Раздел 2. Необходимо ли для материи этого таинства конкретное количество хлеба и вина?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что для материи этого таинства требуется конкретное количество хлеба и вина. Ведь следствия благодати не менее упорядочены, чем следствия природы. Но «для всех естественных образований есть предел и соотношение величины и роста»-. Следовательно, для этого таинства, называемого «Евхаристия», то есть «благодарение», требуется конкретное количество хлеба и вина.

Возражение 2. Далее, Христос не дал служителям Церкви никакой власти в отношении того, что привело бы к осмеянию веры и Его таинств, согласно сказанному [в Писании]: «Нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию (а не к расстройству вашему)» ( 2 Кор. 10:8). Но если бы священник пожелал освятить весь проданный на рынке хлеб и все находящееся в винном погребе вино, то это привело бы к осмеянию этого таинства. Следовательно, так поступать он не вправе.

Возражение 3. Далее, если кто-либо крестится в море, то посредством крестильной формы освящается не вся морская вода, а только та вода, которой очищается тело крещаемого. Следовательно, и в этом таинстве нельзя освящать лишнее количество хлеба.

Этому противоречит следующее: многое противоположно немногому и большое — малому. Но нет такого столь малого количества хлеба и вина, которое не могло бы быть освящено. Следовательно, точно так же нет и такого столь большого количества, которое не могло бы быть освящено.

Отвечаю: иные утверждают, что священник не вправе освящать слишком большое количество хлеба и вина, например весь хлеб на рынке или все вино в бочонке. Но это не представляется истинным, поскольку во всех содержащих материю вещах основанием для конкретизации их материи является их расположенность к цели (так, материей пилы является пригодное для пиления железо). Затем, завершением этого таинства является потребление верующими. Следовательно, количество материи этого таинства должно быть сообразовано с потреблением верующими. Но оно не может быть определено со стороны потребления теми верующими, которые актуально присутствуют, поскольку в противном случае приходской священник, к которому пришло мало прихожан, не мог бы освятить много гостий. Таким образом, конкретизировать материю этого таинства можно только в отношении всех верующих в целом. Но количество всех верующих конкретно не ограничено. Следовательно, ни о каком конкретном количестве материи этого таинства говорит нельзя.

Ответ на возражение 1. Материя каждого естественного объекта имеет конкретное количество, сообразованное с конкретной формой. Но количество верующих, к потреблению которых определено это таинство, конкретно не ограничено. Следовательно, приведенная аналогия неудачна.

Ответ на возражение 2. Власть служителей Церкви определена к двум целям: во-первых, к надлежащему следствию и, во-вторых, к цели следствия. Но второе не упраздняет первого. Поэтому если священник намеревается освятить тело Христово ради дурной цели, например, для его осмеяния или для того, чтобы с его помощью кого-либо отравить, то он грешит посредством своего дурного намерения, но посредством данной ему власти он совершает таинство.

Ответ на возражение 3. Таинство крещения совершенствуется посредством использования материи, и потому освящается ровно столько воды, сколько используется. Однако это таинство совершается при освящении материи. Следовательно, приведенная аналогия неудачна.