Раздел 2. Принадлежит ли Христу власть судить как человеку?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что власть судить не принадлежит Христу как человеку. В самом деле, Августин говорит, что суд усваивается Сыну постольку, поскольку Он есть закон изначальной истины-. Но это является атрибутом Христа как Бога. Следовательно, власть судить принадлежит Христу не как человеку а как Богу.

Возражение 2. Далее, судебной власти надлежит вознаграждать добро и карать зло. Но являющееся наградой добрых дел вечное блаженство даруется одним только Богом; так, Августин говорит, что душа благословится через причастность Богу, а не через причастность святой душе. Следовательно, похоже, что власть судить принадлежит Христу не как человеку а как Богу.

Возражение 3. Далее, Христос как Судия будет судить тайны сердца, согласно сказанному [в Писании]: «Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1 Кор. 4:5). Но это присуще исключительно божественной власти, согласно сказанному [в Писании]: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено — кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его» (Иер. 17:9, 10). Следовательно, власть судить принадлежит Христу не как человеку а как Богу.

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что Отец «дал Ему власть производить и суд — потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:27).

Отвечаю: Златоуст, похоже, считал, что власть судить принадлежит Христу не как человеку, а только как Богу. Поэтому вышеприведенные слова из [евангелия от Иоанна] о том, что Отец «дал Ему власть производить и суд — потому что Он есть Сын Человеческий», он разъясняет так: «Он получил власть производить суд не постольку поскольку Он — человек, а постольку поскольку Он — Сын невыразимого Бога, и именно поэтому Он Судия. Но так как используемые выражения превосходят то, что усваивается человеку, далее Он говорит: «Не дивитесь сему», ибо Он есть не только Сын Человеческий, но и Сын Божий»-. Доказательством этого, по его мнению, служит сила Воскресения, в связи с чем он ссылается на последующие Его слова: «Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия».

Однако здесь должно иметь в виду, что хотя верховной властью судить обладает Бог, тем не менее и люди имеют право судить тех, кто подчинен их судебной власти. В связи с этим читаем: «Судите справедливо», и несколько ниже: «Ибо суд — дело Божие» (Вт 1:16. 17). то есть вы, так сказать, судите посредством Его власти. Затем, ранее мы уже говорили (8, 1) о том, что Христос даже в Своей человеческой природе является Главой всей Церкви, и что Бог «все покорил под ноги Его». Следовательно, Ему подобает осуществлять судебную власть также и согласно Его человеческой природе. Поэтому, судя по всему, вышеприведенные слова Священного Писания надлежит истолковывать так: Отец «дал Ему власть производить и суд — потому что Он есть Сын Человеческий» не по причине состояния Его природы, поскольку иначе, как замечает Златоуст, такой властью обладали бы все люди -, а по причине той благодати Главы, которую в Свой человеческой природе обрел Христос.

Далее, такая власть судить приличествует Христу согласно Его человеческой природе по трем причинам. Во-первых, из-за Его подобия и сродства с людьми. В самом деле, как Бог соделывает через посредствующие причины как ближайшие к своим следствиям, точно так же Он судит людей через Человека Христа, чтобы Его суд был сладостен людям. Поэтому апостол говорит: «Мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати)» (Евр. 4:15, 16). Во-вторых, потому, что в Судный День, по словам Августина, «восстанут мертвые тела, воскрешенные Богом через Сына Человеческого», равно как «через того же Христа Он воскрешает души», поскольку «Он есть Сын Божий»-. В-третьих, потому, что, как замечает Августин, «судимый по справедливости должен видеть своего судию. Однако судимы будут и добрые, и злые. Поэтому образ раба при суде будет явлен и добрым, и злым, но образ Божий будет сохранен только для добрых».

Ответ на возражение 1. Суд принадлежит истине как своему мерилу а исполненному истины человеку он принадлежит как тому, кто заодно с истиной, являясь своего рода законом и «одушевленным правосудием»-. Поэтому Августин [далее] ссылается на слова [апостола]: «Духовный судит о всем» (1 Кор. 2:15). Но душа Христа гораздо больше, чем любая другая тварь, соединена с истиной и исполнена истины, согласно сказанному [в Писании]: «Мы видели [славу] Его… полного благодати и истины» (Ин. 1:14). И потому судить о всем в первую очередь приличествует именно душе Христа.

Ответ на возражение 2. Дарование душам блаженства через причастность Себе приличествует исключительно Богу, но приведение их к такому блаженству является правом Христа, поскольку Он есть их (лава и вождь их спасения, согласно сказанному [в Писании]: «Приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил чрез страдания» (Евр. 2:10).

Ответ на возражение 3. Ведать и судить сердечные тайны непосредственно подобает Богу, но благодаря излиянию Божества в душу Христа Он тоже может ведать и судить сердечные тайны, о чем мы уже говорили (10, 2) при рассуждении о знании Христа. В связи с этим читаем: «В день, когда… Бог будет судить тайные дела человеков чрез Иисуса, Христа» (Рим. 2:16).