Раздел 8. Является ли истинным тело Христа в чудесно представляемом в этом таинстве образе младенца или плоти?    

С восьмым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что тело Христа в чудесно представляемом в этом таинстве образе младенца или плоти не является истинным. В самом деле, мы уже показали (6), что с прекращением видов этого таинства прекращает быть в этом таинстве и Христос. Но при явлении младенца или плоти виды таинства прекращаются. Следовательно, тело Христа в них не является истинным.

Возражение 2. Далее, где бы ни было тело Христа, оно находится там или в собственном виде, или же в видах таинства. Но очевидно, что в подобного рода явлениях Христос не представлен в Своем собственном виде, поскольку в этом таинстве находится весь Христос, оставаясь всем и в той форме, в которой Он вознесся на небеса, а между тем то, что бывает чудесно явлено в этом таинстве, подчас видится как небольшая частичка плоти, а подчас — как совсем малое дитя. Также понятно, что Он не находится там в священных видах, а именно хлеба и вина. Следовательно, похоже, что тело Христа никоим образом там находиться не может.

Возражение 3. Далее, как мы уже показали (75, 3, 4), тело Христа начинает быть в этом таинстве после освящения и превращения. Но чудесно являемые плоть и кровь не освящаются и не превращаются в истинные тело и кровь Христа. Следовательно, в этих видах не находятся тело и кровь Христа.

Этому противоречит следующее: когда происходит такое явление, ему оказывают такое же почтение, какое оказывалось до этого, чего бы не было, если бы Христос, Которого мы почитаем поклонением «latria», не находился там поистине. Следовательно, когда имеет место такое явление, Христос находится в таинстве.

Отвечаю: когда в этом таинстве созерцают плоть, кровь или младенца, то это может происходить двояко. Иногда это имеет место со стороны созерцающих, глаза которых испытывают такое воздействие, что они внешне как бы видят плоть, кровь или младенца, тогда как в самом таинстве не происходит никаких изменений. Это, похоже, случается тогда, когда один человек видит плоть или младенца, в то время как другие по-прежнему видят хлеб, или когда один и тот же индивид какое-то время видит плоть или младенца, а потом снова хлеб. Однако в этом, в отличие от магического искусства, нет никакого обмана, поскольку такие виды в зрении формируются божественно с целью обозначения некоторой истины, а именно той, что тело Христа поистине находится в этом таинстве (как безо всякого обмана Христос предстал перед учениками, шедшими в Еммаус). Поэтому Августин говорит, что «если притворство обозначает нечто, то тогда оно не ложь, а образ истины». И поскольку в таком случае в таинстве не происходит никаких изменений, то очевидно, что когда имеет место такое явление, Христос в этом таинстве остается.

Иногда же такое явление связано не только с производимым изменением в тех, кто его видит, но и с действительно существующим внешним явлением. Это, как правило, имеет место тогда, когда явление созерцается всеми и не кратковременно, а достаточно долго. Некоторые полагают, что в этом случае речь идет о собственном виде тела Христа, причем неважно, что иногда наблюдается не все тело Христа, а только часть Его плоти, или что оно не предстает в обличье юноши, но — только младенца, поскольку, как будет показано нами ниже, прославленное тело может быть видимо не прославленным взором полностью или частично, в собственном виде или чужом.

Но это кажется неправдоподобным. Во-первых, потому, что тело Христа в приличествующем ему виде может созерцаться только в том месте, в котором оно содержится полностью. Таким образом, коль скоро его созерцают в приличествующем виде и поклоняются ему на небесах, оно не может созерцаться в приличествующем ему виде в этом таинстве. Во-вторых, потому, что прославленное тело, являясь произвольно, произвольно и исчезает; так, мы читаем, что Господь «стал невидим для» учеников (Лк. 24:31). Но то, что в этом таинстве является в подобии плоти, сохраняется достаточно долго; действительно, мы знаем, что подчас его ограждают и по указанию многих епископов сохраняют в дарохранительнице, само помышление о чем, находись там Христос в приличествующем Ему подобии, было бы нечестивым.

Следовательно, нам остается признать, что в то время как размеры сохраняются такими же, как и прежде, происходит чудесное изменение, производимое в других акциденциях, а именно форме, цвете и прочем, в результате чего созерцается плоть, кровь или младенец. И, как уже было сказано, здесь нет никакого обмана, поскольку это делается «с целью обозначения истины», а именно чтобы посредством этого чудесного явления показать, что в этом таинстве поистине присутствуют тело и кровь Христа. Отсюда очевидно, что коль скоро размеры, на которых, как будет разъяснено ниже (77, 2), основываются другие акциденции, сохраняются, поистине сохраняется в этом таинстве и тело Христа.

Ответ на возражение 1. Когда имеет место такое явление, виды таинства иногда остаются во всей полноте как таковые, а иногда — только со стороны того, что в них является главным, о чем уже было сказано.

Ответ на возражение 2. Мы уже говорили о том, что во время подобных явлений видится не собственный образ Христа, а виды, чудесно сформированные или в зрении созерцающих, или, как было показано выше, в самих священных размерах.

Ответ на возражение 3. Размеры освященных вина и хлеба остаются, а чудесное изменение производится в других акциденциях, о чем уже было сказано.