Раздел 2. Надлежало ли рождению Христа стать известным некоторым?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что рождение Христа не должно было быть обнаружено кому бы то ни было. В самом деле, нами уже было сказано (1) о том, что с точки зрения спасения человечества первому пришествию Христа приличествовало быть скрытым. Но Христос пришел, чтобы спасти всех, согласно сказанному [о Нем в Писании]: «Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10). Следовательно, о рождении Христа не должно было сообщать никому Возражение 2. Далее, еще до рождения Христа о Его грядущем рождении было сообщено Пресвятой Деве Марии и Иосифу. Следовательно, не было никакой необходимости в том, чтобы после Его рождения извещать об этом других.

Возражение 3. Далее, мудрый не будет извещать о чем-либо, если это [известие] вызовет беспокойство и [из-за него] кому-либо будет причинен вред. Но известие о рождении Христа вызвало беспокойство, в связи с чем читаем, что «услышав это, Ирод, царь, встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2:3). Кроме того, это [известие] причинило вред другим, поскольку из-за него Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме… от двух лет и ниже» (Мф. 2:16). Следовательно, дело представляется так, что о рождении Христа не должно было сообщать никому.

Этому противоречит следующее: если бы рождение Христа было сокрыто от всех, то от него не было бы никому пользы. Но рождению Христа надлежало принести пользу, в противном бы случае оно оказалось напрасным. Следовательно, дело представляется так, что некоторые должны были знать о рождении Христа.

Отвечаю: как говорит апостол, все, что от Бога, «хорошо установлено»- (Рим. 13:1). Но то, что дары Божий и тайны Его мудрости даруются всем по-разному, и от тех, кому они сообщаются сразу о них узнают другие, — принадлежит порядку божественной мудрости. Так, о тайне Воскресения читаем, что Христа «Бог воскресил… и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предизбранным от Бога» (Деян. 10:40, 41). Поэтому точно так же и о Его рождении вначале должно было известить не всех, а только некоторых, чтобы от них это могло стать известным другим.

Ответ на возражение 1. Спасению человечества был бы причинен ущерб не только в том случае, если бы о рождении Божием стало известно всем, но и в том, если бы о нем не узнал никто. Ведь вера пострадала бы как от общеизвестности случившегося, так и от полной неосведомленности, поскольку никто не смог бы услышать об этом от другого, а между тем «вера — от слышания» (Рим. 10:17).

Ответ на возражение 2. Марии и Иосифу надлежало узнать о рождении Христа еще до Его рождения потому, что это побудило их оказывать почитание зачатому во чреве Младенцу и служить Ему еще до Его рождения. Но поскольку их доказательства были семейного свойства и потому могли обусловить недоверие в отношении величия Христа, то надлежало известить о нем и других, чьи доказательства выглядели бы более убедительными.

Ответ на возражение 3. То беспокойство, которое возникло при известии о рождении Христа, приличествовало Его рождению. Во-первых, потому, что таким образом стало очевидным небесное достоинство Христа. Поэтому Григорий говорит: «Узнав о рождении небесного Царя, земной царь встревожился, конечно же, потому, что при явлении небесного величия всякое земное великолепие тускнеет»-.

Во-вторых, потому, что этим была предуказана данная Христу власть судить. Поэтому Августин в своей проповеди на Богоявление говорит: «Каков же будет Он, воссевши на судейском месте, если из Своей колыбели он вселил ужас в сердце гордого царя?».

В-третьих, потому что этим было предвозвещено ниспровержение царства дьявола. В самом деле, как говорит в своей проповеди на Богоявление папа Лев, «встревожился не столько Ирод, сколько вселившийся в Ирода дьявол. Ведь Ирод думал, что речь идет о человеке, а дьявол думал, что о Боге. И каждый опасался преемника в своем царстве: дьявол — преемника небесного, а Ирод — земного». Но их опасение было напрасным, поскольку Христос пришел не затем, чтобы основать земное царство, как говорит папа Лев, обращаясь к Ироду: «Дворец твой не удержит Христа, не станет Господь мира довольствоваться твоим смехотворным скипетром». То же, что были встревожены евреи, которые, казалось бы, должны были радоваться, имело место или потому, что, как говорит Златоуст, «пришествие Святого не может радовать нечестивцев», или потому, что они хотели заслужить благоволение в глазах Ирода, которого боялись. В самом деле, толпа склонна одобрять своих тиранов.

Умерщвление же детей Иродом принесло им не вред, а пользу. Так, Августин в своей проповеди на Богоявление говорит: «Нет ни малейшего сомнения в том, что Христос, пришедший дать человекам свободу, вознаградил тех, кто был ради Него убит; ведь даже будучи распятым, Он молился о распявших Его».