Раздел 2. Знал ли Сын Божий все вещи в Слове?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что душа Христова не знает все вещи в Слове. Ведь сказано же [в Писании]: «О дне же том, или часе, никто не знает — ни ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13:32). Следовательно, Он не знает все вещи в Слове.

Возражение 2. Далее, чем более совершенно кто-либо знает начало, тем больше он знает того, что в начале. Но Бог видит Свою Сущность более совершенно, чем душа Христа. Поэтому Он знает больше, чем душа Христа знает в Слове. Следовательно, душа Христова не знает все вещи в Слове.

Возражение 3. Далее, объем [знания] зависит от количества знаемых вещей. Таким образом, если бы душа Христа знала в Слове все то, что знает Слово, то из этого бы следовало, что знание души Христовой было бы равно божественному знанию, то есть созданное было бы равно не созданному, что представляется невозможным.

Этому противоречит следующее: глосса на слова [Писания]: «Достоин Агнец закланный принять… и богатство, и премудрость» (Откр. 5:12), говорит: «То есть знание всех вещей».

Отвечаю: при рассмотрении вопроса о том, знает ли Христос все вещи в Слове, «все вещи» можно понимать двояко. Во-первых, в прямом смысле слова, то есть как все, что так или иначе есть, было или будет сделано, сказано или подумано кем бы то ни было и когда бы то ни было. В таком случае должно утверждать, что душа Христа знает все вещи в Слове. В самом деле, любой сотворенный ум знает в Слове пусть и не все, но тем больше, чем совершеннее он созерцает Слово. И при этом всякий блаженный ум способен знать в Слове то, что принадлежит именно ему. Но Христу в силу Его достоинства в определенном смысле принадлежит все, поскольку все Ему подчинено. Кроме того, Бог «дал Ему власть производить и Суд — потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:27). Следовательно, душа Христова знает в Слове все вещи — как существующие в любое время, так и находящиеся в мыслях людей, над которыми он поставлен Судьей, и потому слова [Писания] о Нем: «ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2:25), можно понимать как сказанные не только о божественном знании, но и о знании Его души, которым она обладала в Слове. Во-вторых, «все вещи» можно понимать расширительно, то есть не только как все то, что действительно имеет место в то или иное время, но также и как все то, что находится в возможности, но никогда не было и не будет приведено к акту. Так вот, кое-что из этого находится исключительно в божественной власти, тогда как душа Христа не знает об этом в Слове. Ведь если бы дело обстояло иначе, то это означало бы разумение всего, что мог бы сделать Бог, то есть разумение божественной власти и, следовательно, божественной Сущности, поскольку любая власть является познанной только тогда, когда известно все, что она может сделать. Однако кое-что из этого находится не только в божественной власти, но во власти сотворенного, и об этом душа Христа знает в Слове, поскольку в Слове она разумеет сущность любой твари и, следовательно, ее силу и власть, а также все то, что находится в ее власти.

Ответ на возражение 1. Арий и Евномий понимали эти слова как сказанные не о знании души, наличие которой в Христе, как уже было сказано (9, 1), они отрицали, а о божественном знании Сына, Который, по их мнению, уступал в знании Своему Отцу. Но это нелепо, поскольку, как сказано [в Писании], все начало быть чрез Слово Божие (Ин. 1:3), и среди прочего Им были сотворены все времена. А Он не может не знать о чем-либо из того, что Им было сотворено.

Следовательно, Он сказал, что не знает дня и часа Суда, поскольку Он не пожелал сделать это известным спросившим его апостолам (Деян. 1:7) (ведь когда мы читаем: «Теперь Я знаю,

что боишься ты Бога» (Быт. 22:12), это должно понимать так: «Теперь Я дал тебе это знать»). Об Отце же сказано, что только Он знает, потому что Он сообщил это знание Сыну. То есть словами «только Отец» нам дается понять, что Сын знает не только в божественной, но и в человеческой природе, поскольку, как доказывает Златоуст, если Христу как человеку было дано большее, а именно власть производить Суд, то тем более Ему было дано и меньшее, а именно знание о времени Суда-. Впрочем, Ориген разъясняет эти слова как сказанные о Его теле, то есть о Церкви, которая не знает об этом времени. Наконец, некоторые говорят, что это должно понимать как сказанное об усыновлении, а не о естественном Сыновстве.

Ответ на возражение 2. Бог знает Свою Сущность более совершенно, чем душа Христа, поскольку Он разумеет ее. Поэтому Он знает не только все то, что в то или иное время является актуальным, каковые вещи Он, говорят, знает знанием видения, но и все то, что Он мог бы когда-либо сделать, каковые вещи Он, говорят, знает простым умным знанием, о чем уже было сказано нами в первой части (I, 14, 9). Таким образом, душа Христа знает все то, что Бог знает в Себе знанием видения, но не все то, что Бог знает в Себе простым умным знанием, и в этом смысле Бог знает в Себе намного больше вещей, чем знает душа Христа.

Ответ на возражение 3. Объем знания зависит не только от количества знаемых вещей, но и от ясности знания. Поэтому хотя знание души Христовой, которым Он обладает в Слове, с точки зрения количества знаемого равно знанию видения, однако знание Бога бесконечно превышает знание души Христовой с точки зрения ясности знания, поскольку несотворенный свет божественного Ума бесконечно превосходит любой сотворенный свет, обретенный душою Христа. Впрочем, в строгом смысле слова божественное знание превосходит знание души Христа не только со стороны модуса знания, но и со стороны количества знаемого, о чем уже было сказано.