Раздел 2. Является ли мученичество актом мужества?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что мученичество не является актом мужества. В самом деле, греческое слово [«мученик»] означает «свидетель». Но свидетели свидетельствуют о вере христовой, согласно сказанному в «деяниях»: «вы… Будете мне свидетелями» (деян. 1:8). И максим в своей проповеди говорит: «матерью мучеников является католическая вера, которую эти славные воители скрепляют печатью своей крови». Следовательно, мученичество, пожалуй, является актом не мужества, а веры.

Возражение 2. Далее, заслуживающий похвалу акт в первую очередь принадлежит той добродетели, которая склоняет к тому, о чём свидетельствует этот акт и без чего он не приносит пользы. Но главным побуждением к мученичеству является любовь. Так, максим в своей проповеди говорит: «победа любви христовой явлена в его мучениках». Затем, мученичество как ничто иное свидетельствует о любви, согласно сказанному [в писании]: «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (ин. 15:13). Кроме того, мученичество без любви не приносит пользы, согласно сказанному [в писании]: «если я… Отдам тело моё на сожжение, а любви не имею,- нет мне в том никакой пользы» (1 кор. 13:3). Следовательно, мученичество, пожалуй, является актом не мужества, а любви.

Возражение 3. Далее, августин в свой проповеди, посвященной святому киприану, говорит: «легко почитать мученика, воздавая ему хвалу, куда трудней подражать ему в его вере и долготерпении». Но в добродетельном акте наибольшей хвалы заслуживает добродетель, актом которой он является. Следовательно, мученичество, пожалуй, является актом не мужества, а долготерпения.

Этому противоречат следующие слова киприана: «блаженные мученики, какой хвалой мне воздать вам хвалу? Доблестнейшие из воинов, где мне найти слова, достойные неколебимости вашего мужества?». Но человека хвалят за добродетель, акт которой он исполнил. Следовательно, мученичество является актом мужества.

Отвечаю: как уже было сказано (123), мужеству надлежит утверждать человека в благе добродетели, и главным образом, если он сталкивается с опасностями, особенно же — со смертельными опасностями, и в первую очередь с теми, которые возникают в бою. Но очевидно, что принимающий мученичество человек неколебимо утверждён в благе добродетели, поскольку он сохраняет верность правосудности и вере несмотря на угрожающую ему опасность смерти, неминуемость которой обусловливается его своего рода частной борьбой со своими гонителями. Поэтому киприан в своей проповеди говорит: «целые толпы с изумлением наблюдают неземное сражение и восставших на борьбу слуг христовых, укреплённых силою божества, речи которых бесстрашны, а души — непреклонны». Отсюда понятно, что мученичество является актом мужества, по каковой причине о служении мучеников церковь говорит, что они «крепки на войне».

Ответ на возражение 1. В акте мужества должно усматривать две вещи, одной из которых является благо, в котором утверждён мужественный, и она является целью мужества, а другой -сама непреклонность, благодаря которой человек не отступает к тем противоположностям, которые препятствуют ему достигнуть этого блага, и в ней состоит сущность мужества. Затем, подобно тому, как гражданское мужество утверждает человеческий ум в человеческой правосудности, ради защиты которой он мужественно противостоит опасности смерти, точно так же благодать мужества утверждает душу человека в благе божественной правды, которая,

Согласно сказанному [в писании], [утверждается] «чрез веру в иисуса, христа» (рим. 3:22). Поэтому мученичество связано с верой как с утверждённой в человеке целью и с мужеством как с утверждающим навыком.

Ответ на возражение 2. Любовь, являясь предписывающей добродетелью, склоняет к акту мученичества как первая и основная движущая причина, тогда как мужество, являясь утверждающей его добродетелью, склоняет к нему как присущая ему движущая причина. Следовательно, мученичество является актом любви как того, что предписывает, и мужества как того, что утверждает. Поэтому в нём проявляются обе [указанные] добродетели. При этом подобно любому другому акту добродетели оно обретает заслугу благодаря любви, а без любви не приносит пользы.

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (123, 6), главным актом мужества является стойкость, к которому, а отнюдь не к вторичному акту, каковым является нападение, относится мученичество. И поскольку долготерпение содействует мужеству со стороны его главного акта, а именно стойкости, мучеников восхваляют за их долготерпение.