Вопрос 132. О тщеславии

Наконец, мы рассмотрим тщеславие, под каковым заглавием наличествует пять пунктов:

1) является ли желание славы грехом;

2) противостоит ли оно величавости;

3) является ли оно смертным грехом;

4) является ли оно главным пороком;

5) о его дочерях.

Раздел 1. Является ли желание славы грехом?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что желание славы не является грехом. В самом деле, в уподоблении богу нет никакого греха, более того, именно это нам и предписывается: «итак, подражайте богу, как чада возлюбленные» (еф. 5:1). Но человек, стремясь к славе, похоже, подражает богу, который добивается славы от людей, в связи с чем читаем: «веди сынов моих издалека, и дочерей моих — от концов земли (каждого, кто называется моим именем, кого я сотворил для славы моей)» (ис. 43:6-7). Следовательно, желание славы не является грехом.

Возражение 2. Далее, то, что побуждает человека делать добро, явно не является грехом. Но желание славы побуждает людей делать добро. Так, туллий говорит, что «слава воспламеняет человека совершать всё возможное»; и священное писание за добрые дела обещает славу, согласно сказанному: «тем, которые постоянны в добром деле… Слава и честь»- (рим. 2:7). Следовательно, желание славы не является грехом.

Возражение 3. Далее, туллий говорит, что слава есть «неизменно добрая репутация человека, сопутствуемая похвалой»; и то же самое говорит августин, а именно, что слава «есть своего рода ясное знание вместе с похвалой». Но в желании достойной похвалы славы нет никакого греха, напротив, оно само по себе представляется похвальным, согласно сказанному [в писании]: «заботься об имени» (сир. 41:15); и ещё: «пекитесь о добром пред всеми человеками» (рим. 12:17). Следовательно, желание славы не является грехом.

Этому противоречат следующие слова августина: «всякий, кто хорошо осведомлён, знает, что даже любовь к похвале есть грех».

Отвечаю: слава указывает на некоторую ясность, в связи с чем августин говорит, что «быть прославленным есть то же, что и быть прояснённым». Затем, ясность и миловидность, подразумевают некоторое проявление, и потому слово «слава» в прямом смысле означает проявление чего-то такого, что мило людям с точки зрения либо телесного, либо духовного блага. Однако коль скоро то, что является ясным просто, может быть видимо многим, и даже тем, кто находится далеко, из этого следует, что слово «слава» в прямом смысле означает то, что чьё-то благо известно и очевидно многим, согласно сказанному саллюстием о том, что «нет толку в похвальбе перед кем-то одним».

А вот в расширительном смысле этого слова слава может состоять в знании как многих, так и немногих, или же вообще одного, или даже только самого себя, как когда кто-либо рассматривает собственное благо как то, что достойно хвалы. Но знать и одобрять собственное благо не является грехом, в связи с чем читаем: «мы приняли не духа мира сего, а духа от бога, дабы знать дарованное нам от бога» (1 кор. 2:12). И точно так же не является грехом желать одобрения своих добрых дел, в связи с чем читаем: «так да светит свет ваш пред людьми» (мф. 5:16). Следовательно, грехом является не само по себе желание славы, а желание суетной, или тщетной, славы, поскольку желание суетного греховно, согласно сказанному [в писании]: «доколе будете любить суету и искать лжи?» (пс. 4:3).

Тщетной же славу можно называть трояко. Во-первых, со стороны того, за что человек ищет славы, как когда человек чает обрести славу за то, что не достойно славы, например за что-то слабое и тленное; во-вторых, со стороны того, у кого он ищет славы, например человека, суждение которого изменчиво; в-третьих, со стороны самого того, кто ищет славы, как когда он не соотносит желание собственной славы с надлежащей целью, например почитанием бога или духовным благом ближнего.

Ответ на возражение 1. Августин, комментируя слова [писания]: «вы называете меня «учителем» и «господом» — и правильно говорите» (ин. 13:13), пишет: «превознесение чревато опасностью для того, кому надлежит остерегаться гордыни. Но тот, кто превыше всего, не может превознести себя, сколько бы он себя не хвалил. Ведь познание бога необходимо нам, а не ему, и при этом никто не познает его, если он не откроет то, что знает сам»-. Отсюда понятно, что богу нужна слава не ради него, а ради нас. И точно так же человек вправе искать славы ради блага других, согласно сказанному [в писании]: «чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли отца вашего небесного» (мф. 5:16).

Ответ на возражение 2. Слава, которую мы получаем от бога, является не тщетной, а истинной, и это та слава, которая обещана как награда за добрые дела и о которой читаем: «хвалящийся хвались о господе (ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит господь)» (2 кор. 10:17-18). Другое дело, что иные подвигаются к совершению добродетельных дел желанием человеческой славы или каких-либо иных земных благ. Однако, как доказывает августин, не является поистине добродетельным тот, что поступает добродетельно ради человеческой славы-.

Ответ на возражение 3. Человеку для совершенства необходимо, чтобы он знал себя, но не необходимо, чтобы его знали другие, и потому последнее не должно быть желаемо само по себе. Однако оно может быть желаемо как то, что полезно другим, или же для того, чтобы люди могли прославить бога, или для того, чтобы люди, узнав о благе другого, сами могли становиться лучше. Или для того, чтобы человек, зная из похвал других о том благе, которым он обладает, старался утвердиться в нём и стать ещё лучше. В указанном смысле, а вовсе не в том, чтобы получать суетное удовольствие от человеческой хвалы, достойным делом является и то, что человек «заботится об имени», и то, что он «печётся о добром пред всеми человеками».