Раздел 7

Надлежало ли Христу быть рожденным в Вифлееме С седьмым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не надлежало быть рожденным в Вифлееме. Ведь сказано же [в Писании]: «От Сиона выйдет закон, и Слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2:3). Но Христос есть поистине Слово Божие. Следовательно, Ему надлежало прийти в мир в Иерусалиме.

Возражение 2. Далее, [в Писании] о Христе сказано, что «Он Назореем наречется» (Мф. 2:23), каковой вывод сделан из слов: «Произойдет отрасль от корня» (Ис. 11:1), поскольку под «отраслью» понимается Назарет. Но человека, как правило, нарекают по месту рождения. Следовательно, похоже, что Ему надлежало родиться в Назарете, в котором Он был зачат и взращен.

Возражение 3. Далее, Господь был рожден в мир ради утверждения в нем истинной веры, согласно сказанному [в Писании]: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18:37). Но для этого Ему лучше было бы родиться в Риме, который в те времена правил миром, в связи с чем Павел в своем послании к римлянам говорит: «Вера ваша возвещается во всем мире» (Рим. 1:8). Следовательно, похоже, что Ему не должно было рождаться в Вифлееме.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «И ты, Вифлеем-Ефрафа… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкою в Израиле» (Мих. 5:2).

Отвечаю: Христос пожелал быть рожденным в Вифлееме по двум причинам. Во-первых, потому, что Он, как сказано, по плоти «родился от семени Давидова» (Рим. 1:3), которому было дано особое обетование о Христе, согласно сказанному [в Писании]: «Изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева» (2 Цар. 23:1). Поэтому Он пожелал быть рожденным в Вифлееме, в котором был рожден и Давид, чтобы самое место рождения свидетельствовало о том, что данное Давиду обетование исполнилось. Евангелист подчеркивает это, когда говорит: «Потому что Он был из дома и рода Давидова» (Лк. 2:4). Во-вторых, потому, что, как говорит Григорий, «Вифлеем означает «дом хлеба», а между тем Сам Христос назвал Себя Хлебом живым, сошедшим с небес»-.

Ответ на возражение 1. Давид родился в Вифлееме, однако для основания своего трона и построения храма Божия избрал Иерусалим, так что Иерусалим стал одновременно городом и царским, и священническим. Но священничество и царство Христа были «совершены» по преимуществу в Его страстях. Поэтому Ему приличествовало избрать Вифлеем в качестве места Своего рождения и Иерусалим в качестве места Своих страстей.

К тому же этим Он посрамил тщеславие тех, которые превозносятся своим рождением в больших городах, в которых они, как правило, стремятся добиться почестей. Христос же, напротив, пожелал родиться в небольшом городе и претерпеть бесчестье в большом.

Ответ на возражение 2. Христос желал быть «отраслью» по причине Своей святой жизни, а не по причине Своего плотского рождения. Поэтому Он пожелал быть зачатым и взращенным в Назарете. Однако родиться Он пожелал далеко от дома, в Вифлееме, поскольку, как говорит Григорий, по принятой Им человеческой природе Он был рожден, так сказать, в чуждом месте, чуждом не Его силе, а Его природе-. И Беда, комментируя сказанное в [евангелии от Луки] (Лк. 2:7), говорит: «Дабы Тот, Кому не нашлось места в гостинице, мог приуготовить нам много обителей в доме Своего Отца».

Ответ на возражение 3. Как сказано в проповеди, произнесенной на Эфесском соборе, «если бы Он избрал великий Рим, то произошедшие в мире изменения были бы усвоены влиянию его граждан. Если бы Он был сыном кесаря, то Его благодеяния были бы усвоены власти последнего. Поэтому дабы засвидетельствовать промысел Божий в деле преобразования мира, Он избрал Себе бедную мать и еще более бедное место рождения».

В самом деле, «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27).

Однако для того, чтобы еще более явить Свою силу, Он в знак Своей победы поставил главу Своей Церкви в главе мира, Риме, чтобы из этого города вера распространилась по всему миру, согласно сказанному [в Писании]: «Высоко стоявший город, поверг его,… нога попирает его, ноги бедного», то есть Христа, «стопы нищих» (Ис. 26:5, 6), то есть апостолов Петра и Павла.