Раздел 6. Было ли обнаружение рождения Христа произведено в надлежащем порядке?

С шестым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что обнаружение рождения Христа не было произведено в надлежащем порядке. Ведь о рождении Христа вначале должны были узнать те, кто был наиболее близок к Христу и ждал его более остальных, согласно сказанному в [Писании]: «Она даже упреждает желающих познать ее» (Прем. 6:14). Но наиболее близким к Христу посредством своей веры и более других жаждущим Его прихода является праведник; так, о Симеоне сказано, что «он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева» (Лк. 2:25). Следовательно, о рождении Христа вначале должно быть известить Симеона, а не пастухов и волхвов.

Возражение 2. Далее, волхвы были «первыми плодами» язычников, которые должны были уверовать в Христа. Но [в Писании] сказано, что вначале в веру должно войти «полное число язычников», и только потом «весь Израиль спасется» (Рим. 11:25, 26). Следовательно, рождение Христа должно было быть обнаружено волхвам раньше, чем пастухам.

Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано, что Ирод «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и ниже (по времени, которое выведал от волхвов)» (Мф. 2:16). Из этого, похоже, можно сделать вывод, что волхвы прибыли двумя годами позже рождения Христа. Следовательно, язычники узнали о Христе достаточно поздно, что представляется неподобающим.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Он изменяет времена и лета» (Дан. 2:21). Следовательно, похоже на то, что время обнаружения рождения Христа было произведено в надлежащем порядке.

Отвечаю: вначале, в тот самый день, в который Христос был рожден, Его рождение было открыто пастухам. Об этом [Писание] говорит так: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего… Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: «Пойдем в Вифлеем»… и, поспешив, пришли» (Лк. 2:8, 15, 16). Вторыми по порядку были волхвы, пришедшие к Христу на тринадцатый день после Его рождения (в этот же день мы отмечаем Крещение). В самом деле, если бы они пришли через год или два, то не застали бы Его в Вифлееме, поскольку читаем: «Когда они совершили все по Закону Господню», то есть после того, как посвятили Младенца Иисуса в храме, «возвратились в Галилею, в город свой, Назарет» (Лк. 2:39). Третьими же были праведники, которые, как сказано, узнали о рождении Христа в храме на сороковой день после Его рождения (Лк. 2:22).

Причину указанного порядка надлежит усматривать в том, что пастухи прообразуют апостолов и других последователей-евреев, которые первыми узнали о вере Христовой и среди которых, как сказано, не было «много сильных и много благородных» (1 Кор. 1:26). Во-вторых, вера Христова охватила «полное число язычников», и это было прообразовано волхвами. В-третьих, она охватила полное число евреев, и это было прообразовано праведниками. По той же причине Христос был явлен им в еврейском храме.

Ответ на возражение 1. Как говорит апостол, «Израиль, искавший Закона праведности, не достиг до Закона праведности», а «язычники, не искавшие праведности», прежде Израиля «получили праведность, праведность чрез веру» (Рим. 9:30, 31). Поэтому прообразовывавший это Симеон, который «чаял утешения Израилева», был последним, кому было обнаружено рождение Христа, а волхвы и пастухи, которые не так страстно желали пришествия Христа, как он, предшествовали ему Ответ на возражение 2. Хотя «полному числу язычников» надлежало войти в веру раньше, чем полному числу евреев, тем не менее, первые плоды евреев в вере предшествовали первым плодам язычников. Поэтому рождение Христа было обнаружено пастухам раньше, чем волхвам.

Ответ на возражение 3. В отношении замеченной волхвами звезды существует два мнения. Так, Златоуст и Августин в своей проповеди на Богоявление говорят, что волхвы увидели звезду за два года до рождения Христа, после чего, проведя тщательное исследование и подготовившись к путешествию, прибыли со своего дальнего востока к Христу на тринадцатый день после Его рождения. Поэтому Ирод, увидев после ухода волхвов «себя осмеянным» ими, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его от двух лет и ниже», поскольку полагал, что Христос мог родиться именно тогда, когда, по рассказам волхвов, появилась звезда.

Другие же говорят, что звезда появилась в момент рождения Христа и что волхвы, едва увидев звезду, сразу же отправились в путь. А преодолели они столь большие пространства всего за тринадцать дней — по мнению согласных с тем, что они пришли из дальних восточных земель — с Божьей помощью и благодаря живости своих дромадеров. Еще некоторые полагают, что они пришли из соседней страны, откуда был родом и Валаам, учение которого они восприняли, а как о пришедших с востока о них сказано потому что их страна была расположена восточней Израиля. По этой версии Ирод избил младенцев не сразу же после ухода волхвов, а двумя годами позже, причем либо потому, что он, говорят, должен был срочно отбыть в Рим для защиты от выдвинутых против него обвинений, либо потому, что он был обеспокоен какой-то опасностью, удержавшей его на время от избиения младенцев, либо же потому что, как говорит Августин, он мог подумать, что «волхвы были обмануты ложным видением звезды, и поскольку не нашли Того, Кого считали родившимся, то стыдились возвратиться к нему» -. А убил он не только двухлетних, но и младших детей потому, что он, как говорит Августин в проповеди о невинных младенцах, опасался, что Младенец, Коему повинуются звезды, вполне мог выглядеть старше или моложе своих лет.