Вопрос 53. О воскресении Христа

Далее мы исследуем то, что относится к превознесению Христа. Мы рассмотрим, во-первых, Его воскресение; во-вторых, Его вознесение; в-третьих, Его сидение одесную Бога Отца; в-четвертых, Его власть как Судии.

Первое рассмотрение будет четверояким: [мы исследуем] во-первых, воскресение Христа как таковое; во-вторых, достоинство воскресшего Лица; в-третьих, обнаружение Его воскресения; в-четвертых, его причинность.

В отношении первого наличествует четыре пункта: 1) о необходимости Его воскресения; 2) о времени Его воскресения; 3) о его порядке; 4) о его причине.

Раздел 1. Надлежало ли Христу воскреснуть?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не надлежало воскреснуть. Ведь сказал же Дамаскин, что «воскресение есть вторичное соединение души и тела и вторичное восстановление разрушившегося и павшего живого существа»-. Но Христос не совершил грехопадения и Его тело, как явствует из вышесказанного (51, 3), не было разрушено. Следовательно, Ему не было нужды воскресать.

Возражение 2. Далее, всякий воскресший достигает более возвышенного состояния, поскольку восстать означает возвыситься. Но тело Христа после смерти сохранило соединение с Божеством, и потому оно не могло достигнуть более возвышенного состояния. Следовательно, ему не должно было воскресать.

Возражение 3. Далее, все, что происходило с человечеством Христа, было определено к нашему спасению. Но страсти Христовы были воздаянием за наше спасение, поскольку ими, как явствует из вышесказанного (49, 1), мы были искуплены от вины и наказания. Следовательно, Христу не было необходимости воскресать.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24:46).

Отвечаю: Христу надлежало воскреснуть в силу пяти причин. Во-первых, для засвидетельствования божественной правосудности, которой приличествует превозносить тех, кто смирил себя ради Бога, согласно сказанному [в Писании]: «Низложил сильных с престолов — и вознес смиренных» (Лк. 1:52). Поэтому коль скоро Христос из любви и покорности Богу смирил Себя даже до смерти крестной, Ему подобало быть вознесенным Богом воскресением в славе, в связи с чем от Его Лица сказано: «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю» (Пс. 138:2), то есть, как разъясняет глосса: «По Твоему предписанию Я претерпел поношения и Страсти и был прославлен в Воскресении».

Во-вторых, для наставления нас в вере, поскольку наша вера в Божество Христа утвердилась Его воскресением, ибо, согласно сказанному [в Писании], «хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею» (2 Кор. 13:4). В связи с этим читаем: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша»- (1 Кор. 15:14); и еще: «Что пользы в крови моей», то есть в пролитой Мною крови, «когда я сойду в могилу?» (Пс. 29:10), как если бы, разъясняет глосса, ответ был: «Никакой. Ибо если Я не воскресну, если тело Мое обратится в прах, то Я никого не наставлю и не избавлю».

В-третьих, для воздвижения нашей надежды, поскольку, видя, что Христос, Глава наша, воскрес, мы чаем, что воскреснем и мы. В связи с этим читаем: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?» (1 Кор. 15:12). И еще: «А я знаю», значит, уверен, «Искупитель мой», то есть Христос, «жив», воскреснув из мертвых, «и Он в последний день восставит меня из праха… Надежда сия пребывает в груди моей»- (Иов. 19:25, 27).

В-четвертых, для упорядочения жизни верных, согласно сказанному [в Писании]: «Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»; и несколько ниже: «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:4, 9,11).

В-пятых, для завершения дела нашего спасения, поскольку подобно тому, как Он претерпел зло смерти ради избавления нас от зла, точно так же Он был прославлен в воскресении ради побуждения нас к добру, согласно сказанному [в Писании] о том, что Он был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25).

Ответ на возражение 1. Хотя Христос не совершил грехопадения, однако Он пал [Своею] смертью. Ведь если грех есть отпадение от праведности, то смерть есть отпадение от жизни, и потому слова [пророка] Михея: «Не радуйся ради меня, неприятельница моя! Хотя я упал, — но встану» (Мих. 7:8), можно понимать как сказанные Христом. И точно также, хотя тело Христа не было разрушено путем обращения в прах, однако разделение Его души и тела было своего рода разрушением.

Ответ на возражение 2. Божество было соединено с плотью Христа после смерти посредством личностного соединения, а не естественного, каким душа соединена с телом как форма, составляя [вместе с ним] человеческую природу Поэтому благодаря соединению с душой тело достигло более возвышенного состояния естества, а не более возвышенного личностного состояния.

Ответ на возражение 3. В строгом смысле слова страсти Христовы произвели наше спасение путем устранения зла, а Воскресение произвело его как начало и образчик всяческих благ.