Раздел 4. Надлежащим ли образом Христос соделывал чудеса в неразумных тварях?

С четвертым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что Христос соделывал чудеса в неразумных тварях ненадлежащим образом. Так, скот возвышеннее растений. Но Христос соделывал чудеса в растениях, как, например, когда по Его слову засохла смоковница (Мф. 21:19). Следовательно, Христу также надлежало соделывать чудеса и в скотах.

Возражение 2. Далее, наказание справедливо при наличии вины. Но смоковница не была виновна в том, что Христос не нашел на ней никакого плода, поскольку «еще не время было собирания смокв» (Мк. 11:13). Следовательно, похоже, что Ему не подобало ее засушивать.

Возражение 3. Далее, воздух и вода находятся между небом и землей. Но Христос, как сказано (2), соделывал некоторые чудеса в небесах, и точно так же — в земле, как когда она потряслась во время Его страстей (Мф. 27:51). Следовательно, похоже, что Он должен был также соделывать чудеса в воздухе и воде, например, подобно Моисею разделить море (Исх. 14:21) или подобно Иисусу Навину (Нав. 3:16) и Илии (4 Цар. 2:8) — реку, или причинить сотрясший воздух гром, как это имело место у горы Синай при сообщении Закона (Исх. 19:16), или что-то подобное тому, что делал Илия (3 Цар. 18:45).

Возражение 4. Кроме того, чудесные дела являются делами управляющего миром божественного Промысла. Но такие дела предполагают наличие того, что было сотворено ранее. Поэтому представляется неправильным, что в Своих чудесах Христос использовал само сотворение, как, например, когда Он умножил хлебы. Следовательно, Его чудеса в отношении неразумных тварей представляются ненадлежащими.

Этому противоречит следующее: Христос есть «Божия премудрость» (1 Кор. 1:24), о которой сказано, что она «все устрояет на пользу» (Прем. 8:1).

Отвечаю: как уже было сказано, чудеса Христовы были определены к той цели, чтобы Он был узнан как наделенный божественной силой ради спасения человечества. Но божественной силе присуще властвовать над всяческой тварью. Поэтому Ему приличествовало соделывать чудеса во всяком виде твари — не только в человеке, но и в неразумных вещах.

Ответ на возражение 1. Скоты близки человеку по роду, по каковой причине они были созданы в тот же день, что и человек. И коль скоро Он соделал много чудес в людских телах, Ему не было нужды соделывать чудеса еще и в телах скотов, да и вообще всех земных животных, если принимать во внимание их чувственную и материальную природу. А вот рыбы, обитая в воде, во многом чужды человеческой природе, по каковой причине они были созданы в другой день. В отношении них Христос соделал чудо обильного улова, о чем читаем в [Писании] (Лк. 5; Ин. 21), а также чудо нахождения Петром в рыбе статира (Мф. 17:27). Что же касается бросившихся в море свиней, то это произошло не вследствие божественного чуда, а по причине дозволенной Богом деятельности бесов.

Ответ на возражение 2. Как говорит Златоуст, комментируя слова из [евангелия от Матфея] (Мф. 21:19), «когда Господь соделывает что-либо подобное» в растениях или скотах, «не спрашивай, за что засохла смоковница, если еще не настало время собирания смокв, ибо такой вопрос выглядит крайне нелепым», поскольку такие вещи не могут согрешить или претерпевать наказание, «но наблюдай чудо и удивляйся Делателю». И при этом Создатель, решив использовать ту или иную созданную Им тварь ради спасения других, не «причиняет» никакого вреда ее владельцу; скорее, как говорит Иларий, комментируя слова из [евангелия от Матфея] (Мф. 21:19), «в этом нам должно усматривать доказательство божественной благости,

поскольку когда Он пожелал предоставить пример того, как Он сообщает спасение, Он явил могущество Своей силы в человеческом теле, а когда Он пожелал явить Свою строгость к тем, кто своенравно не хочет повиноваться Ему, Он предвозвестил их погибель Своим осуждением дерева». То же, что это случилось со смоковницей, которая, по словам Златоуста, «вся полна влаги», делает чудо особенно замечательным.

Ответ на возражение 3. Христос соделывал приличествующие Ему чудеса в воздухе и воде, а именно когда Он, как сказано, «запретил ветрам и морю — и сделалась великая тишина» (Мф. 8:26). Но Тому, Кто пришел восстановить во всем мир и спокойствие, не приличествовало причинять ни волнения в воздухе, ни разделения вод. Поэтому апостол говорит: «Вы приступили не к осязаемому огню, не ко тьме, и мраку, и буре»- (Евр. 12:18).

Впрочем, во время Его страстей «завеса разодралась», что означало раскрытие тайн Закона; «гробы отверзлись», что означало, что Его смерть дала жизнь умершим; «земля потряслась и камни расселись», что означало, что благодаря Его страстям окаменевшие людские сердца смягчатся и весь мир изменится к лучшему.

Ответ на возражение 4. Умножение хлебов было произведено посредством не сотворения, а дополнения внешней материей, преобразованной в хлебы. Поэтому Августин, комментируя слова из [евангелия от Иоанна] (Ин. 6:1-14), говорит: «Подобно тому как несколько зерен Он умножает в урожай, точно так же в Своих руках Он умножил и пять хлебов» (а ведь понятно, что умножение зерен в урожай происходит путем преобразования [материи]).