и может быть познано через посредство демонов, например, когда речь идет о разоблачении вора. Следовательно, предсказание, связанное с обращением к демонам, не является незаконным.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Не должен находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, …вызывающий духов» (Вт. 18:10,11).

Отвечаю: любое предсказание, связанное с призванием демонов, незаконно, и так это по двум причинам. Первая связана с началом предсказания, каковое суть преднамеренный сговор с демоном, что со всей очевидностью следует из самого факта его призыва. Это совершенно незаконно, и потому о таких людях [в Писании] сказано: «Вы говорите: «Мы заключили союз со смертию, и с преисподнею сделали договор»» (Ис. 28:15). Особенно же тяжким это [преступление] является в тех случаях, когда призванному демону предлагается жертва или оказывается почитание. Вторая причина связана со следствием. В самом деле, демон, который стремится погубить человека, подчас сообщает ему правду затем, чтобы приучить его верить ему и исподволь подвести к тому, что причинит ущерб спасению человечества. Поэтому Афанасий, комментируя слова из [евангелия от Луки]: «Иисус запретил ему, сказав: «Замолчи и выйди из него!»» (Лк. 4:35), говорит: «Хотя демон и признавал истину, Христос положил конец его речи, чтобы не дать тому вместе с истиной сеять и свое зло, а ещё — чтобы научить нас не придавать значения подобным вещам, даже если они по большей части и являются истинными. Да и как это может не быть злом, если мы, имея божественное Священное Писание, обращаемся за знаниями к демонам».

Ответ на возражение 1. Как говорит Беда, комментируя слова из [евангелия от Луки] (Лк. 8:30), «Господь спросил не потому, что не знал, а для того, чтобы та болезнь, от которой страдал больной, сделалась очевидной, вследствие чего власть Исцелителя воссияла для всех наиболее благодатно». Но одно дело спрашивать демона, прибывшего к нам по собственному почину (а ради блага других это бывает даже законным, особенно если понуждать демона сообщать истину именем Господа), и совсем другое — призывать демона, чтобы получить от него знание скрытых от нас вещей.

Ответ на возражение 2. Как говорит Августин, «нет ничего нелепого в вере в то, что дух праведника явился к покаранному царю с божественным осуждением не под влиянием волшебного искусства или силы, а вследствие некоторого таинственного дозволения, о котором не знали ни ведьма, ни Саул. А ещё можно предположить, что покой Самуилова духа вообще потревожен не был, но был представлен некий призрак или ложный образ, результат

дьявольских козней, который в Священном Писании выведен под именем Самуила постольку, поскольку образы вещей принято называть именами самих вещей».

Ответ на возражение 3. Никакая преходящая польза не может сравниться с тем вредом, который причиняется духовному здоровью при призвании демонов ради познания неизвестного.