Раздел 2. С о делывал ли Христос чудеса посредством божественной силы?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос не соделывал чудеса посредством божественной силы. Действительно, божественная сила всемогуща. Но дело представляется так, что Христос не был всемогущим при соделывании чудес, поскольку читаем, что Он «не мог совершить там», то есть в Своем отечестве, «никакого чуда» (Мк. 6:5). Следовательно, похоже, что Он не соделывал чудеса посредством божественной силы.

Возражение 2. Далее, Бог не молится. Но Христос, соделывая чудеса, подчас молился, как это имело место при воскрешении Лазаря (Ин. 11:41, 42) и, как читаем, при умножении хлебов (Мф. 14:19). Следовательно, похоже, что Он не соделывал чудеса посредством божественной силы.

Возражение 3. Далее, сделанное божественной силой не может быть сделано силами какой бы то ни было твари. Но то, что делал Христос, могло быть также сделано и силами твари, по каковой причине фарисеи говорили, что «Он изгоняет бесов силою Веельзевула» (Лк. 11:15). Следовательно, похоже, что Христос не соделывал чудеса посредством божественной силы.

Этому противоречит сказанное Господом: «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (HJL 14:10).

Отвечаю: как уже было сказано в первой части (I, 110, 4), истинные чудеса могут соделываться только посредством божественной силы, поскольку один только Бог может изменять порядок [всей] природы, что [собственно] и является чудом. Поэтому папа Лев говорит, что хотя в Христе наличествует две природы, «одна», то есть божественная, «которая обнаруживается в чудесах», и «другая», то есть человеческая, «которая претерпевает поношения», тем не менее «каждая из них сообщает свои действия другой», а именно постольку, поскольку человеческая природа является орудием божественного действия, а человеческое действие, как было показано выше (19, 1), черпает свою силу из божественной Природы.

Ответ на возражение 1. Когда читаем, что Он «не мог совершить там никакого чуда», то это должно понимать не так, что Он не был способен его совершить, а так, что Ему не приличествовало его совершать, поскольку Он не желал соделывать чудеса среди неверных. Поэтому далее сказано, что Он «дивился неверию их». В подобном же смысле должно понимать и другие слова [Писания, например]: «Утаю ли Я от Авраама, …что хочу делать?» (Быт 18:17): и еще: «Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда» (Быт. 19:22).

Ответ на возражение 2. Как говорит в своем комментарии к [евангелию от Матфея] (Мф. 14:19) Златоуст, «Он, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на Небо, благословил и преломил. Это было сделано для того, чтобы о Нем уверовали как то, что Он — от Отца, так и то, что Он равен Ему Именно для того, чтобы доказать то и другое, Он соделывал чудеса когда правомочно, а когда и с молитвой. Делая меньшее», например, умножая хлебы, «Он взирает на небо, а делая большее, что приличествует одному только Богу, Он действует правомочно, например, когда отпускает грехи и воскрешает умершего».

Когда же читаем, что при воскрешении Лазаря Он «возвел очи к небу», то это было сделано Им не потому, что Он нуждался в молитве, а потому, что Он желал научить молиться нас. Поэтому далее Он говорит: «Сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня».

Ответ на возражение 3. Христос изгонял бесов иначе, чем они могли бы быть изгнаны силою бесов. Ведь бесы изгоняются из тел силою более могущественных бесов так, что при этом сохраняют свою власть над душой, поскольку дьявол не борется с собственным царством. С другой стороны, Христос изгонял бесов не только из тела, но еще более — из души. Поэтому Господь осудил богохульство евреев, говоривших, что Он изгонял бесов бесовскою силой, сказав, во-первых, что сатана не разделяется в самом себе; во-вторых, что есть и другие, которые изгоняют бесов Духом Божиим; в-третьих, что Он не смог бы изгнать беса, если бы не превозмог его посредством божественной силы; в-четвертых, что между Его делами и их следствиями и делами сатаны и их следствиями нет ничего общего, поскольку целью сатаны является «расточить» тех, кого «собрал» Христос.