Вопрос 47. О действенной причине страстей Христовых

Далее нам надлежит рассмотреть действенную причину страстей Христовых, в отношении которой будет исследовано шесть пунктов: 1) был ли Христос убиен другими или самим Собой; 2) по какой причине Он предал Себя страстям; 3) предал ли Его страстям Отец; 4) приличествовало ли Ему претерпеть от рук язычников или евреев; 5) знали ли Его убийцы, кем Он был; 6) о грехе убивших Христа.,

Раздел 1. Был ли Христос убиен другими или самим Собой?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос был убиен не другими, а самим Собой. В самом деле, Он Сам говорит [о Своей жизни]: «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее» (Ин. 10:18). Но убивающим считается тот, кто отнимает жизнь. Следовательно, Христос был убиен не другими, а самим Собой.

Возражение 2. Далее, убиваемые другими умирают по мере истощения своей природы, что особенно очевидно тогда, когда речь идет о распятых, поскольку, по словам Августина, «распятые умирают долго»-. Но ничего подобного не произошло в случае Христа, Который, «возопив громким голосом, испустил дух» (Мф. 27:50). Следовательно, Христос был убиен не другими, а самим Собой.

Возражение 3. Далее, убиваемые другими претерпевают насильственную смерть, умирая против своей воли, поскольку насильственное противоположно произвольному. Однако Августин говорит, что «дух Христа покинул плоть не против Его воли, но потому, что Он пожелал, и когда Он пожелал, и как Он пожелал» -. Следовательно, Христос был убиен не другими, а самим Собой.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «И будут бить, и убьют Его» (Лк. 18:33).

Отвечаю: что-либо может обусловливать следствие двояко: во-первых, производить следствие, действуя непосредственно, и в этом смысле Христа убили Его гонители, поскольку они, желая Его убить, намеренно причинили Ему то, что стало достаточной причиной смерти, то есть [непосредственно] произвели следствие, поскольку смерть последовала из этой причины. Во-вторых, можно производить следствие опосредованно, то есть не препятствовать его наступлению при возможности это сделать (так, говорят, что один промочил другого, поскольку не закрыл окно, через которое хлестал дождь), и в этом смысле Христос сам был причиной Своих страстей и смерти. В самом деле, Он мог предотвратить Свои страсти и смерть. Во-первых, потому что Он мог обуздать Своих врагов либо избавив их от стремления убить Его, либо лишив их возможности это сделать. Во-вторых, потому, что Его дух обладал властью сохранения Его плотской природы от причинения любого ущерба, и такой же силой обладала душа Христа, поскольку она, по словам Августина, была соединена с божественным Словом в единстве личности-. Следовательно, коль скоро душа Христа не сохранила Его тело от причиняемого ему ущерба, но пожелала, чтобы Его материальной природе был причинен этот ущерб, о Нем говорят, что Он расстался с жизнью, то есть умер, добровольно.

Ответ на возражение 1. Слыша слова: «Никто не отнимает ее у Меня», мы должны понимать их в смысле «против Моей воли», поскольку «отнять» в строгом смысле слова означает взять нечто у того, кто не желает или не может противиться этому Ответ на возражение 2. Христос, желая показать, что насильственно причиненные Страсти не умаляют Его жизни, сохранил силу Своей телесной природы настолько, чтобы в последний миг иметь возможность возопить громким голосом, и потому Его смерть должно причислять к Его чудесам. В связи с этим читаем [в Писании]: «Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: «Истинно, человек сей был Сын Божий!»» (Мк. 15:39). Удивительным в смерти Христа было также и то, что Он умер гораздо раньше тех, которые были распяты вместе с Ним. Поэтому Иоанн говорит, что «воины и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним», чтобы те побыстрее умерли, «но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32, 33). И у Марка читаем, что «Пилат удивился, что Он уже умер» (Мк. 15:44). Таким образом, как Он пожелал, чтобы Его телесная природа до конца сберегла свою силу точно так же Он пожелал, чтобы она внезапно погибла от причиненного ей ущерба.

Ответ на возражение 3. Хотя Христос и претерпел насильственную смерть, однако умер Он добровольно. В самом деле, Его телу было причинено насилие, но возобладало оно над Его телом в той мере, в какой Он этого пожелал.