Раздел 2. В каждом ли виде этого таинства содержится весь Христос?

Со вторым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что весь Христос не содержится в каждом из двух видов этого таинства. В самом деле, это таинство определено к спасению верующих не благодаря видам, а благодаря тому, что содержится в видах, поскольку виды присутствуют в нем и до освящения, которое сообщает силу этому таинству. Следовательно, если в одном виде содержится только то, что содержится и в другом, и если в обоих содержится весь Христос, то дело представляется так, что один из них является в этом таинстве лишним.

Возражение 2. Далее, нами уже было сказано (1) о том, что под именем плоти подразумеваются все части тела, такие как кости, жилы и тому подобное. Но Аристотель доказал, что кровь является одной из частей человеческого тела. Следовательно, если кровь Христа подобно другим частям тела содержится в виде хлеба, и при этом другие части тела не освящаются отдельно, то не должно освящать отдельно и кровь.

Возражение 3. Далее, то, что уже «стало быть», не может более «становиться быть». Но после освящения хлеба в этом таинстве тело Христа уже «стало быть». Поэтому оно не может вновь «становиться быть» в нем после освящения вина; выходит, что тело Христа не будет содержаться в виде вина, а, значит, не будет и весь Христос. Следовательно, в каждом из видов не содержится весь Христос.

Этому противоречит следующее: глосса на слова Писания (1 Кор. 11:25), комментируя слово «чаша», говорит, что «в каждом виде», а именно хлеба и вина, «получается то же»; таким образом, похоже, что в каждом из видов находится весь Христос.

Отвечаю: после всего вышесказанного (1) нам надлежит со всей определенность утверждать, что в каждом из священных видов, хотя и по-разному, находится весь Христос. Так, тело Христа фактически присутствует посредством силы таинства в виде хлеба, в то время как кровь находится там по действительному сопутствованию подобно тому, как находятся там душа и Божество Христа, о чем было сказано выше (1). А в виде вина посредством силы таинства присутствует кровь, в то время как тело Его — по действительному сопутствованию, равно как и Его душа и Божество, поскольку кровь Христа ныне не отделена от Его тела, как это имело место во время Его страстей и смерти. Поэтому если бы это таинство совершалось тогда, то тело Христа наличествовало бы в виде хлеба без крови, а в виде вина была бы представлена кровь без тела, как это и было тогда в действительности.

Ответ на возражение 1. Хотя в каждом из видов находится весь Христос, тем не менее, в этом нет ничего излишнего. Во-первых, это символизирует страсти Христа, во время которых кровь была отделена от тела; таким образом, в форме освящения крови упоминается о ее пролитии. Во-вторых, то, что тело Христа отдельно предъявляется верующим в качестве пищи, а кровь — в качестве питья, сообразуется с употреблением этого таинства. В-третьих, это сообразуется со следствием, в каковом смысле ранее мы уже говорили (74, 1), что «тело предлагается для спасения тела, а кровь — для спасения души».

Ответ на возражение 2. Во время страстей Христовых, воспоминанием о которых является это [таинство], другие части тела, в отличие от крови, не были отделены друг от друга, так что тело осталось цельным, согласно сказанному в [книге] «Исход»: «Костей ее не сокрушайте» (Исх. 12:46). Поэтому в этом таинстве кровь освящается отдельно от тела и при этом никакая другая часть не освящается отдельно от остальных.

Ответ на возражение 3. Как уже было сказано, тело Христа находится в виде вина не посредством силы таинства, а по действительному сопутствованию, и потому после освящения вина тело Христа присутствует там не само по себе, а сопутствующим образом.