Вопрос 57. О вознесении Христа

Теперь мы должны исследовать вознесение Христа, в отношении которого будет рассмотрено шесть пунктов: 1) приличествовало ли Христу восходить на небеса; 2) согласно какой природе Ему приличествовало восходить; 3) восшел ли Он посредством собственной силы; 4) восшел ли Он превыше всех телесных небес; 5) восшел ли Он превыше всех духовных тварей; 6) о следствии Вознесения.

Раздел 1. Приличествовало ли Христу восходить на небеса?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не приличествовало восходить на небеса. Ведь сказал же Философ, что «наиболее совершенное обладает своим благом, не производя никакого движения»-. Но Христос, будучи высшим Благом со стороны Своей божественной Природы и в высшей степени прославленным со стороны Своей человеческой природы, находился в состоянии совершенства. Следовательно, Он обладал Своим благом без движения. Но восхождение — это движение. Следовательно, Христу не приличествовало восходить.

Возражение 2. Далее, все, что движется, движется из-за чего-то лучшего. Но для Христа на небесах не было ничего лучшего, чем на земле, поскольку Его пребывание на небесах не добавило Ему ничего ни в душу, ни в тело. Следовательно, похоже, что Христу не должно было восходить на небеса.

Возражение 3. Далее, Сын Божий принял человеческую плоть ради нашего спасения. Но для людей было бы лучше всего, если бы Он всегда пребывал с ними на земле; так, Он Сам сказал ученикам: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого — и не увидите» (Лк. 17:22). Следовательно, похоже, что Христу не подобало восходить на небеса.

Возражение 4. Кроме того, как говорит Григорий, тело Христа по воскресении не претерпело никаких изменений-. Но Он не восшел на небеса сразу же после Своего воскресения, поскольку по воскресении Он сказал: «Я еще не восшел к Отцу Моему» (Ин. 20:17). Следовательно, похоже, что Он не должен был восходить и по прошествии сорока дней.

Этому противоречат слова Господа: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему» (Ин. 20:17).

Отвечаю: место должно соответствовать тому, что в нем находится. Далее, посредством Своего воскресения Христос вступил в бессмертную и нетленную жизнь. Затем, нужно принять во внимание, что место нашего пребывания является местом порождения и тления, а небеса — местом нетления. Поэтому Христу по воскресении приличествовало не оставаться на земле, а взойти на небеса.

Ответ на возражение 1. Совершенным и обладающим благом без какого бы то ни было движения является Бог, Который не изменяется, согласно сказанному [в Писании]: «Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6). Всякая же тварь, как говорит Августин, в том или ином отношении подвержена изменениям-. И поскольку принятая Сыном Божиим природа, как уже было сказано (2, 7; 16, 8; 20, 1), была сотворенной, то в усвоении ей некоторого движения нет ничего недолжного.

Ответ на возражение 2. Посредством восхождения на небеса Христос ничего не добавил к Своей сущностной славе ни в теле, ни в душе, однако Он добавил нечто с точки зрения достойности места, приличествующего благому состоянию славы (не так, конечно, как если бы Его тело получило от небесного тела какое-то совершенство или нетленность, а просто [место, соответствующее] достоинству). И это соответствие в полной мере приличествовало Его славе, добавив Ему некоторый вид радости, хотя и не так, как если бы Он начал испытывать радость, взойдя на небеса, а так, что к Его радости добавилась радость совершения. Поэтому глосса на слова [Писания]: «Блаженство -в деснице Твоей вовек!» (Пс. 15:11), говорит: «Мое блаженство восседать рядом с Тобою, став невидимым для людских очей».

Ответ на возражение 3. Хотя Вознесение лишило верных телесного присутствия Христа, однако Он до сих пор находится рядом с ними Своим Божеством, поскольку Он Сам сказал: «Я с вами во все дни до скончания века!» (Мф. 28:20). В самом деле, как говорит папа Лев, «Своим восхождением на небеса Он не отрекся от усыновленных».

Напротив, Его восхождение на небеса, посредством которого Он лишил нас Своего телесного присутствия, принесло нам еще больше пользы, чем могло принести Его телесное присутствие.

Во-первых, потому, что оно привело к возрастанию нашей веры, которая является верой в невидимое. Поэтому Господь говорит, что Святой Дух придет в мир и «обличит мир о грехе и о правде… (о грехе — что не веруют в Меня)» (Ин. 16:8, 9). Августин, комментируя эти слова, говорит, что «отделить верных от неверных означает обличить неверных, и потому Он далее говорит: «Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня» (Ин. 16:10), ибо «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29). Таким образом, мир обличается ради нашей праведности, поскольку мы уверовали в Того, Кого не видели».

Во-вторых, оно привело к возрастанию нашей надежды, в связи с чем Он говорит: «Когда пойду и приготовлю вам место, — приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где -Я» (Ин. 14:3). В самом деле, возведя на небеса принятую Им человеческую природу, Христос даровал нам надежду на [наше] восхождение туда, поскольку, как сказано [в Писании], «где будет труп — там соберутся орлы» (Мф. 24:28). По той же причине читаем: «Идущий пред ними откроет им путь»- (Мих. 2:13).

В-третьих, оно направило пыл нашей любви к горним вещам. Поэтому апостол говорит: «Ищите горнего (где Христос сидит одесную Бога), о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:1, 2), поскольку, как сказано [в Писании], «где сокровище ваше — там будет и сердце ваше!» (Мф. 6:21). И поскольку направляющей нас к горнему Любовью является Святой Дух, Господь сказал ученикам: «Лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16:7). Комментируя эти слова, Августин говорит: «Нельзя получить Духа, зная Христа только по плоти. Лишившись же Христа по плоти, они духовно обрели не только Святого Духа, но и Отца и Сына».

Ответ на возражение 4. Хотя небесное место приличествовало Христу сразу же по Его воскресении к бессмертной жизни, тем не менее, для того, чтобы утвердить истинность Своего воскресения, Он отложил Свое вознесение до срока. В связи с этим читаем, что Он явил «Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им» (Деян. 1:3). Глосса же на эти слова говорит, что «поскольку в продолжение сорока часов Он был мертв, постольку в течение сорока дней Он свидетельствовал о Своем воскресении. А еще сорок дней можно понимать как образ этого мира, в котором Христос пребывает в Своей Церкви, поскольку человек состоит из четырех элементов и предостережен заповедями Десятисловия».