Раздел 5. Надлежало ли обнаруживать рождение Христа через посредство ангелов и звезды?

С пятым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что рождение Христа не должно было обнаруживать через посредство ангелов. Ведь ангелы — это духовные субстанции, согласно сказанному [в Писании]: «Ты творишь ангелами Твоими духов» (Пс. 103:4). Но рождение Христа произошло во плоти, а не в Его духовной субстанции. Следовательно, его не должно было обнаруживать через посредство ангелов.

Возражение 2. Далее, праведник больше чем кто-либо другой сроден ангелам, согласно сказанному [в Писании]: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Пс. 33:8). Но рождение Христа не было обнаружено праведникам, а именно Симеону и Анне, через посредство ангелов. Следовательно, не должно было сообщать о нем через посредство ангелов и пастухам.

Возражение 3. Далее, похоже, что его не должно было обнаруживать волхвам через посредство звезды. В самом деле, это может показаться одобрением заблуждения тех, которые думают, что на рождение человека влияют звезды. Но от человека надлежит устранять все, что дает ему повод к греху. Следовательно, рождение Христа не приличествовало обнаруживать через посредство звезды.

Возражение 4. Кроме того, знак должен быть таким, чтобы с его помощью можно было узнать означенное. Но звезда не представляется тем, что означает рождение Христа. Следовательно, рождение Христа не было надлежащим образом обнаружено через посредство звезды.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Совершенны дела Его» (Вт 32:4). Но все эти обнаружения были делами Божиими. Следовательно, они были исполнены через посредство надлежащих знаков.

Отвечаю: подобно тому, как знание, получаемое благодаря силлогизму, основывается на том, что мы уже знаем, точно так же знание, получаемое благодаря знаку, должно быть сообщено через посредство того, что известно тому, кому оно сообщается. Затем, очевидно, что праведник благодаря пророческому духу обладает некоторым сродством с внутренним внушением Святого Духа, и потому он, как правило, получает наставления именно так, то есть без использования чувственных знаков. С другой стороны, те, которые погружены в телесность, приводятся к умственному через посредство чувственного. Так, евреям было привычно принимать божественные откровения от ангелов, через посредство которых они получили Закон, согласно сказанному [в Писании]: «Вы, которые приняли Закон при служении ангелов» (Деян. 7:53). А язычникам, и в первую очередь астрологам, было привычно наблюдать за движением звезд. Поэтому рождение Христа было обнаружено праведникам, а именно Симеону и Анне, посредством внутреннего внушения Святого Духа, согласно сказанному [в Писании]: «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). Пастухам же и волхвам, которые занимались телесным, рождение Христа было обнаружено посредством зримых образов. И так как это рождение было не только земным, но и в определенном смысле небесным, им это было явлено через посредство небесных знаков. В самом деле, как говорит Августин в своей проповеди на Богоявление, «ангелы обитают на небесах, а звезды их украшают, и потому посредством тех и других небеса славят Господа». При этом пастухам, которых как евреев не смущало явление ангелов, о рождении Христа сообщили ангелы, тогда как волхвам, которым было обычно наблюдать за небесными телами, оно было обнаружено через посредство звезды. В связи с этим Златоуст говорит, что «Господь соблаговолил призвать их через посредство того, что было для них обычным»-.

Для этого есть и другая причина, а именно та, что, по словам Григория, «евреям как существам разумным приличествовало быть наставленными этим разумным животным», то есть ангелом. «Тогда как язычники, кои не были способны разумно познавать Бога, были приведены к Богу посредством не слов, а знаков. Таким образом, Господь как могущий говорить был обнаружен говорившими вестниками, а как еще не могущий говорить был обнаружен безмолвными элементами»-.

И еще есть одна причина, а именно та, что, как говорит Августин в проповеди на Богоявление, «Аврааму было дано обетование бесчисленного потомства, которое имело произойти в силу не плотского воспроизводства, а плодородия веры. Оно было сравнено с множеством звезд, что как будто бы указывало на небесное потомство». Поэтому язычники, «которые обозначены звездами, были побуждены восхождением новой звезды» к поиску Христа, чрез Которого они стали семенем Авраама.

Ответ на возражение 1. В обнаружении нуждается то, что само по себе скрыто, а не то, что само по себе очевидно. Но Его плоть как рожденного была очевидна, а Его Божество — скрыто. Поэтому было уместным, чтобы это рождение было обнаружено служителями Божиими, ангелами. По той же причине явление ангела сопровождалось неким «сиянием», указывающим на то, что родившийся есть «сияние славы» Отца (Лк. 2:9).

Ответ на возражение 2. Праведники не нуждаются в видимом явлении ангела, поскольку им в силу их совершенства достаточно внутреннего внушения Святого Духа.

Ответ на возражение 3. Сама указавшая на рождение Христа звезда устраняет все возможные поводы к заблуждениям. В самом деле, как говорит Августин, «никакой астролог никогда не соединял положение звезд во время рождения человека с его судьбою настолько, чтобы утверждать, что одна из звезд при рождении кого-либо может покинуть свою орбиту и указать путь к новорожденному», как это имело место в случае той звезды, которая указала на рождение Христа. Следовательно, это никоим образом не является одобрением заблуждения тех, которые «полагают, что между рождением человека и орбитами звезд существует какая-то связь, поскольку они не говорят, что при рождении человека звезды могут сойти со своих орбит»-.

То же самое имеет в виду Златоуст, когда говорит: «Делом астронома является не узнавать от звезд о новорожденном, но, зная о времени рождения человека, судить о его будущем. Волхвы же не знали о времени рождения в той мере, в какой на его основании можно судить о будущем; скорее, все было наоборот»-.

Ответ на возражение 4. Златоуст сообщает о том, что в некой апокрифической книге упоминается о дальневосточном племени, проживающем вблизи океана, у которого хранится написанное Сифом свидетельство. В нем сказано об этой звезде и тех дарах, которые надлежит принести. Это племя, ожидая появления звезды, выбирало двенадцать мужей, которые в определенное время поднимались на вершину горы и вели наблюдения с великим усердием. Оттуда они и увидели звезду, а в ней — как бы образ младенца, а над нею — фигуру креста-.

Или, как читаем в другой книге, эти волхвы были последователями Валаама, сказавшего, что «звезда взойдет от Иакова». Поэтому, видя, что эта звезда чужда существующей звездной системе, они пришли к выводу, что она-то и была предсказана Валаамом как указующая на царя иудеев.

Или, как говорит Августин в проповеди на Богоявление, этим «волхвам было открыто ангелами», что звезда была знаком рождения Христа, и, по его мнению, то были «добрые ангелы, чающие спасения чрез поклонение Христу».

Или, как говорит папа Лев в проповеди на Богоявление, «помимо привлекшей их телесное зрение внешней формы, в ней были и особо сияющие лучи, просвещающие их умы светом веры».