Раздел 3. Необходимо ли, чтобы материей этого таинства был пшеничный хлеб?

С третьим, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что нет необходимости в том, чтобы материей этого таинства был [именно] пшеничный хлеб, поскольку это таинство является поминовением страстей Господних. Но дело представляется так, что ячменный хлеб в большей степени сообразуется со Страстями, чем пшеничный, как потому, что он более горек, так и потому, что, по словам [Писания] (Ин. 6), им Христос накормил множество [народа] на горе. Следовательно, пшеничный хлеб не является приличествующей этому таинству материей.

Возражение 2. Далее, в естественных вещах внешний образ служит признаком вида. Но есть схожие с пшеницей злаки, например полба и маис, из которых выпекают хлеб для этого таинства в некоторых местах. Следовательно, пшеничный хлеб не является присущей этому таинству материей.

Возражение 3. Далее, смешение искажает вид. Но пшеничная мука редко когда бывает без примесей каких-то других видов зерна, разве что если она делается из специально отобранного зерна. Следовательно, похоже, что пшеничный хлеб не является надлежащей материей этого таинства.

Возражение 4. Кроме того, похоже, что испортившееся принимает другой вид. Но некоторые совершают таинство из испортившегося хлеба, который вряд ли можно считать пшеничным. Следовательно, дело представляется так, что такой хлеб не является надлежащей материей этого таинства.

Этому противоречит следующее: в этом таинстве содержится Христос, Который сравнивает Себя с пшеничным зерном, когда говорит: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно» (Ин. 12:24). Следовательно, материей этого таинства является зерновой, то есть пшеничный, хлеб.

Отвечаю: как уже было сказано (1), материей в таинствах является то, что обычно используется людьми. Но из всех видов хлеба люди чаще всего используют пшеничный, а все остальные, как правило, используются при отсутствии этого. Поэтому принято считать, что Христос учредил это таинство с использованием именного этого вида хлеба. Кроме того, этот хлеб укрепляет человека, что должным образом указывает на следствие этого таинства. Следовательно, надлежащей материей этого таинства является пшеничный хлеб.

Ответ на возражение 1. Ячменный хлеб обозначает жесткость Старого Закона — как по причине жесткости этого хлеба, так и потому, что, по словам Августина, «ядро ячменя покрыто жесткой шелухой, что превосходно обозначает или Закон, данный таким образом, что в нем животворная для души пища скрывалась телесными обрядами, или народ, не избавившийся еще от плотского желания, которое, как шелуха, прилипло к его сердцу» -. Но это таинство принадлежит Христу, «благому игу», и уже явленной истине, и духовным людям. Следовательно, ячменный хлеб вряд ли является надлежащей материей этого таинства.

Ответ на возражение 2. Родитель порождает подобное себе по виду. Однако при этом присутствует и некоторая акцидентная несхожесть, связанная либо с материей, либо с недостаточностью порождающей способности. Поэтому если использовать какие-либо хлебные злаки, проросшие из семян пшеницы (например, дикую полбу, которая вырастает из посеянных в плохой земле пшеничных семян), то сделанный из такого зерна хлеб может служить материей этого таинства, чего нельзя сказать ни о ячмене, ни о настоящей полбе, ни даже о маисе, зерна которого больше всего напоминают пшеничные. Впрочем, само по себе подобие внешнего образа указывает скорее на видовую близость, чем идентичность (так, внешняя схожесть собаки и волка свидетельствует об их родстве, а не об общем виде). Следовательно, хлеб, произведенный из таких зерен, которые никак не могут быть выращены из зерен пшеницы, не является надлежащей материей этого таинства.

Ответ на возражение 3. Умеренное смешение не изменяет вид, поскольку немногое поглощается многим. Поэтому если смешать небольшое количество других зерен с гораздо большим количеством зерен пшеницы, то испеченный хлеб будет надлежащей материей этого таинства. Но если смешение будет значительным, например половина на половину или около того, то в таком случае это смешение изменит вид и, следовательно, испеченный хлеб не будет надлежащей материей этого таинства.

Ответ на возражение 4. Иногда хлеб портится настолько, что теряет свой изначальный вид (как когда разрушается непрерывность его частей, вследствие чего изменяются его вкус, цвет и прочие акциденции); из такой материи, конечно, нельзя делать тело Христово. А иногда порча является только расположенностью к порче, что обусловливает незначительное изменение во вкусе, но не изменяет вид; из такого хлеба можно делать тело Христово, хотя поступающий так грешит непочтительностью к таинству. А так как из испорченной пшеницы получают крахмал, то делать тело Христа из испеченного из нее хлеба не представляется правильным, хотя некоторые придерживаются противоположного мнения.