Раздел 4. Надлежало ли Христу самому обнаружить свое рождение?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу Самому надлежало обнаружить Свое рождение. В самом деле, непосредственная причина, как сказано в восьмой [книге] «Физики», обладает большею силой, чем опосредованная. Но Христос обнаружил Свое рождение через посредство других, например, пастухам через ангелов и волхвам через звезду Следовательно, Ему Самому тем более надлежало обнаружить Свое рождение.

Возражение 2. Далее, [в Писании] сказано: «Скрытая мудрость и утаенное сокровище — какая польза от обоих?» (Сир. 20:30). Но Христос с момента Своего зачатия обладал совершенным сокровищем мудрости и благодати. Следовательно, если Он не обнаружил полноту этих даров в словах и делах, то мудрость и благодать были даны Ему всуе. Но это невозможно, поскольку «Бог и природа ничего не делают всуе»-.

Возражение 3. Далее, в книге о младенчестве Спасителя сказано, что в младенческие годы Христос соделал немало чудес. Следовательно, похоже, что Он обнаружил Свое рождение Сам.

Этому противоречит сказанное папой Львом о том, что волхвы нашли «младенца Иисуса ничем не отличающимся от других человеческих младенцев». Но другие младенцы не обнаруживают себя сами. Следовательно, и Христу не приличествовало Самому обнаруживать Свое рождение.

Отвечаю: рождение Христа было определено к спасению человеков, которое происходит чрез веру. Но спасительная вера исповедует Божество и человечество Христа. Поэтому обнаружению рождения Христа приличествовало быть таким, чтобы доказательство Его Божества не причинило вреда вере в Его .человеческую природу. Но именно так и случилось, когда Христос явил подобие человеческой слабости, и при этом через посредство Божьих тварей обнаружил силу Своего Божества. Поэтому Христос обнаружил Свое рождение не Сам, а посредством некоторых других тварей.

Ответ на возражение 1. При порождении и движении мы необходимо должны идти от несовершенного к совершенному Поэтому Христос вначале был обнаружен через посредство других тварей, а потом совершенным образом обнаружил Себя Сам.

Ответ на возражение 2. Несмотря на то, что скрытая мудрость бесполезна, тем не менее мудрому надлежит обнаруживать себя не всегда, а в подходящее для этого время, о чем читаем: «Иной молчит, потому что не знает, что отвечать, а иной молчит, потому что знает время» (Сир. 20:6). Следовательно, данная Христу мудрость не была дана всуе, поскольку Он объявил о Себе в подходящее для этого время. И само то, что Он не был известен до наступления подходящего времени, является свидетельством мудрости.

Ответ на возражение 3. Книга о младенчестве Спасителя признана апокрифической. Кроме того, Златоуст говорит, что Христос до превращения воды в вино не соделывал никаких чудес, согласно сказанному [в Писании]: «Так положил Иисус начало чудесам» (Ин. 2:11). В самом деле, «если бы Он с младенчества начал соделывать чудеса, то не было бы никакой потребности в ком-то еще для того, чтобы явить Его Израилю, а между тем Иоанн Креститель сказал: «Я… для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31). Кроме того, Ему приличествовало не соделывать чудеса в младенчестве, поскольку люди могли бы подумать, что Воплощение было мнимым и из злобы распять Его прежде срока».