Раздел 3. Надлежало ли Христу по воскресении постоянно находиться вместе с учениками?

С третьим, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу надлежало постоянно находиться вместе со Своими учениками. В самом деле, по воскресении Он явился к ним ради утверждения в них веры в Воскресение и утешения их в их беспокойстве, согласно сказанному [в Писании]: «Ученики обрадовались, увидев Господа» (Ин. 20:20). Но они утвердились бы и утешились гораздо больше, если бы Он постоянно находился с ними. Следовательно, похоже, что Ему надлежало постоянно находиться вместе с ними.

Возражение 2. Далее, Христос, как сказано, воскреснув из мертвых, вознесся на небеса не сразу, а по прошествии сорока дней (Деян. 1:3). Но доколе Он пребывал здесь, дотоле для Него не было лучшего места, чем то, где были собраны вместе все ученики. Следовательно, похоже, что Ему надлежало постоянно находиться вместе с ними.

Возражение 3. Далее, как пишет Августин, есть пять упоминаний о явлениях Господа в день Его воскресенья: «Сначала у гроба женщинам; затем им же, возвращающимся от гроба; в третий раз — Петру; в четвертый — двум на дороге; в пятый -многим в Иерусалиме, где не было Фомы»-. Следовательно, похоже, что Ему надлежало являться по нескольку раз и в другие дни вплоть до Своего вознесения.

Возражение 4. Кроме того, Господь сказал им накануне Страстей: «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее» (Мф. 26:32). То же самое ангел и Сам Господь сказали женщинам после Воскресения. Однако в день Воскресения, как уже было сказано, они видели Его в Иерусалиме, равно как и на восьмой день, о чем читаем в [евангелии от Иоанна] (Ин. 20:26). Следовательно, похоже, что по воскресении Он не уделял достаточно времени ученикам.

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что «после восьми дней» Христос явился ученикам (Ин. 20:26). Следовательно, Он не был все время с ними.

Отвечаю: в отношении Воскресения ученикам должно было явить две вещи, а именно истинность Воскресения и славу Воскресшего. Но для того, чтобы явить истинность Воскресения, Ему было достаточно явиться им несколько раз, поговорить с ними, поесть и попить и позволить им коснуться Себя. Для того же, чтобы явить славу воскресшего Христа, Ему не следовало находиться рядом с ними все время, как Он делал прежде, чтобы никто не подумал, что Он воскрес к прежней жизни. Поэтому Он сказал им: «Вот, то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами» (Лк. 24:44) (поскольку тогда Он находился с ними телесно, а раньше Он находился с ними не просто телесно, а еще и в «подобии плоти греховной»). Эти слова Луки Беда разъясняет так: «»Еще быв с вами» означает: «В то время, когда Я еще пребывал в смертной плоти, в которой вы находитесь и поныне», ибо Он воскрес в той же плоти, но не в том состоянии смертности, в котором находились они».

Ответ на возражение 1. Частые явления Христа удостоверяли учеников в истинности Воскресения, но постоянное общение могло привести их к тому заблуждению веры, что Он якобы воскрес к прежней жизни. Однако Он дал им обетование Своим постоянным присутствием утешить их в будущей жизни, согласно сказанному [в Писании]: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).

Ответ на возражение 2. То, что Христос не проводил все время с учениками, означает не то, что, по Его мнению, Ему было лучше находиться в другом месте, а то, что, как было показано выше, для обучения апостолов им было лучше не видеть Его все время. Впрочем, нам не известно, в каких местах Он находился телесно в то время, ибо Писание об этом умалчивает,

а Его владычество «во всех местах» (Пс. 102:22).

Ответ на возражение 3. В первый день Он являлся чаще потому, что поначалу нужно было посредством многих удостоверений убедить учеников принять веру в Его воскресение. Но после того как они уверовали, необходимость в их наставлении посредством многих явлений отпала. Поэтому в Евангелии упомянуто только пять явлений, случившихся после первого дня. Так, по словам Августина, после первых пяти явлений Он явился «в шестой раз — там, где Его увидел Фома; в седьмой — у моря Тивериадского; в восьмой, согласно Матфею, — на горе в Галилее; в девятый — ученикам, возлежащим, как пишет Марк, на вечери; в десятый — в тот же день, но уже не на земле, а при вознесении на небо…. Но, как о том свидетельствует Иоанн, записано далеко не все. Он же в течение сорока дней вплоть до вознесения являлся людям довольно часто»- и утешал их. В связи с этим читаем, что Он «явился более нежели пятистам братии в одно время… потом явился Иакову» (1 Кор. 15:6, 7), о каковых явлениях Евангелие умалчивает.

Ответ на возражение 4. Златоуст, разъясняя слова: «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее» (Мф. 26:32), говорит: «Он предварил их не так, что ушел в дальний край для явления Себя им, но пришел к Своим людям, именно в их край», где они жили с Ним прежде, «дабы они уверовали, что один и Тот же был распят и воскрес». А еще «Он сказал, что предварит их в Галилее, чтобы они не опасались преследований со стороны иудеев»-.

Поэтому по словам Амвросия, «Господь, сказав ученикам, что они увидят Его в Галилее, тем не менее, явился им раньше, когда они, ужасаясь, собрались все вместе. (Поэтому здесь должно усматривать не нарушение обетования, а милосердное ускорение его исполнения.) Впоследствии же, когда смущение их умов улеглось, они пришли в Галилею. При этом мы вправе предположить, что в доме их было немного и гораздо больше — на горе». В самом деле, как говорит Евсевий, «два евангелиста, Лука и Иоанн, пишут, что Он явился в Иерусалиме к одиннадцати, а два других — что ангел и наш Спаситель наказали идти в Галилею не только одиннадцати, но всем ученикам и братьям. О том же сообщает и Павел, когда говорит, что тогда Он «явился более нежели пятистам братии» (1 Кор. 15:6). Здесь правильным ответом, пожалуй, будет тот, что когда они скрывались в Иерусалиме, Он явился к ним для того, чтобы их успокоить, а в Галилее все происходило открыто, не единожды и не дважды, и там они видели Его в силе, ибо Он, как пишет Лука, «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами» (Деян. 1:3)». Или же, как говорит Августин, «слова ангела и Самого Господа о том, что «Он предварит их в Галилее», должно понимать как сказанные пророчески. [Действительно, слово «Галилея» означает или «переселение», или «откровение».] Если понимать его в смысле «переселения», то не означает ли это перехода благодати Христовой от народа Израиля к язычникам? Проповедуя язычникам Евангелие, апостолы никогда бы не заслужили у них доверия, если бы Господь не предварил их пути в сердцах [этих] людей, на что указывают слова [ангела]: «Он… предваряет вас в Галилее — там Его увидите». Если же понимать «Галилею» как «откровение», то смысл будет таков: впредь Он уже будет не в образе раба, а в том образе, в котором Он равен Отцу. Он прежде нас пришел туда, откуда, приходя к нам, не отступил, и где, будучи впереди нас, нас не оставил»-.