Вопрос 86. О следствии покаяния в связи с прощением смертного греха

Теперь нам предстоит рассмотреть следствие покаяния: во-первых, в связи с прощением смертных грехов; во-вторых, в связи с прощением простительных грехов; в-третьих, в связи с возвращением прощеных грехов; в-четвертых, в связи с восстановлением добродетелей.

Под первым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) все ли смертные грехи устраняются покаянием; 2) могут ли они быть устранены без покаяния; 3) может ли один [грех] быть устранен без [устранения] другого; 4) устраняет ли покаяние вину при сохранении долга; 5) сохраняются ли какие-либо остатки греха; 6) является ли устранение греха следствием покаяния как добродетели или [покаяния] как таинства.

Раздел 1. Устраняет ли покаяние все грехи?

С первым, дело обстоит следующим образом.

Возражение 1. Кажется, что не все грехи устраняются покаянием. Ведь сказал же апостол, что Исав «не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» (Евр. 12:17), каковые слова глосса разъясняет так, что «покаяние не принесло ему ни прощения, ни благословения». И об Антиохе сказано, что этот «нечестивец молил Господа, уже не миловавшего его» (2 Мак. 9:13). Следовательно, похоже, что покаяние устраняет не все грехи.

Возражение 2. Далее, Августин говорит, что «столь велико пятно этого его греха (а именно греха человека, который, обретя познание Бога через благодать Христа, противится братской любви и, вооружившись мечем зависти, восстает против самой благодати), что он уже не способен смиренно молиться, хотя его порочная совесть и принуждает его к признанию и исповеданию своего греха»-. Следовательно, не всякий грех может быть устранен покаянием.

Возражение 3. Далее, Господь говорит: «Кто скажет на Духа Святого, — не простится ему ни в сем веке, ни в будущем!» (Мф.12:32). Следовательно, не всякий грех может быть прощен благодаря покаянию.

Этому противоречат следующие слова Писания: «Все преступления его, какие делал он, не припомнятся ему» (Иез. 18:22).

Отвечаю: неустранимость греха покаянием возможна в двух случаях: во-первых, когда в грехе невозможно раскаяться; во-вторых, когда покаяние не может изгладить грех. В первом случае грехи демонов и погибших людей не могут быть изглажены покаянием постольку, поскольку воля их утвердилась во зле и грех уже не может вызывать у них неприятия со стороны вины, но — только со стороны наказания, от которого они страдают, вследствие чего некоторым образом раскаиваются, но это [их раскаянье] бесплодно, согласно сказанному [в Писании]: «Раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа» (Прем. 5:3). Поэтому такое покаяние не дает надежды на прощение и обусловливает отчаяние. Однако грех странствующего [в нынешней жизни] не может быть таким, поскольку его воля может склоняться как к доброму, так и к злому. Таким образом, утверждение о том, что в нынешней жизни может случиться такой грех, в котором нельзя раскаяться, является заблуждением: во-первых, потому, что оно означает отрицание свободы воли, во-вторых, потому, что оно умаляет силу благодати, посредством которой сердце любого грешника может быть подвигнуто к раскаянию, согласно сказанному [в Писании]: «Сердце царя — в руке Господа, как потоки вод; куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1).

Заблуждаются также и те, которые говорят, что истинное покаяние не может обусловить прощение любого греха. Во-первых, потому, что это противоречит божественному милосердию, а между тем [в Писании] сказано, что Бог «благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив, и сожалеет о бедствии» (Иоиль. 2:13), так что если бы человек пожелал, чтобы был изглажен тот грех, который Бог не желает изгладить, то Бог в некотором смысле был бы преодолен человеком. Во-вторых, потому, что это умаляет силу страстей Христовых, через посредство которых покаяние, как и другие таинства, производит следствие, а между тем [в Писании] сказано, что «Он есть умилостивление за грехи наши (и не только за наши, но и за грехи всего мира)» (1Ин. 2:2).

Поэтому нам надлежит просто утверждать, что в нынешней жизни истинное покаяние может изгладить любой грех.

Ответ на возражение 1. Исав не совершил истинного покаяния, что явствует из его слов: «Приближаются дни плача по отце моем — и я убью Иакова, брата моего!» (Быт 27:41). Не раскаялся поистине и Антиох, поскольку он печалился о своем прошлом грехе не потому, что им он нанес оскорбление Богу, а по причине своей телесной болезни.

Ответ на возражение 2. Эти слова Августина должно понимать так: «Столь велико пятно этого его греха, что он уже не способен смиренно молиться», то есть для него это крайне затруднительно, в каковом смысле мы говорим, что человек не способен исцелиться, когда исцелить его очень трудно. Однако это все же возможно силою благодати Божией, которая иногда выводит людей даже «из глубины морской» (Пс. 67:23).

Ответ на возражение 3. Слово, или хула, на Святого Духа, по мнению Августина, есть окончательная нераскаянность, которая непростительна в целом, поскольку по окончании нынешней жизни грехи не прощаются. Либо же, если под хулой на Святого Духа мы понимаем грех, совершенный по злому умыслу, то это означает или что сама хула на Святого Духа непростительна, то есть ее крайне трудно простить, или что в таком грехе нет ничего, что могло бы послужить основанием для его прощения, или что за такой грех человек подлежит наказанию и в этом мире, и в будущем, что было разъяснено нами во второй части (ИИ-ИИ, 14, 3).