Раздел 5. Отверз ли Своими страстями Христос нам небесные врата?

С пятым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос Своими страстями не отверз нам небесных врат. Ведь сказано же [в Писании]: «Сеющему правду — награда верная» (Прит 11:18). Но наградой за правду является вступление в царство небесное. Поэтому дело представляется так, что сеявшим правду святым отцам по вере их был открыт вход в царство небесное и без страстей Христовых. Следовательно, страсти Христа не являются причиной отверстия врат царства небесного.

Возражение 2. Далее, Илия был вознесен на небо до совершения страстей Христовых (4 Цар. 2). Но следствие не может предшествовать причине. Следовательно, похоже, что небесные врата отверзлись не по причине страстей Христовых.

Возражение 3. Далее, мы читаем о том, что когда крестился Христос, «отверзлись Ему небеса» (Мф. 3:16). Но Его крещение предшествовало Страстям. Следовательно, небесные врата отверзлись не по причине страстей Христовых.

Возражение 4. Кроме того, [в Писании] сказано: «Идущий пред ними откроет им путь»- (Мих. 2:13). Но открыть путь к небесам, похоже, есть не что иное, как открыть врата. Следовательно, похоже, что небесные врата были отверсты нам не страстями Христа, а Его вознесением.

Этому противоречат следующие слова апостола: «Имеем дерзновение входить во святилище», то есть в небесные обители, «посредством крови Христа»- (Евр. 10:19).

Отвечаю: закрытые врата — это препятствие, не дающее людям войти. Но людям был закрыт вход в царство небесное по причине греха, согласно сказанному [в Писании]: «Путь… назовется «святой путь» (нечистый не будет ходить по нему)» (Ис. 35:8). Затем, грех, который препятствует людям войти в царство небесное, двояк. Один, а именно грех прародителей, является общим всему человечеству, и этот грех закрыл перед нами вход в небеса. В связи с этим читаем, что после грехопадения прародителей Бог «поставил… Херувима и пламенный меч, обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Быт. 3:24). Другой — это личный грех каждого из нас, совершенный в соответствии с нашим личным деянием.

Так вот, страстями Христа мы были избавлены не только от общего греха всего человечества, причем как со стороны вины, так и со стороны долга наказания, за которые Он принес воздаяние за нас, но и от личных грехов тех индивидов, которые соучаствуют в Его страстях чрез веру, таинства веры и любовь. Поэтому врата царства небесного были отверсты нам посредством страстей Христовых. Об этом апостол нам говорит так: «Христос, Первосвященник будущих благ., со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:11, 12). Это было нам также предвозвещено [в книге «Числа»], в которой сказано, что [преследуемый кровниками] убийца должен «жить там», то есть в городе своего убежища, «до смерти великого священника, который помазан священным елеем», а после его смерти он «должен возвратиться в землю владения своего» (Чис. 35:25, 28).

Ответ на возражение 1. Сеявшие правду святые отцы заслужили право войти в царство небесное чрез веру в страсти Христовы, согласно сказанному о том, что святые «верою побеждали царства, творили правду» (Евр. 11:33), и каждый из них таким вот образом очистился от греха в той мере, в какой он лично в этом нуждался. Однако вера и праведность любого из них не могла устранить преграды, воздвигнутой виной всего человечества и устраненной посредством крови Христа. Поэтому до совершения страстей Христовых никто не мог вступить в царство небесное и обрести вечное блаженство, которое состоит в целостном наслаждении Богом.

Ответ на возражение 2. Илия был вознесен на воздушные небеса, а не на эмпирей, местожительство святых, и точно так же Енох был препровожден в земной рай, где он, говорят, живет с Илией до пришествия Антихриста.

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (39, 5), при крещении Христа небеса отверзлись не ради Христа, для Которого небеса отверсты всегда, но чтобы показать, что небеса отверзаются для крестящегося чрез крещение Христа, обретшее действенность посредством Его страстей.

Ответ на возражение 4. Своими страстями Христос заслужил для нас отверстие царства небесного и устранение препятствия, а Своим вознесением Он, если так можно выразиться, ввел нас во владение царством небесным. По этой причине и сказано, что вознесением Он «откроет им путь».