Раздел 6. Заслужил ли Христос превознесение посредством Своих страстей?

С шестым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не заслужил превознесение посредством Своих страстей. В самом деле, наивысшее величие, равно как и полнота истины, присуще одному только Богу, согласно сказанному [в Писании]: «Высок над всеми народами Господь; над небесами — слава Его» (Дс. 112:4). Но Христос как человек был исполнен истины не по причине какой-либо предшествующей заслуги, а по причине соединения Бога и человека, согласно сказанному [в Писании]: «Мы видели славу Его, славу как единородного от Отца… полного благодати и истины» (Ин. 1:14). Следовательно, и превознесен Он был не по причине заслуги Страстей, а по причине соединения.

Возражение 2. Далее, как было показано выше (34, 3), Христос заслужил для Себя награду с первого мига Своего зачатия. Но Его любовь во время Страстей не стала большей, чем она была прежде. Следовательно, коль скоро началом заслуги является любовь, то похоже на то, что посредством Страстей Он не заслужил большего превознесения, чем у Него было прежде.

Возражение 3. Далее, слава тела, по словам Августина, проистекает из славы души. Но посредством Своих страстей Христос не заслужил превознесения со стороны славы Своей души, поскольку Его душа была блаженной с первого мига Его зачатия. Следовательно, посредством Страстей Он не заслужил и превознесения со стороны славы Своего тела.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Быв послушным даже до смерти (и смерти крестной). Посему и Бог превознес Его» (Филип. 2:8).

Отвечаю: заслуга подразумевает некоторое равенство правосудности, в связи с чем апостол говорит, что «воздаяние делающему вменяется не по милости, а по долгу» (Рим. 4:4). Но если кто-либо в силу своей неправедности усвоит себе больше, чем его, то он по справедливости должен быть лишен и чего-то из того, что его; так, если человек украдет овцу, то должен заплатить за нее четыре овцы (Исх. 22:1). И о таком говорят, что он это заслужил, поскольку таким образом наказывается его неправедность. И точно так же если кто-либо в силу своей праведности отдаст то, что его, то он заслуживает предоставления ему чего-то в качестве награды за его праведность. Поэтому [в Писании] сказано, что «унижающий себя возвысится» (Ж 14:11).

Но Христос посредством Своих страстей унизил Себя в четырех отношениях. Во-первых, в отношении Своих страстей и смерти, данником которой Он не был; во-вторых, в отношении места, поскольку Его тело было опущено в могилу а Его душа -в ад; в-третьих, в отношении перенесенных Им издевательств и насмешек; в-четвертых, в отношении предания Себя во власть человеков, о чем Он Сам сказал Пилату: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11). Поэтому посредством Своих страстей Он заслужил четырехкратное превознесение. Во-первых, в отношении Своего славного воскресения, в связи с чем читаем: «Ты знаешь, когда я сажусь», то есть смирение Моих страстей, «и когда встаю» (Пс. 138:2). Во-вторых, в отношении Своего восшествия на небо, в связи с чем читаем: «А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес» (Еф. 4:9, 10). В-третьих, в отношении сидения одесную Отца и явления Своего Божества, согласно сказанному [в Писании]: «»Возвысится, и вознесется, и возвеличится! Как многие изумлялись, смотря на Тебя», столько был обезображен паче всякого человека лик Его» (Ис. 52:13, 14). Кроме того, сказано, что Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти (и смерти крестной). Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Филип. 2:8, 9), то есть провозгласил Его Богом всех, так что все должны поклониться Ему как Богу, о чем читаем далее: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип. 2:10). В-четвертых, в отношении Своей власти судить, в связи с чем читаем: «Ты преисполнен суждениями нечестивых (суждение и осуждение — близки)» (Иов. 36:17).

Ответ на возражение 1. Источник заслуги находится в душе, тогда как тело является орудием заслуживающих награды дел. Поэтому совершенство Христовой души, которая была источником заслуги, не было обретено Им посредством заслуги, в отличие от совершенства тела, которое было субъектом страданий и, таким образом, являлось орудием Его заслуги.

Ответ на возражение 2. Христос посредством Своих предшествующих заслуг заслужил превознесение в отношении Своей души, воля которой жила любовью и прочими добродетелями, а посредством Страстей Он заслужил Свое превознесение как награду в отношении Своего тела, поскольку справедливо, что подвергнутое Страстям из любви тело было вознаграждено славой.

Ответ на возражение 3. Вследствие особого произволения до совершения Страстей слава души Христа не просияла в Его теле и, заслужив телесную славу посредством Своих страстей, Он заслужил ее с наибольшею честью. Славе же Его души не приличествовало быть отсроченной, поскольку Его душа была мгновенно соединена со Словом, по каковой причине сразу же исполнилась славой Самого Слова, тогда как тело было соединено со Словом через посредство души.