Раздел 3. Является ли Христос Главой всех людей?

С третьим, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не является Главой всех людей. В самом деле, голова главенствует исключительно над членами своего тела. Но некрещеные не являются членами Церкви, каковая, согласно сказанному (Еф. 1:23), суть тело Христово. Следовательно, Христос не является Главой всех людей.

Возражение 2. Далее, апостол пишет ефесянам: «Христос… предал Себя за нее», то есть за Церковь, «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф. 5:25, 27). Но среди верных найдется немало таких, у которых есть пятна и пороки греха. Следовательно, Христос не является Главою всех верных.

Возражение 3. Далее, в Писании служения Старого Закона сопоставляются с Христом как тень с телом (Кол. 2:17). Но отцы Ветхого Завета в их времена исполняли эти служения, согласно сказанному [в Писании]: «Которые служат образу и тени небесного» (Евр. 8:5). Следовательно, они не принадлежали телу Христову, и потому Христос не является Главой всех людей.

Этому противоречат следующие слова [Писания]: «Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10); и еще: «Он есть умилостивление за грехи наши (и не только за наши, но и за грехи всего мира)» (1 Ин. 2:2). Но спасение человеков и умилостивление за их грехи принадлежит Христу как (лаве. Следовательно, Христос является Главой всех людей.

Отвечаю: в том-то и состоит различие между природным человеческим телом и мистическим телом Церкви, что члены природного тела собраны все вместе, а члены мистического — нет, причем ни со стороны их естественного бытия, поскольку тело Церкви состоит и из тех, кто был от начала мира, и из тех, кто будет вплоть до его конца, ни со стороны их сверхъестественного бытия, поскольку среди тех, кто живет в любое время, есть такие, которые не имеют благодати, но когда-нибудь обретут ее, и такие, у которых она уже есть. Поэтому нам надлежит рассматривать члены мистического тела не только как актуальные, но и как потенциальные. Причем некоторые из тех, которые находятся в состоянии возможности, никогда не будут приведены к акту, а некоторые — будут, но в свое время, что подразделяет их на три класса, первый из которых определяется верой, второй — любовью в нынешней жизни, третий — наслаждением в жизни грядущей. Поэтому нам надлежит говорить, что если принимать во внимание все время мира в целом, то Христос является Главой всех людей, но по-разному Так, первично и по преимуществу Он является Главою тех, кто соединен с Ним посредством славы; во- вторых, тех, кто актуально соединен с Ним посредством любви; в-третьих, тех, кто актуально соединен с Ним посредством веры; в-четвертых, тех, кто соединен с Ним только в возможности и кто еще не приведен к акту, хотя со временем будет приведен к нему согласно божественному предопределению; в-пятых, тех, кто соединен с Ним в возможности, но никогда не будет приведен к акту, а таковы те, которые живут в мире, но не предопределены, и потому после ухода из этого мира полностью прекращают быть членами Христа, не будучи более соединены с Ним [даже] в возможности.

Ответ на возражение 1. Хотя некрещеные актуально невоцерковлены, тем не менее они находятся в Церкви в возможности. И эта возможность укоренена в двух вещах: первично и по преимуществу — в силе Христа, которой достаточно для спасения всего человечества, и, во-вторых, в их свободной воле.

Ответ на возражение 2. Быть «славною Церковью, не имеющею пятна, или порока»,

является конечной целью, к которой мы определены страстями Господними. Следовательно, таковой она будет на небесах, а не на земле, на которой, как сказано [в Писании], «если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя» (1 Ин. 1:8). Впрочем, есть такие [грехи], а именно смертные грехи, от которых свободны те члены Христа, которые актуально соединены [с Ним] посредством любви, а те, которые заражены этими грехами, являются членами Христа не актуально, а потенциально, за исключением, возможно, тех, которые несовершенно и посредством бесформенной веры соединены с Богом относительно, а не просто, то есть не так, чтобы быть причастниками благодатной жизни (ведь сказано же в Писании, что «вера без дел — мертва» (Иак. 2:20)). Такие и им подобные получают от Христа некоторый жизненный акт, то есть веру, что подобно тому, как если бы лишенный жизни член некоторым образом приводился человеком в движение.

Ответ на возражение 3. Святые отцы использовали законные служения не как нечто действительное, но как образы и тени того, что имеет случиться в будущем. Но, как замечает Философ, к образу как образу и как тому, что существует в действительности, движутся одним и тем же движением. Следовательно, отцы древности, соблюдая законные обряды, обращались к Христу с той же верой и любовью, с которой обращаемся к Нему и мы, и потому они принадлежат той же Церкви, что и мы.