Раздел 2. Является ли воскресение Христа причиной воскресения душ?   

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что воскресение Христа не является причиной воскресения душ. В самом деле, Августин говорит, что «тела воскрешаются по Его человеческому произволению, а души воскрешаются Субстанцией Божества». Но воскресение Христа принадлежит не Субстанции Божества, а Его человечности. Следовательно, хотя воскресение Христа и является причиной воскрешения тел, тем не менее, похоже на то, что оно не является причиной воскресения душ.

Возражение 2. Далее, тело не воздействует на дух. Но Воскресение относится к Его умерщвленному смертью телу. Следовательно, Его воскресение не является причиной воскресения душ.

Возражение 3. Далее, тела всех людей имеют воскреснуть постольку поскольку воскресение Христа является причиной воскрешения тел, согласно сказанному [в Писании]: «Мертвые воскреснут нетленными» (1 Кор. 15:52). Но воскреснут не все души, поскольку, как сказано, «пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46). Следовательно, воскресение Христа не является причиной воскресения душ.

Возражение 4. Кроме того, воскресение душ последует прощению грехов. Но оно было произведено страстями Христовыми, согласно сказанному [в Писании] о том, что Он отмыл «нас от грехов наших кровию Своею» (Откр. 1:5). Следовательно, причиной воскресения душ является не столько воскресение Христово, сколько Его страсти.

Этому противоречат слова апостола о том, что Он «воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25), что есть не что иное, как воскресение душ; и глосса на [слова псалма]: «Вечером водворяется плач» (Пс. 29:6), говорит: «Воскресение Христа есть причина нашего — ныне души и в будущем тела».

Отвечаю: как уже было сказано, воскресение Христа действует силою Божества, и эта сила простирается не только на воскрешение тел, но и на воскресение душ, поскольку по установлению Божию душа жива благодатью, а тело живо душой. Поэтому воскресение Христа является инструментально действенным не только в отношении воскрешения тел, но и в отношении воскресения душ. И точно так же в отношении воскресения душ оно является образцом, поскольку мы в своих душах должны уподобиться воскресшему Христу В самом деле, по словам апостола, «как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни», и как Он, «воскреснув из мертвых, уже не умирает… так и нам надлежит почитать себя мертвыми для греха-, живыми же для Бога» (Рим. 6:4-11).

Ответ на возражение 1. Когда Августин говорит, что воскресение душ является деянием Субстанции Бога, то имеет в виду сопричастность, поскольку души станут добрыми и праведными только через причастность божественной благости и непричастность чему-либо сотворенному Поэтому сказав, что души будут воскрешены божественной Субстанцией, он добавляет, что душа благословится через причастность Богу, а не через причастность святой душе. Наши же тела прославятся через причастность славе тела Христа.

Ответ на возражение 2. Действенность воскресения Христа простирается надуши не посредством какой-либо особой силы Его воскресшего тела, а посредством силы личностно соединенного с ним Божества.

Ответ на возражение 3. Воскресение душ принадлежит заслуге, которая последует оправданию, тогда как воскрешение тел определено к наказанию или награде, которые последуют суду Судии. Но Христу надлежит не оправдывать всех людей, а судить их, и потому Он воскрешает всех в отношении их тел, а не в отношении их душ.

Ответ на возражение 4. Оправдание душ обусловливается двумя вещами, а именно прощением греха и обновлением жизни по благодати. Поэтому в отношении упомянутых вещей Страсти и Воскресение равно являются причиной оправдания со стороны действенности, которая зиждется на божественной силе. Но со стороны образца страсти и смерть Христовы в строгом смысле слова являются причиной прощения вины, благодаря которому мы умираем для греха, тогда как воскресение Христа является причиной обновления жизни, которое происходит через правосудность или благодать, в связи с чем апостол говорит, что Он был «предан» смерти «за грехи наши», то есть для отпущения их, «и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Кроме того, страсти Христовы, как уже было сказано (48,1), являются причиной заслуги.