Раздел 1. Содержится ли в этом таинстве весь Христос?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что в этом таинстве не содержится весь Христос. Действительно, Христос начинает присутствовать в этом таинстве вследствие преложения хлеба и вина. Но очевидно, что хлеб и вино не могут быть изменены ни в Божество, ни в душу Христа. Таким образом, коль скоро Христос, как было показано выше (2, 5; 5, 1, 3), находится в трех субстанциях, а именно Божестве, душе и теле, то дело представляется так, что в этом таинстве не находится весь Христос.

Возражение 2. Далее, Христос находится в этом таинстве постольку, поскольку оно определено к вкушению верующими, каковое, как уже было сказано (74, 1), состоит в пище и питье. Затем, Господь сказал: «Плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6:55). Поэтому в этом таинстве содержатся только плоть и кровь Христовы. Но в теле Христа наличествует много других частей, например жилы, кости и тому подобное. Следовательно, в этом таинстве не содержится весь Христос.

Возражение 3. Далее, большее тело не может вмещаться в меньшую меру. Но мера хлеба и вина намного меньше меры тела Христа. Следовательно, это таинство не может вместить всего Христа.

Этому противоречат следующие слова Амвросия: «В этом таинстве пребывает Христос».

Отвечаю: абсолютно необходимо исповедать в соответствии с католической верой присутствие в этом таинстве всего Христа. Но при этом нам надлежит знать, что принадлежащее Христу находится в этом таинстве двояким способом: во-первых, так сказать, посредством силы таинства; во-вторых, по естественному сопутствованию. Посредством силы таинства в нем в видах этого таинства находится то, во что изменились прежде существовавшие субстанции хлеба и вина, что выражается словами формы, которые являются действенными как в этом, так и в других таинствах, такими как: «Сие есть тело Мое» и «сие есть кровь Моя». А по естественному сопутствованию в этом таинстве наличествует также и то, что действительно соединено с тем, в чем завершается вышеуказанное преложение. В самом деле, если какие-либо две вещи действительно соединены, то там, где действительна первая, действительна и вторая, поскольку действительно соединенные вместе вещи различаются только в деятельности ума.

Ответ на возражение 1. Поскольку изменение хлеба и вина не завершается в Божестве или душе Христа, из этого следует, что Божество и душа Христа находятся в этом таинстве не посредством силы таинства, а по действительному сопутствованию. Ведь коль скоро Божество никогда не оставляет принятого тела, то везде, где есть тело Христа, необходимо должно быть и Божество, и потому Божество необходимо присутствует в этом таинстве вместе с Его телом сопроводительным образом. Поэтому в исповедании веры Эфесского [собора] сказано: «Мы причащаемся телу и крови Христовым не так, как принимающие обычную плоть, и не так, как в силу достоинства соединяется со Словом святой, но — истинной животворящей плоти Самого Слова».

С другой стороны, как мы уже показали (50, 5), Его душа была поистине отделена от Его тела. Поэтому если бы мы отмечали это таинство в течение тех трех дней, когда Он был мертв, то тогда бы душа Христа не присутствовала в нем ни посредством силы таинства, ни по действительному сопутствованию. Но коль скоро «Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает» (Рим. 6:9), Его душа всегда действительно соединена с Его телом. Отсюда понятно, что в этом таинстве тело Христа присутствует посредством силы таинства, а Его душа — по действительному сопутствованию.

Ответ на возражение 2. Посредством силы таинства в нем в виде хлеба содержится не только плоть, но и все тело Христа, а именно кости, жилы и тому подобное, что явствует из самой формы этого таинства, в которой говорится не «сие есть плоть Моя», а «сие есть тело Мое». Что же касается слов Господа: «Плоть Моя истинно есть пища», то в них все тело названо плотью постольку, поскольку согласно человеческому обьгааю она является наиболее пригодной в пищу (ведь люди обыкновенно питаются плотью животных, а не костями и тому подобным).

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано (75, 5), после освящения хлеба и вина в тело и кровь Христа их акциденции сохраняются, из чего явствует, что размеры хлеба и вина не изменяются в размеры тела Христа, но [изменяются] только субстанции. К тому же субстанции тела и крови Христа присутствуют в этом таинстве посредством силы таинства, а не размеров тела и крови Христа. Отсюда понятно, что тело Христа находится в этом таинстве посредством субстанции, а не посредством количества. Но надлежащая полнота субстанции может содержаться в любом количестве (например, все природа воздуха — в любом количестве воздуха и вся природа человека — в индивиде любых размеров). Поэтому после освящения в этом таинстве содержится вся субстанция тела и [вся субстанция] крови Христа подобно тому, как до освящения в нем содержалась вся субстанция хлеба и [вся субстанция] вина.