Раздел 6. Правильно ли говорить, что при крещении Христа Святой Дух нисшел на него в виде голубя?

С шестым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, неправильно говорить, что при крещении Христа Святой Дух нисшел на Него в виде голубя. Ведь Святой Дух пребывает в человеке благодатью. Но человек Христос, как явствует из того, что было показано выше (7, 12; 34, 1), был исполнен благодати с момента Своего зачатия как «единородный от Отца». Следовательно, не было никакой необходимости посылать Ему Святого Духа при Его крещении.

Возражение 2. Далее, о Христе говорят как о нисшедшем в мир в тайне Воплощения, когда «Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Филип. 2:7). Но Святой Дух не воплощался. Следовательно, негоже говорить, что Святой Дух «нисшел на Него».

Возражение 3. Далее, то, что происходит при нашем крещении, было, как в образце, явлено нам при крещении Христа. Но при нашем крещении не имеет места никакой видимой миссии Святого Духа. Следовательно, не должно было быть и никакой видимой миссии Святого Духа при крещении Христа.

Возражение 4. Кроме того, Святой Дух изливается на других через посредство Христа, согласно сказанному [в Писании]: «От полноты Его все мы приняли» (Ин. 1:16). Но Святой Дух нисшел на апостолов в виде огня, а не голубя. Следовательно, и на Христа Ему надлежало низойти не в виде голубя, а в виде огня.

Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Дух Святой нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк. 3:22).

Отвечаю: то, что имело место с Христом при Его крещении, по словам Златоуста, «было связано с тайной, исполняющейся во всех, кто крестится впоследствии»-. Но все достойно крестящиеся крещением Христа получают Святого Духа, согласно сказанному [в Писании]: «Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3:11). Поэтому надлежало быть так, чтобы при крещении Господа на Него нисшел Святой Дух.

Ответ на возражение 1. Как говорит Августин, «крайне нелепо полагать, будто Христос получил Святого Духа, когда Он был лет тридцати. Ведь Он пришел креститься безо всякого греха, но не без Святого Духа. Ибо если об Иоанне написано, что он «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1:15), то что же тогда следует понимать и верить в отношении человека Христа, само зачатие плоти Которого было не плотским, но духовным? Поэтому тогда», то есть при Его крещении, «Он соблаговолил предобразовать тело Свое, то есть Церковь, в которой крещенные получают Святого Духа»-.

Ответ на возражение 2. По словам Августина, о Святом Духе сказано как о нисшедшем на Христа в телесном виде, как голубь, не потому, что стала видимой самая субстанция невидимого Святого Духа, как если бы та видимая тварь была принята в единство божественного Лица. Поэтому нельзя говорить, что Святой Дух был голубем, как мы говорим, что Сын Божий в силу соединения есть человек. Не был Святой Дух зрим в виде голубя и так, как Иоанн в Апокалипсисе увидел закланного Агнца (Откр. 5:6), «ибо это пророческое видение было представлено в духе посредством духовных образов телесных вещей, тогда как всякий, кто видел того голубя, видел его своими телесными глазами. И опять-таки, мы не можем называть Духа голубем так, как мы называем Сына камнем (ведь сказано же: «Камень же был Христос» (1 Кор. 10:4)). Ибо тот камень уже был сотворен и по образу действия был назван именем Христа, Которого он обозначал, в то время как голубь возник, обозначил требуемое и исчез подобно явленному Моисею из куста пламени»-.

Таким образом, о Святом Духе говорят как о нисшедшем на Христа не в том смысле, что Он соединился с голубем, а, пожалуй, в том, что этот голубь обозначил собою Святого Духа, поскольку «нисшествие» произошло при обнаружении, а также по причине духовной благодати, которая исходит от Бога, чтобы, так сказать, низойти на тварь, согласно сказанному [в Писании]: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (ИакЛ:17).

Ответ на возражение 3. Как говорит Златоуст, «в начале всех духовных трудов ради тех, которые не могут постигать бестелесную природу, возникают чувственные явления…. И хотя в дальнейшем ничего подобного не происходит, они способствуют формированию их веры в соответствии с тем, что единожды случилось для всех»-. Поэтому Святой Дух нисшел на Христа при Его крещении явно, в телесном виде, дабы мы имели основание полагать, что Он невидимо снисходит на всех крестящихся.

Ответ на возражение 4. Святой Дух явился при крещении Христа в виде голубя по четырем причинам. Во-первых, по причине того расположения, которое необходимо для всякого, принимающего крещение, а именно, чтобы он приходил к нему нелицемерно, поскольку, как сказано [в Писании], «Святой Дух Премудрости удалится от лукавства» (Прем. 1:5). Действительно, голубь является животным простым и далеким от хитрости и лукавства, в связи с чем читаем: «Будьте… просты, как голуби» (Мф. 10:16).

Во-вторых, чтобы через посредство присущих голубю свойств обозначить семь даров Святого Духа. Так, голубь гнездится неподалеку от струящихся вод, чтобы, завидев ястреба, иметь возможность нырнуть и спастись. Это относится к дару премудрости, посредством которой святые, желая избежать нападений дьявола, строят свои жилища у благодатных вод Святого Писания. Затем, голубь предпочитает отборное семя. Это относится к дару ведения, посредством которого святые избирают и услаждаются истинным учением. Затем, голубь питает выводки других птиц. Это относится к дару совета, посредством которого святые, проповедуя и подавая пример, питают людей, бывших выводком, то есть подражателями, дьявола. Затем, голубь не разрывает своим клювом. Это относится к дару разума, благодаря которому святые не разрывают истинное учение, как это делают еретики. Затем, голубь не злобен. Это относится к дару благочестия, благодаря которому святые свободны от безрассудного гнева. Затем, голубь гнездится в расселинах скал. Это относится к дару крепости, благодаря которому святые строят свои гнезда, то есть ищут свое утешение и надежду, в смертных ранах Скалы крепости, Христа. Наконец, голубь поет жалобную песню. Это относится к дару страха, благодаря которому святые скорбят о грехах.

В-третьих, Святой Дух явился в виде голубя по причине присущего крещению следствия, а именно отпущения грехов и примирения с Богом, поскольку голубь является нежной тварью. Поэтому, по словам Златоуста, «как во времена Потопа эта тварь воротилась, неся в клюве масличный лист и вместе с ним весть о наступившем повсюду мире, так и теперь голубь явился при Крещении, указав на нашего Избавителя»-.

В-четвертых, Святой Дух нисшел на Господа при Его крещении в виде голубя, чтобы обозначить общее следствие крещения, а именно устроение единства Церкви. В связи с этим [в Писании] сказано: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (чтобы освятить ее, очистив «банею водною» посредством слова, чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна)» (Еф. 5:25 — 27). Поэтому Святому Духу приличествовало явиться при Крещении в виде голубя, твари любвеобильной и общительной. По этой же причине о Церкви сказано: «Единственная — она, голубица моя» (Песнь. 6, 9).

Что же касается апостолов, то на них Святой Дух нисшел в виде огня по двум причинам.

Во-первых, чтобы показать, каким сердечным пылом им, окруженными повсюду врагами, надлежит подвигаться в проповедовании Христа. Поэтому Он и явился им в виде огненных языков. В связи с этим Августин говорит, что Господь «явил» Святого Духа «двояко», а именно «в виде спустившегося на крестившегося Господа голубя и в виде нисшедшего на собравшихся вместе учеников огня. В первом случае обозначена простота, а в последнем — пыл. На примере голубя мы научаемся тому, что освященные Духом должны быть бесхитростны, а на примере огня — что их простота не должна становиться холодной. И пусть никого не беспокоит разделение языков, ибо голубь указывает на единство».

Во-вторых, потому, что, по словам Златоуста, «коль скоро грех должен был быть прощен», что происходит в результате крещения, «потребовалось смирение», и на это указывает голубь, «однако по обретении благодати нам должно готовиться к суду», и на это указывает огонь.