Раздел 2. Подобало ли Христу креститься крещением Иоанна?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христу не подобало креститься крещением Иоанна. В самом деле, крещение Иоанна было «крещением в покаяние». Но покаяние не подобало Христу, поскольку у Него не было никакого греха. Следовательно, похоже, что Ему не должно было креститься крещением Иоанна.

Возражение 2. Далее, крещение Иоанна, по словам Златоуста, «находилось посредине между крещением евреев и крещением Христа». Но «среднему присущи черты природ [обоих] пределов». Поэтому коль скоро Христос не крестился ни еврейским крещением, ни даже Своим собственным, то по тем же причинам Он не должен был креститься и крещением Иоанна.

Возражение 3. Далее, все лучшее, что есть в человечестве, должно усваивать Христу. Но крещение Иоанна не было лучшим из крещений. Следовательно, Христу не подобало креститься крещением Иоанна.

Этому противоречит сказанное [в Писании] о том, что пришел «Иисус из Галилеи на Иордан, к Иоанну креститься от него» (Мф. 3:13).

Отвечаю: как говорит Августин, «приняв крещение, Господь крестил не тем крещением, которым крестился Сам». Таким образом, коль скоро Сам Он крестил Своим собственным крещением, из этого следует, что Он крестился не Своим собственным крещением, а крещением Иоанна. И это было подобающим потому, что, во-первых, особенностью крещения Иоанна было то, что он крестил не в Духе, а только «в воде». Сам же Христос не нуждался в духовном крещении, поскольку был исполнен благодати Святого Духа с момента Своего зачатия, что со всей очевидностью было показано нами выше (34, 1). Это основание приводит нам Златоуст Во-вторых, как говорит Беда в своем комментарии к [евангелию от Марка] (Мк. 1:9), Он крестился крещением Иоанна потому, что, «крестившись этим крещением, Он показал, что одобряет крещение Иоанна». В-третьих, потому, что, как говорит Григорий Назианзин, «придя к Иоанну, чтобы креститься от него, Он освятил крещение».

Ответ на возражение 1. Как уже было сказано (1), Христос пожелал креститься, чтобы Своим примером привести нас к крещению. А для того, чтобы наше приведение было наиболее действенным, Он пожелал креститься крещением, в котором Он явно не нуждался, чтобы нуждавшиеся в нем люди могли быть приведены к нему. Поэтому Амвросий в своем комментарии к [евангелию от Луки] (Лк. 3:21) говорит: «Никто да не уклонится от благодатного очищения, ибо и Сам Христос не отказался от очищения в покаяние».

Ответ на возражение 2. Предписанное Законом еврейское крещение было просто образом, тогда как крещение Иоанна в определенном смысле было действенным, поскольку оно побуждало людей удерживаться от греха; крещение же Христа действенно и с точки зрения отпущения греха, и с точки зрения сообщения благодати. Затем, Христос не нуждался ни в отпущении греха, которого в Нем не было, ни в даре благодати, которой Он был исполнен. Кроме того, коль скоро Он есть «Истина», Ему не подобало принимать то, что было всего лишь образом. Следовательно, Ему в большей мере приличествовало принять среднее крещение, чем одно из предельных.

Ответ на возражение 3. Крещение — это духовное лекарство. Но чем совершенней вещь, тем меньше ей требуется лекарства. Таким образом, коль скоро Христос является наиболее совершенным, из этого следует, что Ему не было нужды принимать наиболее совершенное крещение (как и здоровый не нуждается в сильнодействующем лекарстве).