Раздел 2. Было ли Божество отделено от плоти после смерти Христа?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что после смерти Христа Божество было отделено от плоти. Так, Матфей сообщает, что когда Господь висел на кресте, Он возопил: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46), каковые слова Амвросий, комментируя сказанное в [евангелии от Луки] (Лк. 23:46), разъясняет так: «Человек возопил, когда на последнем вздохе отделился от Божества; ведь Божество не подвластно смерти, а смерть, конечно же, не может прийти иначе, как только с уходом жизни, Божество же и есть жизнь». Следовательно, похоже, что со смертью Христа Божество отделилось от Его плоти.

Возражение 2. Далее, при устранении среднего пределы разобщены. Но, как уже было сказано (6, 1), душа была тем средним, через посредство которого Божество было соединено с плотью. Следовательно, коль скоро смерть разобщила душу с плотью, то похоже на то, что вследствие этого от нее было также отделено и Его Божество.

Возражение 3. Далее, животворящая сила Божия превосходит животворящую силу души. Но пока душа не покинет тело, оно не умрет. Следовательно, оно тем более не умрет, пока его не покинет Божество.

Этому противоречит следующее: как было показано выше (16, 4, 5), усваиваемое человеческой природе может сказываться о Сыне Божием только по причине соединения. Но принадлежащее телу Христа после смерти, а именно погребение, сказывается о Сыне Божием, как это явствует из символа веры, в котором читаем о том, что Сын Божий был зачат и рожден Девой, пострадал, умер и был погребен. Следовательно, Божество Христа после Его смерти не было отделено от плоти.

Отвечаю: то, что даровано божественной благодатью, не может быть отнято иначе, как по причине греха, в связи с чем читаем: «Дары и призвание Божие — непреложны» (Рим. 11:29). Затем, благодать соединения, посредством которой Божество соединилось с плотью в Лице Христа, многократно превосходит благодать принятия, посредством которой освящаются другие, и при этом она гораздо продолжительней, поскольку эта благодать определена к личностному соединению, тогда как благодать принятия усваивается некоему аффективному соединению. Но мы видим, что благодать принятия не может быть утрачена иначе, как по причине греха. И поскольку в Христе не было никакого греха, то расторжение соединения Божества с плотью представляется невозможным. Следовательно, плоть Христа была личностно и ипостасно соединена со Словом Божиим как до Его смерти, так и после, и потому, как указывает Дамаскин, ипостась Слова Божия и после смерти не отличалась от ипостаси Христа2^.

Ответ на возражение 1. Это оставление должно усваивать не расторжению личностного соединения, а тому, что Бог Отец предал Его страстям, так что «оставил» означает «не защитил от гонителей». Об этом же оставлении, по словам Августина, идет речь и в случае Его молитвы: «Отче Мой! Если возможно, — да минует Меня чаша сия» (Мф. 26:39).

Ответ на возражение 2. О Слове Божием говорят как о ставшем плотью посредством души потому, что плоть, которую восхотел принять Сын Божий, принадлежит человеческой природе через посредство души, а не потому что душа была связующим их средним. Но именно благодаря душе плоть остается человеческой даже после отделения от нее души, а именно потому, что согласно божественному определению в умершей плоти остается некоторое отношение к воскресению. Следовательно, соединение Божества с плотью сохранилось.

Ответ на возражение 3. Формально душа обладает животворящей энергией, и потому во время ее присутствия и формального соединения тело непременно является живым, тогда как Божество обладает животворящей энергией не формально, а действенно, и потому Оно, не будучи формой тела, не является необходимым для жизни плоти, в то время как соединение Божества с плотью сохраняется, поскольку Бог действует не по необходимости, а по Своей воле.